Понятие организационной сферы менеджмента — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Понятие организационной сферы менеджмента

2017-12-21 284
Понятие организационной сферы менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время многие аксиомы и постулаты классической школы менеджмента должны быть забыты. Это касается в первую очередь организа­ционной сферы. Сегодня организационную сферу менеджмента представляют как единое целое специфической среды, механизма, структуры стереотипов ус­тановок и системы показателей оценки результатов деятельности предприятия.

Как специфическая среда организация является условием и фактором деятельности менеджера и состоит из объективной и субъективных сторон. Объективная сторона – есть установление и совершенствование технологи­ческого воздействия коллективного человека на предметы труда в целях создания продуктов труда и духовных благ.

При этом мы исходим из того факта, что если объективные (технико-организационные и экономические) факторы, будучи общими для всех пред­приятий, могут значительно различаться в их эмпирическом выражении (разные отрасли промышленности нуждаются в специалистах с особой подго­товкой), то организационные формы различаются менее значительно. То есть общность объективной стороны организации предприятий объясняется тем, что там работают люди и что они являются работниками. Субъективная сто­рона – целенаправленное создание людьми такого сочетания личных и веще­ственных элементов деятельности, которое было бы наивыгоднейшим в смысле плодотворности, экономичности и безопасности общественного труда. В дан­ном случае имеется в виду приведение в действие всех выработанных страте­гий решений обеспечением их выполнения всем необходимым. Основное со­держание субъективной стороны организационной сферы состоит в подборе соответствующих работников, их расстановке и разделении труда между ними; обучении и инструктаже; в обеспечении требующимися для выполнения работ орудиями производства и материалами; установлении и выполнении эффек­тивной системы стимулов; налаживании трудовой дисциплины и др.

Таким образом, организационная сфера менеджмента выступает как определенный порядок, как форма и метод существования и функциониро­вания деятельности предприятия. Порядок, форма и методы определены задачами, целями организации и обстановкой в ней для людей, а следова­тельно, вызваны причинностью и необходимостью. Организация пронизы­вает собой деятельность предприятия и его структуру как управление и ис­полнение. Исходя из рассуждений об организационной сфере как специфиче­ской социальной среде организацию можно определить как взаиморасположение и взаимосвязь элементов некоторого комплекса (предметная или структурная часть организации), их действия и взаимодействия (функциональная часть), обусловленные единством целей или выполняемых им функций и оп­ределенными обстоятельствами места и времени.4 Данное определение орга­низации (принятое исходя из двух первых значений сноски является исходным в общей теории организации – специальной научной дисциплины.

Организационная сфера менеджмента как механизм рассматривается состоящим из многих частей агрегатом, при помощи которого надлежит выполнить определенные задачи, направленные на достижение макси­мальной эффективности. В этом агрегате доминируют установленные по­рядки: наставления по руководству, органиграммы, обязанности должностных лиц, советы и служебные наставления, уставы и кодексы и т.д. Прав­да, граница между правилами и регламентацией проходит часто плавно, так как те, для чьей работы составляются правила, не всегда идентичны тем, кто составляет правила.

Организация как механизм получает движение «извне» и «сверху», ко­торые часто объединены между собой. И если окружение предприятия ста­бильно, организация приобретает устойчивую культуру связей и отноше­ний внутри предприятия. В нестабильном окружении на передний план выдвигаются более четкие и всеобъемлющие представления о ценностях, гибкие и живые организационные формы, формируются способные к раз­витию, готовые к обучению и преобразованиям кадры.

Организационная сфера менеджмента как механизма представляется нам в виде своеобразного сочетания, органического единства четырех эле­ментов: собственно организационной регламентации процессов общест­венного труда; их материально-технического обеспечения; административ­ного руководства исполнителями; обучения и воспитания в определенных традициях, определенной культуре предприятия.

При рассмотрении мира менеджмента мы выделяли среди основных функций, выполняемых менеджером, организаторскую. Некоторые спе­циалисты по менеджменту считают эту функцию настолько важной, что высказываются за создание на предприятиях специальной службы органи­зации (в СССР на многих предприятиях до 1985 г. были такие службы). Чем сложнее и крупнее предприятие, чем больше объемы и номенклатура продукции, тем потребность в специальных службах или работниках воз­растает. Сегодня существует несколько принципов создания организаци­онных механизмов:

- по видам продукции. Такая организация позволяет менеджерам группировать ресурсы, необходимые для каждого отдельно взятого продукта;

- по территориальному признаку. Организационная служба организует свои подразделения по месту выполнения работ или по месту расположения рынка, на который данная фирма ориентируется. Трудности физического расстояния между производством и рынком можно свести к мини­мум у «создавая» организаторов на месте, на территории;

- на учете потребительского спроса. Организация помогает доступу потребителей к продукции. Чаще это применяется при появлении или вы­явлении крупных категорий потребителей;

- базирующаяся на производственном процессе. Организация подраз­деляется на отделы в соответствии с основными узлами производственного процесса. Этот принцип может быть реализован самым современным спо­собом – формированием гибких подвижных комплексных организационно-стратегических служб на предприятии.

4 Термин «организация» (от позднелатинского organizo – сообщаю стройный вид, устраиваю) обычно по­нимается как упорядочение, налаживание, устройство, приведение в систему чего-либо материального и духовного, т.е. некоторое действие; строение, взаимосвязь, взаимное расположение, соотношение частей целого; некоторое объединение, учреждение, орган.

Организаторские работы и функции менеджера на предприятии делят­ся на формальные и неформальные. Формальные – между организацион­ными ресурсами и определены управляющей системой. Они представлены прежде всего схемой предприятия. Неформальные – характеризуются как комплексы неформальных связей между работниками предприятия в про­цессе совместной деятельности. Они устанавливаются естественным путем и моделируются на основе индивидуальных норм, ценностей, установок и стереотипов. Модели формируются в виде традиций, культуры предпри­ятий, неформальных правил и моральных кодексов и т.п. Социальные ус­тановки на предприятии обусловливают отношения по вертикали и по го­ризонтали, связи с социальным окружением, отношение к технологии и оборудованию, отношение к потребителям, субординацию и т.п. Органи­зация производства и труда с помощью социальных установок носит ха­рактер необязательный, демократичный, опосредованный, при этом охва­тывает весь состав работников предприятия. Установки могут быть идео­логическими, в виде лозунгов и призывов, угроз, обещаний и другие. Их главная роль состоит в том, что они актуализируют потребности индиви­дов, групп людей, помогают осознать их и выбрать путь разрешения про­тиворечий между развитием потребностей и их удовлетворением. То есть установки, малоосознанные сами по себе, запускают интересы людей и групп к предприятию, его продукции, участию в общем деле и т.п. В свою очередь интересы движут поведением, действиями работников. Запустить, поддержать формальную организацию дела. И порой бывает, что без не­формального обеспечения невозможно или очень сложно запустить и поддержать на высоком уровне формальную организацию дела.

Поскольку организационная сфера мира менеджмента охватывает все этапы и процессы производства, начиная с запуска и кончая взаимодействием с потребителями и коррекцией принятых менеджером решений, она должна иметь систему показателей оценки хозяйственной деятельности, стимулиро­вания труда, организационных структур управления и т.п.

На различных предприятиях применяются многочисленные показате­ли. Чаще всего они отражают экономическую сферу деятельности пред­приятия, реже технико-технологическую сторону и совсем редко – социальную в виде показателей условий труда, режима труда и отдыха, обеспе­ченности быта и отдыха, наличия инфраструктуры и т.п.

Многие показатели из наследства Тейлора устарели, но еще используют­ся, хотя не считаются главными, определяющими. Сюда относится произво­дительность труда, рассчитываемая как выработка на одного производствен­ного работника; 1 человеко-час рабочего времени; нормы выработки; различ­ного рода стандарты затрат рабочего времени на единицу продукции; отно­шение оплаченных человеко-часов рабочего времени ко всему отработанному времени; показатели экономии на зарплате, уровня загрузки производствен­ного оборудования, коэффициента его сменности и т.п.

Вместе с ними и вместо них на передовых предприятиях применяется новый ряд показателей, соответствующий новому управленческому мыш­лению: измерение производительности труда всех рабочих и служащих предприятия в натуральных, либо стоимостных показателях (как при оп­ределении объема выпуска, так и при подсчете затрат труда); отдача от всех видов активов компании, включая уровень запасов; объем выпуска продукции в расчете на единицу запасов; уровень использования всех ви­дов производственных ресурсов с учетом их взаимозамещаемости; измере­ния стоимости хорошего и плохого качества продукции (издержки по уст­ранению разного рода дефектов и брака; стоимость инспекций и контроля качества, расходы на гарантийное обслуживание и по возврату продукции потребителями; затраты труда инженеров по качеству); число рационали­заторских предложений в расчете на одного работника, процент их вне­дрения, характеризующий степень привлечения рядовых рабочих и служа­щих к управлению; сокращение сроков запуска нового изделия в производ­ство, исходя из всего жизненного цикла продукции; сочетание единообраз­ного жалования с участием работников в прибыли, получаемой предпри­ятием в целом; групповые формы стимулирования труда; текучесть кадров. Например, премиальный фактор складывается как отношение:


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.