Формы экономического поведения менеджеров — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Формы экономического поведения менеджеров

2017-12-21 244
Формы экономического поведения менеджеров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Это своего рода типология менеджеров по критерию экономического по­ведения. Как и всякая типология личностей типология по экономическому поведению соединяет социально-значимые, существенные, повторяющиеся и характерные признаки. Выше были названы основные формы экономическо­го поведения менеджеров. Эти типы-формы наряду с тем, что представляют особенности функций, выполняемых менеджерами, составляют еще набор оп­ределенных социальных качеств.

Рассмотрим отдельные формы экономического поведения менеджеров.

Коллективность. По отношению к коллективности как форме эконо­мического поведения точки зрения отечественной и зарубежной социоло­гии постепенно сближаются.

Традиция от Э. Дюркгейма и М. Вебера наделяет солидарность призна­ками коллективности через коллективное сознание. Солидарность крепче, если объем коллективного сознания совпадает с объемом индивидуальных сознаний. Тогда нет места для индивидуальных отклонений, коллективное сознание регламентирует всю жизнь индивида без остатка, коллективный авторитет является абсолютным. Нужно отметить, что по Дюркгейму кол­лективное сознание содержательно, целиком и полностью религиозно.

После Хоторнского эксперимента Э. Мэйо более распространенными стали на западе понятия «динамическая группа», «неформальные объедине­ния», «рабочая целевая группа», «комитет». В этих группах стали рассматри­вать не только экономические, но и социальные потребности работников, Учитывать важность поведенческих факторов, предоставляя самим работни­кам думать о производственных проблемах и решать их, удовлетворяя свои потребности более высокого уровня.

Отечественная наука раскрывает коллективность в ином плане, хотя есть и некоторые общие черты с первыми двумя традициями. Грядущая техногенная цивилизация приведет, в конечном счете, к окончательному утверждению коллективистской тенденции. Необходимо снять имеющуюся в представлениях абсолютизацию коллективности и в то же время углубить понимание коллективности как скоординированного действия при реше­нии проблем, которые индивидуально решить невозможно. Развитие кол­лективистской тенденции предполагает изменение в соотношении, харак­тере взаимодействия экономической и социальной сфер жизни. Социаль­ное развитие приобретает приоритет над экономическим, и это становится условием нормального экономического развития. В основе коллективно­сти, ее зрелости лежит развитие производительных сил: при подлинной коллективности они способствуют объединению членов общества, которое должно стать антиподом разделения труда и членов общества.

Главными признаками коллективности являются устойчивая общность основных интересов членов коллектива при приоритете общественных; при­оритет личных связей над функциональными; осознанная идентификация ра­ботников с коллективом; высокая степень самоуправляемости поведения группы; развитая социальность (в развитых капиталистических странах тен­денция социальной приоритетности проявилась прежде всего в том, что на основе технологического прогресса потребовались крупные вложения в ра­ботника как профессионала, и личность. Дорогостоящий, социально защи­щенный, подготовленный с расчетом на перспективу и творчество работник стал условием экономического успеха); равенство возможностей для каждого члена коллектива распоряжаться своими социальными силами, временем, трудом, добровольно отчуждать их от себя, а также присваивать социальные силы других субъектов.

Обычно выделяют три основных формы коллективности:

- конформистскую, когда функционирование коллективности связано с абсолютизацией одной из ведущих форм собственности и недооценкой общего права совладельцев на равное пользование и распоряжение ею;

- формальную, при которой взаимосвязь с собственностью происходит на уровне обыденного сознания, не проявляя для укрепления этой связи ни инициативы, ни ответственности;

- групповую – выпячивание интересов группы в противопоставление их общественным (например, антиэкологическое поведение группы).

Солидарность как форму экономического поведения нужно рассматри­вать важным, необходимым элементом социальной интеграции (солидарность потребителей, учителей, врачей и т.д.). Но она не может быть подменена дру­гими понятиями – интеграцией, сплоченностью, согласием и т.д.

Наставничество проявляется, когда осуществляется индивидуальное или коллективное воздействие на личность, у которой слабо выражена про­фессиональная подготовленность, низкая технико-экономическая культура, моральная незрелость, психологическая неустойчивость, плохая трудовая, технологическая и общественная дисциплина с целью адаптации ее в производственной группе и воспитания. Такое экономическое поведение менеджера может быть по личной инициативе и взаимному согласию с подшефным, по долгу службы и путем закрепления специальным актом. Исследования, про­веденные в США в 60-е гг. социологами С. Симора и М. Дейч и в 70-е гг. в на­шей стране (в том числе автором настоящего курса лекций) выявили много­численные ситуации, в которых обнаружилось наставничество (советы опыт­ных молодым, профессиональное обучение, взятие на поруки и т.п.).

Соревновательность и конкуренция. Соревновательность как общесоци­альное (в том числе экономическое) поведение в процессе своего развития приобретает и сбрасывает свои специфические формы. Сегодня нет единого мнения по поводу того, где пролегает грань между общим – соревновательно­стью – и частным – конкуренцией. Стремление реализовать всю совокупность факторов по воспроизводству деятельности субъектов, их локальные эконо­мические и социальные интересы вызывает подъем жизненной энергии – со­ревнование, причем не только на уровне простого труда, но и на уровне пред­приятия, региона, отрасли. Общие моменты обмена деятельностью в произ­водстве, с одной стороны, характеризуют стремление каждого субъекта улучшить результаты деятельности и обеспечить свое воспроизводство; с дру­гой – происходит обогащение субъектов. Это противоречие в одних условиях разрешается естественным путем (выходом на передовые позиции), в других -путем конфликта, насильственного выравнивания, отторжения слабых, неэф­фективных субъектов. Потребители отнюдь не единственный объект соперни­чества организаций. Конкурентная борьба ведется за овладение трудовыми ресурсами, сырьем, материалами, капиталом и правом использования опре­деленных инноваций. От реакции на конкуренцию зависят многие внутренние факторы организаций – условия труда, оплата, характер отношений в орга­низации и т.п.

Менеджер с помощью соревновательности (конкуренции) независимо от формы социальной организации общества должен добиваться: реализации экономических и социальных интересов субъектов хозяйствования; удовле­творения потребителя (через осуществление права выбора потребителем); ре­гулирования структуры и пропорций производства (обратная связь производ­ства и потребления); стимулирования производства через дифференциацию Дохода на основании результатов деятельности; противодействия монополь­ным тенденциям; выявления потенциальной возможности взаимосвязи субъ­ектов по обмену деятельностью (соблюдение принципа распределения, оценка трудового вклада по результату, инициативы, творчества и т.д.); демократи­зации хозяйственной и общественной жизни.

Инициатива и предприимчивость. Эти качества личности становятся экономическим поведением, когда в условиях нестабильности мира, нали­чия сильной конкуренции, недостатков в собственном производстве, ост-Рой потребности в инновациях, выработки стратегии или концепции орга­низации менеджер либо благодаря своим личным качествам, либо по служебным обязанностям защищает или выдает нетривиальные идеи, решения; Может найти прочное основание для совершенствования, выбрать нужную модель, подвергнуть систематической оценке технологию, в зависимости от ситуации изменить стратегию.

Предпринимательство, бизнес и коммерция. Француз Пенио ввел в обо­рот термин «предприимчивость» означающий предпринимательское эконо­мическое поведение в отношении к делу и сами действия. Предприимчивость требуется на каждом уровне, если организации в целом приходится работать как предпринимателю.

Экономическое поведение, связанное с организацией дела, управлением процессом его осуществления выражается в создании наиболее эффективных условий (ускорение обращения капитала, расширение сферы деятельности, увеличение сбыта готовой продукции, повышение степени общественного признания, снижение степени риска, неоправданных потерь и т.д.). Эту пред­принимательскую функцию могут выполнять и наемные профессиональные менеджеры, но в общем случае личная материальная и моральная заинтересо­ванность предпринимателя в выполнении этой функции ценится дороже про­фессионализма наемного работника.

Исполнение предпринимательской идеи может базироваться на непо­средственном исполнительском труде самого предпринимателя (если ре­зультаты этого труда уникальны или предпринимательство осуществляется в небольших размерах) или труде наемных работников (если предприятие велико или исполнение дела требует профессиональных знаний, способно­стей и других условий, которыми сам предприниматель не обладает).

О становлении «духа предпринимательства» интересны «уроки» Макса Вебера в «Протестантской этике»:

- развитие экономического производства – одно из условий духа, а демократизация всей общественной жизни – необходимое условие;

- капитализм и предпринимательство – не чисто европейские явления. Закономерным процессом, который стоит за ними и обеспечивает необходимый характер общественного процесса, является рационализация всех сторон жизни людей. Т. е. протестантизм не единственный источник предпринимательской культуры. Меркантильная склонность европейского духа проявляется в США. Японии и других странах;

- скандинавские, южноевропейские и восточноевропейские страны предпочитают иные приоритеты – гармонию социальных связей, родство и соседство, качество жизни, непрерывность традиций и т.д.;

- фактором, оказывающим решающее воздействие на становление и укрепление духа предпринимательства является наличие или отсутствие соответствующих тенденций в культурах народов, переходящих к рыночной экономике:

Предпринимательство, с точки зрения концепции, не ограничивается бизнесом, а распространяет свое поведение на сферы, в которых бизнес не приемлем, либо запрещен законодательно (армия, полиция, милиция, суды, общеобразовательные учреждения и т.п.).

Зачастую такие характеристики, как личный риск, реакция на финансо­вые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. все то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствует о возможности того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится боль­ше. Многие предприниматели просто не имеют способностей или склонности эффективно выполнять, управленческие функции такие, как планирование, организация, мотивация, контроль. Большинство предпринимателей не яв­ляются эффективными менеджерами, а их предприятия нередко терпят крах, не выдерживая долговременного бизнеса.

По результатам проведенного В. М. Шепелем в 1991 г. контент-анализа высказываний в прессе зарубежных предпринимателей об их российских кол­легах, сформулированы основные недостатки деятельности отечественных предпринимателей и советы пожелания им (см. Шепель В.М. Настольная кни­га бизнесмена и менеджера. – М.: Финансы и статистика, 1992):

1) бизнес делается на экономико-этической основе. Недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства и коммерции. Деловой риск не имеет ничего общего с риском переступать закон. Порядочность – визитная карточка предпринимателя;

2) незнание трех «золотых правил» предпринимательства – причина многих неудач российских предпринимателей: рекламируя себя, не порочь своих соперников; потребитель – король; умей выбирать партнера, не жги мостов общения с ним;

3) главный показатель эффективного предпринимательства – практические результаты: получение прибыли, профессиональное удовлетворение, утверждение положительной репутации в обществе, среди партнеров, создание денежного фонда прочности фирмы;

4) морально-психологическая неподготовленность предпринима­телей проявляется в их неуемном стремлении к сиюминутным успехам, в патологическом отношении к деньгам, недопонимании важности использования дохода на укрепление фирмы, для повышения ее конкурентоспособности;

5) мизерный объем маркетинговой информации. Неэффективная реклама. Не владение методами сбора информации о потребительском и покупательском спросе;

6) неразвитая технология деловых отношений. Незнание техники переговорных отношений. Несоблюдение делового протокола, этики коммерческого поведения. Слабая ориентация в особенностях национальной и региональной психологии партнеров;

 

7) языковые и терминологические трудности. Незнание иностранных языков. Отсутствие базовых понятий в области бизнеса, менеджмента, маркетинга, коммерции, банковского дела. Трудности в оформлении документации;

8) несовременное мировоззрение, закомплексованность мыш­ления, упрощенная деловая мотивация, бедность на нестандартные подходы при решении хозяйственных, коммерческих и управленческих задач.

Формы экономического поведения – предпринимательство, бизнес и коммерция тесно связаны между собой. Об их месте и роли в обществе споры до сих пор не прекращаются. И если предпринимательство оценено более или менее подробно как на концептуальном, так и на практическом уровне, то с двумя другими формами дело обстоит сложнее. Дискуссия о роли бизнеса в обществе была открыта в начале XX в. известным милли­ардером Эндрю Карнеги в книге «Евангелие процветания»; затем много­кратно подстегивалась великой депрессией в 30-х гг., второй мировой вой­ной, событиями 60-70-х гг. (потеплением международных отношений).

Мы уже в первой теме при определении категориального аппарата при­водили одну из ведущих точек зрения Милтона Фридмена на понимание биз­неса. Во многом с этой точкой зрения можно согласиться, в том числе и с до­полнением к определению о том, что бизнес и социальная ответственность практически не пересекаются. Похожая ситуация и с понятием экономическо­го поведения «коммерция», которое связывает главным образом с торговыми отношениями – от торгово-промышленной до купеческой деятельности.

Если условно показать связи между этими тремя формами экономиче­ского поведения схемой, то можно обнаружить аналогии и в прошлом и в современном производстве в России.

Благотворительность, спонсорство, шефство. Это особые формы эко­номического поведения отдельных лиц, трудовых групп и организаций, опо­средованно связывающие экономические процессы с социальным окружени­ем. Они мало исследованы, хотя и имеют довольно основательную отечест­венную и зарубежные традиции.

Чаще всего под благотворительностью понимаются пожертвования ча­стных лиц или организаций, имеющих высокие прибыли, в пользу нуждаю­щихся или для поддержки общественных начинаний. Подобная концепция капиталистической благотворительности была сформулирована в 1900 г. тем же Эндрю Карнеги. В книге П. А. Бурышкина «Москва купечества» (М., 1990. – С. 104-105) показана русская традиция благотворительности, коллекционер­ства, поддержки культурных начинаний. Существовали и существуют благо­творительные фонды, преследующие цели оказания помощи нуждающимся и осуществляющие свою деятельность на пожертвование. Эти фонды в боль­шинстве развитых стран организуются и функционируют как общественные организации. Нельзя не отметить, что благотворительность и в России, и за рубежом далеко не бескорыстна. Всплеск благотворительности обычно при­ходится на периоды усиления финансового контроля за доходами. Частные лица и организации, выделяя средства на благотворительность и освобожда­ясь государством от налогов, укрывают большую часть доходов от налогов.

Спонсоры субсидируют различного рода социальные мероприятия, про­граммы, соревнования в своих собственных интересах (реклама деятельности фирмы, выпускаемой ею продукции, полезных для фирмы людей и т.д.), ис­пользуют финансовую, устроительную, организаторскую, предприниматель­скую или материальную поддержку чего-либо или кого-либо в качестве спо­соба сложения капитала.

Наиболее бескорыстной формой экономического поведения в нашей стране до 90-х гг. была шефская помощь организаций учебным, медицинским, спортивным, культурным и другим заведениям. Она включала все виды по­мощи – материальную, финансовую, организаторскую, идеологическую. Не­редки были случаи оказания шефской помощи под давлением власти и пар­тийного аппарата. Тем не менее ремонт зданий, бесплатные кружки, секции, занятия, лечение, отдых, развлечения, культурные мероприятия и учреждения обеспечивались не в ущерб работникам организаций.

Выделение форм-типов экономического поведения менеджеров и на­полнение их определенными качествами помогает формированию моделей и стилей поведения.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.