Законы и категории менеджмента — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Законы и категории менеджмента

2017-12-21 282
Законы и категории менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все мало-мальски значимые книги по менеджменту представляют его самостоятельной наукой, но нигде не аргументируют это утверждение, не обозначают основных признаков науки. И если предмет, задачи, проблемы менеджмента, еще в какой-то мере в них раскрываются, то метод, понятий­ный аппарат и закономерности остаются белым пятном. Восполнить этот пробел затрудняют все те же многоаспектность, методологическая неодно­значность и междисциплинарный характер науки. С одной стороны, это объясняет факт заимствования менеджментом законов и категорий из дру­гих дисциплин, с другой, – междисциплинарность определяет специфику законов и категорий менеджмента, которые заключаются в следующем:

- в отличие от других общественных законов они характеризуют функционирование и развитие особого слоя людей в обществе;

- реализуются только через деятельность особой группы людей, научное познание которой немыслимо без учета связи объективного и субъективного. Действие этих законов объективно, т.к. источниками и движущими силами действий людей являются их потребности и интересы;

- по форме проявления законы менеджмента выступают как законы- тенденции;

- законы менеджмента обычно имеют короткий срок своего существования;

- категории менеджмента в основном производные от экономических, социологических и психологических категорий.

Законов менеджмента много. Поэтому важнее не перечислять их, а клас­сифицировать по одному из критериев. Рассмотрим для примера два критерия. По критерию специфики систем, отражаемых законами менеджмента, можно выделить три группы законов:

- законы, действующие на уровне организаций (функционирования рабочих групп; распределения функций, ответственности, иерархии подчиненности, полномочий и т.д.);

- законы, действующие на уровне социальных институтов и социальной структуры общества (классовая, слоевая принадлежность, статус в обществе, форме проявления экономического поведения, культура и т.д.);

- законы, действующие на уровне психологии личности.

По критерию дисциплинарного происхождения законов можно вы­делить пять базовых научных дисциплин, которые являются основанием законов менеджмента: техника, экономика, социология, социальная психо­логия и психология.

Практика чтения курса «Основы менеджмента» показывает, что если в самом начале курса вместе с предметом не определить значение основных категорий, то в дальнейшем на эту неопределенность постоянно наталки­ваемся и приходится многое объяснять заново. Выделим основной поня­тийный аппарат.

Организация (от позднелатинского organizo – сообщаю стройный вид, устраиваю) обычно понимается как: 1) упорядочение, налаживание, устрой­ство, приведение в систему чего-либо материального или духовного, т.е. не­которое действие; 2) строение, взаимосвязь, взаимное расположение, соотно­шение частей какого-либо целого; 3) некоторое объединение, учреждение, ор­ган, созданное для реализации какой-либо цели. При изучении курса «Основы менеджмента» категория «организация» употребляется во всех трех значени­ях. Первые два характеризуют ее как определенный порядок, притом в функ­циональном и в структурном (или предметном) смысле.

Социальное управление воздействие на общественные явления и про­цессы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совер­шенствования и развития. Труд, материальное и духовное производство, рас­пределение и потребление невозможны без определенной организации, по­рядка, разделения труда, установления места и функции человека в группе, планирование, мотивация, контроль, осуществляемых с помощью управле­ния. Социальное управление охватывает все сферы общественной жизни.

Руководство это форма управления, проявляющаяся в организации взаимоотношений между звеньями «руководитель – подчиненный» и осно­вывающаяся на воздействии как на группы работающих, так и на отдель­ных должностных лиц. Субъектом этого взаимодействия выступает руко­водитель-единоначальник, полностью отвечающий перед звеньями выше­стоящего уровня управления за деятельность вверенной ему системы.

Администратор руководитель, действующий на основе правовластных отношений владения, пользования и распоряжения применительно к объекту управления в целом.

Предпринимательство форма экономического поведения, связанная с развитием новой идеи, нового предприятия, новой продукции или нового ви­да услуг, предлагаемых обществу. Термин «предприниматель» (как субъект этого экономического поведения) был введен французским экономистом Ри­шаром Кантеллоном, жившим в начале XVIII в. И с тех пор это слово имеет современный смысл. Сотни тысяч людей, которые каждый год начинают но­вый бизнес, относятся к слою предпринимателей.

Бизнес форма экономического поведения, «направленного на увеличе­ние прибыли при условии, что он (бизнесмен – В.Г.) придерживается правил игры... (и) участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошен­ничеству и обману». Это определение представляет сегодня одну из ведущих точек зрения на бизнес и принадлежит лауреату Нобелевской премии Милтону Фридмену. Наверное, с ним можно согласиться.

Коммерция форма экономического поведения, связанная с торгово-промышленной деятельностью, предпринимательством в хозяйственной сфе­ре. В некоторых источниках коммерция отождествляется с купеческой дея­тельностью, то есть она связывает субъектов главным образом через торговые отношения.

Служебная функция категория заимствована из социологии. Она озна­чает обязанность, которую в организации необходимо выполнить для ее успешного функционирования и реализации цели. Служебные функции могут быть формальными и неформальными, существующими как дополнение.

Мотивация это процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков; часто представляет собой сложный акт, требую­щий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решения. На мотива­цию влияют потребности и интересы, установки и идеалы, влечения и эмоции. Бихевиористы обычно понимают под мотивацией любые стимулы – внешние и внутренние, способные вызвать или активизировать поведение.

Контроль элемент управления, связанный с процессами сравнения фак­тически полученного результата с заданной целью. Образцами следования или ограничения являются технологические стандарты, системы ценностей, правовые и моральные нормы, административные предписания, решения, обычаи, привычки и т.п.

Социальный статус социальное положение (позиция) индивиды или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфиче­ских для данной системы (экономических, профессиональных, этнических, культурных и т.д.). Люди с одинаковым социальным статусом составляют со­циальный тип личности.

Стратегия набор правил для принятия решения, которыми организа­ция руководствуется в своей деятельности (качественно – ориентир, количест­венно – задание). Иногда стратегию называют организационной концепцией.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.