Предмет менеджмента. Область знания — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Предмет менеджмента. Область знания

2017-12-21 228
Предмет менеджмента. Область знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтобы определить собственный специфический предмет менеджмента, в нем необходимо выделить особенные признаки, отличающие его от рядоположенных дисциплин, названных ранее. Такими особенными чертами являются:

- организационный характер поведения и соединения его с экономическим;

- сочетание управленческих функций с исполнительскими;

- сочетание выполнения стандартных функций с абсолютно уникальными при конкретности каждого события;

- выполнение многообразных дел, подчиняющихся разным законам и по-разному реагирующих на внешние факторы;

- менеджеры – это категория людей, занятых менеджментом. Они составляют особый социальный слой общества, являются довольно влиятельной экономической и общественно-политической силой.

Исходя из этих особенностей, можно сделать предварительный вывод о предмете менеджмента – это деятельность по организации и управлению людьми и производством в самых разнообразных предприятиях и учреж­дениях. Эта деятельность превратилась в профессию, в вид поведения на производстве. Область знания превратилась в самостоятельную научную дисциплину.

Для окончательного выделения предмета менеджмента сравним его с близкими понятиями – управлением, предпринимательством и бизнесом.

Отличие менеджмента от управления существуют и в трактовке, и в при­менении этих понятий. Американцы в управлении различают администриро­вание – обезличенную систему управления и менеджмент – профессиональное управление, осознающее, что оно представляет особую профессию (а не про­сто инженерную или экономическую), особый социальный слой. При этом менеджер обязательно занимает постоянную должность, но у него не обяза­тельно есть подчиненные.

Менеджмент отличается от бизнеса. Бизнес – это тоже деятельность, форма экономического поведения, направленная на получение прибыли пу­тем создания и реализации определенной продукции или услуг. Управление бизнесом – это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Менеджмент отличается от предпринимательства тем, что менеджмент боль­ше тяготеет к бюрократическому стилю руководства. Предпринимательство – более частный случай бизнеса, экономическое поведение, вид деятельности чаще связанный с личностью человека – предпринимателем, осуществляющим бизнес, затевающим новое предприятие, реализующим некоторые нововведе­ния, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на се­бя личный риск.

Исходя из предмета менеджмента, сущность этого социального феномена можно определить как экономико-организационное поведение по управле­нию процессами в организациях. Содержанием менеджмента является выпол­нение основных принципов управления, функций по должности, неформаль­ных функций для более эффективной реализации, а также отдельных, уни­кальных заданий и поручений, важных для организации (связь с населением, реклама организации, маркетинг, подбор кадров и т.д.). Содержанием ме­неджмента также часто становятся такие формы организационно-экономи­ческого поведения, как бизнес, предпринимательство, маркетинг, коммерция, спонсорство, благотворительность.

Итак, менеджмент – это социальный институт, организационно-эконо­мическое поведение специфическая деятельность, своеобразное искусство и научная дисциплина.

Определить область знания, в рамках которого рассматривается теория и практика менеджмента, достаточно сложно. Сложность связана в большей мере с многоаспектностью феномена. В пределах общей теории управления лежат теоретические основы организационно-управленческой деятельности менеджера; специальные социологические теории – социология экономики, социология организаций и социология труда рассматривают содержание дея­тельности менеджера как экономико-организационное поведение; социально-психологическая область знания включает процессы отношений менеджера в трудовых группах внутри организации и с социальным окружением; область психологии управления обеспечивает менеджмент приемами влияния на ок­ружающих; область этики дает примеры и правила общения людей в служебное время и т.д. То есть менеджмент – область знания на стыке многих дисци­плин, выработавшая свои принципы, методы, законы и категории, имеющая свои специфические задачи и область проблем.

Объектами менеджмента могут быть любые организации (предприя­тия, учреждения, подразделения армии, государственные органы, больни­цы и т.д.). Субъекты менеджмента – люди, выполняющие по должности функции и задачи менеджера.

Метод менеджмента

Учитывая междисциплинарный характер области знания и многоас­пектность теории менеджмента, а также вполне определенный объект и субъект исследования, предлагаем сложную трехуровневую субординиро­ванную систему метода менеджмента.

I. Уровень всеобщего – материалистическая диалектика как логика и теория познания (диалектические законы развития природы, общества и сознания, общего и особенного, восхождение от абстрактного к конкретному); междисциплинарные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, коррекция и т.д.

Рис.1.

II. Уровень особенного – общесоциологическая теория общества и его отношений – определяет место менеджмента в социальной структуре общества, структуре областей знания, структуре об­щественных отношений, менеджер – определенный тип личности и т.д.

III. Уровень единичного – частно-социальные и прикладные исследо­вания содержания и форм проявления менеджмента как искусства, как ор­ганизационно-экономического поведения, а также развития самой теории менеджмента.

Все три уровня метода тесно между собой связаны, охватывают все процессы в менеджменте.

Приведем вполне реальный, часто встречающийся и наглядный при­мер: необходимо изучить поведение менеджера в условиях жесткой конку­ренции. Для этого нужно четко определить социально-экономический и политический строй общества, общие и специфические социальные усло­вия конкурентной борьбы; установить понятийный аппарат; выявить кон­кретные действия и способности менеджеров; скоррелировать их с соци­альной обстановкой; выбрать методы прикладных исследований; разрабо­тать инструмент, собрать и обработать информацию и т.д. Привлекаются все три уровня обобщения метода.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.