Организация, как социально-экономическая система — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация, как социально-экономическая система

2017-12-21 670
Организация, как социально-экономическая система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация, как социально-экономическая система

  1. Понятие организации
  2. Характерные черты организации как СЭС
  3. Внешняя среда организации
  4. Классификация организаций (самостоятельно)

Семнадцати модульная программа, модуль номер 2, 1999-2000, внешняя среда организаций

Лялин, теория и искусство менеджмента, 2009

Лялин и Румянцева

 

Понятие организации "многозначно":

  1. Это какое-либо предприятие, фирма и тп (юр.лицо)
  2. Группа людей, сознательно объединившаяся для достижения общих целей (речь пойдет об организациях, которые что-либо производят или оказывают услуги) - организация выступает как СЭС.
  3. Это функция управления, которая предполагает упорядочение деятельности, звеньев производства и управления.
  4. Это атрибут любой фирмы, любого предприятия по уровню организации мы можем сравнивать эти фирмы между собой.

 

Признаки организации как СЭС.

Главное свойство системы - целостность.

СЭС - это система, процессы в которой осуществляются благодаря сознательной, согласованной деятельности людей.

 

Признаки:

  1. Главный элемент системы СЭС - человек
  2. Основа существования СЭС - совместная деятельность людей
  3. Каждая система имеет свою миссию и цели. Миссия - основное предназначение организации; основная причина существования организаций; главная задача, стоящая перед организацией. Миссии разных организаций разного профиля найти и проследить еще одно значение Цель - это конечный результат, к которому стремится организация в обозримом будущем (в определенные сроки).

Требования к цели:

  • Реальность/достижимость/возможность)
  • Конкретность
  • Измеримость
  • "Срочность"
  • Взаимосвязанность целей
  • Непротиворечивость целей

 

Цель любой организации - удовлетворение общественных потребностей в определенном виде товаров и услуг (с выгодой для себя).

 

Критерии успешной организации.

 

4. Для достижения миссий и целей каждая организация должна располагать ресурсами: финансовыми, материальными, технико-технологическими, интеллектуальными ресурсами, информационными ресурсами.

5. Враждой организации существует разделение труда. Бывает вертикальным (по уровням) и горизонтальным (по видам работы).

6. Каждая организация осуществляет свою деятельность на определенной территории в определенных масштабах и границах.

7. Организация выступает открытой системой и функционирует взаимодействуя с внешней средой.

8. Необходимым условием существования организации, как СЭС выступает управление.

Внешняя среда организаций.

Это совокупность факторов, которые оказывают влияние на организацию извне. Среда прямого (кто воздействует?) и косвенного (какие факторы воздействуют?) воздействия.

Прямое воздействие: конкурент, потребитель, государство, поставщик, общественные организации

Косвенного воздействия: рыночный фактор, социальные факторы (демографические, уровень образования, движения в защиту прав потребителя, традиции и тп), политические факторы, международные факторы, внутренние факторы (природно-географические, климатические, экологические), экономический (уровень жизни, з/п), научно-технический прогресс и скорость его развития, правовые факторы.

Принципы построения организации как СЭС.

  1. Принцип системности. Любая СЭС - это система, состоящая из двух подсистем, взаимосвязанных между собой (управляющая и управляемая).
  2. Принцип обратной связи. Чтобы знать, как исполняются решения.
  3. Принцип иерархичности (принцип матрешки: каждая СЭС более низкого порядка является подсистемой СЭС более высокого порядка.)
  4. Принцип необходимого разнообразия. Управлять сложной системой с помощью простых средств невозможно, поэтому система управления должна соответствовать управляемому объекту.

 

Е годы.

Предприятие стало рассматривается, как открытая система. Пришли к выводу о том, что успех организации лежит не внутри, а вне ее. Использование системного подхода для решения проблем управления.

 

Е годы - настоящее время.

Теория стратегий, ситуационный подход.

 

Е годы

Мощным инструментом управления была признана организационная культура.

 

Е годы

Шел поиск форм управления, адекватных материально-технической базе производства.

Новый импульс для своего развития получили проблемы лидерства и мотивации.

Усиление демократизации управления. Появление теории Z (успех компании стоит на трех китах): забота о потребителях, постоянные нововведения, партисипативное управление. Человек - соучастник принятия решений.

Усиленное внимание к этическим проблемам бизнеса (этика трудовых отношений внутри компании и этические проблемы взаимоотношений между компаниями).

Усиление международного характера управления. (Связана с глобализацией и созданием транс-национальных компаний)

 

 

Функции управления.

  1. Понятие и значение
  2. Классификация функций и их характеристика
  3. Единство и взаимосвязь функций управления
  4. Развитие функций управления под влиянием факторов внешней среды

Функции - это специфические виды управленческой деятельности, обособившиеся в процессе разделения общественного, а затем и управленческого труда.

Функции - это совокупность работ и операций объективно необходимых для управления организацией. Эти работы и операции объединены целевой направленностью, однородностью содержания, относительной самостоятельностью, однотипностью методов выполнения. (Это признаки функций управления)

 

Роль.

  1. Это основная категория в науке и практике менеджмента. Так как в них раскрывается содержание процесса управления.
  2. Функции управления служат основой построения организационных структур управления. !!!
  3. Вся кадровая работа в управлении осуществляется по функциональному признаку.
  4. Все техническое и информационное обеспечение процесса управления также строится по функциональному признаку.

Следует различать понятия функции управления и функции субъектов управления?!

 

Классификация функций.

Среди множества признаков классификации функций управления наибольшее распространение получила классификация по целям управления. По этому признаку различают:

  • Общие (основные) функции
  • Конкретные (специфические, частные) функции

Общие функции.

К ним относятся:

  • Планирование. Это проектирование будущего результата в условиях ограничений по времени и ресурсам.
  • Организация. Это упорядочение деятельности, звеньев управления и звеньев, занимающихся основной деятельностью. Построение структуры управления и структуры производства; определение целей, задач, функций, прав и ответственности каждого звена; определение процедуры их деятельности.
  • Координация. Это согласование деятельности звеньев управлений и звеньев производства по срокам и промежуточным результатам.
  • Мотивация (стимулирование, активизация). Это побуждение людей к эффективной деятельности по достижению целей организации.
  • Контроль. Подведение итогов выполнен ли объем запланированных работ.

У мотивации два вида рычагов (внутренний и внешний): мотив и стимул.

 

Общими этими функции называются потому, что в них раскрывается содержание управленческой деятельности, и они присутствуют в управлении любой организацией на любом ее уровне, в любом управленческом звене, в труде любого руководителя, в управлении любым объектом (персонал, технологии производства и тп).

Конкурентными функции называются потому, что из состав и содержание определяются специфическими условиями деятельности организаций. К ним относятся, например, управление реализации продуктов или услуг; оперативное управление производством; управление персоналом; управление материально-техническим обеспечением и тд.

 

Требования к ОСУ.

  1. Каждая ОСУ должна быть простой, то есть каждая ОСУ должна иметь минимум необходимых степеней и звеньев управления.
  2. Каждое звено должно иметь минимум входов и выходов информации.
  3. ОСУ должна обеспечивать кратчайшую связь между субъектом и объектом управления.
  4. ОСУ должна способствовать оперативному управлению.
  5. ОСУ должна четко фиксировать цели, задачи, функции, права и ответственность каждого звена. (В соответствующих регламентах)
  6. Гибкость и адаптивность

И т.д.

 

Генезис ОСУ.

1. Линейная (Патриархальная/Военная) структура. У каждого подчиненного только один руководитель, к которому он обращается и который решает все вопросы. Характерная черта: в этой структуре линейный руководитель оказывает прямое, непосредственное воздействие на подчиненных по всему кругу управленческих проблем. Существует линейный руководитель высшего уровня.

Плюсы:

· Четкость и простота связей между руководителем и подчиненным

· Соблюдается принцип единоначалия, единства распорядительство и единства ответственности й

Минусы:

· Руководитель должен обладать большим объемом разносторонних знаний по управлению.

· В случае, если решение не может быть принято внизу (на нижнем уровне управления), или какое-то решение принимается на верхнем уровне, то оно последовательно проходит все уровни управления, и при этом информация может исказиться.

· Структура негибкая.

 

2. Функциональная ОСУ. Каждый из звеньев имеет право прямого воздействия на подчиненных. Характерная черта: в помощь линейному руководителю создаются функциональные звенья, отвечающие за выполнение какого-либо вида управленческой работы. Функциональные звенья имеют право прямого воздействия на подчиненных по закрепленному за ним направлением. Право прямого воздействия остается и за линейным руководителем.

Плюсы:

· Руководитель "разгружается"

· Управленческие решения становятся более качественными (эффект функциональный специализации - то есть разделения труда)

· Больше ценит функциональных специалистов

· Структура более гибкая, чем линейная

Минусы:

· Возможность получения противоречивых указаний различными подчиненными.

· Возникает проблема приоритетов в выполнении заданий.

· Чем больше число функциональных звеньев, тем больше их решения становятся мелкими, ведомственными.

· У руководителя увеличивается объем работы по координации деятельность функциональных звеньев.

3. Линейно-функциональные ОСУ. Линейно-штабная, линейно-функциональная.

 

Линейно-штабная. Характерная черта: В помощь линейному руководителю создаются штабы, которые готовят разные режимы.

Плюсы:

· У руководителя есть помощники

· Исключается возможность получения противоречивых показаний подчиненными, так как штабы при руководителе.

· Вся информация от исполнителей к штабам и наоборот идет через линейного руководителя

· Все остальные плюсы от линейной и функциональной

Минусы:

· Руководитель перегружен информационными потоками

· Руководитель "фильтрует" информацию. Оттого, насколько он делится информацией, насколько он правильно ставит задачи зависит эффективность решения.

Линейно-функциональная. Характерные черты: связь между руководителем организации и исполнителями прямая (руководитель оказывает прямое и непосредственное воздействие на подчиненных по всем вопросам). Функциональные звенья готовят для него варианты решений. Связь между ФЗ и исполнителями носит рекомендательный характер или характер методической помощи.

 

4. Гибкие или программно-целевые (матричные) структуры. Внутри ФЗ руководители проектов (продуктов). Эти структуры появились где-то в середине 70х. Характерны черта: на линейно-функциональные связи накладывается новый вид связей - горизонтальные, связи координации

Плюсы:

· Оперативно и качественно достигается цели

· Более полно используется потенциал функциональных специалистов

Минусы:

· Двойственность подчинения

· Необходима четкая регламентация деятельности прав и ответственности руководителя проекта, руководителя функционального звена и функционального специалиста

5. Дивизиональные структуры. В условиях, когда увеличиваются объемы производства, расширяются его масштабы и география, увеличивается число потребителей, крупные фирмы начинают применять новый тип ОСУ - дивизиональную. Она бывает трех видов: продуктовая, ориентированная на потребителя, региональная.

Президент компании, 5 функций: финансы, кадры, маркетинг и стратегическое развитие, поиск поставщиков ресурсов, НИОКР. Дивизион создается по потребителю, по продукту или по региону.

По продукту ➡ службы: инженерная, производство, экономическая служба и сбыт

В регионе еще отдел кадров

 

Плюсы:

· Эта структура позволяет крупной фирме уделить внимание каждому продукту (потребителю/региону) столько внимания, сколько ему уделяет небольшая фирма, выпускающая 1-2 вида продукта (работающая на 1 регион/потребителя).

· Ведется четкий учет издержек, прибыли, соблюдаются графики отгрузки продукции

· Улучшается координация работ по каждому продукту/региону/потребителю.

· Эта структура помогает крупной фирме выжить в рыночных условиях

Минусы:

· Увеличиваются расходы на содержание аппарата управления

В бригадной структуре отсутствует жесткое закрепление статуса. Каждый из сотрудников в определенный период времени может быть простым исполнителем, входящим в бригаду, а затем сам может стать руководителем другой бригады.

 

Проблемы:

1. Должен ли быть постоянный персонал

2. Следует ли увольнять их после завершения бригады работы

3. За счет каких средств содержать таких работников

Перевернутая пирамида полностью отвечает основной миссии управления - создание всех условий для осуществления основной деятельности организации, что и призван делать главный руководитель. Он не вмешивается в работу специалистов-профессионалов.

 

Мотивация.

Рычагами мотивации выступают мотивы и стимулы. Мотив - это внутренняя побудительная причина к действию, стимул - внешняя побудительная причина. В основе мотивации лежат потребности человека. Потребность - нужда в чем-либо.

Можно выделить следующие группы потребностей:

  • Биологические
  • Социальные (в общении, в уважении, в признании)
  • Духовные
  • Потребность в организации своего жизненного и рабочего пространства

Западные специалисты выделяют две группы теории мотивации (школа социальных систем):

  1. Содержательные теории мотивации. Исследуют потребности, которые движут людьми и заставляют их действовать вполне определенным образом. Иерархия (пирамида) Маслоу, теория ERG Лейтана Альдерфера, теория трех приобретенных потребностей Макклелланда, двухфакторная теория мотивации Герцберга.
  2. Процессуальное теории мотивации. Исследуют как ведут себя люди в зависимости от из познания и восприятия (поведенческие аспекты). Теория целеполагания, теория Х и Y Дугласа МакГрегора, теория ожидания Виктора Врума, теория справедливости, комплексная теория мотивации Портера-Лоулера.

Маслоу.

 

ERG: потребность в существовании, в связи, в росте.

 

Теория Макклелланда: в причастности, в успехе (достижимости), во власти.

 

Теория Герцберга.

 

Теория Целеполагания. Основывается на том, что участие каждого человека в процессе постановки целей мотивирует его на более оперативное и качественное достижение этой цели.

 

Теория Х.

  • Люди не любят трудится и по возможности стремятся избегать любой работы
  • Люди стремятся избегать какой-либо ответственности
  • Управлять такими людьми следует используя угрозу, страх, принуждение

Теория Y.

  • Люди стремятся к труду, для них труд такая же жизненноважная потребность, как потребность в сне, отдыхе и тп
  • Люди хотят брать на себя ответственность, стремятся к ней
  • Они считают, что из творческий потенциал используется не полностью
  • Управлять такими людьми следует используя демократичный подход, следует как можно чаще привлекать их к процессу решения, делать их "соучастниками" процесса управления.

Теория справедливости.

Каждый человек индивидуально оценивает затравленные усилия с полученными вознаграждениями, а затем соотносит их с аналогичными понятиями другого человека.

 

Процесс управления.

  1. Понятие процесса управления
  2. Характеристики процесса управления
  3. Содержание процесса управления
  4. Типы процесса управления (схемы)
  5. Пути совершенствования процесса управления

Управление - являясь специфическим видом человеческой деятельности, обладает следующими чертами:

  • Предмет управленческого труда - информация о деятельности отдельных работников и организации в целом
  • Объект управленческого труда - люди
  • Средства управленческого труда - средства организационно-вычислительной техники
  • Цель управленческого труда - осуществление управленческого воздействия (для достижения целей организации)
  • Продукт (результат) управленческого труда - это управленческое воздействие, активизируеющее работников на достижение общих целей
  • Труд
    1. Это преимущественно умственный труд
    2. Косвенно-производительный труд
    3. Труд с большим содержанием творческих операций
    4. Работа с людьми
    5. Многообразие и сложность решаемых задач

Воздействие в процессе управления можно разделить на две большие группы: постоянное и переменное. К постоянному (условному) относится, например, действующая структура управления, должностные инструкции, действующий официальный статус работника. Более активной формой управленческого воздействия выступает переменное воздействие.

Процесс управления - это совокупность действий управленческих работников во главе с руководителем, по выработке управленческого воздействия, осуществляемых в определенной последовательности на информационной основе, с помощью определенных методов и технических средств управления.

 

Этапы процесса управления.

  1. Цель. Связан со стадиями: 1, 2, 3
  2. Ситуация. Связан со стадиями: 1, 2, 3
  3. Проблема. Связан со стадиями: 2, 3, 4
  4. Решение. Связан со стадиями: 3, 4, 5

Стадии

  1. Целеполагание
  2. Информационная работа
  3. Аналитическая работа
  4. Выбор варианта действий
  5. Организационно-практическая работа

Ситуация - это состояние организации, оцениваемое относительно цели ее функционирования.

Проблема - это противоречие между целью и ситуацией, предполагающая, как правило, альтернативные пути решения.

Решение - это выбор пути преодоления проблемы.

 

Содержание процесса управления.

Содержание процесса управления раскрывается в совокупности этапов и стадий. В зависимости от целей, можно выделить:

  1. Методологическое содержание процесса управления (цель ➡ ситуация ➡ проблема ➡ решение)
  2. Функциональное содержание процесса управления (планирование, организация, мотивация, контроль, координация)
  3. Информационное содержание процесса управления (поиск информации ➡ комплектование информации ➡ обработка информации ➡ передача информации)

 

14.05

Можно выделить три этапа в процессе решения:

  1. Подготовка решения. На этом этапе проводят анализ ситуации, формулируют и обосновывают проблему (то есть качественная постановка задачи), определяют цели решения и устанавливают критерии оценки вариантов решения; оценивают состояние организации по персоналу, материальным ресурсам, технико-технологическим ресурсам, эффективности, времени; определяют места решения в управляющей системе и его границы. По какой функции признается решение, на какой ступени управления, установление полномочий лица по принятию решений, на какие объекты оно распространяется (частное и общее решение, на уровне цеха и всей компании и тп); поиск, сбор и обработка информации, необходимой для принятия решения.
  2. Принятие решения. Выбор методов решения задачи, сравнение и оценка вариантов решения, консультации со специалистами, учет дополнительных факторов, связанных с решаемой проблемой. Процедура решения: выбор оптимального варианта, его оценка, согласование решения и его корректировка, окончательная формула решения, утверждение/документирование решения.
  3. Реализация решения. Если решение сложное: разработка плана реализации решения. Подбор исполнителей под каждый пункт, постановка задач исполнителя, разъяснение пропаганды решения, установление системы стимулирования и ответственности, оперативное регулирование хода выполнения решений, контроль, анализ и оценка хода и результатов реализации решений.

Первые два иногда объединяют.

 

Требования к решению.

  1. Целенаправленность (решение не ради решения, а для достижения цели)
  2. Достоверность и правдивость
  3. Всесторонность
  4. Экономичность
  5. Своевременность
  6. Адресность
  7. Конкретность
  8. Срочность

Функции решения.

  1. Организующая
  2. Направляющая
  3. Мобилизующая
  4. Стимулирующая

Организация, как социально-экономическая система

  1. Понятие организации
  2. Характерные черты организации как СЭС
  3. Внешняя среда организации
  4. Классификация организаций (самостоятельно)

Семнадцати модульная программа, модуль номер 2, 1999-2000, внешняя среда организаций

Лялин, теория и искусство менеджмента, 2009

Лялин и Румянцева

 

Понятие организации "многозначно":

  1. Это какое-либо предприятие, фирма и тп (юр.лицо)
  2. Группа людей, сознательно объединившаяся для достижения общих целей (речь пойдет об организациях, которые что-либо производят или оказывают услуги) - организация выступает как СЭС.
  3. Это функция управления, которая предполагает упорядочение деятельности, звеньев производства и управления.
  4. Это атрибут любой фирмы, любого предприятия по уровню организации мы можем сравнивать эти фирмы между собой.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.