Методы контроля контакта и бокового зазора зубьев — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Методы контроля контакта и бокового зазора зубьев

2017-12-21 882
Методы контроля контакта и бокового зазора зубьев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

3.5.1 Качество контакта зубьев любой передачи оценивается на практике по размеру суммарного пятна контакта. Пятно контакта это отпечаток, который остается на зубьях одного из колес передачи, если на зубья другого колеса нанести тонкий слой краски и затем провернуть колёса передачи, нагрузив их определенным моментом. У цилиндрических и конических передач краска наносится обычно на боковые поверхности нескольких рядом расположенных зубьев меньшего колеса. У червячных передач рекомендуется наносить краску на боковые поверхности двух рядом расположенных зубьев колеса и после двух-трёх оборотов колеса наблюдать пятно контакта на этих же зубьях. В качестве краски используют, например, берлинскую лазурь по ТУ–6 10 1282 73, смешанную с минеральным маслом /13, с. 124/.

Величина пятна контакта измеряется непосредственно на зубьях с помощью простейшего измерительного инструмента (линейки, штангенциркуля и т.п.). Оценивают величину пятна при контроле и задают её норму в технических требованиях чертежа не по абсолютным размерам, а по относительным в виде двух параметров:

а) отношения фактической высоты пятна к высоте зуба в процентах;

б) отношения суммарной фактической длины пятна к длине зуба в процентах.

Методика расчета относительных размеров пятна контакта при контроле по краске дана в таблице 3.4. Контроль пятна контакта производится непосредственно после сборки или после сборки и обкатки передачи под нагрузкой. Такая обкатка обеспечивает приработку зубьев и формирование их контакта. Приработка с целью получения заданной нормы контакта требуется чаще всего для передач конических и червячных.

 

Нормы относительной величины пятна контакта даны в таблице 3.5, обратите внимание на то, что нормы указаны как минимальные. Если на практике оказывается, что величина пятна контакта превышает норму, то это лишь свидетельствует в пользу повышенного качества передачи и браковочным признаком служить, конечно, не может.

В технических требованиях сборочного чертежа передачи должна быть указана норма пятна контакта, которая соответствует принятой степени точности. Соответствующая запись выглядит, например, так: " Пятно контакта зубьев не менее: по высоте зуба – 45%, по длине зуба – 60% ".

Если для получения заданного пятна контакта требуется приработка зубьев, то в технических требованиях чертежа должно быть указание на обкатку и режим ее выполнения. Формулируется это указание, например, так: "Редуктор обкатать по 30 минут в каждую сторону при номинальной нагрузке. Течь уплотнений и повышенный шум не допускается. Контроль пятна контакта после обкатки".

3.5.2 Боковой зазор контролируют обычно вместе с пятном контакта. Контроль сводится к измерению фактического зазора между нерабочими поверхностями зубьев, когда рабочие поверхности находятся в контакте и зазора между ними нет (рисунок 3.3а).


Таблица 3.4 – Расчёт относительных размеров суммарного пятна контакта для зубьев различных передач

Тип передачи Эскиз зуба с пятном контакта и фактическими размерами пятна, которые измеряются при контроле Формулы для вычисления относительных размеров пятна контакта соответственно по высоте и длине зуба
Цилиндрическая ,  
Коническая ,  
Червячная ,  
  В таблице обозначены в мм: а – длина пятна контакта; h – высота пятна контакта; с – разрыв между отдельными частями пятна (величина учитывается при расчете, если она больше модуля); hр – рабочая высота зуба (для конического колеса берётся в среднем сечении зуба); b – ширина венца колеса.

 

Для измерения зазора может быть использована свинцовая пластинка, которую закладывают между зубьями и деформируют, провертывая передачу (рисунок, 3.3б). Минимальная толщина пластинки, замеренная микрометром или штангенциркулем в месте её деформации зубьями, достаточно точно соответствует боковому зазору.


Таблица 3.5 – Нормы относительной величины суммарного пятна контакта для передач с модулем m > 1мм по стандартам таблицы 3.1

 

Степень точности Нормы относительной величины суммарного пятна контакта для видов передач в %
Цилиндрические Конические, гипоидные и червячные цилиндрические
по высоте зуба не менее по длине зуба не менее по высоте зуба не менее по длине зуба не менее
         
         
     
         
     

 

Более грубое измерение позволяет выполнить щуп, состоящий из комплекта калиброванных стальных пластинок.

Измерение зазора с помощью свинцовой пластинки или щупа возможно только при удобном доступе к зоне зацепления колес, а он не всегда бывает. Наиболее универсальный и точный метод измерения основан на том, что если застопорить неподвижно одно из колёс, то возможное окружное перемещение зубьев (люфт) другого колеса будет как раз равно боковому зазору jn. Это окружное перемещение определяют с помощью приспособления (рисунок 3.3в), содержащего рычаг, закрепленный жестко на оси не застопоренного колеса (делительный диаметр колеса обозначим ). При поворачивании колеса в пределах бокового зазора вместе с колесом поворачивается и рычаг. Точка А рычага, расположенная на расстоянии от оси, перемещается при этом на величину X. Если измерить величину X, то из очевидного соотношения

 

(3.1)

можно определить искомую величину бокового зазора

 

(3.2)

Из формулы (3.1) следует, что при прочих равных условиях X тем больше, чем меньше и больше . Большую величину X можно измерить легче и точнее. Поэтому рычаг приспособления целесообразно закреплять на оси меньшего из колёс, а величину выбирать по возможности большей. Для измерения X в зависимости

 

 

 

а – измеряемый боковой зазор jn между зубьями колёс;

б – контроль бокового зазора с помощью свинцовой пластинки;

в – контроль бокового зазора с помощью приспособления, позволяющего определить окружное перемещение одного из колёс при застопоренном другом колесе.

 

Рисунок 3.3 – Иллюстрация некоторых методов контроля бокового зазора

 

от конструкции передачи и приспособления можно использовать штангенциркуль, стрелочный индикатор часового вида, щуп и т.п.

Нормы бокового зазора, т.е. его гарантированные (наименьшие) величины jn min для разных видов сопряжений даны в таблицах 3.6 и 3.7. Наибольшую величину бокового зазора (норма плюс допуск) можно в курсовом проектировании принимать вдвое большей, чем jn min , т.е.

jn max 2 jn min. (3.3)

 

В технических требованиях чертежа зубчатой передачи указывается наименьшая величина бокового зазора – норма (по таблицам 3.6 и 3.7) и наибольшая, т.е. наименьшая плюс допуск. Запись о боковом зазоре в технических требованиях чертежа передачи формулируется, например, так: "Боковой зазор в зацеплении колёс позиция 3 и 4 от 0,16 до 0,32 мм".

 

Таблица 3.6 – Нормы бокового зазора цилиндрических и червячных передач с модулем m > 1мм. Показатель jn min

 

Межосевое расстояние , мм Нормы бокового зазора jn min при видах сопряжения, мкм
А В С
До 80      
Св. 80 до 125      
Св. 125 до 180      
Св. 180 до 250      
Св.250 до 315      

 

Таблица 3.7 – Норма бокового зазора конических и гипоидных передач с модулем m > 1мм. Показатель j n min

 

Среднее конусное расстояние Rm, мм Угол делительного конуса шестерни δ1,град Нормы бокового зазора jn min при видах сопряжения, мкм
А В С
До 50 До 15      
Св. 15 до25      
Св.25      
Св. 50 до 100 До 15      
Св.15 до 25      
Св.25      
Св. 100 до 200 До 15      
Св.15 до 25      
Св. 25      


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.