Сведения о методах регулирования осевой игры валов — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Сведения о методах регулирования осевой игры валов

2017-12-21 440
Сведения о методах регулирования осевой игры валов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

2.6.1 Там, где требуется регулировка осевой игры вала, конст­руктор обязательно предусматривает возможность вы­полнения этой слесарной операции достаточно простыми средствами. При этом в конструкцию могут вводиться специальные детали, участвующие в регулировке: винты, гайки, прокладки и др.

2.6.2 При установке подшипников враспор (см. рисунки 2.1а, 2.2) регулирование осевой игры вала происходит за счет воздейст­вия какой-либо детали подшипникового узла на наружное кольцо подшипника.

На рисунке 2.1а такой деталью служит привертная крышка 7. Вместе с крышкой в регулировке участвует комплект регулировоч­ных прокладок 6. Эти прокладки на собранной машине зажимаются между фланцем привертной крышки и корпусом. Правильно подобран­ная суммарная толщина комплекта прокладок как раз и обеспечивает заданную осевую игру вала (норму). Одна металлическая регулировочная прокладка редко имеет толщину менее 0,1 мм. При такой толщине регулировка получается довольно грубой, т. е. ступенями через 0,1 мм. В ответственных конструкциях (в авиационных редукторах, например) применяют одну прок­ладку, нужную толщину которой тщательно вымеряют и затем подгоняют шлифовкой. Это трудоёмкая и дорогая операция.

На рисунке 2.2а в конструкции подшипниковых узлов предус­мотрены закладные крышки 3 и 4, которые нельзя перемещать вдоль оси вала, как перемещают крышки привертные (см. выше). Поэтому в закладной крышке 4 выполнена резьба и установлен регулировоч­ный винт 5, который, воздействуя своим выпуклым концом на сере­дину нажимной шайбы 6, равномерно, без перекосов, передает уси­лие на наружное кольцо подшипника. Конструкция с регулировочным винтом допускает весьма тонкую регулировку, для чего резьбу на нем предусматривают с мелким шагом. Вместе с тем, эта конструкция сложнее и дороже описанной выше конструкции с регулировочными прокладками.

 

Конструкция по рисунку 2.2б имеет две привертные крышки 8, 9 и два комплекта регулировочных прокладок 10, 11. Они вместе выполняют две функции: сначала – регулирования осевой игры вала, а затем –регулирования правильного зацепления конического колеса 12 с другим коническим колесом (на рисунке не показано). Для регулирования зацепления колес нужно перемещать вдоль оси вал 1 вместе с колесом 12. Чтобы при этом не нарушить ранее выполненную регулировку подшипниковых узлов, нельзя изме­нять суммарную толщину комплектов прокладок 10 и 11, но можно перекладывать отдельные прокладки слева направо или на­оборот. Если, например, часть прокладок из комплекта 10 пере­нести направо и добавить к комплекту 11, то крышки 8 и 9 подви­нутся вправо, а вместе с ними подвинутся вал 1 и колесо 12. Осевая игра вала 1 при этом не изменится.

В конструкции по рисунку 2.2в предусмотрены два одинако­вых подшипниковых узла, содержащих закладные крышки 13, регули­ровочные винты 5 и нажимные шайбы 6. Здесь регулировочными вин­тами 5 сначала регулируется осевая игра вала 1, а затем – осе­вое положение конического колеса 12. Чтобы при этом не нарушить регулировку подшипниковых узлов, винты 5 нужно поворачивать одновременно и на одинаковый угол, который легко отсчитывать по выступам под ключ на торцах винтов. Если, например, завинтить в крышку на некоторый угол правый винт 5 и на тот же угол вы­винтить из крышки левый винт, то вал вместе с колесом сдвинется влево, а регулировка осевого перемещения вала не нарушится.

В заключение заметим, что привертные крышки, под которые подкладывают металлические регулировочные прокладки, а также закладные крышки и регулировочные винты уплотняют герметиками.

 

 

1 – вал; 2 – подшипник радиально-упорный роликовый; 3, 4 - крышка закладная; 5 – винт регулировочный; 6 – шайба нажимная; 7 – кольцо маслоотражательное; 8, 9 – крышка привертная; 10, 11 – комплект регулировочных прокладок; 12 – колесо коническое; 13 – крышка закладная; 14 – корпус.

 

Рисунок 2.2 – Иллюстрация регулирования осевой игры вала при установке подшипников враспор


2.6.3 При установке подшипников врастяжку (см. рисунки 2.1б и 2.3) регулирование осевого перемещения вала происходит за счет воздействия какой-либо детали подшипникового узла на внутреннее кольцо подшипника. (Напомним для сравнения, что при установке враспор воздействуем на кольцо наружное!).

Деталью, которая воздействует при регулировке на внутреннее кольцо подшипника, служит чаще всего регулировочная гайка, на­винченная на вал. По рисунку 2.1б гайка 9 через стопорную лепест­ковую шайбу 14 воздействует на внутреннее кольцо подшипника 2. Если гайку 9 завинчивать, то внутреннее кольцо будет перемещать­ся влево, а осевая игра вала будет уменьшаться. При отвинчивании гайки 9 осевая игра увеличивается. Чтобы облегчить перемещение кольца подшипника по валу, для кольца назначают посадку с малым натягом, переходную или реже с малым зазором.

 

2.6.4 Выполнение регулировочных операций требует контроля их результатов. Рисунок 2.3 иллюстрирует распространенный и достаточно точный метод такого контроля. На рисунке представлен подшипниковый узел переднего колеса автомобиля "Жигули". Здесь подшипники 1 (второй справа подшипник не показан) установлены врастяжку на неподвижной оси 2 (на предыдущих иллюстрациях это вал). Ось ук­реплена в передней подвеске автомобиля и не вращается. Корпусом служит вращающаяся ступица 3, к которой болтами крепится автомобильное колесо. Для регулировки осевого перемещения вращающейся ступицы относительно неподвижной оси предусмотрена гайка 4. При завинчивании гайки осевое перемещение ступицы уменьшается, при отвинчивании – увеличивает­ся. Для измерения величины осевого перемещения используется прис­пособление с индикатором часового типа 6, смонтированном на жестком кронштейне 7, ввинченном в резьбовое отверстие для одного из болтов крепления колеса.

Для измерения осевой игры нужно с некоторым усилием (30...50 Н) переместить ступицу в крайнее положение и заметить показание индикатора, затем сделать то же самое для другого край­него положения ступицы. Разница показаний индикатора и будет измеряемой осевой игрой.

Этот инструментальным метод непосредственного измерения применим во всех случаях, где есть возможность смонтировать прис­пособление, как показано на рисунке. Осложнения могут возникнуть, если, например, промежуточный вал редуктора не имеет выхода наружу. Наряду с инструментальным, существуют методы косвенного контроля, дающие менее точные, но зачастую удовлетворительные результаты.

Приведем примеры.

Вал 1 по рисунку 2.2а следует временно смонтировать в корпусе 14 без других валов с сопряжёнными зубчатыми колёсами, чтобы они не затрудняли его вращение. Затем нужно вращать вал, постепенно затягивая винт 5,пока не появится заметный рост сопротивления вращению.


 

1 – радиально-упорный роликоподшипник; 2 – ось неподвижная; 3 – ступица вращающаяся; 4 – гайка регулировочная; 5 – шайба; 6 - индикатор часового типа; 7 – кронштейн.

 

Рисунок 2.3 – Иллюстрация одного из методов измерения осевой игры вала

 

Это будет означать, что осевая игра устранена полностью. Далее следует отвернуть винт 5 в соответствии с его шагом, чтобы обеспечить требуемую осевую игру вала. Если, например, шаг винта 1,5 мм, а осевая игра должна составлять 0,3 мм, то винт следует отвернуть на 0,3: 1,5 = = 0,2 оборота. После завершения регулировки винт 5 должен быть застопорен.

Рассмотрим ещё пример. Вал 1 по рисунку 2.2б также следует смонтировать в корпусе без других валов с сопряженными зубчатыми колесами. Одну крышку, например левую 8, следует закрепить, как положено с комплектом прокладок 10 ожидаемой толщины, а вторую крышку 9 установить на место без прокладок. Далее следует равномерно и постепенно затягивать болты крепления крышки 9, пока не появится ощутимый рост сопротивления вращению вала. После этого следует замерить щупом в нескольких местах зазор между корпусом 14 и фланцем крышки 9 и рассчитать среднее значение этого зазора. Если прибавить к величине среднего зазора требуемую величину осевой игры вала, то получим в итоге толщину комплекта прокла­док 11 под крышку 9.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.