З.6 Особенности регулирования различных видов зубчатых и червячных передач — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

З.6 Особенности регулирования различных видов зубчатых и червячных передач

2017-12-21 133
З.6 Особенности регулирования различных видов зубчатых и червячных передач 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

3.6.1 В подразделе 3.2 уже шла речь о том, что цилиндрические закрытые зубчатые передачи, расположенные в общем для шестерни и колеса жестком корпусе, не регулируются. Дело в том, что взаимное положение колёс (кроме осевого, о чем см. в подразделе 3.2) изменить здесь с целью регулировки нельзя. Оно, это положение, целиком определяется точностью обработки корпуса, валов, подшипников и пр. деталей. Поэтому нормы контакта и бокового зазора в таких передачах должны обеспечиваться только точностью изготовления деталей передач.

В отдельных случаях технология сборки предусматривает обкатку передачи под нагрузкой, чтобы в результате приработки зубьев довести пятно контакта до нормы.

Вместе с тем, контроль правильности зацепления зубьев цилиндрических передач выполняется в машиностроении весьма часто. (Не путайте только контроль с регулировкой!). Цель контрольной операции – обнаружить отклонения от норм величин пятна контакта и бокового зазора, чтобы внести поправки в технологию обработки деталей передач и исключить эти отклонения в дальнейшем.

Упомянем, однако, случай, когда регулирование цилиндрической передачи выполняется по полной программе с получением заданных норм пятна контакта и бокового зазора. Случай этот относится к цилиндрическим передачам, у которых каждое из колёс вместе со своим валом и подшипниками смонтировано в отдельном корпусе. Такое конструктивное решение иногда встречается в открытых передачах. Регулирование здесь сводится к нахождению и фиксации на каком-либо основании такого взаимного расположения корпусов, при котором и достигается правильность зацепления колёс.

3.6. 2 Конические и гипоидные передачи относятся к, безусловно, регулируемым. Об этом уже шла речь в подразделе 3.2.

Для правильного взаимодействия колёс конической пары требуется соблюдение двух важных условий:

угол между осями колёс должен быть равен проектному;

– вершины делительных конусов пары конических колёс должны совпадать (см. рисунок 3.2а, б).

Первое условие для передач, расположенных в общем жёстком корпусе, обеспечивается только точностью обработки корпуса. Поэтому изменить угол между осями колёс при сборке передачи невозможно.

В отношении второго условия напомним, что зубья конических колёс нарезаны на усеченных конусах, у которых вершины конусов отсутствуют. Поэтому непосредственно совместить отсутствующие вершины никак нельзя. Эта задача на практике решается косвенным путем в процессе регулировки передачи.

Регулировка путем осевого перемещения колёс конической пары сводится к нахождению такого их взаимного положения, при котором величина пятна контакта и величина бокового зазора будут укладываться в нормы. Соответствие этим нормам принимается за факт, что вершины делительных конусов (материально отсутствующие) совпадают с удовлетворительной точностью. Очень часто окончательному контролю норм предшествует обкатка передачи с целью приработки зубьев.

Для практического выполнения такой регулировки конструкция передачи должна предусматривать возможность осевого перемещения каждого из колёс. За примером обратимся к рисунку 1.22б. Здесь ведущая вал-шестерня коническая 6 смонтирована на подшипниках в стакане 14, который может перемещаться вместе с вал-шестерней вдоль оси за счет изменения толщины комплекта регулировочных прокладок 28. Увеличение толщины перемещает весь узел вправо, уменьшение – перемещает его влево.

Ведомое коническое колесо 9 вместе с валом 5 и подшипниками также может перемещаться вдоль своей оси за счет регулировочных прокладок 29. Общая толщина комплекта этих прокладок подбирается при предшествующей регулировке осевого перемещения вала и его подшипников. Поэтому, чтобы не расстроить регулировку подшипников, менять в дальнейшем суммарную толщину прокладок с обеих сторон редуктора нельзя. Но если прокладки частично вынуть, например, из-под нижней крышки 12 и перенести под верхнюю крышку, то вал 5 вместе с коническим колесом 9 переместится вверх. Аналогично его можно переместить вниз.

 

3.6.3 Червячные передачи выполняют обычно в общем для червяка и колеса жёстком корпусе, который не позволяет менять при регулировке межосевое расстояние и угол скрещивания осей.

У цилиндрических (с цилиндрическими червяками) червячных передач теоретически правильное взаимное положение червяка и колеса предполагает совпадение поперечной плоскости симметрии колеса с осью червяка. Осевое же положение цилиндрического червяка, если только он не выходит из зацепления с колесом, на качество зацепления не влияет. Поэтому регулирование цилиндрической червячной передачи не затрагивает положение червяка и сводится к нахождению и фиксации такого осевого положения колеса, при котором пятна контакта на его зубьях будут с достаточной точностью располагаться посередине зубьев (см. рисунок 3.4а, в). Однако это не единственное требование. Пятна должны иметь еще и заданные размеры. Для получения их приходится иногда корректировать осевое положение колеса.

Боковой зазор цилиндрической червячной пары определяется в основном геометрией червяка и колеса, независимой от пятна контакта. Регулировке он практически не поддается. Но величину бокового зазора

 

а –передача с цилиндрическим червяком;

б – передача с глобоидным червяком;

в – пятна контакта всех передач;

1 – колесо червячное; 2 – червяк.

 

Рисунок 3.4 – Иллюстрация теоретически правильного и неправильного взаимного расположения червяка и колеса в червячной передаче, а также расположения пятен контакта на зубьях колеса

 

иногда указывают в технических требованиях чертежа, и тогда она должна контролироваться.

 

У передач с глобоидным червяком теоретически правильное взаимное положение червяка и колеса предполагает совпадение не только оси червяка с поперечной плоскостью симметрии венца колеса, но и совпадение поперечной плоскости симметрии рабочей части червяка с осью колеса (см. рисунок 3.4б, в). Поэтому осевое положение червяка здесь не безразлично. Регулирование глобоидной передачи значительно сложнее, чем цилиндрической, поскольку оно связано с изменением осевого положения как колеса, так и червяка.

Порядок регулирования можно представить себе так. Сначала находят такое осевое положение колеса, при котором пятна контакта располагаются посередине его зубьев. Затем осевым смещением червяка добиваются примерно одинаковой величины пятен как с одной, так и с другой стороны зубьев колеса. При необходимости дополнительно корректируют положение колеса и червяка, чтобы в итоге с обеих сторон зубьев колеса пятна имели заданные размеры и располагались достаточно близко к середине зубьев колеса.

Что касается бокового зазора глобоидной передачи, то к нему относится все сказанное ранее о боковом зазоре цилиндрической червячной передачи.

 

В заключение отметим, что червячные передачи для формирования пятна контакта требуют приработки червяка и колеса под нагрузкой. Приработка достигается в результате обкатки под нагрузкой. При назначении обкатки регулирование выполняется в два этапа, т.е. до нее и после. На первом этапе пятно еще не получается нужных размеров и формы, здесь важно добиться его правильного расположения на зубьях колеса. На втором этапе (после обкатки) взаимное положения червяка и колеса обычно не меняют, а только контролируют размеры и положение пятна и боковой зазор, которые должны соответствовать указанным в технических требованиях чертежа.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.