Понятие об эмоциях, их функции. Различия эмоциональных и познавательных процессов. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Понятие об эмоциях, их функции. Различия эмоциональных и познавательных процессов.

2017-12-21 8971
Понятие об эмоциях, их функции. Различия эмоциональных и познавательных процессов. 4.86 из 5.00 7 оценок
Заказать работу

Ответы №3.

(Вопросы 1-21 по учебнику “Эмоции и чувства”. 2-е изд.: 2013г. Ильин Е. П.)

Основные свойства эмоций.

Основные свойства эмоций:

1) Универсальность - независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают. Тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности.

2)Пристрастность (субъективность) - зависимость реагирования человека на различные события его жизни от субъективного к ним отношения (обусловленного его потребностями, установками, опытом, темпераментом и др.). Одна и та же причина вызывает у людей разные эмоции в зависимости от их индивидуально-типологических и личностных особенностей и ситуации, в которой они находятся.
3)Интегральность - объединение в единое целое всех функций организма. Это свойство эмоций, по мнению П. К. Анохина, позво­ляет еще до того, как будут определены форма, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, мгновенно оценить их полезность или вредность для организма и быстро отреагиро­вать с помощью определенного качества эмоционального состоя­ния, способствуя тем самым успешной адаптации индивида.

4)Пластичность - одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками (интенсивность, длительность, знак и т.д.). Например, человек может наслаждаться страхом, упиваться своей грустью и т.д

5)Адаптация - притупление, снижение остроты переживаний при долгом повторении одних и тех же воздействий. Например, частое поощрение работников одним и тем же способом приводит к тому, что они перестают эмоционально реагировать на эти поощрения.

6)Суммация - соединение отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание в виде эмоций становится сильнее. Зачастую процесс суммации эмоцио­нальных переживаний является скрытым и не осознается челове­ком (эффект «последней капли»).

7) Амбивалентность - противоречивость эмоционального переживания, связанная с двойственным отношением к чему-либо или к кому-либо, т.е. человек может одновременно переживать и положительное и отрицательное эмоциональное состояние.

8) Динамичность - временное развитие эмоциональных реакций, заключающееся в фазовости их протекания, т.е. в нарастании напряжения и его разрешении. Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания или при непрекращающемся действии на человека неприятного раздражителя, которое перерастает в эмоциональный взрыв. При осуществлении события возникает разрешение возникшего напряжения и его угасание.

9) Коммуникативность - передача информации от одного участника общения к другому посредством эмоциональной экспрессии (интонация, темп, тембр и т.д. Как отмечает К. Изард, ребенок еще задолго до того, как сможет понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, спосо­бен сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с по­мощью средств эмоциональной экспрессии.

10) Заразительность- передача эмоций другим людям (всеобщее веселье, паника и т.д.)

11) Предвосхищение (антиципация)-прогнозирование вероятностного исхода значимых событий до их совершения.

12) Мнестичность- память на эмоции при повторном воздействии или представлении ситуации, в которой они возникли.

13) Иррадиация- возможность распространения эмоционального переживания с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается. Счастливому человеку «все улыбается», кажется приятным и радостным.

14) Генерализация - возникновение эмоций под воздействием индифферентных раздражителей, схожих с эмоциогенными. Негативная эмоциональная реакция на собаку из-за укуса или громкого лая переносится на схожие объекты (на любую другую собаку, схожую игрушку и тд.). Генерализация происходит не только на основе физического и семантического сходства раздражителей, но также распространяется и на предметы, появлявшиеся одновременно с источником эмоционального переживания. Это указывает на возможность образования условно-рефлекторной связи переживания со всей эмоциогенной ситуацией в целом, в силу чего даже нейтральные элементы этой ситуации приобретают способность вызывать опре­деленные эмоции. Более того, индивид чаще всего старается избе­гать всего, что может быть связано с вызвавшей сильные отрица­тельные переживания ситуацией, препятствуя тем самым возмож­ности образования других (положительных или нейтральных).

 

 

3.Структура эмоций. Содержательная характеристика структурных компонентов эмоций.
Впервые идея сложности психологической структуры эмоций была сформулирована В. Вундтом. По его мнению, структура эмоций включает 3 основных измерения:

● удовольствие—неудовольствие;

● возбуждение—успокоение;

● напряжение—разрешение.

Впоследствии эти взгляды на структуру эмоций были развиты и в определенной степени преобразованы в работах других зару­бежных и отечественных психологов. В настоящее время в качест­ве основных в структуре эмоций называются следующие компо­ненты:

1) импрессивный (внутреннее переживание);

2)экспрессив­ный (поведение, мимика, двигательная и речевая активность);

3) фи­зиологический (вегетативные изменения). Такого взгляда на струк­туру эмоций придерживаются Е.П. Ильин, К. Изард, Г.М. Бреслав, А.Н. Лук, Р. Лазарус и др.

Каждый из этих компонентов при различных формах эмоцио­нального реагирования может быть выражен в большей или мень­шей степени, однако все они присутствуют в каждой целостной эмоциональной реакции как ее составляющие.

Импрессивный компонент.

Согласно С.Л. Рубинштейну, пережи­вание — это неповторимое событие внутренней жизни, проявление индивидуальной истории личности.Основной функцией пережива­ний является образование специфического, субъективного опыта че­ловека, направленного на выявление его сущности, места в мире и т.д.

По знаку эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицательные, т. е. приятные и неприятные. Такое полярное деление переживаний по знаку является общепризнанным.П. В. Симонов говорит о смешанных эмоция х, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (получение удовольствия от переживания страха в «комнате ужасов» или катании на «американских горках».Существует условное деление эмоциональных переживаниях по различной длительности: мимолетных, неустойчивых (например, появление на секунду-две досады у баскетболиста, не попавшего мячом в корзину), длительных, продолжающихся несколько минут, часов и даже дней (например, у детей первого класса негативные переживания после эвакуации из школы, спровоцированной заложенной в ней «бомбы», наблюдалось в течение трех дней) и хронических (что имеет место в патологии).

Именно значимость является наиболее существенным критерием для понимания сущ­ности понятия «переживания», поскольку переживания могут быть и неосознаваемыми. При этом значимость может выступать и в качестве источника и в качестве результата, продукта процесса пе­реживания.

Таким образом, переживаниеэто проявление субъективного отношения человека к какому-либо внешнему или внутреннему со­бытию его жизни, выражающее характер (полезность, необходи­мость, опасность и т.д.) и степень его значимости для субъекта.


Экспрессив­ный компонент. Эмоциональные переживания имеют определенное выражение во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомимике, речи, жестикуляции. Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на:

● мимические (выразительные движения лица),

● речевые (интонация и др.),

● звуковые (смех, плач и др.),

● жестикуляционные (выразительные движения рук)

● пантомимические (выразительные движения всего тела).

Мимические средства экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.С помощью мимики, т.е. ко­ординированных движений глаз, бровей, губ, носа и т.д., человек способен выражать самые сложные и разнообразные эмоции. П. Экман и К. Изард описали мимические признаки первичных, или базовых, эмоций (радость, горе, отвращение-презрение, удивление, гнев, страх) и выделили три автономные зоны лица: область лба и бровей, область глаз (глаза, веки, основание носа) и нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок).Существует и так называемая конвенциальная мимика как общепринятый в данной куль­туре способ выражения эмоций. Также у каждого человека есть некоторый характерный только для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в самых различных ситуациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т.д. Я. Рейковский выделяет следующие основные факторы фор­мирования мимического выражения эмоций: 1) врожденные видо-типичные мимические схемы, соответствующие определенным эмо­циональным состояниям; 2) приобретенные, заученные, социализи­рованные способы проявления чувств, подлежащие произвольно­му контролю; 3) индивидуальные экспрессивные особенности, свой­ственные только данному индивиду.
Речевые средства эмоциональной экспрессии. Большое зна­чение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью различных речевых средств. Основными характеристиками речевой эмоциональной экс­прессии являются: интонация, четкость дикции, логическое уда­рение, темп артикулирования и паузации, чистота звучания голо­са, лексическое богатство, свободное и точное выражение мыслей.

Из звуковых средств экспрессии наи­более характерными являются смех и плач.
Смех является выразителем нескольких эмоций, поэтому он имеет разные оттен­ки и смысл. Смех у человека начинается вдыханием, за которым следуют короткие спазмати­ ческие сокращения грудной клетки, грудобрюшной преграды и мышц живота.

Фи­зиологический компонент.

У эмоций есть специфические физиологические механизмы. Реализованы они порой весьма сложно. Переживания более-менее сильных эмоций приводят к ряду изменений в организме. Примеры: ускорение или замедление сердцебиения, изменение темпа дыхания, сухость во рту и горле, потение, дрожь,ощущение слабости в желудке.
Большинство физиологических изменений, происходящих при эмоциональном возбуждении, являются следствием активации симпатического отдела нервной системы, когда она готовит организм к экстренным действиям. Симпатический отдел отвечает за следующие изменения:повышение кровяного давления и учащение сердцебиения, учащение дыхания, расширение зрачков, увеличение потоотделения,снижение выделения слюны, увеличение уровня сахара в крови, повышение скорости сворачивания крови, приподнимание волосков на коже и др.
Симпатический отдел приспособляет, настраивает организм к энергетическим затратам. Когда эмоция стихает, начинают преобладать энергосберегающие функции парасимпатического отдела, возвращающего организм в его нормальное состояние.
Факт в том, что любая "активная" эмоция сопровождается возбуждением симпатического отдела.
Таким образом, субъективные переживания теснейшим образом связаны с физиологическими процессами. Эмоция во многом и есть субъективное отражение физиологических изменений в организме.

 

 

Классификация чувств.

Традиционное деление чувств на низшие и высшие не отражает действительную реальность и обусловлено лишь тем, что за чувства принимаются и эмоции, отражающие биологическую сущность человека. Чувства же отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности (любовь к Родине, ненависть к врагу и т. д.).
Исходя из того, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств, их делят (например: Рудик, 1978) на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические.
Нравственными называют чувства
, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности в общении с ними, отношение к ним. К положительным нравственным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. К отрицательным нравственным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти, недоброжелательности и др.
Интеллектуальными называют чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. К ним К. К. Платонов (1984) относит любознательность, любопытство, удивление, радость решения задачи, а П. А. Рудик - чувство ясности или нечеткости мысли, удивление, недоумение, чувство догадки, чувство уверенности, сомнение. Из этого перечня ясно, что речь идет скорее о познавательных или интеллектуальных эмоциях, чем о чувствах в изложенном выше понимании.

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.
К. К. Платонов выделяет еще и практические (праксические) чувства, к которым относит интерес, скуку, радость, муки творчества, удовлетворение достижением цели, чувство приятной усталости, увлеченности делом, азарта. Как видно из этого перечня, большинство названных Платоновым феноменов относятся либо к эмоциям, либо к интеллектуальным процессам (понимание чего-то), поэтому его попытку расширить список чувств следует признать неудачной.
Таким образом, вопрос о конкретном составе чувств остается открытым. Большинство из так называемых чувств являются эмоциями, а многие вообще не относятся к эмоциональным установкам, т. е. не выражают пристрастное отношение к кому-или чему-либо. Таковы многие моральные чувства, выделяемые в этике.
Надо отметить, что вопрос о том, какое из пристрастных психологических явлений относится к эмоциям, а какое - к чувствам, подчас решить сложно. Дело в том, что одно и то же явление может выступать и в роли эмоции, как кратковременное и острое переживание, и в роли чувства, как долговременная установка - отношение к данному объекту. Например, можно ревновать кого-то в данный момент и проявлять при этом все признаки эмоционального состояния, а можно рассматривать человека как соперника за обладание чем-то как постоянную перспективу, испытывать к нему определенное устойчивое отношение, т. е. чувство. Поэтому можно говорить об эмоции ревности и о чувстве ревности.

 

Физиологические теории эмоций (периферическая теория Джемса-Ланге), биологическая теория П.К. Анохина, центральная теория Кеннона-Барда, анатомо-физиологическая теория Дж. Грея, бихевиористская теория).

Ответы №3.

(Вопросы 1-21 по учебнику “Эмоции и чувства”. 2-е изд.: 2013г. Ильин Е. П.)

Понятие об эмоциях, их функции. Различия эмоциональных и познавательных процессов.

Эмоции - особый класс психических процессов, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению его актуальных потребностей.

В отечественной психологии выделяются два аспекта понятия эмоции – отражения и отношения: эмоции являются специфической формой отражения действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру.

Функции эмоций - это их узкое природное предназначение, работа, выполняемая в организме. Исследователи данной проблемы выделяют следующие функции:

1. Оценочная, проявляется в том, что эмоции являются языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего, они не отражают объективные явления, а выражают субъективные к ним отношения. Они сигнализируют о пользе или вреде для организма того или иного стимула, явления, которые обозначаются положительным или отрицательным знаком еще перед тем, как они будут подвергнуты осознанной, логической оценке.

2. Сигнальная, состоит в оповещении организма и других людей о состоянии удовлетворения или неудовлетворения потребностей субъекта.

3. Защитная, состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (эмоции страха, отвращения и др.).

4. Мобилизирующая. Эмоции могут быть побудителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений.

5. Организующая функция эмоций – способность эмоций переориентировать основные силы, ресурсы и внимание организма на организацию некоторой деятельности, сосредоточивать эти процессы на предметном содержании. Однако, эмоции могут приводить к дезорганизации поведения и деятельности человека – человек, оказавшийся во власти эмоций, теряет голову. Современная психология считает, что сама же по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, т.е. нарушение деятельности является косвенным проявлением эмоций. Это обусловлено, прежде всего, чрезмерно выраженными сопутствующими эмоциям физиологическими изменениями в организме.

6. Регуляция как функция эмоций илиспособность эмоций регулировать действительность, которая проявляется через две взаимодополняющие функции. Первая функция “закрепления - торможения” (П.К.Анохин), 2 - аффективного следообразования” (А.Н.Леонтьев), подкрепления (П.В.Симонов), указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем и действия и воздействия, которые их возбудили. Далее в актуализации закрепленного опыта эмоции тоже играют значительную роль и выполняют

7. предвосхищающую функцию, поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий, а возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном их исходе.

8. Анализ различных мнений по данному вопросу позволяет выделить главную функцию эмоций – их участие в управлении поведением человека и животных. С. Л. Рубинштейн (1946) писал, что эмоции являются субъективной формой существования мотивации (потребностей).

Роль эмоций – это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения. Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Положительная роль эмоций не коррелирует прямо с «положительными» эмоциями, а отрицательная роль - с «отрицательными». Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые - явиться поводом для благодушия.

В психологической науке существует традиция обособления эмоциональных процессов в отдельную сферу, противопоставляемую когнитивной сфере (разум – сердце, чувства – познание, интеллект – аффект).

Признание эмоций особым классом психических явлений связано с проблемой определения их специфики (отличий от познавательных или мотивационно-потребностных процессов). Эмоции сопровождают, оценивают и выражают субъективное отношение к познаваемому содержанию, т.е. одной из основных характеристик эмоций является предметность, которая является главным критерием для отнесения эмоций к отдельному классу психических явлений.

К основным различиям эмоциональных и познавательных процессов также можно отнести следующие:

1) отношения, которые выражаются в эмоциях, всегда носят личный, субъективный характер и существенно отличаются от тех объективных взаимосвязей-отношений между предметами и явлениями действительности, которые устанавливаются человеком в процессе познания окружающего мира. Один и тот же предмет или одно и тоже явление действительности способны вызывать иногда совершенно противоположное субъективное отношение;

2) эмоциональные явления меньше подвержены влиянию социальных факторов, в большей степени связаны с врожденными механизмами. Также они в меньшей степени опосредованы речью и другими знаковыми системами, менее осознанны, хуже управляемы и контролируемы, чем познавательные процессы;

3) качественные особенности (модальности) эмоциональных явлений — радость, страх, гнев и др.— специфичны и отличаются от качественных особенностей познавательной сферы (например, сенсорных модальностей);

4) эмоциональные явления тесно связаны с потребностями человека. познавательные же процессы в меньшей степени определяются потребностями;

5) эмоциональные явления тесно связаны с различными физиологическими процессами и состояниями (вегетативными, гормональными и др.). Познавательные процессы в меньшей степени и иным образом взаимодействуют с работой различных физиологических систем;

6) эмоциональные явления входят как обязательный компонент в структуру личности в качестве основных («ядерных») ее образований. Поэтому различные эмоциональные нарушения ведут, как правило, к различным личностным расстройствам. Познавательные процессы в меньшей степени определяют структуру личности: их нарушения (например, частные когнитивные расстройства) совместимы с сохранностью личности как таковой.

Как отмечает Я. Рейковский, в повседневном опыте функционированию интеллектуальных процессов обычно приписывается порядок, гармония, организация, в то время как эмоциональное реагирование отличается неопределенностью, непредсказуемостью и хаотичностью. Однако в настоящее время есть основания полагать, что все обстоит как раз наоборот: именно мышление может протекать свободно, неопределенным и непредсказуемым образом, тогда как функционирование эмоций подчиняется жестко опреде­ленным закономерностям, и все, что ими обусловлено, является довольно стереотипным, устойчивым и — несмотря на разнообразие форм — сходным.

Таким образом, эмоцииэто особый класс психических явлений, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимости для субъекта внешних и внутренних событий и регулирующих в соответствии с ними его деятельность и поведение.

Основные свойства эмоций.

Основные свойства эмоций:

1) Универсальность - независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают. Тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности.

2)Пристрастность (субъективность) - зависимость реагирования человека на различные события его жизни от субъективного к ним отношения (обусловленного его потребностями, установками, опытом, темпераментом и др.). Одна и та же причина вызывает у людей разные эмоции в зависимости от их индивидуально-типологических и личностных особенностей и ситуации, в которой они находятся.
3)Интегральность - объединение в единое целое всех функций организма. Это свойство эмоций, по мнению П. К. Анохина, позво­ляет еще до того, как будут определены форма, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, мгновенно оценить их полезность или вредность для организма и быстро отреагиро­вать с помощью определенного качества эмоционального состоя­ния, способствуя тем самым успешной адаптации индивида.

4)Пластичность - одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками (интенсивность, длительность, знак и т.д.). Например, человек может наслаждаться страхом, упиваться своей грустью и т.д

5)Адаптация - притупление, снижение остроты переживаний при долгом повторении одних и тех же воздействий. Например, частое поощрение работников одним и тем же способом приводит к тому, что они перестают эмоционально реагировать на эти поощрения.

6)Суммация - соединение отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание в виде эмоций становится сильнее. Зачастую процесс суммации эмоцио­нальных переживаний является скрытым и не осознается челове­ком (эффект «последней капли»).

7) Амбивалентность - противоречивость эмоционального переживания, связанная с двойственным отношением к чему-либо или к кому-либо, т.е. человек может одновременно переживать и положительное и отрицательное эмоциональное состояние.

8) Динамичность - временное развитие эмоциональных реакций, заключающееся в фазовости их протекания, т.е. в нарастании напряжения и его разрешении. Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания или при непрекращающемся действии на человека неприятного раздражителя, которое перерастает в эмоциональный взрыв. При осуществлении события возникает разрешение возникшего напряжения и его угасание.

9) Коммуникативность - передача информации от одного участника общения к другому посредством эмоциональной экспрессии (интонация, темп, тембр и т.д. Как отмечает К. Изард, ребенок еще задолго до того, как сможет понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, спосо­бен сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с по­мощью средств эмоциональной экспрессии.

10) Заразительность- передача эмоций другим людям (всеобщее веселье, паника и т.д.)

11) Предвосхищение (антиципация)-прогнозирование вероятностного исхода значимых событий до их совершения.

12) Мнестичность- память на эмоции при повторном воздействии или представлении ситуации, в которой они возникли.

13) Иррадиация- возможность распространения эмоционального переживания с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается. Счастливому человеку «все улыбается», кажется приятным и радостным.

14) Генерализация - возникновение эмоций под воздействием индифферентных раздражителей, схожих с эмоциогенными. Негативная эмоциональная реакция на собаку из-за укуса или громкого лая переносится на схожие объекты (на любую другую собаку, схожую игрушку и тд.). Генерализация происходит не только на основе физического и семантического сходства раздражителей, но также распространяется и на предметы, появлявшиеся одновременно с источником эмоционального переживания. Это указывает на возможность образования условно-рефлекторной связи переживания со всей эмоциогенной ситуацией в целом, в силу чего даже нейтральные элементы этой ситуации приобретают способность вызывать опре­деленные эмоции. Более того, индивид чаще всего старается избе­гать всего, что может быть связано с вызвавшей сильные отрица­тельные переживания ситуацией, препятствуя тем самым возмож­ности образования других (положительных или нейтральных).

 

 

3.Структура эмоций. Содержательная характеристика структурных компонентов эмоций.
Впервые идея сложности психологической структуры эмоций была сформулирована В. Вундтом. По его мнению, структура эмоций включает 3 основных измерения:

● удовольствие—неудовольствие;

● возбуждение—успокоение;

● напряжение—разрешение.

Впоследствии эти взгляды на структуру эмоций были развиты и в определенной степени преобразованы в работах других зару­бежных и отечественных психологов. В настоящее время в качест­ве основных в структуре эмоций называются следующие компо­ненты:

1) импрессивный (внутреннее переживание);

2)экспрессив­ный (поведение, мимика, двигательная и речевая активность);

3) фи­зиологический (вегетативные изменения). Такого взгляда на струк­туру эмоций придерживаются Е.П. Ильин, К. Изард, Г.М. Бреслав, А.Н. Лук, Р. Лазарус и др.

Каждый из этих компонентов при различных формах эмоцио­нального реагирования может быть выражен в большей или мень­шей степени, однако все они присутствуют в каждой целостной эмоциональной реакции как ее составляющие.

Импрессивный компонент.

Согласно С.Л. Рубинштейну, пережи­вание — это неповторимое событие внутренней жизни, проявление индивидуальной истории личности.Основной функцией пережива­ний является образование специфического, субъективного опыта че­ловека, направленного на выявление его сущности, места в мире и т.д.

По знаку эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицательные, т. е. приятные и неприятные. Такое полярное деление переживаний по знаку является общепризнанным.П. В. Симонов говорит о смешанных эмоция х, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (получение удовольствия от переживания страха в «комнате ужасов» или катании на «американских горках».Существует условное деление эмоциональных переживаниях по различной длительности: мимолетных, неустойчивых (например, появление на секунду-две досады у баскетболиста, не попавшего мячом в корзину), длительных, продолжающихся несколько минут, часов и даже дней (например, у детей первого класса негативные переживания после эвакуации из школы, спровоцированной заложенной в ней «бомбы», наблюдалось в течение трех дней) и хронических (что имеет место в патологии).

Именно значимость является наиболее существенным критерием для понимания сущ­ности понятия «переживания», поскольку переживания могут быть и неосознаваемыми. При этом значимость может выступать и в качестве источника и в качестве результата, продукта процесса пе­реживания.

Таким образом, переживаниеэто проявление субъективного отношения человека к какому-либо внешнему или внутреннему со­бытию его жизни, выражающее характер (полезность, необходи­мость, опасность и т.д.) и степень его значимости для субъекта.


Экспрессив­ный компонент. Эмоциональные переживания имеют определенное выражение во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомимике, речи, жестикуляции. Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на:

● мимические (выразительные движения лица),

● речевые (интонация и др.),

● звуковые (смех, плач и др.),

● жестикуляционные (выразительные движения рук)

● пантомимические (выразительные движения всего тела).

Мимические средства экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.С помощью мимики, т.е. ко­ординированных движений глаз, бровей, губ, носа и т.д., человек способен выражать самые сложные и разнообразные эмоции. П. Экман и К. Изард описали мимические признаки первичных, или базовых, эмоций (радость, горе, отвращение-презрение, удивление, гнев, страх) и выделили три автономные зоны лица: область лба и бровей, область глаз (глаза, веки, основание носа) и нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок).Существует и так называемая конвенциальная мимика как общепринятый в данной куль­туре способ выражения эмоций. Также у каждого человека есть некоторый характерный только для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в самых различных ситуациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т.д. Я. Рейковский выделяет следующие основные факторы фор­мирования мимического выражения эмоций: 1) врожденные видо-типичные мимические схемы, соответствующие определенным эмо­циональным состояниям; 2) приобретенные, заученные, социализи­рованные способы проявления чувств, подлежащие произвольно­му контролю; 3) индивидуальные экспрессивные особенности, свой­ственные только данному индивиду.
Речевые средства эмоциональной экспрессии. Большое зна­чение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью различных речевых средств. Основными характеристиками речевой эмоциональной экс­прессии являются: интонация, четкость дикции, логическое уда­рение, темп артикулирования и паузации, чистота звучания голо­са, лексическое богатство, свободное и точное выражение мыслей.

Из звуковых средств экспрессии наи­более характерными являются смех и плач.
Смех является выразителем нескольких эмоций, поэтому он имеет разные оттен­ки и смысл. Смех у человека начинается вдыханием, за которым следуют короткие спазмати­ ческие сокращения грудной клетки, грудобрюшной преграды и мышц живота.

Фи­зиологический компонент.

У эмоций есть специфические физиологические механизмы. Реализованы они порой весьма сложно. Переживания более-менее сильных эмоций приводят к ряду изменений в организме. Примеры: ускорение или замедление сердцебиения, изменение темпа дыхания, сухость во рту и горле, потение, дрожь,ощущение слабости в желудке.
Большинство физиологических изменений, происходящих при эмоциональном возбуждении, являются следствием активации симпатического отдела нервной системы, когда она готовит организм к экстренным действиям. Симпатический отдел отвечает за следующие изменения:повышение кровяного давления и учащение сердцебиения, учащение дыхания, расширение зрачков, увеличение потоотделения,снижение выделения слюны, увеличение уровня сахара в крови, повышение скорости сворачивания крови, приподнимание волосков на коже и др.
Симпатический отдел приспособляет, настраивает организм к энергетическим затратам. Когда эмоция стихает, начинают преобладать энергосберегающие функции парасимпатического отдела, возвращающего организм в его нормальное состояние.
Факт в том, что любая "активная" эмоция сопровождается возбуждением симпатического отдела.
Таким образом, субъективные переживания теснейшим образом связаны с физиологическими процессами. Эмоция во многом и есть субъективное отражение физиологических изменений в организме.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.