Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Критерии и классификации эмоций

2017-12-21 1431
Критерии и классификации эмоций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Существуют различные подходы к классификации эмоций. История развития представлений о количестве и видах эмоций исходит от взглядов древнегреческих философов, так, например, Аристотель выделял любовь и ненависть, желание и отвращение, надежду и отчаяние, робость и смелость, радость и печаль, гнев. Авторские классификации предлагались в более поздние времена и философами (Б. Спиноза, Р.Декарт, Г. Спенсер и др.) и психологами (В. Вундт, Э. Титченер У. Джемс и др.), однако ни одна из них не получила широкого распространения.Единой классификации эмоций не существует. Наиболее распространенной в психологии классификацией является:

!по знаку - положительные или отрицательные переживания. Это деление во многом условно и не соответствует положительной или отрицательной роли эмоций для данного человека в конкретной ситуации. (К. Изард отмечает положительную роль и такой отрицательной эмоции, как стыд).

!по модальности. наиболее разработанной, сфокусированной на отдель­ных эмоциональных модальностях, является «теория дифферен­циальных эмоций» К. Изарда, в которой выделяется десять фун­даментальных эмоций:

1) интерес — интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность;
2)радость — эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и к самому себе;

3)удивление: не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно воз­никшие обстоятельства.

4)печаль — переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека.

5)гнев — эмоциональное переживание, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения ис­ключительно важной для субъекта потребности (боль, ограничение свободы, физические воздействия и т.д.).

6)отвращение — отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое объектами (предметами, людьми, обсто­ятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в рез­кое противоречие с идеологическими, нравственными или эстети­ческими принципами и установками субъекта.

7) презрение — отрицательная эмоция, возникающая в межличност­ных отношениях и порождаемая рассогласованием жизненных по­зиций, взглядов и поведения с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта переживаний.

8)страх — отрицательная эмоция, проявляющаяся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

9)стыд — переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих,

10) вина — эмоция, возникающая при нарушении моральных и эсте­тических норм.

!по влиянию на поведение и деятельностьстимулирующее или тормозящее, одни эмоции вызывают прилив сил (стенические), другие – упадок сил, нежелание что-либо делать (астенические).

!по степени осознанности и предметности. В зависимости от степени осознанности эмоции подразделя­ются на осознаваемые и неосознаваемые. Полное осознание предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной сто­роны, и между эмоцией и действиями, к которым она побужда­ет,— с другой.

В психоанализе впервые были сформулированы положения о том, что не все пси­хические явления (в том числе и эмоции) регистрируются в соз­нании.

!по связи эмоциональных пере­живаний с конкретным объектом эмоции бывают предметные и беспредметные.

В. К. Вилюнасом была предложена функциональная классификация эмоций. Рассматривая эмоции в качестве посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, автор подразделяет их на: 1) ведущие – переживания, окрашивающие в образе среды предметы потребности и превращающие их тем самым в мотивы. Ведущие эмоции предшествуют деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность; 2) производные – ситуативно значимые переживания, возникающие в процессе деятельности и выражающие отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям.

!по степени произвольности – бывают произвольные и непроизвольные. Предмет, который хорошо знаком может управлять эмоциями, т.е. перестроив деятельность, контекст; не выходя за рамки культурной нормы нужно регулировать межличностные отношения.
!по происхождениюврожденные, связанные с реализацией инстинктивных программ поведения и приобретенные, обусловленные индивидуальным и социальным опытом. уровню развития.

!По уровню развития эмоци и подразделяются на низшие — связанные преимущественно с биологическими процессами в ор­ганизме, с удовлетворением/неудовлетворением витальных потреб­ностей человека, и высшие — связанные с удовлетворением/не­удовлетворением социальных и духовных потребностей человека.

!по длительности эмоций характеризуется время протекания эмо­циональной реакции. Кратковременные эмоциональные реакции по­являются обычно при однократном воздействии и отличаются не­устойчивостью, временным, преходящим характером. Длительным, эмо­циональным переживаниям присущи устойчивость и постоянство.
!по интенсивности эмоции характеризуют силу переживания и со­путствующих экспрессивных и физиологических реакций. При сла­бых эмоциональных переживаниях не наблюдается существенных физиологических изменений и экспрессивных проявлений в поведе­нии человека. Сильные эмоциональные переживания сопровождают­ся выраженными физиологическими и экспрессивными реакциями.

Классификация Б. Додонова, подразделяет все эмоции на следующие группы:
Альтруистические эмоции (желание помогать другим людям).
Коммуникативные эмоции (возникающие при общении).
Глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении).
Праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности).
Пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью рисковать).
Романтические эмоции (стремление к необычному, новизне).
Гностические эмоции (возникающие в познании).
Эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства).
Гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах, комфорте).
Акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию, собиранию).

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.