Гражданское Процессуальное Право. Практикум — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Гражданское Процессуальное Право. Практикум

2017-12-21 595
Гражданское Процессуальное Право. Практикум 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гражданское Процессуальное Право. Практикум

Оксана Владимировна Исаенкова

· Предисловие

· Принятые сокращения

· Тема 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА

o Основные понятия

o Задачи

o Рекомендованная литература

· Тема 2. ГРАЖДАНСКИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

o Основные понятия

o Задачи

o Рекомендованная литература

· Тема 3. ГРАЖДАНСКИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

o Основные понятия

o Задачи

o Рекомендованная литература

· Тема 4. СТОРОНЫ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

o Основные понятия

o Задачи

o Рекомендованная литература

· Тема 5. ТРЕТЬИ ЛИЦА В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

o Основные понятия

o Задачи

o Рекомендованная литература

· Тема 6. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

o Основные понятия

o Задачи

o Нормативные источники

o Рекомендованная литература

· Тема 7. СУБЪЕКТЫ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ОТ СВОЕГО ИМЕНИ ПРАВА, СВОБОДЫ И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛИЦ

o Основные понятия

o Задачи

o Рекомендованная литература

· Тема 8. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ

o Основные понятия

o Задачи

o Нормативные источники

o Рекомендованная литература

· Тема 9. ГРАЖДАНСКАЯ ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

o Основные понятия

o Задачи

О. В. Исаенкова
Гражданское Процессуальное Право. Практикум

Предисловие

Одним из основных направлений развития системы высшего юридического образования является разработка наиболее совершенного механизма преподавания правовых дисциплин, особенно специальных, к которым относится гражданское процессуальное право. Преподавание в юридических вузах в настоящее время не может осуществляться без использования практикумов – данный тезис стал аксиомой, влияющей на организацию учебного процесса по специальным отраслевым дисциплинам.
Многие проблемы преподавания на кафедрах отраслевых правовых дисциплин российских вузов обусловлены тем, что сами отрасли российского права, как и составляющее их основу законодательство, находятся в состоянии постоянного реформирования. Если в советский период учебная правовая литература не устаревала десятилетиями, методические и другие материалы из года в год лишь незначительно корректировались, а пособия ведущих профессоров передавались от поколения к поколению, то современность диктует иные условия – научные, методические и иные разработки кафедр отраслевых дисциплин довольно быстро теряют актуальность.
Гражданское процессуальное право (гражданский процесс) является основным курсом в профессиональном юридическом образовании.
Во всех случаях защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов судами общей юрисдикции и мировыми судьями осуществляется гражданское судопроизводство – одна из самых сложных форм правоприменительной деятельности.
Гражданское судопроизводство – составная часть гражданского процесса, который в широком смысле, помимо гражданского судопроизводства включает в себя исполнительное производство, арбитражное, третейское производство и нотариат. Гражданское судопроизводство регулируется нормами гражданского процессуального права. Гражданское процессуальное право – самостоятельная отрасль российского права, целостная совокупность процессуальных норм, регулирующих порядок правосудия по гражданским, семейным, трудовым, жилищным, земельным, экологическим и иным делам судами общей юрисдикции и мировыми судьями.
Гражданское процессуальное право как учебная дисциплина преподается во всех юридических учебных заведениях. Без знаний установленных законом правил рассмотрения и разрешения гражданских дел невозможно стать специалистом в области правоведения. Нормативная основа гражданского процессуального права в 2002–2003 гг. подверглась значительному реформированию. В силу Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» с 1 февраля 2003 г. вместо Гражданского процессуального кодекса РСФСР, принятого на третьей сессии Верховного Совета РСФСР 11 июня 1964 г., действовавшего с некоторыми изменениями и дополнениями почти 40 лет, вступил в силу Гражданский процессуальный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 23 октября 2002 г., одобренный Советом Федерации 30 октября 2002 г. и подписанный Президентом РФ 14 ноября 2002 г.
Новеллы кодифицированного источника гражданского процессуального права (предварительное судебное заседание, возможность суда возвращать исковое заявление и использовать в качестве средств доказывания аудио– и видеозаписи, исключение участия народных заседателей, новое содержание надзорного пересмотра судебных актов и др.) вызвали появление на российском правовом поле соответствующих процессуальных институтов, в связи с чем возникла необходимость их изучения.
В 2007 г. гражданский процесс вновь подвергся реформированию – по Федеральному закону от 4 декабря 2007 г. № 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» значительные изменения коснулись надзорного производства, а Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реформировал производства по делам, возникающим из исполнительных правоотношений.
Развитие процессуальной науки и реформирование законодательства повлекло за собой увеличение количественного состава видов гражданского судопроизводства, а перспектива принятия в обозримом будущем Исполнительного кодекса РФ изменила подход к регулированию исполнительных правоотношений.
Правовая наука самым существенным образом влияет на преподавание отраслевых правовых дисциплин. Непосредственно же преподавание определяется, прежде всего, предметом курса, который, как правило, включает в себя:
• правоотношения, возникающие в определенной правовой сфере;
• систему соответствующей отрасли права, ее принципы, институты и нормы, процесс их создания, действия и аброгации;
• процессуальные концепции, взгляды, учения как российских, так и зарубежных ученых, сложившиеся в отраслевой науке;
• зарубежное законодательство, регулирующее похожие правоотношения, и практику его применения.
В процессе преподавания и самостоятельного изучения студентами гражданского процессуального права на основе комплексного подхода к обучению достигаются следующие цели:
• умение толковать и применять нормы процессуального права, юридически правильно оценивать и квалифицировать факты и обстоятельства, составлять исковые заявления, ходатайства, жалобы, судебные акты и другие процессуальные документы;
• усвоение теоретических положений процессуального права о сущности процесса, его истории, развитии, правах и обязанностях участников процесса;
• формирование современного взгляда на процессуальное право как на одну из фундаментальных отраслей правовых знаний.
По окончании изучения курса студенты должны будут знать:
• задачи правосудия по гражданским делам;
• современные тенденции развития процессуальных отношений и способов защиты прав и интересов участников гражданского оборота;
• особенности процессуальных правоотношений;
• историю становления и развития гражданского процессуального права;
• права и обязанности участников гражданского процесса;
• формы реализации процессуальных правоотношений.
Также студенты должны научиться:
• правильно избрать закон, подлежащий применению в конкретных процессуальных отношениях;
• принимать правовые решения и выполнять иные юридические действия в точном соответствии с действующим гражданским процессуальным законодательством;
• разрабатывать документы процессуального характера, в частности, составлять исковые заявления, ходатайства, жалобы, заявления и др.;
• давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам отношений в области гражданского процесса.
Важным методом изучения курса является самостоятельная работа, включающая изучение теоретических трудов, учебных пособий, законодательства, судебной практики.
Занятия со студентами проводятся в форме лекций, семинаров, практических занятий и деловых игр (например, в форме игрового судебного заседания по конкретному гражданскому делу).
Лекция служит организующим и ориентирующим началом работы студентов. На лекциях студентам прививаются интерес к изучаемому предмету, вкус к самостоятельному освоению проблематики гражданского процессуального права. В ходе лекции раскрываются наиболее сложные вопросы и теоретические положения, показывается их практическая значимость, даются рекомендации по самостоятельному углубленному изучению процессуального права.
Семинары проводятся с целью усвоения лекционного теоретического курса. Семинары призваны научить самостоятельно рассуждать, аргументировать теоретические положения, делать выводы и отстаивать собственную точку зрения.
На практических занятиях и во время деловых игр преимущественно ставятся задачи разрешения правовых ситуаций по применению норм гражданского процессуального законодательства, поиска оптимальных средств решения предложенных казусов.
Автор намеренно не включил в практикум задания по таким разделам изучаемого курса как «Арбитражный процесс», «Третейское судопроизводство», «Нотариат», поскольку во многих юридических вузах и на юридических факультетах данные темы преподаются в качестве отдельных основных или специальных курсов.
Практикум по гражданскому процессуальному праву России предназначен для организации совместной деятельности студентов и преподавателя на практических занятиях по изучаемой дисциплине. Цель практических занятий – формирование профессиональных умений и навыков, необходимых юристу.
Все изложенное определило структуру данного учебного пособия. В работе приводится список нормативных правовых актов и литературы ко всем темам курса, к каждой теме даются: план занятия, определения основных понятий курса, необходимых для запоминания студентами, задачи и перечень источников и литературы, рекомендуемых к конкретной теме.
Главной составляющей практического занятия по гражданскому процессу является решение задач разного типа. Одни из них носят тестовый характер, другие направлены на формирование навыков работы с процессуальными документами, третьи (их большинство) заключаются в разрешении конкретной правовой ситуации. Знакомство с научной и учебной литературой позволяет подвести теоретическую основу под решение задач, а знакомство с нормативными актами – правовую основу под их решение. Поэтому, прежде чем приступить к решению задач, рекомендуется предварительно изучить предлагаемые автором практикума нормативные правовые акты, учебные пособия и другую литературу.

Принятые Сокращения

БВС РФ – Бюллетень Верховного Суда РФ
ВВС – Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (РСФСР, РФ)
ГК РФ – Гражданский кодекс РФ
ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс РФ
СЗ РФ – Собрание законодательства РФ
РФ – Российская Федерация

Тема 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА

1. Понятие гражданского процесса и гражданского судопроизводства.
2. Цель и задачи гражданского судопроизводства.
3. Понятие гражданского процессуального права.
4. Предмет гражданского процессуального права.
5. Метод гражданского процессуального права.
6. Система гражданского процессуального права.
7. Гражданские процессуальные нормы.
8. Гражданская процессуальная форма.
9. Источники гражданского процессуального права.
10. Стадии гражданского судопроизводства.
11. Виды гражданского судопроизводства.
12. Место гражданского процессуального права в системе российского права.

Основные Понятия

Гражданское процессуальное право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, целостную совокупность процессуальных норм, регулирующих порядок осуществления правосудия по гражданским, семейным, трудовым, жилищным, земельным, экологическим и иным делам судами общей юрисдикции и мировыми судьями.
Гражданское судопроизводство представляет собой урегулированную федеральным законом деятельность судов общей юрисдикции и мировых судей по рассмотрению и разрешению споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, дел приказного и особого производства, дел, возникающих из публичных правоотношений, а также по осуществлению судами защиты иных прав и охраняемых законом интересов.
Цель гражданского судопроизводства – защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых и иных правоотношений.
Задачи гражданского судопроизводства:
правосудная — правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел, внесение ясности в правоотношения между субъектами гражданского процесса;
правовосстановительная – воссоздание первоначального положения, существовавшего до гражданского правонарушения, а если это невозможно – справедливое компенсирование пострадавшему последствий противоправного поведения;
превентивная (предупредительная) – предупреждение гражданских правонарушений, укрепление законности и правопорядка, формирование уважительного отношения к закону и суду.
Предметом правового регулирования гражданского процессуального права являются общественные отношения, складывающиеся между судом и другими субъектами в процессе гражданского судопроизводства.
Методом правового регулирования отрасли гражданского процессуального права является совокупность юридических средств, правовых приемов и способов, посредством которых российское государство регламентирует и воздействует на общественные отношения, возникающие по поводу и в связи с осуществлением судами общей юрисдикции и мировыми судьями правосудия по гражданским делам.
Система гражданского процессуального права состоит из двух частей: Общей и Особенной.
Общая часть включает основные положения, институты, относящиеся ко всему гражданскому судопроизводству: принципы судопроизводства и гарантии их реализации, правовое положение суда и лиц, участвующих в деле, представительство, процессуальные сроки, судебные расходы, ответственность, общие правила доказывания и т. д.
Особенную часть гражданского процессуального права составляет совокупность норм, регламентирующих движение, развитие гражданского судопроизводства по стадиям от его возбуждения до вынесения и пересмотра судебного решения, а также особенности процесса по отдельным категориям дел (приказным, исковым, особым, возникающим из публичных, третейских и исполнительных правоотношений) и в отношении различных субъектов (в частности, иностранцев).
Гражданская процессуальная форма представляет собой идеальную модель механизма правосудия по гражданским делам.
Источниками гражданского процессуального права являются нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие порядок осуществления правосудия по гражданским (в широком смысле этого термина) делам судами общей юрисдикции и мировыми судьями.
Стадия гражданского судопроизводства представляет собой целостную совокупность процессуальных действий и отношений, направленных к одной цели и выполняющих конкретную задачу – составную общей задачи судопроизводства. Стадиями гражданского судопроизводства являются:
• возбуждение гражданского судопроизводства;
• подготовка дела к судебному разбирательству;
• судебное разбирательство;
• производство в суде второй инстанции (стадия пересмотра судебных актов, не вступивших в законную силу);
• производство в суде надзорной инстанции;
• пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу.
Вид гражданского судопроизводства представляет собой обусловленную предметом судебной защиты и целями судебной деятельности определенную совокупность способов защиты и процессуальных действий.

Задачи

Задача 1.

Какие статьи ГПК РФ регулируют:
• возбуждение гражданского судопроизводства;
• подготовку дела к судебному разбирательству;
• судебное разбирательство;
• апелляционное производство;
• кассационное производство;
• производство в суде надзорной инстанции;
• пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам?
Дайте определение стадии гражданского процесса.

 

Задача 2.

Какие нормы ГК РФ и ГПК РФ регулируют вопросы признания граждан безвестно отсутствующими и объявления умершими?
Что общего у этих норм и чем гражданско-правовое регулирование отличается от гражданского процессуального?

 

Задача 3.

Определите вид следующих норм:
• ст. 2 ГПК РФ;
• ст. 13 ГПК РФ;
• ст. 57 ГПК РФ;
• ст. 105 ГПК РФ;
• ст. 131 ГПК РФ.

 

Задача 4.

Определите структуру (гипотезу, диспозицию и санкцию) в нормах: ст. 21 ГПК РФ;
• ст. 54 ГПК РФ;
• ст. 62 ГПК РФ;
• ст. 85 ГПК РФ;
• ст. 362 ГПК РФ;
• ст. 364 ГПК РФ.

 

Задача 5.

Судья рассмотрел заявление об усыновлении ребенка в порядке искового производства, нарушив порядок, предусмотренный гл. 29 ГПК РФ для рассмотрения и разрешения дел подобной категории.
К какому виду гражданского судопроизводства относятся дела об усыновлении?
Чем различаются виды гражданского судопроизводства? Что такое гражданская процессуальная форма и в чем ее значение?

Рекомендованная Литература

Авдеенко Н.И. Механизм и пределы регулирующего воздействия гражданского процессуального права. – Л., 1969.
Баулин О.В. Специальные нормы в гражданском процессуальном праве. – Воронеж, 1997.
Бернэм У., Решетникова И.В., Ярков В.В. Судебная реформа: проблемы гражданской юрисдикции. Екатеринбург, 1996.
Вершинин А.П. Способы защиты гражданских прав в суде. – СПб., 1997. Виды гражданского судопроизводства: учебное пособие / Отв. ред. Е.А. Трещева. – Самара, 2006.
Гагаринов А. В. Понятие гражданского процесса // Правоведение. 1988. № 4.
Грось Л. Правильно определять вид гражданского судопроизводства // Советская юстиция. 1991. № 6.
Зайцев И.М. Процессуальные функции гражданского судопроизводства. – Саратов, 1990.
Концепция развития гражданского процессуального законодательства // Журнал российского права. 1999. № 5/6.
Исаенкова О.В. Виды судопроизводства // эж-Юрист, 2003. № 21. Курс советского гражданского процессуального права Т. 1 / Под ред. А.А. Мельникова. – М., 1981.
Марченко М.Н. Судейское правотворчество и судейское право. – М., 2007.
Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть. – М., 2003.
Рассахатская Н.А. Гражданская процессуальная форма: Учебное пособие. – Саратов, 1998.
ФархтдиновЯ.Ф. Источники гражданского процессуального права. – Казань, 1986.
Фархтдинов Я.Ф. Возникновение и развитие источников гражданского процессуального права России. – Казань, 2001.
Чечина Н.А. Норма права и судебное решение. – Ленинград. 1961.
Чечина Н.А. Основные направления развития науки советского гражданского процессуального права. – Ленинград. 1987.
Шерстюк В.М. Система советского гражданского процессуального права (вопросы теории). – М., 1989.

Основные Понятия

Принципы гражданского процессуального права – это нормативно установленные основополагающие начала регулирования особого объекта – правоотношений, складывающихся в ходе гражданского судопроизводства.
Гражданские процессуальные принципы понимают в трех аспектах:
• как принципы отрасли гражданского процессуального права (т. е. основные начала регулирования гражданских процессуальных отношений);
• как принципы гражданского процесса – деятельности судов общей юрисдикции и мировых судей по рассмотрению и разрешению гражданских дел;
• как обязательные установления, адресованные не только правоприменителю, но и законодателю.
Классификацию принципов гражданского процессуального права проводят:
В зависимости от источника закрепления различают: принципы, закрепленные в Конституции РФ (например, принцип несменяемости судей, принцип неприкосновенности судей);
принципы, закрепленные в Конституции РФ и развитые в отраслевом законодательстве (принцип осуществления правосудия только судом, принцип независимости судей и подчинения их только закону и др.);
принципы, закрепленные в ГПК РФ (в частности, принцип непрерывности судебного разбирательства);
принципы, содержание которых выводится из смысла процессуального законодательства, совокупности норм (принцип диспозитивности).
В зависимости от сферы действия:
общие (общеправовые) принципы, действующие вне зависимости от категории общественного отношения, подвергнутого правовому регулированию (например, принцип законности);
межотраслевые, действие которых проявляется в нескольких отраслях российского права (в частности, гласность судебного разбирательства присутствует как в гражданском, так и в арбитражном процессе);
отраслевые (специфически отраслевые), действующие исключительно в гражданско-процессуальной сфере. Между тем в ходе сближения гражданского и арбитражного процесса практически не осталось ни одного гражданского процессуального принципа, который бы не действовал в сфере арбитражного судопроизводства;
принципы отдельных правовых институтов (в теории процессуального права выделяют принципы стадии судебного разбирательства – устность, непрерывность, непосредственность, принципы судебного доказывания и т. д.).

Задачи

Задача 1.

Какие нормы Конституции РФ регламентируют принципы гражданского судопроизводства?
Проведите их сравнительный анализ с нормами ГПК РФ.
Какие принципы являются конституционными?

 

Задача 2.

К какому виду принципов относятся:
• принцип осуществления правосудия только судом;
• принцип равенства перед законом и судом;
• принцип государственного языка судопроизводства;
• принцип гласности;
• принцип диспозитивности;
• принцип состязательности;
• принцип непосредственности судебного разбирательства?
Какой из названных принципов действует не на всех стадиях гражданского судопроизводства?

 

Задача 3.

Мировой судья по заявлению Наврузовой вынес решение о расторжении брака супругов Наврузовых и разделе совместно нажитого имущества. Ответчик подал на решение апелляционную жалобу, указав, что является азербайджанцем и плохо владеет русским языком. Судья не обеспечил ему переводчика, нарушив, по мнению Наврузова, требование ст. 9 ГПК РФ.
Во время судебного заседания Наврузов признал требования истицы, однако, как указал в жалобе, полагал, что речь идет только о расторжении брака, а не о закреплении за Наврузовой половины дома и другого имущества, которое Наврузов приобретал во время брака исключительно на собственные средства.
Наврузова не согласилась с доводами, приведенными в жалобе, и указала, что решение суда с точки зрения семейного права законно и обоснованно: суд законно расторг брак на основании согласия ее мужа и закрепил за ней половину совместно нажитого имущества.
Оцените доводы сторон с точки зрения принципов гражданского процессуального права.

 

Задача 4.

В судебном заседании истица по делу о взыскании алиментов на свое содержание заявила ходатайство о предоставлении ей бесплатного адвоката в связи с тяжелым материальным положением и отсутствием правовых знаний.
Судья отказал в удовлетворении ходатайства, указав, что обеспечение сторон гражданского судопроизводства бесплатными услугами адвоката не входит в обязанность судьи. В удовлетворении исковых требований судом также было отказано, поскольку не были доказаны основания взыскания алиментов на супруга, предусмотренные ст. 89 Семейного кодекса РФ.
В жалобе на решение суда истица указала, что судья нарушил принцип равенства всех перед законом и судом, так как ответчик имел представителя – квалифицированного адвоката, а она – нет.
Кто прав в данной ситуации?
Подлежит ли жалоба истицы удовлетворению?
Разъясните принцип равенства перед законом и судом и принцип доступности судебной защиты. Отграничьте названные принципы от принципа равноправия сторон искового производства.

 

Задача 5.

Судья отказал сторонам в утверждении мирового соглашения, по которому ответчик должен передать истцу в порядке возмещения причиненного ущерба в размере 150 тыс. руб. земельный участок стоимостью 65 тыс. руб., а истец – отказаться от остальной части требований.
В определении об отказе в утверждении мирового соглашения и отказе в прекращении производства по делу судья указал, что, во-первых, земельный участок был куплен во время нахождения ответчика в браке, следовательно, является общей совместной собственностью супругов и распоряжаться им единолично ответчик не вправе, и, во-вторых, стоимость участка значительно ниже заявленных и обоснованных в судебном заседании требований.
Оцените аргументы судьи с позиции принципа диспозитивности.
Какие ограничения действия принципа диспозитивности в гражданском судопроизводстве вам известны?

 

Задача 6.

Мировой судья поручил своему помощнику изготовить проект судебного приказа о взыскании долга, а затем, удостоверившись в соответствии содержания судебного приказа закону, подписал его.
Нарушены ли в данном примере какие-либо принципы гражданского процессуального права?
Изменится ли решение задачи, если помощник изготовил судебный приказ и сам его подписал во время болезни судьи?

 

Задача 7.

По делу о расформировании избирательной комиссии, рассматриваемому во время избирательной кампании, в судебном заседании участвовали три федеральных судьи. На второй день после возбуждения судопроизводства одному из судей в связи со смертью отца пришлось срочно уехать на похороны в другую область.
Принимая во внимание, что в силу ст. 260 ГПК РФ данное дело должно быть рассмотрено судом не позднее чем через три дня со дня подачи заявления, председательствующий в судебном заседании судья объявил перерыв на один день. В это время к рассмотрению дела был привлечен другой судья того же суда, который ознакомился с письменными материалами, имеющимися в распоряжении состава суда.
После окончания перерыва рассмотрение дела было продолжено и вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления. Особого мнения никто из судей не выразил.
Оцените ситуацию с позиции принципов законности, непосредственности, устности и непрерывности судебного разбирательства.

 

Задача 8.

Во время принятия судебного решения в совещательной комнате судье позвонила жена и попросила забрать ребенка из детского сада, в котором объявлен карантин. Судья вышел из совещательной комнаты и, выполнив просьбу жены, вернулся в помещение суда через час и продолжил работу.
Нарушены ли судьей какие-либо принципы гражданского процессуального права?
Имеет ли для решения задачи значение вопрос о том, отвел ли судья ребенка домой или привел его с собой в совещательную комнату?

 

Задача 9.

Во время судебного разбирательства по иску Морозовой к Сидоренко о возврате имущества из чужого незаконного владения судья Михайлов отказал корреспонденту и оператору местной телекомпании в возможности проводить видеосъемку судебного заседания, полагая, что дело носит личный характер и огласка его материалов может отрицательно сказаться на репутации ответчика – директора школы.
На следующий день в местных новостях прозвучало сообщение о том, что судья Михайлов в своей деятельности нарушает принципы гласности и законности. Судья предъявил к телекомпании иск о защите чести и достоинства, полагая, что его действия нельзя считать нарушением принципов гласности и законности.
Подлежит ли требование судьи Михайлова о защите чести и достоинства удовлетворению?
Дайте характеристику принципу гласности гражданского судопроизводства.

 

Задача 10.

При рассмотрении дела о возмещении вреда выяснилось, что ответчик, поссорившись с женой, выехал с постоянного места жительства в неизвестном направлении. Дело было рассмотрено в отсутствие ответчика, иск удовлетворен.
Ответчик подал на решение суда кассационную жалобу, в которой указал, что суд лишил его возможности состязаться, не сообщив о времени и месте судебного заседания. К жалобе была приложена записка истца о том, что ущерб был возмещен полностью и претензий к ответчику он не имеет. Записка была написана истцом до начала судебного заседания.
Обоснованна ли жалоба ответчика?
Подлежит ли отмене судебное решение, вынесенное в отсутствие ответчика, не сообщившего суду о перемене места жительства во время судебного разбирательства?

 

Задача 11.

Судья после допроса свидетелей объявил перерыв в судебном заседании, во время которого провел прием граждан, возбудил производства на основании поданных заявлений, а затем продолжил судебное разбирательство.
Нарушены ли судом какие-либо гражданские процессуальные принципы?
Есть ли в данном примере основания для того, чтобы считать вынесенное по делу решение незаконным, если оно соответствует материалам дела?

 

Задача 12.

В суд по почте поступил следующий документ:
«В Волжский районный суд г. Саратова от сторон по делу по иску Шкварчука к ООО «Редакция газеты «Саратов»» и Биковой о защите чести и достоинства и возмещении морального вреда в размере 1 млн руб.

 

ХОДАТАЙСТВО

В Вашем производстве находится гражданское дело по иску Шкварчука к ООО «Редакция газеты «Саратов»» и Биковой о защите чести и достоинства и возмещении морального вреда в размере 1 млн руб.
Принимая во внимание, что мы, стороны, находим возможным урегулировать спор без вынесения судебного решения, руководствуясь ст. 39, 220 ГПК РФ,

 

ПРОСИМ СУД:

Утвердить мировое соглашение, в силу которого ООО «Редакция газеты «Саратов»» обязуется не позднее 10 дней после вступления определения суда об утверждении настоящего соглашения в законную силу опубликовать в газете «Саратов»» текст согласованного сторонами опровержения, а Шкварчук отказывается от всех исковых требований, заявленных к ответчикам: ООО «Редакция газеты «Саратов»» и Биковой.
Последствия утверждения судом мирового соглашения (ст. 220, 221 ГПК РФ) нам известны.
Истец: Л.А. Шкварчук
_______________________(подпись)
Ответчики: А.М. Бикова
_______________________(подпись)
Директор ООО «Редакция газеты «Саратов»» А.Д. Сомсонов
_______________________(подпись)
Оцените соответствие соглашения принципу диспозитивности.
Вправе ли судья прекратить производство по делу на основании указанного ходатайства, если никто из подписавших его лиц не явился по судебному извещению в судебное заседание?
Как проявляется действие принципов устности и непосредственности судебного разбирательства во время утверждения судом мирового соглашения?

Рекомендованная Литература

Авдюков М.Г. Принцип законности в гражданском судопроизводстве. – М., 1970.
Алиэскеров М.А., Шпинев Ю.С. О принципах гражданского процессуального права // Арбитражный и гражданский процесс. 2001. № 6.
Боннер А.Т. К вопросу о принципах гражданского процессуального права / Труды ВЮЗИ. Т. 38. – М., 1975.
Боннер А.Т. Принцип диспозитивности советского гражданского процессуального права. – М., 1987.
Боннер А.Т. Принцип законности в советском гражданском процессе. – М., 1989.
ВороновА.Ф. Гражданский процесс: эволюция диспозитивности. – М., 2007.
Гольмстен А.Х. Принцип тождества в гражданском процессе. – СПб., 1884.
Гурвич М.А. Принципы советского гражданского процессуального права / Труды ВЮЗИ. Т. 3. – М., 1965.
Демичев А.А., Исаенкова О.В. Принципы и источники гражданского процессуального права Российской Федерации: Учебное пособие. – Н.Новгород, 2005.
Мурадьян Э.М. О принципах гражданского судопроизводства // Современное право. 2000. № 6.
Основные принципы гражданского процесса / Под ред М.К. Треушникова, З. Чешки. – М., 1991.
Принципы права. Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции, Санкт-Петербург, 30 ноября 2006 г. / Под общ. ред. Д.И. Луковской; сост: С.В. Волкова, Н.И. Малышева. – СПб., 2007.
Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. – М., 1982.
Федина А.С. Принцип законности в гражданском процессе. – Тверь, 2002.
Франциферов А.Ю., Франциферова Ю.В. Принципы гражданского процессуального права // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 4.
Шишкин С.А. Состязательность в гражданском и арбитражном судопроизводстве. – М., 1997.

Основные Понятия

Гражданские процессуальные правоотношения – это общественные отношения, регулируемые нормами гражданского процессуального права, которые складываются в ходе гражданского судопроизводства между судом и другими участниками судопроизводства и направлены на правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел.
Лицами, участвующими в деле, выступают юридически заинтересованные в разрешении дела участники судопроизводства, выступающие в процессе от своего имени, наделенные в силу заинтересованности правом совершать процессуальные действия (волеизъявления), влияющие на развитие и окончание процесса.
Лицами, участвующими в деле, являются:
• стороны – истец и ответчик в делах искового производства и взыскатель и должник в приказном производстве;
• третьи лица двух видов: заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора и не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора;
• прокурор;
• лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. 4, 46 и 47 ГПК РФ;
• заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Задачи

Задача 1.

Петрова обратилась к мировому судье с просьбой взыскать с ее мужа алименты на содержание несовершеннолетней дочери.
Судья отказал в принятии заявления, так как к нему не были приложены свидетельство о рождении ребенка и другие документы, обосновывающие требования Петровой. Истица считает, что по данным основаниям судья не имел права отказывать в принятии заявления.
Дайте правовую оценку ситуации.
Возникли ли между Петровой и мировым судьей гражданские процессуальные правоотношения?
Имеет ли для решения задачи значение, в порядке какого судопроизводства – искового или приказного – подала заявление Петрова?

 

Задача 2.

Во время предварительного судебного заседания по иску о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за вре


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.