Формы занятий по физической культуре в вузе (цель, задачи, средства и методы). — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Формы занятий по физической культуре в вузе (цель, задачи, средства и методы).



ФК в вузе организуется в форме учебных занятий, спортивно-массовой работы, самостоятельных занятий, занятий в группах лечебной ФК, прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристские походы. Учебные занятия могут быть:· Теоретические, практические, контрольные; · Элективные практические занятия (по выбору) и факультативные; · Индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации); · Самостоятельные задания по заданию и под контролем преподавателя.

Цель – формирование физической культуры личности студентов, оптимизация их физического развития, всестороннее совершенствование физических качеств.

Специфические задачи делятся на образовательные и задачи изменения физических показателей организма человека. Общепедагогические задачи решают проблемы личностных качеств человека.

Основным средством являются физические упражнения. Вспомогательные средства:

оздоровительные силы природы. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления, становятся формой активного отдыха.

гигиенические факторы включают гигиену полости рта, гигиену тела, гигиену спортивной одежды и обуви, гигиену закаливания. Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.

2 группы методов: специфические (характерные только для процесса обучения) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Специфические методы: Метод строго регламентированного упражнения. Упражнения выполняются в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Игровой метод. Двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержаний и правил игры.

Соревновательный. Достижение результата в соревновании происходит за счет высокой эмоциональной, психологической и физической напряженности в условиях конкурентной борьбы.

С помощью этих методов решаются задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и двигательных навыков, воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы:Словесный (описание, объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия). Наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдения студентов)

33. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия (цель,задачи,средства,методы).Задачи:



1. обеспечить развитие и упрочение у обучающихся глубоко осознанной потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни;

2. обогатить и усовершенствовать у них знания, умения и навыки в сфере ФК;

3. обеспечить повышение (или поддержание достаточно высокого) уровня общей физической подготовленности и спортивной тренированности, развитие профессионально важных физических качеств;

4. полноценно реализовать возможности использования факторов ФК для профилактики заболеваний, сохранения и упрочения здоровья.

Учебно-тренировочное занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Во вводной частинеобходимо создать рабочую обстановку, ознакомить занимающихся с содержанием урока, создать соответствующую психологическую установку и положительное эмоциональное состояние. Продолжительность 5 минут. В подготовительной части разминка обеспечивает преодоление периода врабатывания организма. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, готовое к выполнению повышенных физических нагрузок.

Многие студенты недооценивают значение разминки, стремятся или вообще ее не выполнять или выполняют небрежно, а следовательно, и объективных физиологических закономерностей периода врабатывания организма в более интенсивную двигательную деятельность. Разминка делится на две части – общую и специальную. Задача общей разминки – разогреть мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных частей организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для достижения этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех групп мышц и частей тела. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. Продолжительность 10-20 минут. Основная часть. Происходит формирование знаний в области двигательной деятельности; обучение двигательным умениям и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; развитие общих и специальных функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и поддержание хорошей осанки; закаливание организма; воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстетических качеств. Продолжительность 80–85 % времени занятия. Заключительная часть направлена на обеспечение постепенного снижения функциональной активности и приведение организма в сравнительно спокойное состояние. У студентов наблюдается снижение внимания к проведению заключительной части занятия, что может вредно отразиться на деятельности сердечно-сосудистой системы, т.к. резкий переход от активных движений к покою выключает действие мышечного насоса и перегружает сердечную мышцу. В заключительной части применяется медленный бег, ходьба, упражнение на расслабление с глубоким дыханием.



Хар физической нагрузки в учебно-тренировочном занятии (определение и регулирование, показатели, объем и интенсивность). - это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения, а также степень переносимых при этом трудностей.

Для определения степени напряженности функциональных систем при нагрузки используются показатели интенсивности. Наиболее информативным показателем реакции организма на заданную работу является частота сердечных сокращений (ЧСС).

Физиологи определили четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС:

Нулевая зона интенсивности (компенсаторы) – ЧСС до 130 уд/мин. Эффективного воздействия на организм не происходит, поэтому тренировочный эффект может быть только у слабоподготовленных занимающихся.

Первая тренировочная зона (аэробная) – ЧСС от 130-150 уд/мин. Данный рубеж назван порогом готовности, работа в этой зоне интенсивности обеспечивается аэробными механизмами энергообеспечения, когда энергия в организме вырабатывается при достаточном поступлении кислорода.

Вторая тренировочная зона (смешенная) – ЧСС от 150-180 уд/мин. В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подключаются анаэробные, когда энергия образуется при распаде энергетических веществ в условиях недостатка кислорода.

Третья тренировочная зона (анаэробные) – ЧСС от 180 уд/мин и более. В этой зоне совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. В данной зоне ЧСС перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки так как приобретают значение показатели биохимических реакций крови и ее состава.

Основными факторами дозировки нагрузки являются:

Количество повторений, темп выполнения, мощность, амплитуда движений, количество вовлеченных в работу мышечных групп, исходное положение, степень сложности, напряжение и отдых.

Довольно точно отражает влияние нагрузки самочувствие. Чрезмерная нагрузка накапливает утомление в результате чего появляется бессонница, головная боль, потеря аппетита, отдышка, тошнота.

Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются, с одной стороны, величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, количество работы в физико-механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движений); с другой — величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объемов крови).

Общая величина нагрузки производна от ее объема и интенсивности. Понятие «объем нагрузки» относится к ее протяженности во времени и суммарному количеству работы, выполняемой в процессе упражнения; понятие «интенсивность нагрузки» связано с напряженностью работы и степенью ее концентрации во времени.

Показателями объема при выполнении физического упражнения будут:

с внешней стороны: время, занятое выполнением упражнения, метраж преодоленной дистанции, отягощения, общее число повторений, количество физической работы за время упражнений.

с внутренней стороны: общая пульсовая стоимость, энергетическая стоимость.

Показателями интенсивности являются:

с внешней стороны: скорость движения, скорость преодоления дистанции, разовый вес отягощения, мощность работы.

с внутренней стороны: пульсовая и энергетическая интенсивность упражнения.

Чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем.






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.