Пять фундаментальных вопросов экономики — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Пять фундаментальных вопросов экономики

2017-12-10 951
Пять фундаментальных вопросов экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов.

Что производить? Какой набор товаров и услуг удовлетворит материальные потребности общества? Общество не может произвести все желаемые товары и услуги в неограниченном количестве. Необходимо решать проблему распределения ограниченных ресурсов между необходимыми товарами. Увеличение производства товара возможна при сокращении другого.

Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию производства?

Один и тот же продукт может быть достигнут разными средствами. Новые технологии являются сберегающими по отношению к сырью, труду, энергии и т.д. Общество стоит перед выбором не только технологии, но и наиболее оптимальных организационно-правовых форм производства.

Ответ на вопрос «Как производить» в каждой сфере или отрасли экономики в конечном счете определяется конкурентоспособностью. Например, нет маленьких автомобильных заводов, как нет и огромных ателье, булочных или химчисток. Дело в том, что автомобили и другая серийная продукция производится с меньшими издержками на крупных предприятиях. А вот сфера услуг выигрывает в большей степени, если представлена малым бизнесом.

Вообще следует заметить, что конкуренция идет не только между отдельными фирмами. Конкурируют и разные формы организации ведения бизнеса, управления предприятием, стратегии роста и т.д. По представлениям современной экономической теории развитие форм хозяйствования представляет собой процесс естественного отбора наиболее конкурентоспособных институтов.

Для кого производить или кто должен получить эту продукцию? В частности как должна распределяться продукция экономически между индивидуальными потребителями? Данный фундаментальный вопрос связан с проблемой распределения созданного национального продукта между домохозяйствами. Способ решения зависит от динамичности экономической системы и ее социальной стабильности.

В условиях рыночной экономии распределение происходит пропорционально доходам от предоставления ресурсов: труд, земля, капитал и т.д. Эта система способствует использованию наиболее ценных ресурсов. Чем более востребован некий ресурс рынком, тем более высокие доходы потенциально может получать их владелец, тем, следовательно, сильнее он заинтересован, чтобы ресурс не остался неиспользованным, а был вовлечен в производство.

В то же время рыночный (капиталистический) способ решения проблемы «Для кого производить?», является весьма жестким. Если человек не обладает никаким ресурсом и даже не может работать, то он лишен средств к существованию. Почти к тому же результату приходит и индивид, принадлежащие которому ресурсы в данном хозяйстве низко ценятся. С этой проблемой в России сталкиваются, например, высококвалифицированные научные кадры. Социальную несправедливость рыночного распределения, однако, можно скорректировать посредством государственной политики.

Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе в поставках ресурсов в технологии производства.

Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предложение, цена, прибыль, конкуренция.

«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять желания потребителя.

«Как» решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

«Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.



Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.