Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-12-10 | 286 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Конкуренция характеризуется как форма взаимного столкновения интересов всех субъектов рыночного хозяйства.
Конкуренция выполняет важные функции в рыночной экономике. Ее регулирующая функция проявляется в воздействии на производство товаров и услуг таким образом, чтобы оно осуществлялось в соответствии со спросом потребителей, и также в ограничении или лишении рыночной власти. Аллокационная функция, или функция размещения состоит в том, что производственные ресурсы - труд, земля, капитал - направляются туда, где они используются наиболее эффективно. Инновационная функция обусловливает необходимость инновации как определяющего средства повышения экономической эффективности деятельности фирм (предприятий).
Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.
Различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка). По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция - это экономическая ситуация, в которой никто не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара.
Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:
• множеством покупателей и продавцов;
• контроль над ценами отсутствует;
• отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;
• однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;
• равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.
В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.
|
Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией.
Несовершенная конкуренция - это экономическая ситуация, в которой фирма обладает определенной властью над ценой.
Различают три основные вида несовершенной конкуренции:
1)чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;
2)олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;
3)монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.
Чистая (абсолютная) монополия - это рыночная структура, в которой:
• одна фирма является единственным производителем продукта, поэтому отрасль - синоним фирмы;
• производимый и реализуемый продукт не имеет близких заменителей и в этом смысле он уникален;
• чистый монополист диктует цену. Он обладает рыночной властью: назначает и контролирует цены, объем поставок товаров на рынок. Неценовой конкуренции почти нет;
• для входа в отрасль конкурентов существуют естественные и искусственные барьеры.
Монополистическая конкуренция:
• число производителей и продавцов относительно большое;
• производится дифференцированная продукция;
• конкуренция не только ценовая, но и неценовая;
• контроль над ценами ограничен;
• относительная легкость вступления фирм в отрасль (рынок).
В данной модели сочетаются монопольная власть над товаром и конкуренция.
Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют несколько крупных продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.
В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.
|
Первая характерная черта олигополии заключается в том, что на рынке господствует относительно малое число фирм.
Основная причина существования олигополистической структуры - значительный эффект масштаба, т.е. эффективность требует, чтобы производственная мощность фирмы занимала большую долю совокупного рынка. Доступ к такому производству труден, так как для организации крупного предприятия необходимы большие инвестиции. Это является основным барьером для вступления в олигополистическую отрасль. Другими барьерами могут быть, например, патент или лицензия на какую-либо технологию или владение территорией, на которой находится сырьевое месторождение.
В олигополистической отрасли могут производиться как дифференцированные (автомобили, бытовые электроприборы), так и стандартизированные (медь, цинк, сталь) продукты. Поэтому рынок олигополии подразделяют на два типа: олигополия первого типа - это отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий; олигополия второго вида - это положение, когда несколько продавцов продают дифференцированные товары. Классические примеры олигополии - автомобильная промышленность, производство стали, пива, электрооборудования, компьютерное производство, где несколько фирм имеют тенденцию господствовать на национальном рынке.
Третьей характерной чертой олигополии является взаимосвязь фирм-участников: действия одного немедленно отражаются на положении другого.
• на рынке доминирует относительно малое число крупных фирм;
• производятся однородные и дифференцированные товары;
• контроль над ценами ограниченный. Неценовая конкуренция типична, особенно при дифференциации продукта;
• вхождение фирм в отрасль наталкивается на существенные препятствия.
Методы контроля за ценами: 1. Метод тайного сговора – фирмы, входящие в олигополию, договариваются о установлении единой фиксированной цены на производство или продукцию, при этом учитываются интересы всех фирм, которые входят в это объединение. 2. Метод лидерства цен – фирма-лидер имеет право назначать свои цены, и остальные фирмы вынуждены следовать этим ценам.
Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигополистического состоит в особенностях изменения цен. Если в конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами-олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае колебаний спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками – нужно менять и печатать новые прейскуранты, тратить деньги на оповещение покупателей, не говоря уже о потере доверия клиентов. Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода оно неприменимо.
|
Характерные черты основных типов рыночных структур
Тип рыночной структуры | Число фирм | Тип продукта | Контроль над ценой | Условия вступления в отрасль |
Чистая (совершенная) конкуренция | Очень большое | Стандартизи-рованный | Отсутствует | Очень легкие, препятствия отсутствуют |
Монополистическая конкуренция | Много | Дифференци-рованный | Некоторый, но в довольно узких пределах | Сравнительно легкие |
Олигополия | Несколько | Стандартизи-рованный или дифференци-рованный | Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре | Наличие существенных препятствий |
Чистая монополия | Одна | Уникальный, нет близких заменителей | Значительный | Блокировано |
Кроме основных типов рыночных структур существуют еще множество других.
Монопсония возникает при наличии на рынке лишь одного покупателя.
Двусторонняя монополия имеет место, когда на рынке сталкиваются монополист-продавец и монополист-покупатель.
Дуополия наблюдается при условии функционирования в отрасли лишь двух монополий.
В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений. В ходе дальнейшего изложения закономерностей рыночного механизма это важнейшее положение будет конкретизировано.
На каждом рынке характер конкуренции уникален, но ее проявления на всех рынках имеют много общего. В целом конкуренция на рынке является результатирующей пяти перечисленных ниже сил:
1) соперничество между конкурирующими продавцами одной отрасли;
2) попытки компаний из других отраслей привлечь покупателей покупать их товары-заменители;
3) угроза входа в отрасль новых фирм;
4) рыночная сила и контроль за условиями сделки со стороны поставщиков ресурсов;
5) рыночная сила и контроль за условиями сделки со стороны покупателей товара.
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!