Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понимание личности в психоанализе З. Фрейда.

2017-12-09 767
Понимание личности в психоанализе З. Фрейда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Фрейд считал, что ничего в психической жизни человека не происходит без причинно. Основы психической активности заложены в бессознательной сфере человека, а особенности психики формируются в раннем детстве. Структура психики совпадает со структурой личности; психика состоит из 3 - х основных блоков:

-бессознательное “ид ”(совокупность бессозн. побуждений(агрессивность, сексуальность) принцип удовольствия);

-сознательного “эго ”(совокупность осознаваемых познавательных и исполнительных функций психики; принцип реальности и регуляция взаимодействий между ИД и СУПЕР=ЭГО);

-сверхсознательного “ супер - эго ” (структура содержащая социальные нормы, установки; подразделяется на две подсистемы: совесть ( способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка ) и эго-идеал (поощрительный аспект суперэго, формируется из положительных оценок и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов). Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках)

Инстинкты (бессознательное):

-агрессивные, т.е. тонатические (стремление к смерти);

-поддерживающие (“эрос”) - энергия жизни - психосексуальная. Либидо - та специфическая энергия, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.

Распределение энергии - катексис - происходит в раннем детстве. Процесс катектирования - процесс перехода из одного состояния в другое; из тонатической энергии в поддерживающую и наоборот.

Развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, враждебной, среде. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения (чувства). Основой психического развития является эмоции и мотивы человека.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер - Эго. Главные механизмы защиты являются следующие:

1. Вытеснение - самый неэффективный механизм, т. к. при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности, которое дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок.

2. Регрессия - временный переход на более ранний, примитивный уровень психического развития, как бы отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным (например, детский плач у взрослого, кусание ногтей, жевание резинки или табака, вера в злых духов или добрых...).

3. Рационализация - приписывание своему поведению неправильных, но удобных, не вредящих самоуважения причин. Не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

4. Проекция - приписывание другим те желания и чувства, которые человек испытывает сам. Если субъект, которому было приписано какое - либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно. Этот защитный механизм позволил в дальнейшем разработать так называемые проективные методы исследования личности (просьба закончить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжетным картинкам).

5.Замещение — это направление энергии влечения на более безопасный объект. Например, мужчина, влюбленный в очень красивую женщину, но предпочитающий сексуальные контакты с другой, менее красивой.

6. Реактивное образование — это более сложный защитный механизм, включающий две стадии. На первой стадии неприемлемое переживание подавляется, а на второй на его месте образуется прямо противоположное чувство. Скажем, женщина, не реализующая свою сексуальность, вполне может превратиться в мужененавистницу. Или брат, ненавидящий свою сестру, но не могущий себе в этом признаться, может воспылать к сестренке особой любовью и окружить ее всяческой опекой.

7. Сублимация, то есть перенесение нереализованной энергии в другие области - труд, творчество, спорт. Успех творческой деятельности объясняется тем, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис (очищение) человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психологии были разработаны основы терапии искусством - арт - терапии.

8. Примитивная изоляция в частности защитное фантазирование - уход от реальности в другое психическое состояние.

9. отрицание- полный отказ от осознания неприятной информации

Дополнительно: интеллектуализация, расщепление Я ((эго) представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом) Аутагрессия Всемогущий контроль Катарсис (очищение) Диссоциация отделение себя от своих неприятных переживаний.

Примитивная идеализация Проективная идентификация Аннулирование.

Избегание Идентификация Изоляция аффекта Компенсация Морализация Реверсия - проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта Сексуализация

Либидозная энергия является основой развития личности, характера человека, и, соответственно закономерностей ее развития. Фрейд создал свою периодизацию.

Стадии Возрастной период Зона сосредоточения либидо Опыт, соответствующий данному уровню развития
1.Оральная 0-18 месяцев Рот (сосание, кусание, жевание) Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела
2.Анальная 1-3 лет Анус (удержание или выталкивание фекалий) Приучение к туалету (самоконтроль)
3.Фаллическая 3-6 лет Половые органы (мастурбация) Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания
4.Латентная 6-12 лет Отсутствует (сексуальное бездействие) Расширение социальных контактов со сверстниками
5.Генитальная Половое созревание Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество.

К. К. Платонов в структуре личности выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры.

Особенностями отдельных свойств этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырёх групп, образующих 4 основные стороны личности:

1 .Социально обусловленные особенности (направленность - желания, стремления,идеалы, мировоззрение, моральные качества).

2.Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

3.Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

4.Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.