История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Журналистика как социальная система. Подсистемы управления, производства и распространения, усвоения массовой информации.

2017-12-09 761
Журналистика как социальная система. Подсистемы управления, производства и распространения, усвоения массовой информации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

СМИ как соц. институт. СМИ представляют собой соц. институт, функция которого в производстве и распространении знаний. Так определение М.Яновица гласит: «Масс. коммуникация охватывает институты и технику, с помощью кот. специализир. группы используют технолог. средства (прессу, радио, кино) для распространения символического содержания на большие, гетерогенные и рассеянные аудитории». По мнению Д. Томпсона, «массовая коммуникация представляет собой институционализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации».

Общие хар-ки СМИ как соц. института даны в работах Д. Баррата, О. Бойда-Барреля и П. Брема. Наиболее значимые его хар-ки:

1) масс-медиа представляют собой институционально-организационное единство. 2) выполняют особую, только ему присущую функцию создания информ. аналога общества путем создания опред. картины мира, а также освещения функционирования других соц. институтов; 3) выступая как рупор обществ. мнения, институт в силу своего мобилизационного потенциала играет особую роль в совр. политич процессе.

 

Этапы развития масс-медиа связаны с изменениями социума. Возникновение первых газет в 18 в. связано с приходом в политику буржуазии, для кот. они стали средством реализации экономич., политич. и культурных целей (возникает метафора «четвертая власть») - их огр. значение в обществе. Авторство Г. Филдинг, Э. Бёрк).

СМИ стали инструментом экономич. и политич. взаимодействий и конфликтов, необходимой предпосылкой становления либеральной экономики и конституционной демократии, бюрократических экономик, авторитарных и тоталитарных политич. режимов. Развитие СМИ шло в ногу с прогрессом в соц. и культурной организации. Урбанизация, подъем жизненных стандартов и увеличение свободного времени, становление соврем. бюрократии и др. глобальные социокультурные процессы были бы невозможны в отсутствие масс-медиа, которые яв-ся не только одним из символов соврем. мира, но и активным катализатором всех обществен. изменений.

Исследователей в течение почти всего 20-го века интересовал эффект воздействия сообщений СМИ (текстов) на аудиторию, затем их внимание было переориентировано на изучение содержания текстов, но процесс производства текстов выпадал из исследовательского поля. Тексты рассматривались как готовые; именно они и влияют на публику. Но важно учитывать, что делает их именно такими (враждебными той или иной идеологии, тому или иному гос-ву, представляющими реальность в искаженном свете, сенсационными)? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить организации, в которых эти тексты производят, и их функционирование в широком социальном контексте.

А. Черных проф. ВШЭ считает, что необходимы два аспекта рассмотрения: первый – производство масс-медиа и его соц. контекст; второй – внутр. структура медийного производства. Она выделяет элементы соц. контекста, которые воздействуют на медийное производство:

v государство;

v правовая система;

v медийный рынок;

v идеологическая среда деятельности СМИ;

v собственность и возможности контроля со стороны разных промышленных и финансовых групп;

v наличие конкурирующих медиа-организаций;

v уровень жизни населения; уровень профессионализации медийной сферы; уровень развития медиа-технологий; уровень разделения труда в медийной сфере; уровень развития гражданского общества и наличие общественных организаций работников СМИ.

 

Каждый из пунктов выше может быть разбит на неск. подпунктов. В раздел «правовая система» должны быть добавлены такие подразделы, как наличие или отсутствие, качество конституционных гарантий деят-ти СМИ, разработанность и детализация законов о СМИ, наличие или отсутствие прокурорского надзора за деят-тью СМИ, доступность и эффективность судебной с-мы и т. д. То же относится к любой из перечисленных выше хар-к. В общем и целом, анализ структурно-организационного контекста деят-ти СМИ предполагает изучение практически всех сторон и аспектов жизнедеятельности общества.

Проф. Южного федерального унив-та Евг. Валентин. Ахмадулин описал место жур-ки в с-ме соц. институтов и представил жур-ку в виде модели. Он считает, что система жур-ки может рассматриваться как подсистема социально-политич. организации общества, системы общественных интересов, системы культуры, образования, просвещения, а также социально-экономической системы.

Элементы системы: И (издатель) - КПО (контрольно-правовые органы и органы профессионального регулирования) - Ж (журналисты) - МИ (массовая информация) - СМИ (носители и каналы распространения) - А (аудитория) - СД (социальные действия аудитории) - ОМ (общественное мнение) - ИОС (институты обратной связи) - И (издатель).

Вся с-ма жур-ки функционирует в окружающей действительности (природной и соц.). Модель представляет собой замкнутую цепь и отражает реальные процессы по управлению коммуникатором, производству, потреблению и усвоению инф-ции. Эти процессы нах-ся в прямой зависимости от существующей социально-политической организации общества (СПОО) и других системоформирующих факторов (СФ), кот. диктуют свои цели, нормы, законы, условия.

Социально-политическая организация общества (СПОО) и выработанная ей правовая с-ма (концепция Гос. Информац. Политики, Доктрина информац. безопасности, принятая в 2000, Закон о СМИ и ряд др. законов, касающихся деят-ти СМИ) воздействует в первую очередь на коммуникатора (издатель + журналист) и во многом влияет на процесс управления с-мой. Издатель (И), учитывая рекомендательную инф-цию, выработанную институтами обратной связи (ИОС), и рез-ты изучения общественного мнения и, сообразуясь с установлениями контрольно-правовых органов (КПО), ставит цели и задачи перед журналистами (Ж).

Контрольно-правовые органы (КПО) в различ. типах систем жур-ки играют различ. роль (в авторитарных системах — роль цензурных запретов; в демократических — роль правового, профессионально-этического регулирования). Такую же роль в с-ме жур-ки могут играть и внесистемные элементы административного воздействия на СМИ.

Как социально-экономич. система в процессе производства жур-ка может быть самодостаточной, прибыльной отраслью. В этом смысле ей (как и любой иной производственной сфере) присущи осн. черты производственной структурной цепочки: проектирование, планирование, отбор ресурсов, производство «деталей», комплектование и сборка конечного продукта, упаковка, отправка, продажа, получение прибыли. При этом осуществляется контроль за качеством продукции на всех стадиях производства, маркетинг, инвестиции, внесение изменений в конечный продукт в зависимости от спроса потребителей, расширение производства и рынков сбыта. Да и покупатель периодич. изданий руководствуется различ. мотивами: инф-ция ориентирует человека в социуме, оказывает моральное и духовно-нравственное воздействие, просвещает, побуждает, расслабляет и, главное, дает возможность постоянного общения (и приобщения) с другими людьми (членами аудитории СМК) по поводу полученной инф-ции, (что и составляет суть МК), помогает вырабатывать свою, групповую или общественную точку зрения на отраженные в инф-ции факты, события, мнения. Суммарный вектор индивидуал. и групповых точек зрения составляет обществен. мнение.

При изучении внутренней структуры медиа-производства, учитывается множество аспектов рассмотрения, но прежде всего вопрос об осн. цели деят-ти каждого СМИ. Выясняется, является эта цель коммерческой, информационной или пропагандистской. Именно эта рациональная установка определяет внутр. структуру конкретного СМИ и производственный процесс, понимаемый прежде всего не как технологический процесс (хотя и эта сторона важна), но как процесс производства текстов, создания смыслов. Цель задает внутр. иерархию в медиаорганизациях, структуру редакции, устав, стандарты производства инф-ции.

Далее процесс производства и потребления инф-ции [Ж-МИ-СМИ-А] переходит в процесс усвоения и закрепления ее, в ходе кот. проявляются соц. действия аудитории (СД) и формируется общественное мнение (ОМ): [А - СД - ОМ]. Затем идут каналы обратной связи: вспомогательный, возникший «естественным путем» (письма, телеф. звонки в редакцию, встречи жур-тов с аудиторией), и главный, - созданный искусственно социологическими, маркетинговыми, рейтинговыми службами (институтами обратной связи) и несущий управленческую информацию рекомендательного порядка для издателя (субъекта-организатора).

Инф-ция по каналам обратной связи поступает к издателю и жур-ту, в подсистему, где сосредоточены различ. отношения по управлению с-мой МК. Технологич. и экономический факторы наиболее активно взаимодействуют со сферой произв-ва и распростр-я МИ; фактор образования и культуры работает в блоке восприятия и усвоения инф-ции и влияет на хар-р ее действенности и эффективности; фактор общественных интересов вносит в с-му широкую палитру массового (общественного) сознания, связывая (обратная связь) кристаллизующееся в системе жур-ки общественное мнение с целевыми установками издателя.

 

Это не значит, что каждый из системоформирующих факторов жестко привязан к опред. блоку (подсистеме) в процессе МК. Несомненно, что все факторы так или иначе влияют на все элементы системы. Например, образование и культура нужны издателю и журналисту не меньше (даже больше), чем аудитории, а финансы являются неотъемлемой частью деятельности издателя и институтов обратной связи.

Помимо главной и вспомогательной обратных связей, составляющих непременную часть процесса МК-ции, внутри системы действуют многочисленные рабочие обратные связи, которые стабилизируют взаимодействия структурных элементов внутри системы. Эти внутренние связи и взаимодействия участников процесса МК составляют поле коммуникативных зависимостей. В поле коммуникативных зависимостей действуют четыре взаимосвязанных процесса: процесс управления производством МИ, процесс производства и распространения МИ, процесс восприятия и усвоения МИ и процесс обратной связи.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.