Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Понятие «журналистика». Специфика журналистики как вида массовых коммуникаций.

2017-12-09 726
Понятие «журналистика». Специфика журналистики как вида массовых коммуникаций. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Понятие журналистика теоретиками жур-китрактуется различно в зависимости от исслед. задач. М. Ковалева дает определение через деятельность: «Жур-ка – род обществ. и творч. деятельности, содержанием которой является получение, обработка и распространение информации».

Такой же подход Корконосенко: «Жур-ка – это общественная деят-ть по сбору, обработке, периодич. распространению актуальной соц. инф-ции, это система предприятий, продукция журналистской деятельности».

Л. Свитич рассматривает жур-ку как особый вид МК: «Под журнализмом понимается информационное коммуникаторство или информац. медиация, тип деятельности, связанный с поиском и передачей актуальной социальной информации в ритмизованной, дискретной форме массовой вероятностной анонимной аудитории».

Прохоров описывал жур-ку как систему, кот. функционирует на основе прямых и обратных связей:гос. институты формируют нормативную среду, определяют положение жур-ки в обществе, права и обязанности учредителя и жур-тов, ответственность соц. институтов, права масс. аудитории. Жур-ты формируют информ. политику издания, реализуют ее через совокупность произведений с учетом потребностей и интересов масс. аудитории. По каналам обратной связи они получают инф-цию о рез-тах своей деят-ти и корректируют ее. Действительность – источник сведений и конечный объект воздействия жур-ки. Понятие «жур-ка», по Прохорову, включает аспекты: ж ур-ка как особый соц. институт, с-ма различ. учреждений (редакции, издательства, пресс-центры, службы доставки, полиграфич. предприятия,). как с-ма видов деят-ти (по созданию изданий, по реализации информ политики, творч. деятельность по созданию произведений). как совокупность профессий (авторской, редакторской, организаторской). как с-ма произведений (авторские материалы) как комплекс каналов передачи масс. инф-ции, использующие различ. каналы коммуникации (печать, ТВ, Интернет) и образующие различ. типы изданий, общенац. и локальные, универсальные и специализированные). Жур-кой называют и совокупность учебных дисциплин и особую отрасль науки.

Ахмадулин дает определение: «Журналистика – это социальная система, предназначенная для поиска, переработки и дискретной передачи актуальной информации с помощью специализированных коммуникац. средств неопределенной массовой аудитории с целью информирования ее, социального адаптирования, отражения и формирования обществ мнения. Тип системы журналистики обусловливается социально-политич. организацией общества, обществ. интересами, культурно-образовательными и технико-экономич. факторами».

 

Жур-ка – особый вид масс. коммуникаций. Для описания отдель.видов коммуникаций используют универсальную структурную модель коммуникаций амер. социолога Лассуэлла. Согласно ей любая коммуникация состоит из след.звеньев: 1) Коммуникатор – 2) Сообщение – 3) Канал – 4) Реципиент (потребитель) – 5) Эффект. Чтобы описать коммуникацию, нужно ответить на 5 вопросов: Кто говорит? Что говорит? По какому каналу? Кому говорит? С каким эффектом?

1. Коммуникатор в СМИ: Институциализированный, зарег. орг-ция (юрлицо), имеющая опред. законом права и обязанности. Это корпоративный производитель инф-ции. Это коммуникатор профессиональный, действующий в рамках закона о СМИ, кодексов этики жур-та, его деят-ть требует спец. подготовки.

2. Специфика сообщения, передаваемого СМИ, есть массовая информация. Оно: актуально для широкой по соц. составу аудитории, связано с ее потребностями, интересами; посвящено жизни социума или какой-л. его части; релевантно – имеет ценность сведений для аудитории. Общедоступно для понимания или специализировано в расчете на опред. категорию получателей. (напр. предприниматели)

3. Специфика канала СМИ включает: особые технич. средствафиксирования и распространения инф-ции.Возможности тиражирования или широкого вещания делают такие коммуникации рассеянными, не направленными и приспособленными для потребления инф-ции множеством реципиентов, в любых удобных для потребителя местах. Именно это отличает их от других видов МК. Особые социальные качества каналов СМИ обусловлены тем, что выпуск изданий построен на регулярной основе. Это позволяет синхронизировать прием инф-ции б о льшим числом людей, а фиксированная и объявленная периодичность увеличивать величину аудитории каждого выпуска, в результате формируется единая повестка дня. В зависимости от проф. и соц. ориентаций жур-тов функционирование конкретного канала СМИ может приобретать одно- или двусторонний хар-р. Это происходит, когда отменяется жесткая поляризация ролей (одни только вещают, другие внимают) и становится возможным не просто влияние аудитории на контент, а ее авторское участие в его создании.

4. Реципиент (потребитель) Специфика адресата СМИ в том, что это множество читателей, слушателей, зрителей, массовая аудитория. Это наиболее яркий случай массы с ее разнородностью, вероятностным составом, открытостью границ, анонимностью, рассредоточенностью. Журналисты должны быть способны к «переводу» специализированной информации на язык массовой аудитории: выявлять смысл событий, объяснять их значение для непосвященных. Отсюда необходимость профилизации, сосредоточения проф.коммуникаторов на опред. круге явлений, их умения работать источниками.

Одновременность восприятия и осознание этого обстоятельства формируют чувство и понимание сопричастности, психологич. общности, солидарности, что сегодня рассматривается как основа формирования многих современных социальных общностей.

5. Специфика эффекта СМИ Возможны эффекты единичного акта коммуникации со СМИ - прочтения отдельного мат-ла. Это может быть прирост знаний о чем-л., согласие/несогласие с позицией автора, формирование собствен. отношения к сообщаемому. Однако результаты деят-ти СМИ связаны со хар-ром их функционирования: регулярностью выпусков, актуальностью, релевантностью, доступностью. Поэтому чаще имеют место не немедленные, а отложенные, кумулятивные эффекты. Можно говорить о реальных соц.функциях, кот. СМИ выполняют в процессе регулярной деят-ти. Прохоров выделяет два вида результативности СМИ: эффективность (влияние на массовое сознание) и действенность (влияние на социальные институты).

Вопрос о специфике эффекта СМИ связан с вопросами формирования обществ. мнения и управления им (это обязательно произнести!).

Журналистика является продуктом и составной частью человеческой цивилизации. Содержание и формы ее деятельности прямо зависят от потребностей опред. социальной системы и конкретного периода истории.

 

19. Концепции свободы журналистики, виды и типы систем журналистики.

Главным содержанием концепций журналистики всегда была проблема свободы печати: степень контроля гос-ва за содержанием и распространением массовой информации, степень ответственности журналистов перед гос-вом и обществом за распространяемую информацию.

В 17 – 19 вв. эти проблемы рассматривались в соответствии с социально-политич. концепциями о госустройстве, об отношениях власти с обществом, личностью. Жур-ке в этих концепциях отводилась роль посредника между властью и обществом и обществом и властью или роль самостоятельной независимой силы. Крайними точками зрения на роль жур-ки в гос-ве и обществе были ее полная свобода от власти, или ее полное подчинение власти.

Точку зрения полной свободы журналистики от власти в 17 в. Выразил поэт и публицист Джон Мильтон. Самым значительным из его памфлетов о духовной свободе человека является «Ареопагитика, речь к английскому парламенту о свободе печати» (1644). Мильтон исходил из: «Люди по природе свободны». Считал, что самый просвещ. цензор не может точно отличить истину от лжи. Публицист отстаивал полную свободу для распространения различных точек зрения и разумный выбор читателей. Он считал, что для истинно народной власти важно открыть выраженное мнение. Он был убежден, что и в случаях преступной деятельности печати должны действовать законы общей юрисдикции, а не цензура.

Сторонники подчинения печатного словагос. контролю часто ссылались на «Государство» Платона. Англ. философ Томас Гоббс в своем «Левиафане» (1651) доказывал, что сильная власть объединяет граждан, предотвращает гражданские войны, поэтому граждане должны добровольно отказаться от своих прав и свобод в пользу государства. Власть не должна допускать частных мнений по поводу разумности ее действий. Гоббс рассуждает о злоупотреблениях словом, печатью и мерах пресечения этого.

«Центристские» идеи по поводу свободы печати выражал англ. философ Джон Локк. Он считал, что власти передается некот. часть естественных прав человека ради защиты его осн. прав – свободы слова, совести и собственности. Власть и правительство должны подчиняться закону, кот. предотвращает злоупотребления. В «Письмах о веротерпимости» он поддержал доводы Мильтона об отмене цензуры. Эти идеи легли в основу авторитарной и либеральной концепций жур-ки.

Руссо в трактате «Об общественном договоре, или принципы политич. права» утверждал, что в основе всякой власти лежит соглашение между гос-вом и обществом. При этом гос-во не может иметь интересов, противоположных интересам подданных. Предоставляя возможность каждому иметь свои убеждения, Руссо ограничивает их высказывание послушанием закону. Он считает, что гос-во может изгнать того, кто не верит в догматы и казнить того, кто публично признает эти догматы, но ведет себя как неверующий в них. Он считает, что цензура необходима, она стоит на страже нравов, цензор – исполнитель воли обществ. мнения. Отсутствие цензуры чревато падением нравов.

Гегель в работе«Философия права»отрицал возможность участия всех граждан в делах гос-ва. Индивид должен быть информирован о проблемах общества и знать, что он не свободен, что его действия предопределены историч. процессом, обществом, абсолютной идеей, проявлением которой является гос-во. Он считал, что во имя охраны гос. интересов должна быть цензура. По Гегелю, истинное мнение выражают лишь великие личности, в высказываниях народа проявляются случайные мнения, невежество.

Сторонником либеральной концепции свободы печати выступал ученый Давид Юм. В эссе «О свободе печати» он доказывал, что свобода прессы противостоит распространению деспотизма, а критика правительства в печати не опасна. Развивал эти взгляды последователь Юма Джон Стюарт Милль. Он понимал свободу как право зрелого индивида думать и поступать по своему усмотрению, но не нанося ущерба другим. Он сформулировал четыре суждения о свободе слова: 1. Если мы не даем высказать мнение, не исключено, что мы не даем высказать истину.

2. Ошибочное мнение может содержать зерно истины, необходимое, чтобы найти полную истину. 3. Даже если общественное мнение – вся истина, общественность воспринимает его не как рац. основу, а как предрассудок, если только ей не приходится это мнение защищать. 4. Если время от времени общественное мнение не оспаривается, оно теряет жизнеспособность и свое влияние на поведение и нравы.

О соц. составляющей проблемы свободы печати одним из первых заговорил теоретик утопич. коммунизма Вильгельм Вейтлинг. В работе «Гарантии гармонии и свободы» (1842) он поставил вопрос о возможностях равного доступа к выражению свободного мнения и получению информации для богатых и бедных, обратил внимание на противоречие между формальным провозглашением свободы печати для всех и реальностью ее осуществления: «Получить свободу для всех можно только, уничтожив право собственности и наследования, отменив деньги и восстановив общность пользования всеми земными благами».

Маркс и Энгельс считали печать общечеловеческим достоянием, посредником между гос-вом и народом. Печать является продуктом обществ. мнения и создает обществ. мнение. Цензура недопустимое препятствие для ее развития. Маркс считал неприемлемым для народной прессы корысть, коммерческие цели. Планы построения бесклассового общества посредством диктатуры пролетариата не привели Маркса и Энгельса к суждениям об ограничении свободы буржуазной прессы. Они говорили о свободной полемике между печатью различных партий.

Ленин сначала также выступал за свободу прессы с общедемократических позиций. Но уже в 1902 он писал, что «свобода печати и собраний в буржуазной демократии есть свобода заговора богачей против трудящихся, свобода подкупа газет и скупки их капиталистами». Сразу после переворота все небольшевистские газеты были закрыты, ленинская «свобода печати» свелась к устранению всей оппозиционной жур-ки, развитию одного партийно-советского типа прессы.

Виды систем журналистики зависят от соотношения свободы прессы и ее ограничений властью. На этом основании виды жур-ки выделяют амер. ученые Сиберт, Шрамм, Питерсон в книге «Четыре теории прессы»:

Системоформирующие факторы: характером правящего режима, господствующей идеологией, степенью развития экономики, техники, культуры и образования.

Авторитарная система жур-ки: 1) оформилась 16-17 вв., широко практикуется во многих странах и сейчас. 2) возникла из философии абсолютной власти монарха или его правительства, находящегося у власти; 3) главная цель - поддерживать и проводить политику прав-ва, находящегося у власти, и служить гос-ву; 4) печать имеют право использовать те, кто получил патент, лицензию 5) печать контролируется посредством правительственных патентов, лицензий и цензуры; 6) запрещена в печати критика политич. управления и лиц, находящихся у власти; 7) печать находится в руках частных лиц и/или гос-ва; 8) отличается от других концепций ж. тем, что рассматривает печать как инструмент правительств. политики. Включает в себя такие типы систем, как феодально-монархическая, религиозно-клерикальная, к ней относят и фашистскую печать.

Либертарианская с-ма жур-ки: 1) оформилась и принята в Англии (после 1688) и в США; 2) теория развивалась из трудов Мильтона, Локка, Милля и из философии рационализма и естественных прав человека; 3) основные цели печати – помогать «открывать правду» и контролировать действия прав-ва, информировать, развлекать, продавать; 4) печать имеет право использовать любой гражданин, обладающий для этого экономич. возможностями 5) печать контролируется самопроизвольным процессом установления правды на «свободном рынке идей» и судами; 6) запрещены клевета, непристойности, измена в военное время; 7) печать принадлежит частным лицам; 8) осн. отличие - печать яв-ся инструментом контроля над правительством и удовлетворения др. нужд общества.

В ХХ в. с развитием техники, СМИ сосредоточенные в руках небольшой группы медиамагнатов, становились все более влиятельными, и либертарианская с-ма вызывала резкую критику со стороны общественности. Осуждалась коммерционализация прессы. Возникли различные идеи контроля над СМИ. В этих условиях и родилась идея саморегулирования, которая оформилась в так называемую теорию соц. ответственности прессы.

Концепция соц. ответственности жур-ки:1) возникла в США в середине 20в. 2) оформилась в ходе работы Комиссии по свободе печати, в частности из трудов ее члена Уильяма Хокинга; 3) основные цели СМК — информировать, переводить конфликт в рамки дискуссии, развлекать, продавать; 4) использовать трибуну СМК может каждый, если у него есть что сказать; 5) деят-ть СМК контролируется мнением общества, действиями потребителей, проф. этикой жур-тов; 6) запрещено серьезное вмешательство в частную жизнь и жизненно важные общественные интересы; 7) СМК нах-ся в частных руках, если только правительство не вынуждено взять часть из них в свои руки в интересах общества; 8) СМК должны взять на себя обязательства по соц. ответственности, в противном случае их должны к этому принудить. Комиссия по свободе печати сформулировала требования к прессе (1947 г.), которые и легли в основу доктрины ее социальной ответственности:

1. отделять факты от мнений, сообщать «всю правду» о факте2. Служить «форумом для обмена замечаниями и мнениями» Массовоинформац. монополии обязаны доносить до своей ауд-и самые разнообраз. мнения, в том числе противоположные тем, кот. придерживаются они сами. 3. Отражать мнения и интересы различ. соц., этнич., конфес. слоев путем создания «представительной картины тех групп, кот. составляют общество». 4. «Представлять и разъяснять задачи общества и его ценности». 5. Обеспечивать «полный доступ к сведениям, полученным за день».

Индивидуализм (приоритет личности перед обществом) как философская основа либертарианства, был заменен коллективистской теорией приоритета общества перед личностью, а либертарианская «свобода от всяких внешних ограничений» была заменена понятием «свободы для блага общества». Огромное значение стало придаваться различным кодексам журналистской этики. Но сами этич. нормы приняты только журналистами, а не владельцами газет. Ответственность журналистов перед обществом повышалась, но зависимость СМИ от владельцев сохранялась и основное противоречие разрешено не было.

Социалистическая с-ма жур-ки 1. Оформилась в СССР в начале 20 в. 2. Возникла из идеи «диктатуры пролетариата». 3. Главная цель - служить пропагандистско-организационным рупором партии 4. СМИ могут открываться/закрываться только по решению ЦК партии. 5. Печать контролируется партийными органами и с помощью цензуры. 6. Запрещена критика политич. строя, пропаганда иных способов правления. 7. Печать находится в руках правящей партии, гос-ва 8. Сочетает в себе авторитарную концепцию и идею социальной ответственности рассматривает СМИ как инструмент партии в проведении гос. политики. Важным отличием было то, что вся пресса была выведена из коммерч. оборота. Была создана экономич. свобода для журналистов. в опред. рамках.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.