М.а. Косолапова, В.И. Ефанов, В.А. Кормилин — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

М.а. Косолапова, В.И. Ефанов, В.А. Кормилин

2017-12-10 413
М.а. Косолапова, В.И. Ефанов, В.А. Кормилин 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факультет повышения квалификации (ФПК)

М.а. Косолапова, В.И. Ефанов, В.А. Кормилин

ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕТОДАХ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
ПО ФГОС 3
В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 


для преподавателей ТУСУР

 

Томск 2012

 

 

Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А., Боков Л.А.

Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР – Томск: ТУСУР, 2012. – 87 с.

 

Положение содержит указания, раскрывающие содержание методов интерактивного обучения, технологию и рекомендации по их практическому применению в структуре проведения занятия при внедрении ФГОС 3 поколения.

Рассмотрены наиболее востребованные интерактивные методы для проведения различных видов занятий (лекции, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа студентов).

Для преподавателей Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, а также других технических университетов.

 

 

© ТУСУР, 2012

© Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А.,Боков Л.А. 2012


Содержание

Введение.. 5

Глоссарий.. 6

Интерактивное обучение в высшей школе - требования ФГОС-3. 8

Классификация интерактивных методов обучения.. 10

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия.. 11

Использование интерактивных методов на занятиях разных видов.. 13

1.1 Интерактивные методы на лекциях. 13

1.1.1 «Мозговой штурм», «Мозговая атака». 13

1.1.2 Мини-лекция. 13

1.1.3 Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением 13

1.1.4 Просмотр и обсуждение видеофильмов. 14

1.1.5 Интервью.. 14

1.1.6 Обратная связь. 14

1.1.7 Лекция с заранее объявленными ошибками. 14

1.2 Интерактивные методы на практических занятиях (семинарах) 14

1.2.1 Разминка. 14

1.2.2 Дискуссия. 15

1.2.3 Кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций) 15

1.2.4 Коллективные решения творческих задач. 15

1.2.5 Деловая игра. 15

1.3 Интерактивные методы в лабораторном практикуме. 16

1.3.1 Работа в малых группах. 16

1.3.2 Моделирование производственных процессов и ситуаций. 16

1.3.3 Ролевая игра. 16

1.3.4 Тренинг. 16

1.4 Интерактивные методы в самостоятельной работе. 16

1.4.1 Метод проектов. 17

1.4.2 Метод обучения в парах (спарринг-партнерство) 18

Технологии применения интерактивных методов в техническом университете.. 18

Заключение.. 19

Список использованной литературы... 20

Приложение 1. «Мозговой штурм», «Мозговая атака». 22

Приложение 2. Мини-лекция. 25

Приложение 3. Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением 28

Приложение 4. Просмотр и обсуждение видеофильмов. 29

Приложение 5. Интервью.. 30

Приложение 6. Обратная связь. 32

Приложение 7. Лекция с заранее объявленными ошибками. 34

Приложение 8. Разминка. 39

Приложение 9. Дискуссия. 43

Приложение 10. Кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций) 50

Приложение 11. Коллективные решения творческих задач. 58

Приложение 12. Деловая игра. 60

Приложение 13. Работа в малых группах. 62

Приложение 14. Моделирование производственных процессов и ситуаций. 66

Приложение 15. Ролевая игра. 69

Приложение 16. Тренинг. 72

Приложение 17. Метод проектов. 81

Приложение 18. Метод обучения в парах (спарринг - партнерство) 85

Введение

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения.

В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда обучающийся что-либо уточняет или задает вопрос), и тогда возникает двусторонняя коммуникация.

Характерно, что односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекционных занятиях, но и на семинарских. Отличие только в том, что не преподаватель, а обучающийся транслирует некоторую информацию. Это могут быть ответы на поставленные преподавателем до начала семинара вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала. Такая форма коммуникации не отвечает принципам компетентностного подхода.

Принципиально другой является форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе. Сущность данной модели коммуникации предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, что само по себе является важным, а привнесение в образовательный процесс их знаний.

Преподавание, открытое в коммуникативном плане, характеризуют следующие утверждения:

1. Обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт.

2. Обучающиеся лучше учатся, если преподаватель активно поддерживает их способ усвоения знаний.

3. Обучающиеся лучше воспринимают материал, если преподаватель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения обучающихся, которые не совпадают с его собственной точкой зрения.

Переход на компетентностный подход при организации процесса обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах… в учебном процессе, должен составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. (ФГОС, 7 раздел «Требования к условиям реализации основных образовательных программ», п. 7.3).

Трудности применения интерактивных методов в образовательном процессе преподавателями обозначены как

· незнание содержания метода;

· неумение применять его на практике;

· непонимание места метода в структуре занятия;

· неверие в эффективность применения методов в процессе обучения.

Предлагаемое методическое пособие содержит указания, раскрывающие содержание понятия методов интерактивного обучения, технологический процесс и рекомендации практического применения методов в структуре занятия.

Глоссарий

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

Компетенция

Компетенция (во всех ФГОС СПО и ВПО) – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [3].

Компетенция: динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Компетентность – это совокупность профессиональных знаний и умений, способов выполнения профессиональной деятельности, владение определенными компетенциями.

Компетентностный подход

Под компетентностным подходом понимается следующее:

- Отражение в системном и целостном виде образа результата образования;

- Формулирование результатов образования в вузе, как признаков готовности студента/выпускника продемонстрировать соответствующие знания, умения и ценности;

- Определение структуры компетенций, которые должны быть приобретены и продемонстрированы обучаемыми (при этом следует взять за основу соответствующую каждому направлению подготовки классификацию как общих, так и предметно-специализированных компетенций, сообразующихся с целями воспитания и обучения).

Компетентностный подход предполагает переориентацию на студентоцентрированный характер образовательного процесса с обязательным использованием ECTS как меры академических успехов студентов и модульных технологий организации образовательного процесса.

Лекция– это органическое единство метода обучения и организационной формы, заключающееся в систематическом, последовательном, монологическом изложении лектором учебного материала, носящего, как правило, ярко выраженный теоретический характер.

Образовательные технологии

Систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. (ЮНЕСКО (1986))

Область исследований теории и практики (в рамках системы образования), имеющей связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально-воспроизводимых педагогических результатов.

(Митчелл П.)

Научное планирование, организация, оценивание и коррекция педагогического процесса в целях повышения его эффективности, дающее гарантированный результат (Пикан В.В.).

Интерактивное обучение в высшей школе - требования ФГОС-3

Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от преподавателя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия субъектов. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивность — означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Особенность интерактивных методов – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.

Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:

· пробуждают у обучающихся интерес;

· поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

· обращаются к чувствам каждого обучающегося;

· способствуют эффективному усвоению учебного материала;

· оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

· осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

· формируют у обучающихся мнения и отношения;

· формируют жизненные навыки;

· способствуют изменению поведения.

Заметим, что важнейшее условие для этого — личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву. Научиться им можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии.

Мини-лекция

Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед объявлением какой-либо информации преподаватель спрашивает, что знают об этом студенты. После предоставления какого-либо утверждения преподаватель предлагает обсудить отношение студентов к этому вопросу. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. 25.

Интервью

Термин «интервью» происходит от английского interview, т.е. беседа. По содержанию интервью делятся на группы:

Документальные интервью; Интервью мнений; Интервью «пресс-конференция».

Субъектом интервью может выступать как лектор, так и студенты, подготовившие информацию по заданной теме. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. 30.

Обратная связь

Актуализация полученных на лекции знаний путем выяснения реакции участников на обсуждаемые темы. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. 32.

Разминка

Разминка способствует развитию коммуникативных навыков (общению). Она должна быть уместна по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Вопросы для разминки не должны быть ориентированы на прямой ответ, а предполагают логическую цепочку из полученных знаний, т.е. конструирование нового знания. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. 39.

Дискуссия

Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Дискуссия предусматриваетобсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близка к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. 43.

Деловая игра

Имитируются реальные условия, отрабатываются конкретные специфические операции, моделируется соответствующий рабочий процесс. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. 60.

Работа в малых группах

Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. 62.

Ролевая игра

Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. 69.

Тренинг

Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. 72.

1.4 Интерактивные методы в самостоятельной работе

Основная возможность применения интерактивных методов при самостоятельной работе заключается в организации групповой работы студентов. Стимулирование тесного общения учащихся друг с другом приводит к формированию навыков социального поведения, освоению технологии совместной работы. Работа в группе невозможна без умения быстро и конструктивно принимать решения, брать на себя ответственность, общаться с другими людьми и улаживать конфликтные ситуации.

По мнению некоторых психологов, выполнение заданий в группах возможно постольку, поскольку существуют условия, при которых учащиеся вынуждены помогать друг другу в достижении успеха, и «подталкивают» к этому своих товарищей. Позитивная взаимозависимость создает отношения, в основе которых лежит взаимное стимулирование.

При создании группы для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель должен:

· четко обозначить цель задания;

· проинструктировать студентов об этапах выполнения задания;

· объяснить студентам, каким должно быть взаимодействие членов группы, чтобы поставленная цель была достигнута;

· консультировать студентов в случае возникновения вопросов по существу задания или чтобы усилить взаимосвязь между членами группы.

При этом консультирование между студентами и преподавателем в ходе разработки программы может осуществляться как непосредственно в аудиторное время, так и с использованием off-line и on-line технологий.

Метод проектов

В методе проектов студенты объединяются в небольшие группы и разрабатывают, например, программу социологического исследования на любую интересующую их проблематику или схему проведения эксперимента при лабораторном занятии. Эта аналитическая работа включает в себя несколько этапов, которые позволяют улучшить навыки логического мышления, максимально раскрывают творческие возможности студентов и стимулируют их к научно-исследовательской работе. Такая проектная деятельность, организованная подобным образом, имеет множество преимуществ.

Ярким примером организации самостоятельной работы является технология группового проектного обучения, которая реализуется не столько во время плановых занятий, но и стимулирует самостоятельную работу и взаимодействие исполнителей.

Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. 81.

Заключение

При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения в вузе позволят приобрести:

· конкретному обучающемуся:

- опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой;

- развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в своей профессии;

- освоение нового опыта профессионального взаимодействия с практиками в этой области;

· учебной группе:

- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

- формирование ценностно-ориентационного единства группы;

- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;

· системе преподаватель - группа

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях.

Список использованной литературы

1. Косолапова М.А. Технологические подходы в организации профессиональной подготовки к педагогической деятельности в высшей школе /Косолапова М.А.; Томский гос. пед. ун-т. – Томск, 2007. – 177 с. – Библиогр.: с. 104 – 110. Деп. В ИНИОН РАН № 60426

2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. – М.: МПСИ, 2005. – 216 с.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42; Компетентностный подход… // Высшее образование сегодня. – 2006. - № 6. – С. 20-26.

4. Карпенко М. Новая парадигма образования ХХI в.// Высшее образование в России.–2007.- №4. – С.93.

5. Кононец А.Н. Педагогическое моделирование: новые вопросы/ А. Н. Кононец //Инновационные подходы к организации образовательного процесса в современном техническом вузе: сб. метод. тр./ под ред. Л. П. Лазаревой; ДВГУПС. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. - С. 22-31.

6. Созоров А.Н. Flash-технологии в образовании //Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием “Повышение качества непрерывного профессионального образования” Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. С. 233-234.

7. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 http://technomag.edu.ru/doc/172651

8. Косолапова М.А., Ефанов В.И. Развитие профессиональной компетентности преподавателя технического вуза при повышении квалификации // Материалы международной научно-методической конференции «Современное образование: проблемы обеспечения качества подготовки специалистов в условиях перехода к многоуровневой системе высшего образования» Томск: ТУСУР, 2012, с. 161-162.

Приложение 1.
«Мозговой штурм», «Мозговая атака»

«Мозговая атака», «мозговой штурм» – это метод, при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.

«Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:

обсуждения спорных вопросов, стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении, сбора большого количества идей в течение короткого периода времени, выяснения информированности или подготовленности аудитории. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.

«Мозговой штурм» – это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.

Цель: выявление информированности или подготовленности аудитории в течение короткого периода времени

Задачи:

· формирование общего представления об уровне владения знаниями у студентов, актуальными для занятия;

· развитие коммуникативных навыков (навыков общения).

 

Методика проведения:

1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.

2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.

3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).

4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.

5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.

После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.

 

Пример применения*:

Этапы мини-лекции

Обозначение темы мини-лекции.

Озвучивание целей и задач для изучаемого содержания – познакомиться с основными понятиями курса и получить рабочее определение понятия информация, позволяющее говорить о едином подходе к компьютерным технологиям.

Мозговой штурм понятия «Информация».

Презентация подходов к понятию информация. Анализ предложений слушателей. Изложение основных понятий процесса обработки информации как перекодировки сообщений.

По окончании выступления обсудить вопрос «Что дает нам компьютер?» и «Чего нельзя сделать без компьютера?». Так ли всемогущи и безальтернативны компьютерные технологии в наше время.

 

* Из практики научного руководителя студенческого исследовательского бюро кафедры Автоматизации обработки информации Жуковского Олега Игоревича

Приложение 3.
Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением

К интерактивным методам относятся презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, постеров, компьютеров и т.п., с последующим обсуждением материалов.

Цель: организация процесса изучения теоретического содержания в интерактивном режиме

Задачи:

· совершенствование способов поиска, обработки и предоставления новой информации;

· развитие коммуникативных навыков;

· актуализация и визуализация изучаемого содержания на лекции.

Методика проведения:

Перед презентацией необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Можно останавливать презентацию на заранее намеченных позициях и проводить дискуссию. По окончании презентации необходимо обязательно совместно со студентами подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.

Приложение 4.
Просмотр и обсуждение видеофильмов

На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты.

Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал.

Цель: организация процесса изучения теоретического содержания в интерактивном режиме

Задачи:

· совершенствование способов поиска, обработки и предоставления новой информации;

· развитие коммуникативных навыков;

· актуализация и визуализация изучаемого содержания на лекции.

Методика проведения:

 

Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения.

Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию.

В конце просмотра или лекции необходимо обязательно совместно со студентами подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.

Приложение 5.
Интервью

Термин «интервью» происходит от английского interview, т.е. беседа. По содержанию интервью делятся на группы:

Документальные интервью – изучение событий прошлого, уточнение фактов и интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов, суждений и т.п.

Интервью мнений - самая распространенная форма интервью. Цель такого интервью узнать мнение респондента по конкретному вопросу. Их цель в том, чтобы интервьюируемый получил возможность высказать свою точку зрения.

Интервью «пресс-конференция» - в этих условиях сложно получить полноценное интервью. Обычно это выступление по определенной теме, где интервьюер может получить комментарий по какому-либо событию.

Цель: организация процесса изучения теоретического содержания в интерактивном режиме

Задачи:

· совершенствование способов поиска, обработки и предоставления новой информации;

· развитие коммуникативных навыков;

· актуализация изучаемого содержания на лекции.

Методика осуществления

Подготовительный этап.

Вопросы для интервьюирования формулируются разными способами:

· при прослушивании нового содержания по теме лекции

· до лекции по ее теме, при изучении источников

Субъектом интервью может выступать как лектор, так и студенты, подготовившие информацию по заданной теме.

Методика осуществления

Участникам (в произвольном порядке) предлагается высказаться по поводу прослушанной информации по вопросам, составленным преподавателем заранее.

Все высказывания должны быть выслушаны молча, без споров, комментариев и вопросов, как со стороны преподавателя, так и со стороны других участников. Каждого говорящего следует благодарить за сказанное.

Предоставлять обратную связь наравне со всеми участниками следует также преподавателю.

 

Пример применения*:

Тема: Формирование темных солитонов в нелинейных средах.

Методика осуществления

На предыдущем занятии объявляется тема следующего занятия, количество ожидаемых ошибок и даются материалы (или ссылки на источники) для предварительного ознакомления с заявленной темой. Перед началом лекции учащихся разделяют на небольшие подгруппы по 3-5 человек (сидящих рядом друг с другом). Изложение материала рекомендуется разделить на несколько (3-4) подразделов. После каждого подраздела дается 2-3 минуты на обсуждение материала в подгруппе и вынесение заключения: имеются ли ошибки и сколько их сделано в данном подразделе. По каждой подгруппе на доске фиксируется количество ошибок.

Изложение всего материала рекомендуется закончить не менее чем за 10 мин до конца занятия. Представителям каждой подгруппы предлагается озвучить все указанные ими факты ошибок и записать их на доске. Можно предложить другим подгруппам опровергнуть заявленные факты или обосновать последствия этих ошибок, давая возможность показать студентам уровень владения темой.

В заключении необходимо указать правильные ответы и поощрить те подгруппы, в которых отмечен наибольший процент правильных ответов. Поощрением могут служить баллы рейтинговой системы, выставляемые за занятие или проценты от итоговой оценки за дисциплину.

 

Пример применения*:

 

Тема лекции – «Волоконно-оптические брэгговские и длиннопериодные решетки» по дисциплине «Волоконно-оптические устройства и системы технологического назначения и управления »

 

Количество планируемых ошибок – (6 - 10).

 

1. Подготовительная работа, проведенная на предшествующей лекции:

1.1. Студенты проинформированы о цели и методике проведения лекции, об их задачах.

1.2. Объявлены тема лекции и примерное количество запланированных ошибок.

1.3. До студентов доведен перечень вопросов, которые им необходимо повторить для эффективного участия в работе:

Вопросы для подготовки к лекции (повторение известных положений теории электромагнитного поля и оптики):

А) Поле плоской световой волны, ее характеристики: фазовая скорость, фазовый набег, волновое число.

Б) Направляемые моды оптических волноводов.

В) Суть брэгговской дифракции, понятие угла Брэгга.

Г) Законы сохранения энергии и квазиимпульса при трехчастичном взаимодействии.

Д) Иллюстрация трехчастичных взаимодействий «векторными треугольниками».

Е) Понятие спектральных характеристик сигнала.

 

1.4. Для подготовки к лекции и повторения основных положений оптики рекомендована литература, имеющаяся в наличии в библиотеке Университета:

А) Н.И. Калитеевский. Волновая оптика. - СПб.: Лань, 2006. - 465 с.

Б) А. Ярив, П. Юх. Оптические волны в кристаллах. - М.: Мир, 1987. - 616 с.

В) Ахманов С.А., Никитин С.Ю. Физическая оптика. М.: Наука. – 2004.

Г) В.М. Шандаров. Основы физической и квантовой оптики. – Томск: Томск. гос. Ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2005. – 258 с.

Д) В.М.Шандаров. Волоконно-оптические устройства технологического назначения: учеб. пособие. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2007. – 190с.

 

Работа на лекции.

3.1. Организационный этап – студенты (из 8 по списочному составу присутствовало 7 человек) разделены на две группы, занявшие места в аудитории так, чтобы обеспечить возможность обсуждения материала в каждой из групп. Им предложено определить, кто будет играть роль спикеров, организующих обсуждение прослушанного материала и представляющих результаты обсуждения на этапе рефлексии.

3.2. Основной этап – материал лекции представлен в виде трех блоков, после каждого из которых студентам предлагалось по 5 минут времени для его обсуждения и поиска ошибок. При этом им предоставлялась возможность многократного просмотра слайдов презентации в пределах данного блока.

Реально в излагаемом материале введено 9 ошибок. Они включают:

А) В первом блоке – запись соотношений для волновых векторов световых волн и брэгговской решетки в форме «вектор=скаляр» (2 ошибки), упоминание длины волны света в вакууме вместо таковой в волоконном световоде (1 ошибка). В итоге получено ошибочное выражение для пространственного периода ВОБР (четвертая ошибка в этом блоке).

Б) Во втором блоке – неверная интерпретация трансформации спектров отраженного и прошедшего оптических сигналов в ВОБР (2 ошибки).

В) В третьем блоке – неверные знаки в знаменателях выражений для связи изменений температуры и относительной упругой деформации ВОБР с изменениями резонансных длин волн и целиком ошибочное выражение для относительной упругой деформации.

Этап анализа результатов.

Продолжительность данного этапа – около 8 минут. За это время представители (спикеры) малых групп доложили о результатах поиска ошибок. Формальные ошибки, допущенные в первом и третьем разделах, обнаружены участниками обоих групп. В то же время ошибки в блоке 2 не выявлены. Гипотеза о неправильном толковании в лекции спектральных характеристик отраженного и прошедшего сигналов в ВОБР обсуждалась одной из групп, однако была отвергнута, видимо, из-за недостатка смелости.

После выступлений спикеров студентам были продемонстрированы слайды с указанием введенных ошибок и была дана оценка активности их работы в ходе занятия.

В заключительной части занятия студенты ответили на вопросы анкеты об отличиях занятия в интерактивной форме от традиционной лекции. Ответы приведены ниже.

В целом, на взгляд лектора, студенты удовлетворены изменением формы проведения лекции. Однако степень их активности при обсуждении материалов оказалась различной. Бросилось в глаза, что она существенно выше у тех, кто имеет опыт представления результатов своей работы в форме докладов на научно-технических конференциях и в виде докладов при защите проектов ГПО.

 

* Из практики профессора кафедры Сверхвысокочастотной и квантовой радиотехники Шандарова Владимира Михайловича

Приложение 8.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.177 с.