Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А., Боков Л.А. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А., Боков Л.А.

2017-12-10 208
Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А., Боков Л.А. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР – Томск: ТУСУР, 2012. – 87 с.

 

Положение содержит указания, раскрывающие содержание методов интерактивного обучения, технологию и рекомендации по их практическому применению в структуре проведения занятия при внедрении ФГОС 3 поколения.

Рассмотрены наиболее востребованные интерактивные методы для проведения различных видов занятий (лекции, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа студентов).

Для преподавателей Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, а также других технических университетов.

 

 

© ТУСУР, 2012

© Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А.,Боков Л.А. 2012


Содержание

Введение.. 5

Глоссарий.. 6

Интерактивное обучение в высшей школе - требования ФГОС-3. 8

Классификация интерактивных методов обучения.. 10

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия.. 11

Использование интерактивных методов на занятиях разных видов.. 13

1.1 Интерактивные методы на лекциях. 13

1.1.1 «Мозговой штурм», «Мозговая атака». 13

1.1.2 Мини-лекция. 13

1.1.3 Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением 13

1.1.4 Просмотр и обсуждение видеофильмов. 14

1.1.5 Интервью.. 14

1.1.6 Обратная связь. 14

1.1.7 Лекция с заранее объявленными ошибками. 14

1.2 Интерактивные методы на практических занятиях (семинарах) 14

1.2.1 Разминка. 14

1.2.2 Дискуссия. 15

1.2.3 Кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций) 15

1.2.4 Коллективные решения творческих задач. 15

1.2.5 Деловая игра. 15

1.3 Интерактивные методы в лабораторном практикуме. 16

1.3.1 Работа в малых группах. 16

1.3.2 Моделирование производственных процессов и ситуаций. 16

1.3.3 Ролевая игра. 16

1.3.4 Тренинг. 16

1.4 Интерактивные методы в самостоятельной работе. 16

1.4.1 Метод проектов. 17

1.4.2 Метод обучения в парах (спарринг-партнерство) 18

Технологии применения интерактивных методов в техническом университете.. 18

Заключение.. 19

Список использованной литературы... 20

Приложение 1. «Мозговой штурм», «Мозговая атака». 22

Приложение 2. Мини-лекция. 25

Приложение 3. Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением 28

Приложение 4. Просмотр и обсуждение видеофильмов. 29

Приложение 5. Интервью.. 30

Приложение 6. Обратная связь. 32

Приложение 7. Лекция с заранее объявленными ошибками. 34

Приложение 8. Разминка. 39

Приложение 9. Дискуссия. 43

Приложение 10. Кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций) 50

Приложение 11. Коллективные решения творческих задач. 58

Приложение 12. Деловая игра. 60

Приложение 13. Работа в малых группах. 62

Приложение 14. Моделирование производственных процессов и ситуаций. 66

Приложение 15. Ролевая игра. 69

Приложение 16. Тренинг. 72

Приложение 17. Метод проектов. 81

Приложение 18. Метод обучения в парах (спарринг - партнерство) 85

Введение

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения.

В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда обучающийся что-либо уточняет или задает вопрос), и тогда возникает двусторонняя коммуникация.

Характерно, что односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекционных занятиях, но и на семинарских. Отличие только в том, что не преподаватель, а обучающийся транслирует некоторую информацию. Это могут быть ответы на поставленные преподавателем до начала семинара вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала. Такая форма коммуникации не отвечает принципам компетентностного подхода.

Принципиально другой является форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе. Сущность данной модели коммуникации предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, что само по себе является важным, а привнесение в образовательный процесс их знаний.

Преподавание, открытое в коммуникативном плане, характеризуют следующие утверждения:

1. Обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт.

2. Обучающиеся лучше учатся, если преподаватель активно поддерживает их способ усвоения знаний.

3. Обучающиеся лучше воспринимают материал, если преподаватель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения обучающихся, которые не совпадают с его собственной точкой зрения.

Переход на компетентностный подход при организации процесса обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах… в учебном процессе, должен составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. (ФГОС, 7 раздел «Требования к условиям реализации основных образовательных программ», п. 7.3).

Трудности применения интерактивных методов в образовательном процессе преподавателями обозначены как

· незнание содержания метода;

· неумение применять его на практике;

· непонимание места метода в структуре занятия;

· неверие в эффективность применения методов в процессе обучения.

Предлагаемое методическое пособие содержит указания, раскрывающие содержание понятия методов интерактивного обучения, технологический процесс и рекомендации практического применения методов в структуре занятия.

Глоссарий

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

Компетенция

Компетенция (во всех ФГОС СПО и ВПО) – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [3].

Компетенция: динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Компетентность – это совокупность профессиональных знаний и умений, способов выполнения профессиональной деятельности, владение определенными компетенциями.

Компетентностный подход

Под компетентностным подходом понимается следующее:

- Отражение в системном и целостном виде образа результата образования;

- Формулирование результатов образования в вузе, как признаков готовности студента/выпускника продемонстрировать соответствующие знания, умения и ценности;

- Определение структуры компетенций, которые должны быть приобретены и продемонстрированы обучаемыми (при этом следует взять за основу соответствующую каждому направлению подготовки классификацию как общих, так и предметно-специализированных компетенций, сообразующихся с целями воспитания и обучения).

Компетентностный подход предполагает переориентацию на студентоцентрированный характер образовательного процесса с обязательным использованием ECTS как меры академических успехов студентов и модульных технологий организации образовательного процесса.

Лекция– это органическое единство метода обучения и организационной формы, заключающееся в систематическом, последовательном, монологическом изложении лектором учебного материала, носящего, как правило, ярко выраженный теоретический характер.

Образовательные технологии

Систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. (ЮНЕСКО (1986))

Область исследований теории и практики (в рамках системы образования), имеющей связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально-воспроизводимых педагогических результатов.

(Митчелл П.)

Научное планирование, организация, оценивание и коррекция педагогического процесса в целях повышения его эффективности, дающее гарантированный результат (Пикан В.В.).

Интерактивное обучение в высшей школе - требования ФГОС-3

Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от преподавателя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия субъектов. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивность — означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Особенность интерактивных методов – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.

Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:

· пробуждают у обучающихся интерес;

· поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

· обращаются к чувствам каждого обучающегося;

· способствуют эффективному усвоению учебного материала;

· оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

· осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

· формируют у обучающихся мнения и отношения;

· формируют жизненные навыки;

· способствуют изменению поведения.

Заметим, что важнейшее условие для этого — личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву. Научиться им можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.