VIII. Cистема логической организации музыки. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

VIII. Cистема логической организации музыки.

2017-12-09 437
VIII. Cистема логической организации музыки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лад. Тональность.

 

Литература:

1. Дьячкова «Гармония в музыке XX века»

2. Милка «теоретические» основы функциональности в музыке;

3. Паисов «политональность в творчестве в советских и зарубежных композиторах»;

4. тиуау3Ретий «Тональность в современной музыки»;

5. такТттт Тараканов «Новая тональность в музыке XX веке»;

 

Лад – в эстетическом смысле приятная для слуха рррррр согласованность между звуками высотной системы.

В музыкально-теоритическом смысле лад - системность высотных связей, объединенных центральным звуком или звучанием, а также конкретная звуковая система обычно в виде звукоряда.

Иногда понятие лада употребляется не совсем корректно (лад мажорного наклонения). Иногда употребляется вместо звукоряда.

 

Три аспекта сущности лада:

1. эстетический (обеспечивает слажанность и красоту);

2. логический (обеспечивает упорядочение звукового материала, связь между звуками системы. Именно он фиксирует внимание на тяготении неустоя в устой).

3. звуковой или интонационный. Весьма подробно разрабатывается в «интонации» Асафьева. Он исходит из того, что звуковой материал определяет конкретные исторические условия бытования музыки, ее содержания, форма музицирования. Трактует ладовые формы как отражение исторически детерминированного сознания музыки.

Лад – интонационный комплекс, связанный с мировоззрением своего времени. Так средневековые лада отражают сознание эпохи (замкнутость, застылось) система мажор/минор выражает динамизм. Музыкальное сознание нового времени. Согласно Астафьеву лад фиксирует, обобщает, свойственный каждому периоду интонационный словарь эпохи. Интонационный словарь – сумма музыки, прочно осевшей в сознании.

Кризис – обновление звукового материала и общей структуры лада.

Астафьев анализирует два интонационных кризиса:

  1. Рубеж 16-17 столетия (на смену полифонии приходит гармония), кризис модальности.
  2. Рубеж 19-20 века

 

Этапы эволюции ладообразования

 

Явление лада – различают устой и неустой.

Исторические типы лада:

  1. Опевание тона – устой, притягивающий звуковой поток, этнич.гр.
  2. Моногический лад – с развитым и определенным и мелодическим звукорядом. Сложная и модальная система с ней связана средне европейский хорал, древнерусская певческое искусство
  3. Гармоническая тональность европейской музыки Нового времени.
  4. XX век – возраждая все предыдущие исторические типы рождает и новые, отличные от предыдущих, проявляются в серийной электронной сонорной музыке.

 

 

Классификация ладов

  1. Экмелика (внемелодичность) – система, в которой звуки не имеют определенной высоты, используются как прием в более развитых систем.
  2. Классификация по признаку наличия или отсутствия полутоновых тяготений:

Ангемитоника – лады без полутоновых тяготений (целотоновый звукоряд, трихорды, пентатоника). Связаны с древней культурой Азии, Африки и Европы.

Гемиотика – лады с полутоновыми тяготениями (звукоряды, в которых ступени не образуют с тоникой в уменьшенных и увеличенных интервалах. Звукоряды, в которых ступени образуют с тоникой уменьшенные или увеличенные интервалы);

  1. Различают диатонику, хроматику, микрохроматику.

Диатоника – семиступенная система, в которой тоны могут быть расположены по чистым квинтам. Образцы диатоники – древнегреческие лады, церковные лады, лады европейской музыки эпохи возрождения, лады народной музыки, лады мажоро-минорной системы безхроматизации.

Диатоника: 1) неполная (меньше семи ступеней, шести ступенный гексахорд); 2) полная; 3) состовная ( русский обиход ); 4) условная ( включает лады с увеличенными секундами ); 5) в современной теории музыки определяется диатоника из функции. Диатонический звукоряд состоит из тонов, каждый из которых представляет собой самостоятельную ступень лада. Совокупность основных ступеней лада. Диатонический звукоряд может включать различное количество тонов, отстоящих друг от друга на любой интервал.

Хроматика – имеет в качестве специфического признака последовательность двух или более полутонов подряд. Используется и в мелодическом и гармоническом контексте. Микрохроматика – связана с применением интервалов неравных полутонам.

  1. По объему (равен или не совпадает): 1) монотоникальные (одна тоника) – мелодические лады; 2) октавные (звукоряд и функциональное значение ладов полностью повторяется во всех октавах). Эти лады используются в инструментальной музыке.

Стабильные монодические лады: гиполад – тоника в середине звукоряда

Тональность – иерархически централизованная система функциоанльно-дифференцированных высотных связей. Единство лада и тональности – ладотональность. В более узком специфическом смысле – это система функ.диффер. высотных связей иерархически централизованных на основе консонизирующих трезвучий, т.е. гарм. тон. кот. хар. для классикогармонических тональностей XII-IX века.

 

(Знать параллельные однотерцовые тональности).

 

Классический вид тональности (признаки):

1) центром является консонированное трезвучие;

2) ладовая основа – мажор/минор;

3) структура лада на трех функциях T,S,Д.

4) смена гармонии внутри тональности на основе тяготения к тонике.

5) крупные формы строются на основе модуляционной технике.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.