Тональность в музыке XX века — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тональность в музыке XX века

2017-12-09 541
Тональность в музыке XX века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В музыке XX века тональность становится:

1. Диссонантной

2. В новой тональности ослаблено тяготение к тонике (от устоя к неустою)

3. Значительно изменен вид тоники. Устоем может быть отдельный звук (центральный тон, устой, полюс, к которому стремится звуковой поток, Стравинский- мелодическое образование);

 

IX. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКИ

 

Литература:

1. Берков «формообразующие средства гармонии»

2. Берштадская «Лекция по гармонии», «Гармония как элемент музыкальной системы»

3. Гуляницкая « Введение в современную гармонию »

4. Мазель «Проблемы классической гармонии»

5. Тюлин «Учение о гармонии»

6. Тюлин, Привана «теориические основы гармонии»

7. Халопов « Гармония » (теоретические и практические курсы)

Интервал – промежуток (мелодические и гармонические, составные характерные и альтерированные)

Классификация интервалов: по акустическому принципу и т.д.

Роль интервала зависит от его положения:

  1. Начальное положение – роль существенна, так как сознание готова к восприятию;
  2. Серединное положение. Интервал зависит от намеченной логики развития и имеет продолжающее динамизированное контрастное значение по отношению к другим;
  3. Каденционное – исторически сложившееся стереотипы;
  4. Интервал в околоцензурном положении он чаще всего обезличен, ибо цензура разрывает его эффект.

Три позиции интервала:

1. Активная ( существенная черта построения);

2. Пассивная ( часть множества не выделяющееся из общего движения );

3. Нулевая ( Риман – мертвые, то есть теряет мелодическую реальность)

Аккорд

Аккорд - одновременное сочетание нескольких звуков. Вертикальный комплекс, кот-й состоит из не менее трех звуков. Выдающиеся признаки: 1) одновременность; 2) терцовое строение; 3) трехзвучный минимум.

Традиционная структура исходит из форм признаков.

Аккорд – комплекс тонов, представляет собой логическую дифференцированную конструктивную целостную единицу музыкальной ткани (Берштатская). Важный признак – целостность, отчлененность от основных аккордов муз.ткани (реальная или подразумевающаяся).

Аккорд – элемент многоголосия состоит не мене из 2 двух звуков. Интервальная система может быть различной. Терцовость – частный случай строения аккорда. Основой учения об аккордах послужило открытие обертонового ряда (Рамо « трактат о гармонии »).

 

Наиболее активное воздействие на формализацию аккордового мышления оказала нижняя наиболее слышимая часть ряда. Поэтому с 1-го по 6-й - конструктивные обертона, а верхние – окрашивающие. Целый ряд закономерности гармонии обусловлен строением обертонового лада, а именно: 1) 4-х голосие; 2) тенденции изложения голосов вверх и от смещения баса. 3) удвоение основных и квинтовых тонов.

Именно структура нижней части ряда дает нам терцовую вертикаль. Эволюция музыкального языка совпадает с усвоением обертонового ряда. Первоначальная форма одноголосия с октавным удвоением.

По структуре выделяется два вида аккорда:

1) аккорд терцового строения;

2) аккорд нетерцового строения:

а) образуется за счет видоизменения аккорда терцовой структуры (пропуски тонов, включение в аккорды чуждых ему тонов – побочные тоны:

1) замененные побочные тоны, включающиеся вместо пропущенного тона терцовой структуры;

2) внедрение побочного тона;

б) собственно нетерцовые аккорды:

1) вертикаль по принципу избранного удержания интервалики;

2) тематическая или мелодическая гармония (тоны в мелодической структуры определяются интервалами мелодическими линиями).

3)аккорд организуется по принципу симметрии.

 

Кластер - от анг. Гроздь, пучок.

 

Формы функций аккордов в музыкальной ткани

Ладовая функция

2. Фоническая функция. Фонизм – звуковая окраска, тембр аккорда. Фонизмом обладает каждый аккорд, ибо фон.эфект обусловлен интервальной, формой изложения, расположением, удвоениями, регистром, динамикой.

3. Красочность. Не всякий аккрод обладает красочностью. Соотношение ладовой и фонической функцией подчиняется обратной в обратно пропорциональной зависимости, чем ярче активнее ладовая роль аккорда, тем меньше фиксируется внимание на его фонической стороне, и наоборот. Тенденция развития муз. мышления связана с постепенным усилением тембральной стороны гармонии и ослаблением ладово-функциональный тяготений.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.