Изучение жевательной эффективности проводят при помощи функциональных (жевательных) проб, позволяющих получить более правильное представление о нарушении этой функции. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Изучение жевательной эффективности проводят при помощи функциональных (жевательных) проб, позволяющих получить более правильное представление о нарушении этой функции.

2017-12-09 313
Изучение жевательной эффективности проводят при помощи функциональных (жевательных) проб, позволяющих получить более правильное представление о нарушении этой функции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первая функциональная проба была разработана Христиансеном. Он предложил определять жевательную способность путем исследова­ния степени измельчения пищи определенных консистенции и массы. Исследуемому давали жевать 5 г лесного или кокосового ореха. После 50 жевательных движений он выплевывал пищевую массу; ее высушивали и просеивали через сито для определения степени из­мельчения. Жевательную способность вычисляли по остатку на сите.

При пробе Мэнли продолжительность жевания составляет 20

движений, тестовая порция - 3 г арахиса. Определяется отношение

массы, оставшейся в сите с диаметром круглых отверстий 2,4 мм

после просеивания под потоком воды и высушивания к общей массе

продукта, извлеченного из полости рта.

Далбергом была предложена следующая проба: тестовая порция 3г арахиса обрабатывалась в течение 40 жевательных движений. При анализе порция измельченного тестового материала просеивалась через набор сит с диаметром круглых отверстий от 10 до 1 мм с последующим перемножением массы полученных остатков на коэффици­енты и вычислением соотношения площади поверхности измельченных

частиц к их объему.

С.Е.Гельман разработал и упростил методику жевательной про­бы Христиансена. Вместо лесного ореха он взял 5 г миндаля, а вместо 50 движений предлагал больному жевать в течение 50 с. Дальнейшую разработку функциональной жевательной пробы проводил

И.С.Рубинов. Он считал, что разжевывание 5г ядер миндаля ставит

перед жевательным аппаратом задачу, выходящую за пределы нормы.

Поэтому И.С.Рубинов предлагает больному 0,8 г ореха, что пример­но равно массе одного ядра миндаля. Пробу проводят следующим об­разом. Испытуемому дают 0,8 г лесного ореха и просят разжевывать его до появления рефлекса глотания. Как только у испытуемого по­явится желание проглотить разжеванный орех, ему предлагают вып­люнуть содержимое в почковидный тазик. Время жевания ореха отс­читывают по секундомеру. В результате функциональной пробы полу­чают два показателя: процент разжеванной пищи (жевательная спо­собность) и время разжевывания. Исследования показали, что при ортогнатическом прикусе и интактных зубных рядах 0,8 г ореха полностью пережевывается за 14 с. По мере потери зубов время же­вания удлиняется; одновременно увеличивается остаток на сите. При анализе результата пробы всегда следует учитывать время же­вания и процент разжеванной пищи.

А.Н.Ряховский в 1992 году предложил следующую жевательную пробу. Продолжительность жевания - 20 жевательных движений. Ана­лиз - определение полезной работы дробления, регистрация времени жевания и суммарной биоэлектрической активности жевательных мышц, с последующим вычислением жевательного эффекта, жеватель­ной способности и жевательной эффективности.В качестве тестовой порции предлагались 2 цилиндра из 20% желатины диаметром 16 мм и высотой 10,5 мм. Энерготраты на жевание оценивались по суммарной биоэлектрической активности жевательных и височных мышц.

19. Роль органов полости рта и дыхания в формировании речи. Вли­яние стоматологических заболеваний на речеобразовательную функ­цию.

Речь - специфическая человеческая форма деятельности, слу­жащая общению между людьми, неразрывно связанная с сознанием, мышлением, всей психикой человека, с его трудовой деятельностью.

У человека нет специфических, специально созданных для речи органов. Для речеобразования он использует органы дыхания, гло­тания и жевания. Однако для голосовой составляющей речи у чело­века имеется специализированный голосовой аппарат, куда относит­ся гортань с имеющимися голосовыми связками. Органы, участвующие в речеобразовании, делятся на две группы: 1) органы дыхания (легкие с бронхами и трахеей) и 2) органы, непосредственно участвующие в звукообразовании. Среди последних различают актив­ные (подвижные), способные менять объем и форму речевого тракта и создавать в нем препятствия для выдыхаемого воздуха, и пассив­ные (неподвижные), лишенные этой способности. К активным отно­сятся гортань, глотка, мягкое небо, язык, губы, к пассивным - зубы, твердое небо, полость носа и придаточные пазухи. Все эти образования с точки зрения периферического механизма речеобразо­вания можно представить как три взаимосвязанных отдела - генера­торный, резонаторный и энергетический. Различают два генератора

- тоновый (гортань) и шумовой (за счет создания щелей в полости рта); два модулирующих резонатора - рот и глотка и один немоду­лирующий - носоглотка с придаточными полостями; два энергодатчи­ка - скелетные межреберные мышцы, диафрагмы, живота и гладкие мышцы трахеобронхиального дерева.

Акустические сигналы, производимые речью или пением, обла­дают двумя независимыми переменными параметрами, один из которых обеспечивает информацию о высоте звука, а другой - о его фонем­ном составе (характеристика гласного звука в слоге). Оба эти па­раметры обеспечиваются двумя различными механизмами. Первый контролирует высоту звука и называется фонацией, он локализован в гортани, его физической основой является колебание связок. Второй параметр, определяющий фонемную структуру звука, получил название артикуляции. Он работает в так называемом голосовом тракте, который охватывает глоточную, носовую и ротовую полости и сильно варьирует по форме. Его конфигурация может существенно меняться за счет изменения полости глотки, носоглотки и особенно полости рта. Изменение объема полости рта обусловлено положением языка и нижней челюсти, что обеспечивается мускулатурой неба, жевательных мышц и особенно мышцами языка. Язык может разделить полость рта на две части и занять во рту практически любое поло­жение. Физической основой механизма артикуляции является резо­нанс полых пространств. Подтверждением наличия этих двух меха­низмов является шепотная речь. При шепоте нет звукового тона (голоса), т. е. фонация отсутствует и речь обеспечивается только лишь механизмом артикуляции.

Перед началом речи или пения происходит подготовка к выдо­ху. При этом голосовая щель закрыта или слегка приоткрыта. В ре­зультате этого в грудной клетке образуется высокое подсвязочное давление воздуха величиной около 40-60 Па (4-6 см вод. ст), но может достигать и 200 Па (20 см вод. ст.) и более. При закрытой голосовой щели голосовые связки под действием этого давления вы­гибаются, и в этот момент воздух проходит через голосовую щель в ротовую часть глотки. Голосовая щель является сужением на пути выдыхаемого воздуха, его скорость в ней значительно выше, чем в трахее. По закону Бернулли давление в голосовой щели при этом

снижается, она закрывается и весь процесс начинается сначала.

Так происходит колебание голосовых связок. Воздушный поток пос­тоянно прерывается в ритме этих колебаний, образуя слышимый звук-голос с основной частотой (высотой). Поскольку открывание и закрывание голосовой щели не может синусоидально модулировать воздушный поток, возникающий звук является не чистым тоном, а смесью тонов, богатых гармониками, т. е. он содержит большое число обертонов, частота которых превышает основную частоту в 2, 3, 4, 5 и более раз. Наличие обертонов и придает голосу тот или иной тембр звука, определяющий индивидуальность человека. Число открываний и закрываний голосовой щели за единицу времени (ос­новная часть звука) зависит в первую очередь от натяжения голо­совых связок и во вторую - от подсвязочного давления. Оба эти параметра могут быть изменены произвольно в результате сокраще­ния мышц гортани и грудной клетки. При этом усиление натяжения голосовых связок или повышение подсвязочного давления вызывает повышение высоты образующегося звука.. Таким способом основная высота звука при речи или пении может регулироваться сознатель­но.

Периодическое прерывание потока воздуха в голосовой щели - не единственное акустическое явление в фонации. В других местах голосового тракта за счет срабатывания механизма артикуляции об­разовывающиеся разного рода сужения щели или быстроослабляемые затворы при большой скорости выдоха создают турбулентные завих­рения, производящие шум в широком диапазоне частот. Отдельные полости голосового тракта имеют различные собственные частоты колебаний в зависимости от их конфигурации в данный момент. Эти частоты проявляются, если приводят в колебательное движение воз­дух. Шум, возникающий в сужениях голосового тракта, и обогащен­ный обертонами звук голоса, формирующегося голосовыми связками, также содержат эти частоты. В этом случае голосовой тракт начи­нает резонировать, усиливает их до отчетливой слышимости. Каждая из полостей, образующаяся при различных конфигурациях голосового тракта, обладает специфической собственной частотой колебаний. При каждой артикуляционной позиции, т. е. при каждом особом по­ложении челюстей, языка, мягкого неба, возникают специфические частоты и группы частот, которые становятся слышимыми, когда по­лости вступают в резонанс. Полосы частот, характерные для того иди иного положения голосового тракта, называются формантами. Они зависят только от конфигурации голосового тракта, а не от того, как формируется голос в гортани. Таким образом, каждая фо­нема, которая формируется, обладает определенным набором фор­мант, форманты являются как бы акустическими эквивалентами от­дельных гласных и некоторых согласных.

Шумовые компоненты согласных возникают вследствие трения струи воздуха при прохождении через суженный участок ротовой по­лости - фрикативные согласные, или отрывистого размыкания закры­той ротовой полости - взрывные согласные. К фрикативным соглас­ным относятся звуки, производимые прохождением струи воздуха че­рез щель, образованную приближением языка к верхним зубам (Д,

Т), к твердому небу (3, Ж,Ч, Ш), к мягкому небу (Г, К), через щель, образованную сближенными губами (В, Ф) или зубами (С,Ц). К взрывным согласным относятся звуки, образующиеся при отрывистом размыкании губ (Б, П).

Шепотная речь осуществляется без участия голосовых связок, т. е. состоит исключительно из шумовых звуков. Для произнесения шепотом тех или иных гласных и согласных звуков в голосовом тракте полости рта, глотки и носа в результате артикуляции при­дается такое положение, какое является характерным для этих зву­ков при обычном громком произношении. Проходящий через них воз­дух формирует "шепотной голос".

Контролирующим аппаратом речеобразования являются слуховые и мышечные рецепторы, которые входят в состав так называемых ре­чеслухового и кинестетического (речедвигательного) анализаторов. Именно за счет слуховой и кинестетической импульсации осущест­вляется обратная афферентация, несущая в себе признаки слова. Звуковые и кинестетические рецепторы, осуществляя контроль, сами настраиваются на восприятие определенных параметров слова, имен­но за счет этой настройки и происходит целенаправленная селекция речи. Так, если человек неверно произнес какое-то слово, он сра­зу это воспринимает и в ходе речепроизводства его исправляет.

Секреция желез слизистой оболочки дыхательных путей и голо­сового тракта также оказывает определенное влияние на речепроиз­водство. Ее усиление сказывается и на резонаторных свойствах го­лосового тракта. Так, обильная секреция в носоглотке создает затруднение для воспроизводства носовых звуков, придает им отте­нок гнусавости. Чрезмерное отделение слюны влияет на формирова­ние всех звуков, в которых участвуют полость рта, зубы, язык и губы. Эта сфера уже стоматогенного аспекта речеобразования, на что врач-стоматолог должен обращать внимание.

Нарушение целостности зубных рядов, особенно резцовой груп­пы, приводит к изменению и затруднению в формировании зубных звуков (Д, Т, С, Ц), при этом могут наблюдаться шепелявость, присвист и т. д. Патологические образования на спинке языка при­водят к затруднению воспроизводства фрикативных звуков (3, Ч, Ж, Ш, Щ). Нарушения в области губ осложняют производство взрывных (Б, П), фрикативных звуков (В, Ф) и др. На результат фонации большое влияние оказывает измененный прикус. Особенно это прояв­ляется при открытом, перекрестном прикусах, прогнатии и проге­нии. Нарушения фонации при различных изменениях в полости рта получили соответствующие названия. Так, нарушение, связанное с расщелиной твердого неба, называется палатолалией. При аномалиях строения и функции языка возникающие артикуляционные растройства получили название глоссолалий. Неправильное строение зубов и их расположение в альвеолярных дугах, особенно передней группы (резцы, клыки), часто являются причиной дислалий. Все это должен учитывать врач-стоматолог при выполнении лечебных мероприятий в полости рта.

Особенно важно знание механизмов артикуляции для стоматоло­га-ортопеда. Производство съемных протезов, особенно при обшир­ных адентиях или полном отсутствии зубов, приводит к изменению артикуляционных соотношений в полости рта, что, естественно, сказывается и на резонирующей функции голосового аппарата и, следовательно, на словообразовании. Завышение прикуса при проте­зировании, неправильная постановка искусственных зубов и даже хорошо изготовленный протез всегда на первых этапах привыкания к нему приводят к затруднению речеобразования. Часто у больных со съемными протезами проявляются те или иные признаки дислалий, которые выражаются в затруднении звукообразования фонем, допол­нительного пришептывания, шепелявости, присвистывания и т. д. Все это необходимо учитывать при конструировании и создании зуб­ных протезов, особенно людям, которые в своем трудовом процессе активно используют речь (артисты, певцы, лекторы, дикторы, педа­гоги).

Таким образом, зная механизмы работы системы речеобразова­ния, ее компонентов, врач-стоматолог должен восстанавливать или предупреждать не только нарушение функции пищеварения в полости рта, но и функции речеобразования в так называемом стоматогенном аспекте, диагностируя причины дислалий, прогнозируя их проявле­ние при терапевтических, хирургических и ортопедических вмеша­тельствах.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.