Коммуникационная деятельность — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Коммуникационная деятельность

2017-12-09 866
Коммуникационная деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Это движение смыслов в соц. пространстве. Элементарная схема коммуникации – это схема коммуникационных действий.

Коммуникационные действия – это завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации.

Субъекты, вступившие в коммуникацию, могут преследовать 3 цели: реципиент (Р) желает получить от коммуниканта (К) некоторые привлекательные для него смыслы; К желает сообщить Р некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего; и К, и Р заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими – то смыслами.

3 формы коммуникационного действия: подражание – воспроизведение Р движений, действий, повадок К. Произвольное и непроизвольное. Произвольное – испол. при школьном обучении, овладении технологиями, мастерством. Непроизвольное – гл. метод первичной социализации детей школьного возраста. В общ. жизни посредством подражания происходит распространение модных новаций, идей. Благодаря подражанию из поколения к поколению передаются традиции, обычаи. Что стать традицией новация должна пройти 3 поколения. Подражание – это такое объект-субъектное отношение, где активную роль играет Р, а К – пассивный объект для подражания; диалог – форма коммуникационного взаимодействия, освоена людьми в процессе онтропогинеза при формировании языка и речи. участники диалога выступают как равноправные субъекты, которые владеют определенными смыслами. Между ними складывается субъект – субъектное отношение, а их взаимодействие носит творческий характер. Диалог – это последовательность высказываний участников, которые сменяют друг друга в роли К и Р. Высказывание – это единица смысла; управление – это такое коммуникационное действие, когда К рассматривает Р как средство достижения своей цели, как объект управления. В этом случае между К и Р устанавливаются субъект-объектные отношения. Управленческий монолог может протекать в форме приказа, внушения (суггестия), т.е. используется принудительная сила слова, убеждение (необходимо привести аргументы) оно аппелирует здравым смыслом при помощи аргументации, заражение возникает стихийно (рит. танцы, болельщики на стадионе), ему свойственен накал и агрессивность.

Микрокоммуникация – это деятельность во всех ее формах представляющая собой искусство. На межличностном уровне – это либо усвоение форм поведения, умений, внешних атрибутов выбранного образца для подражания – копирование образца, либо обмен идеями, доводами, предложениями между собственниками – беседа, либо указания для исполнения их подчиненному – команда. На групповом ур. возможны референция (подражание соц. группе) или руководство коллективом. На массовом ур. социализация – освоение человеком общепринятых, а данном обществе норм, верований, идеалов и авторитаризма, т.е. деспотического управления массами подчиненных.

Мидикоммуникация – управление являющееся движущим центром духовной жизни общества. Мода – основанная на подражании передача в соц. пространстве вещественных форм, образцов поведения и идей, эмоционально привлекательных для соц. групп. Переговоры – обычный способ разрешения конфликтов и достижения соглашений между соц. группами. Групповая иерархия – складывается в крупных учреждениях, в армейских подразделениях, где контакты между группами четко регламентированы. Адаптация к среде – превращается в коммуникационную проблему для национальных диаспор живущих среди чужеземцев. Руководство обществом – осуществляется со стороны творческих групп, генерирующих мировоззренческие смыслы, определяющие духовную жизнь общества.

Макрокоммуникация – заимствование достижений (МпМ), взаимодейтсвие культуры (МдМ), информационная агрессия (МуМ), хорошо просматриваются в тысячелетней истории взаимодействия гос. Российского и Европы. 1) Крещение Руси в конце 10в. – акт макрокоммуникации подражания (МпМ); 2) В 40-е гг. сложились и начали открыто соперничать 2 течения русской мысли западничество и славянофильство. Спор между ними – это борьба 2-х макрокоммуникационных идеологий (МуМ); 3) Иван 4 затеявший Ливонскую войну и собрав. жениться на Елизавете Английской. Московия была готова к диалогу культур по МдМ; 4) 14 в. Петровские преобразования – ученичество новое побирание под окнами европейских храмов мудрости, новая фаза МпМ.

Уровни: Те виды коммуникационной деятельности, где индивид, либо группа, либо массовая совокупность выступает в качестве объекта воздействия – называется межличностная, групповая, массовая коммуникации.

Межличностная ком. – на данном уровне осуществляется форма соц. ком. микрокоммуникация, где взаимодействуют друг с другом индивидуальные личности. Испол. такие ком. действия как подражание и управления;

Групповая ком. – на данном уровне действ. 2 вида соц. ком. мидком. где взаимодействуют индивид и группа и микроком. где взаимод. 2 группы. Основные типы групп: семейные, неформальные и формальные. Семейная гр. - то недобровольная (родителей не выбирают), долгосрочная группа с разнообразными общими интересами (кровные связи, кровные узы, кровная месть); Неформальная гр. - это дружеская группа, добровольная, необязательно долгосрочная. Общие интересы в группе: игра, а также социализация, обучение и развлечение через игру; Формальная гр. - это как добровольная (музыкальная школа, кружки и клубы), так и недобровольная (школа, армия) группа, с установленным сроком и условиями членства (от дня до пожизненности), установленной структурой и взаимоотношениями между членами (устав школы, университета, партии; учредительные документы фирмы; неформальные ‘присказки’ типа ты начальник – я дурак), установленными целями и задачами (например, образовательными: обучение и социализация; производственными: производство товаров, услуг, получение прибыли; социальными: реализация социальных задач и отношений).

Массовая ком. – действ. 2 вида соц. ком., микроком. взаимодействие индивида и массовой совокупности; мидиком. – группа и масс. сов.; макроком. – масс. сов. ком. действия6 диалог и управление.

Социальная память

Социальная память или мнемическая деятельность понимается, как движение смыслов в социальном времени.

Три типа памяти:

1. генетическая

2. психическая

3. социальная

· Ген. память (наследственность) биологического вида, обеспечивает движение в биологическом времени генетических программ, инстинктов, безусловных рефлексов и биологических образов, свойственных данному виду. Мат. носителем служит ДНК.

совокупность этих смыслов образует генофонд – материальное воплощение генетической памяти.

Нейрофизиологическая память – это устойчивые связи в нервной системе, которые возникают в процессе жизни.

Биохимическая память – хранящая индивидуальные биохимические изменения, например, иммунитет.

· Психическая – это сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта (знания, умения, эмоциональные переживания, цен. установки).

Знания -продукт общественной, материальной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого.

Знания: декларативные – я знаю Что!, Процедурные – Я знаю Как?

Разделы индив. памяти

1. Образный – память о восприятиях и представлениях полученных благодаря органам чувств

2. Семантический (смысловой) – память на слова понятия высказывания абстрактные идеи. Тезаурус.

3. Аффективный – хранит положительные и отрицательные эмоции

4. Моторный – раздел памяти о реакции на стимулы которые управляют поведением. Хранятся фиксированные установки.

5. Самосознание – сохранение самотождественности своего Я.

Разделы памяти различаются по хранимым ими смыслам что подтверждает формулировку «память – движение смыслов во времени». Поэтому память тождественна мнемической деятельности, которая складывается из след. действий:

· запоминание – восприятие органами чувств внешних сигналов, стимулов, образов их мысленная обработка и формирование нового смысла, который вкл. в тот или иной вид памяти. Непроизвольное, сознательное, преднамеренное. Целенаправленно организованное запоминание – заучивание.

· Сохранение – собственное мнемический процесс, это движение смыслов во времени без их исчезновения. Важным условием сохранения является повторение акта запоминания.

· Воспроизведение – извлечение хранящихся в памяти смыслов и использование их в практической деятельности. Воспоминание – сугубо человеческий способ воспроизведения запомнившихся смыслов.

· Забывание – освобождение памяти от неактуальных смыслов невостребованных в практической деятельности.

Групповая память

Содержание групповой памяти зависит от субъекта носителя, т.е. от социальной группы которой эта память принадлежит.

Малая гр. – семья; первичная соц. гр. на производстве – отдел. Для нее характерна межличностная коммуникация; проявляется во всех формах6 диалог, подражание. Малые соц. гр. имеют память неовеществленную виде воспоминаний, и овеществленную виде реликвий. Груп. память малых групп это сумма индив. памяти, их членов и значима только в пред. группы.

Большие соц. гр. – совокупность людей, обладающих общими социальными признаками: социально-демограф. (приз: возраст, пол, образование, национальность); производственно-экон. (имущественный ценз, сословно-классовая принадлежность, профессия); общественные объединения (пол. партии, советы ветеранов). Бол. группы создают систему социальных коммуникаций, которые вкл. групп. память.

Разделы групп. соц. п. целевых групп: спец. язык, массивы докум. знаний, проф. нормы, технологические умения, докумен. фонды, мат-ые изделия.

Целевые соц. гр. образуют свою субкультуру благодаря гр. памяти.

Соц. группы дел. на 3 класса: беспамятные, групп. память, групп. память больших соц. групп.

Груп. память не имеет бессознательную основу.

Содержанием соц. памяти общества являются социальные смыслы полезные для жизни данного общества. Соц. смыслы бывают: естественными – передаваемыми генетически; искусственными, т.е. культурными, созданные коллективным разумом общества.

Соц. пам. состоит из 2 слоев:

1. Соц. бессознательное (Карл Юнг)-наследуемое генетически, в том числе этническая психология, архетипы (задает опред. способ видения восприятия интерпретаций мира), социальные инстинкты. Соц. бессознат. служит психологической основой для неовеществленной части культ. наследия и опосредованно отражается в памятниках культуры. Архетип – схема человеческого духа; это психологический смысл в чистом виде, который реализует и направляет жизнь коллективного бессознательного. В бессознательном можно найти глубинные, духовные основы мотивации чел-ка.

2. Культурное наследие состоит из неовеществленной и овеществленной частей.

· Неовеществленная часть. Общественное сознание виде нац. языка, обычаев, знаний и умений. Обычай – это унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или соц. группе и явл. привычным для их членов. Обряд – это разновидность обычаев, символ определенных соц. отношений. Обычай в отл. от обряда может быть средством практического образования и использованием разл. объектов.

· Овеществленная часть. Памятники культуры виде артефактов, документов. Артефакт (пер. как искусственно сделан) – это воплощение какой-либо формы культуры в конкретн. мат-ом продукте (повед. акт, информац. сообщение).

2 слоя, имеющих в разделах памяти - слой новаций и слой традиций. Новация – творческий вклад личности или колл-ва. Традиция – это жизнеспособное прошлое, унасл-ое от дедов и прадедов. Любое освоение соц. опыта, изучение кул-го наследия это комм-ая деятельность.

Основы теории коммуникации

Обыденное понимание легко проследить по справочной литературе.

Коммуникация-«переговор, сообщение».(словарь иностранных слов, составленный при Петре I). Встречается это слово в писаниях Петра и его сподвижников. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля (1881 г.) слово «коммуникация» писалось с одним «м» и толковалось как «пути, дороги, средства связи мест».

До революции иных значений за термином «ком­муникация» не числилось (с начала XX века его стали писать с дву­мя буквами «м»). Современный «Большой энциклопедический словарь» (М.,1907) укзывает два значения: 1. путь сообщения, связь одного места с другим; 2. общение. Передача информации о человека к человеку, осуществляющаяся главным образом при помощи языка. Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.

Термин «коммуникация» используется многими обществен­ными, биологическими, техническими науками, и чаще всего имеет­ся в виду элементарная схема коммуникации: коммуникант (отправитель, передатчик), сообщение(передаваемый объект), реципиент (адресат, приемник).

В качестве участников коммуникации выступают два субъекта(отдельный человек, группа людей вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). Исключается взаимодействие неодушевленных объектов

Обязательно наличие передаваемого объекта который может иметь материальную форму(книга, речь, жест, милостыня, подарок и т» Вырожденная форма коммуника­ции — общение человека с самим собой (внутренняя речь, раз­мышления, воспоминания и т. п.). 3.Коммуникации свойственна целесообразность или функциональность

А) Перемещение материального объекта в геометрическом пространстве из пункта А в пункт В — в этом заключается цель транспортной или энергетической коммуникации;

Б) Цель взаимодействующих субъектов заключается не в обмене материальными предметами, а в сообщении друг другу смы­слов, обладающих идеальной природой.(знаки, символы, тексты, имеющие внешнюю, чувственную воспринимаемую форму, и внутреннее, постигаемое умозрительно содержание);

В) генетическая связь «дети — родители». Генетическая информация

Научное понимание. Коммуникация - опосредованное и целесообразное взаимодействие 2 субъектов, представляющее собой: 1.движение материальных объектов в геометрическом пространстве и астрологическом времени. 2.движение идеального образа в многогранных виртуальных и временных пространствах четыре типа коммуникации, т. е. опосредованного и целесообразного взаимодействия субъектов:

Материальная (транспортная, энергетическая» миграция населения, эпидемии и др.); Генетическая (биологическая, видовая); Психическая (внутриличностная, автокоммуникация); Социальная (общественная).

Социальная коммуникация-движение смысла в социальном времени и пространстве. Движение возможно только между субъектами, вовлеченными в социальную сферу. Неразрывно связана с генетической и психологической коммуникацией, служат необходимыми предпосылками. Соц.ком. взаимодействует на становление генетической и псих. Коммуникации. Цели соц.ком.: познавательная, побудительная, эспрессивная Коммун. Сообщ. Должно содержать знания, стимулы, эмоции. Промежуточные смыслы: идеалы, убеждения, предметы веры.

Социальная коммуникация (телеграфно-телефонной модель связи): Отправитель информации кодирование информации, передатчик, сообщение, канал связи, приемник, декодирование, потребитель информации.

Проблема смысла, как и проблема идеального, не решена в современной науке и философии.

Единственный способ овладеть смыслами — их понимание. Понимание присутствует в двух умственных процессах: в познании и в коммуникации. Когда речь идет о понимании причинно-следственной связи, устройства машины, мотивов поведения чело­века особенностей сложившейся ситуации, имеет место познава­тельное понимание. Когда же речь идет о понимании сообщения, имеется в виду коммуникационное понимание. Познавательное понимание — предмет изучения гносеологии (теории познавания), а коммуникационное понимание со времен античности изучается герменевтикой.

Коммуникационное понимание может иметь три формы:

1) реципиент получает новое для него знание; коммуника­ционное понимание сливается с познавательным и имеет место коммуникационное познание,

2) реципиент, получивший сообщение, не постигает его глу­бинный смысл, ограничиваясь коммуникационным восприятием (к примеру, текст басни понят, а мораль ее уразуметь не удалось);

3) реципиент запоминает, повторяет, переписывает отдель­ные слова или фразы, не понимая даже поверхностного смысла сообщения; тогда имеет место псевдокоммуникация, так как нет движения смыслов, а есть лишь движение материальной оболочки знаков.

Коммуникационное познание является творческим познава­тельным актом, потому что реципиент не только осознает поверхно­стный и глубинный смыслы сообщения, но и оценивает их с точки зрения этического долженствования и прагматической пользы.

Коммуникационные барьеры

Реализация коммуникационной функции устной коммуникации затрудняется коммуникационными барьерами - препятствиями на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту. Эти барьеры делятся на 4 класса:

1. Технический барьер в виде шумов и помех в искусственных коммуникационных каналах. Шумы имеют естественное происхождение, а помехи создаются умышленно. Из-за воздействия шумов и помех уменьшается различимость полезных сигналов и возникает актуальная задача распознавания сигналов на шумовом фоне. Эта задача актуальна для радиосвязи, проводной связи, видеозвукозаписи, компьютерной техники (вспомним компьютерные вирусы, засорение пространства Интернет) и окончательное решение ее вряд ли возможно, так как всякое новое поколение техники страдает своими «болезнями», неведомыми ранее.

2. Межъязыковый барьер возникает при несоответствии языков, кодовых систем, тезаурусов коммуниканта и реципиента. Это ситуация «Вавилонского столпотворения», когда люди говорят на разных языках и не могут понять друг друга.

В настоящее время насчитывается несколько тысяч стихийно возникших языков, наречий и диалектов. Главный ущерб, наносимый межъязыковым барьером, состоит не в том, что чужеземцы, сталкиваясь друг с другом, не могут объясниться на бытовые, торговые или военные темы. Здесь устное разноязычие преодолевается за счет невербального или иконического канала (если нет толмача-переводчика). Главная беда состоит в том, что в силу социально-мнемической функции, функции социализации и мировоззренческой функции естественный язык накладывает печать своеобразия на национальную культуру, общественное сознание, индивидуальное мировоззрение. Межъязыковые барьеры разделяют род человеческий на чуждые и враждующие друг с другом этносы, народы, нации. Манящий идеал межчеловеческой гармонии и мира оказывается не достижимым; разноязычное человечество не может быть единым человечеством.

Кардинальный способ преодоления межъязыкового барьера виделся в разработке искусственного языка международного общения. Первым языком такого рода стал воляпюк, предложенный в 1879 г. в Германии И. М. Шлейером. английское world - vol, speak - puk, отсюда volapuk - всемирный язык.

Наиболее успешным проектом оказался язык Эсперанто.

3. Социальный барьер возникает между людьми, говорящими на одном и том же естественном языке, но принадлежащими к различным социальным группам. Затруднено взаимопонимание разных поколений (споры «отцов» и «детей»), представителей разных классов и сословий, имеющих антагонистические интересы, жителей города и села, мужчин и женщин, людей с разным образовательным цензом и т. д. Сущность социального барьера не в различных социолектах, жаргонах, стилях речи, отличающих одну социальную группу от другой, а различии ценностных ориентации, личного психофизиологического и житейского опыта, содержание групповой памяти. Эти различия неустранимы, да и нет необходимости стремиться к их устранению, так как это привело бы к унылой унификации рода человеческого - «все на одно лицо».

4. Психологический барьер возникает вследствие искажений в перцепции, неизбежно сопровождающей коммуникацию. Перцепция, напомним, представляет собой познание (восприятие) коммуникантом и реципиентом друг друга. Это познание использует этические и эстетические критерии, ситуационные расчеты, привычные симпатии и антипатии. В результате в сознании общающихся людей формируется образ (имидж) партнера, который может быть привлекательным или отталкивающим, безразличным или волнующим и т. д. Большое значение имеет коммуникационная ситуация: являются ли люди равноправными сотрудниками, делающими общее дело, или они находятся в отношениях начальник - подчиненный и др. Кроме того, в сознании и коммуниканта, и реципиента всегда присутствует их собственный имидж, т. е. представление о себе самом.

Краткая характеристика коммуникационных барьеров показывает их принципиальную неустранимость ни в настоящем, ни в обозримом будущем. Однако для познания законов социальных коммуникаций важно познакомиться с попытками, иногда весьма впечатляющими, преодолениями этих барьеров.

Соц.пространство-это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними, оно многомерно, т.к. соц. Отношения многочисленны и разнообразны.

Социальное время-это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Зависит от интенсивности социальных изменений.

Социальные смыслы(знания, эмоции, стимулы) обладают свойством старения, т.е.утрачивают ценность со временем.

Движение смыслов в социальном пространстве - коммуникационная деятельность, Движение смыслов в социальном времени - социальная память.

три стороны, или три плана общения (Г.М.Андреева, Б. Д. Парнгин, А.В.Петров М. Г. Ярошевский): А: Перцептивная сторона — взаимное восприятие, к пониманию мотивов поведения партнеров; Б: Коммуникативная сторона — обмен высказываниями, языковыми сообщениями; В: Интерактивная сторона — обмен не только словами, действиями согласно принятой программе совместной пр. деятельности.

Таким образом общение предстает как сумма трех различных процессов: перцепция (познание людьми друг друга) + коммуникация, принимаемая как вербально – словесно - речевая деятельность - совместные целенаправленные действия.

1. Устная коммуникация: не бывает вне общения, в то время как общение может не включать словесную коммуникацию;

2. Соотношение между устной коммуникацией и общек происходит в двух вариантах:

а) коммуникация — духовная составляющая материально-производственного общения (часть общения);

б) коммуникация исчерпывает содержание духовного обще­ния (тождественна общению).

3. Устная коммуникационная деятельность есть духовное об­щение социальных субъектов. Обратим внимание на то, что эта дефиниция не противоречит определению коммуникационной дея­тельности как движения смыслов в социальном пространстве; ведь духовное общение социальных субъектов есть не что иное как упо­мянутое движение.

4. Письменная коммуникация и электронная коммуникация совпадают с письменным общением, поскольку совместная матери­ально-производственная деятельность исключается.

Общение-процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный их потребностями в совместной деятельности. Общение включает: 1. обмен информацией между субъектами деятельности 2. выработка совместной стратегии деятельности 3. восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.

Отношения между людьми всегда вплетены в общение и могут быть реализованы только в нем.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.