Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста

2017-12-13 329
Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности самооценки Динамика изменений в ходе исследования
  До После Измене- ние уровня
  Кол. ч. % Кол. ч. % %
1. Мнение ребенка о рисунке высокий          
средний          
низкий     - - -
2. Самооценка рисунка высокий          
средний          
низкий          
3. Мотивация высокий          
средний          
низкий     - - -
4. Решение участвовать в выставке высокий                    
средний          
низкий     - - -

Изменение уровня мотивации на 35% больше показывает то, что дети уверены в своей работе. Детям нравится рисование, свою работу они считают самой лучшей и самой красивой. Решение участвовать в выставке – изменение высшего уровня произошло на 22%. Средний уровень изменился на 15% - эти ребята все-таки хотели услышать мнение взрослого. Низкого уровня нет – отрицание к своей работе не высказывает никто.

По-прежнему остаются коварными вопросы “Почему?”. Высокий уровень изменился на 7%, средний уровень - на 15%. С низким уровнем самооценки на контрольном этапе получилось больше детей на 8%. Эти ребята не смогли дать оценку своей работе, чувствовалось стеснение, растерянность, дети ждали одобрения взрослого, полностью перекладывая ответственность на него.

На констатирующем и контрольном исследовании использовалась методика: “Изучение в изобразительной деятельности творческого воображения и самооценки на материале рисования по замыслу у детей старшего дошкольного возраста” Г.А.Урунтаевой.

На основании сравнительного анализа готовых рисунков и выделенных уровней развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования составлена таблица 6.

 

Таблица 6

Динамика развития творческого воображения в процессе рисования

Критерии и уровни Динамика изменений в ходе исследования
  до после
  Кол.ч. % Кол. ч. %
  Наличие замысла до начала рисования -высокий -средний -низкий   -   -   - -   - -
  Композиционные способности при рисовании -высокий -средний -низкий             -     -
  Соответствие готовых рисунков первоначальному замыслу -высокий -средний -низкий     -     -     - -     - -
  Оригинальность рисунков -высокий -средний -низкий       -   -
  Среднее -высокий -средний -низкий       60,25 29,5 10,25       85,75 14,25 -

При сравнительном анализе результатов констатирующего и контрольного экспериментов видно, что после проведения “Программы развития творческого воображения в процессе изодеятельности детей старшего дошкольного возраста” показатели по всем критериям стали более высокими. Данные сравнительного анализа самооценки детей дошкольного возраста занесенные в таблицу 7. Следует отметить, что самооценка детей повысилась, дети стали увереннее в себе, в выполнении своих работ.

Таблица 7

Динамика развития самооценки детей дошкольного возраста

Особенности самооценки и уровни Динамика изменений в ходе исследования
  до После
  Кол.ч. % Кол.ч. %
1. Мнение ребенка о рисунке -высокий -средний -низкий       -   -
2. Самооценка рисунка -высокий -средний -низкий          
3. Мотивация -высокий -средний -низкий       -   -  
4. Решение участвовать в выставке -высокий -средний -низкий       -   -  
Среднее -высокий -средний -низкий     60,5 32,5     12,25 3,75
                   

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное развитие творческого воображения детей в ходе изодеятельности ведет к улучшению качества рисунков, к развитию творческого воображения, самооценки и мотивации. Составленная программа развития творческого воображение детей старшего дошкольного возраста в процессе изодеятельности может быть рекомендована воспитателям дошкольных учреждений, использована педагогами в ходе проведения простых обучающих занятий, при проведении специальных развивающих занятий по изобразительной деятельности с дошкольниками.

 

 

Сергеева А.А.,

Вдовенко В.М.

Развитие творческого мышления старших дошкольников

На занятиях оригами

Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. Это обусловлено качественными изменениями социального заказа общества, потребностями в творчески мыслящих людях, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Одной из составляющих этой проблемы является задача развития у детей творческого мышления.

В последнее время в практике работы дошкольных учреждений более характерным является отход от традиционного, информативного обучения, не приводящего к полноценному развитию ребёнка, и ориентация на развивающее, проблемное обучение, имеющее своей целью формирование в ребёнке творческих способностей.

Проблема выявления и развития творческих способностей, определения механизмов творческой деятельности широко разрабатывается в отечественной психологии (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков, Д.Б.Эльконин). Она ставится как проблема творческого, продуктивного мышления, в отличие от репродуктивного. Вопросам развития творческого мышления дошкольников посвящены исследования А.Л.Венгера, О.М.Дьяченко, Н.Е.Вераксы, И.В.Дубровиной и других.

Огромные возможности для развития творческих способностей, творческого мышления детей заложены в процессе их обучения художественному конструированию и, в частности, конструированию из бумаги в технике оригами. Этот вид художественной деятельности имеет большое значение для развития познавательных и психомоторных способностей у детей.

Проблема творческого конструирования из бумаги поднимается в исследованиях Л.А.Парамоновой, О.А.Сафоновой, Г.В.Урадовских. Вопросы методики конструирования из бумаги в технике ригами разрабатывались Л.А.Парамоновой, Н.Ф.Тарабариной, Т.И.Тарловской, Л.А.Топорковой. Однако проблема использования занятий оригами как средства развития творческого мышления дошкольников в психолого-педагогической литературе недостаточно разработана. Этому вопросу посвящены крайне малочисленные и отрывочные публикации, в основном прикладной направленности, содержащие инструкции по изготовлению поделок из бумаги в технике оригами.

Актуальность, практическая значимость и вместе с тем недостаточная разработанность проблемы позволили определить выбор темы дипломного исследования: “Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях оригами”.

Объект исследования - познавательная сфера старших дошкольников.

Предмет исследования - развитие творческого мышления детей 6-7 лет средствами оригами.

Цель дипломного исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке особенностей развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий оригами.

Постановка цели обусловила задачи исследования:

1. рассмотреть теоретические подходы к проблеме формирования творческого мышления дошкольников на основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы;

2.обозначить возрастные особенности формирования и развития творческого мышления детей 6-7 лет;

3. изучить особенности творческого мышления дошкольников на занятиях оригами;

4. разработать и экспериментально проверить систему преобразующих мероприятий по развитию творческого мышления старших дошкольников средствами оригами.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы указывает на разносторонность освещения проблемы развития и формирования творческого мышления креативными способами. Как правило, во всех определениях творчества (А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.М.Матюшкин, С.Л.Рубинштейн, О.К.Тихомиров) отмечается, что это деятельность, в результате которой создаётся новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение.

Исследования творческого мышления позволили выделить дивергентное продуктивное мышление, которое служит средством порождения оригинальных творческих идей и конвергентное мышление, связанное с решением задач, имеющих единственный правильный ответ.

Именно с разделением дивергентного и конвергентного интеллекта или, в других терминах, креативности и интеллекта, были связаны первые вопросы, посвящённые креативности. Эта сравнительно новая психологическая характеристика появилась в науке в начале 50-х годов прошлого века.

Э.Д.Телегина, В.В.Гагай обосновали необходимость учёта особенностей взаимосвязи творческого мышления с познавательными способностями. Исследователи определили продуктивные функции восприятия, находящие выражение в творческой деятельности и соотнесли их с этапами творческого процесса (таблица 1).

Таблица 1

Этапы творческого процесса Функции восприятия
1. Принятие или постановка цели 2. Анализ ситуации 3. Выдвижение гипотез и их проверка 4. Нахождение решения Целеобразующая Моделирующая Преобразующая и регулирующая Эвристическая и регулирующая

 

Исследователи творческого мышления выделяют в качестве его ведущего фактора такую психологическую характеристику как креативность.

Существует несколько подходов к понятию креативности. В одних теориях она определяется как дивергентная или преимущественно дивергентная способность и противопоставляется интеллекту, отождествляемому с конвергентными способностям. В других теориях креативность представляется важной характеристикой интеллекта или высшего уровня его развития. В ряде теорий, напротив, логические интеллектуальные способности включаются в структуру креативности, как общего творческого потенциала.

Исследователи детского творчества выделяют следующие стадии развития творческого мышления у детей: наглядно-действенное мышление, причинное мышление, эвристическое мышление.

В дошкольном возрасте предпосылками творческого мышления является развитие образных форм мышления и деятельности воображения.

Развитие образного мышления дошкольников происходит на основе оперирования детьми представлениями, обобщёнными, схематизированными образами. Складываются такие свойства ума как самостоятельность, гибкость, пытливость, которые позволяют не только без помощи взрослого решать новые задачи, но и достигать новых решений в процессе поисковой деятельности, экспериментирования.

Творческое мышление дошкольников проявляется на основе оригинальности, гибкости, продуктивности и разработанности продуктов творческой деятельности.

Показатели такой ключевой характеристики творческого мышления как оригинальность у детей дошкольного возраста существенно возрастают только при условии специального обучения, направленного на развитие творческого потенциала.

Экспериментальное исследование включало три этапа, связанных с диагностикой исходного уровня развития творческого мышления дошкольников, программой развития творческого потенциала детей и контрольного эксперимента.

Гипотезы исследования:

· творческое мышление дошкольника проявляется на основе оригинальности, гибкости, продуктивности, разработанности продуктов творчества;

· повысить уровень творческого мышления детей старшего дошкольного возраста позволит система занятий оригами с учётом следующих условий:

- индивидуальные и подгрупповые формы проведения занятий с детьми;

- применение различных форм организации деятельности дошкольников (аппликативное украшение поделок, включение их в сюжетные композиции; использование поделок в творческих играх детей; составление творческих рассказов на основе изготовленных из бумаги фигурок);

- использование пооперационных карт - схем в обучении детей складыванию бумаги в технике оригами.

Основные методы исследования:эксперимент, наблюдение, анализ детских работ, количественно-качественная оценка результатов исследования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГОДОУ Д/С № 24 г. Кандалакши в период с апреля по ноябрь 2005 г. В нём участвовало 16 детей 6-7 лет.

Констатирующий эксперимент проведён в апреле 2005 года с 16-ю детьми шести лет.

Цель констатирующего исследования: изучение исходного уровня развития творческого мышления детей 6 лет.

Задачи: проанализировать данные рисуночного теста; определить уровень развития творческого мышления старших дошкольников по показателям беглости, гибкости, оригинальности, разработанности.

Диагностика включала в себя использование методики “Дорисовывание фигур” (фигурный тест Е.П.Торренса), где фигуры теста подобраны таким образом, что навязывают определённые устойчивые образы и вызывают стремление завершить их простейшим способом.

Цель методики: определение уровня развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста на основании анализа результатов творческой деятельности по основным показателям – беглости, гибкости, оригинальности, разработанности.

Поскольку каждому из 16 детей в ходе эксперимента было предложено по 10 стимульных фигур, в результате получилось 160 рисунков. После проведения исследования каждый рисунок был оценен по четырём основным компонентам творческого мышления (таблица 2).

 

Таблица 2


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.