Старших дошкольников в процессе изодеятельности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Старших дошкольников в процессе изодеятельности

2017-12-13 283
Старших дошкольников в процессе изодеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности.

Современные тенденции развития социокультурной ситуации в стране порождают возрастающий интерес к творчеству вообще и каждого человека в частности. Важным моментом становится возможность развития творческого потенциала каждой личности, то есть развития способности каждого человека к активному и сознательному творчеству, творческой инициативе, чтобы каждый мог творить, а не только воспроизводить. Новые образовательные программы и психолого-педагогические технологии ориентируют специалистов дошкольных учреждений и системы дополнительного образования на введение в учебно-образовательный процесс приоритетного направления, связанного с развитием художественно-творческих способностей детей.

Актуальность данной проблемы раскрывается на страницах журналов “Дошкольное воспитание”, “Обруч”, “Дошкольная педагогика”, “Вопросы психологии”, “Детское творчество”. И.Аюева в статье “Воспитай личность” говорит о том, что необходимо предоставлять свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Большую роль в формировании художественно-творческих проявлений ребенка она отводит педагогу, который вводит ребенка в “большое искусство”, становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка. Важность изучения развития и формирования художественно-творческих способностей детей позволило сделать выбор темы исследования: “Развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности”.

Объект исследования — художественно-творческие способности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Предмет исследования — процесс развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования — исследовать специфику развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования: развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности будет эффективным, если:

· определены уровни развития способностей к художественному творчеству, на основе критериев, разработанных Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной;

· разработана программа, ориентированная на развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили выбор задач:

1) изучить литературные источники по данной проблеме, рафинировать актуальный материал для настоящего исследования;

2) на основе изученного материала выбрать методику исследования проявления и развития художественно-творческих способностей, определить методы и приемы проведения исследования;

3) разработать программу, ориентированную на развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности;

4) сравнить и проанализировать художественно-творческие способности на первом и третьем этапах исследования;

5) сформулировать выводы в соответствии с поставленными задачами, разработать психолого-педагогические рекомендации.

Анализ литературных источников показал, что в вопросах детской изобразительной деятельности накоплен обширный исследовательский опыт. Целесообразно отметить глубину, основательность, непреходящую ценность и актуальность фундаментальных исследований отечественных и зарубежных ученых. Проблемой изучения детского художественного творчества, своеобразия детской изобразительной деятельности и развития художественно-творческих способностей к ней занимались педагоги, психологи, художники. Наиболее известны работы следующих ученых: А.В.Бакушинского, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Волкова, Л.С.Выготского, О.М.Дьяченко, Е.И.Игнатьева, В.И.Киреенко, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, А.А.Мелик-Пашаева, В.С.Мухиной, Н.П.Сакулиной, О.О.Соломенниковой, Б.М.Теплова, Е.А.Флериной и др.

Создание соответствующих педагогических условий в процессе изобразительной деятельности является гарантом художественно-творческого развития ребенка. В качестве особенностей развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте выделены: развитие знаковой функции сознания, творческого мышления и воображения, формирование ручной умелости, становление образной речи, развитие первоначальных умений создавать и воплощать замысел, развитие художественно-творческих способностей, освоение специфических выразительных средств изодеятельности и обобщенных способов изображения.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются предпосылки к самостоятельной художественно-творческой деятельности, что заключается в умении создавать оригинальный замысел, планомерно воплощать его в своем рисунке, используя при этом все разнообразие усвоенных приемов и способов изображения. Особое значение для творческой деятельности приобретают различные личностные качества. Прежде всего – это интересы и склонности, постепенно приобретающие в условиях воспитания все более выраженную общественную направленность. Другая существенная группа психических качеств – это те индивидуально- психологические особенности, которые позволяют ребенку легко, быстро и качественно овладевать способами художественно-творческих действий и успешно справляться с ними: находить новое решение, применять усвоенное в совершенно иных и неожиданных ситуациях.

Немалую роль в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста играют волевые проявления, среди которых особенно существенны самостоятельность и инициативность, так как именно самостоятельные действия, отмеченные личностным своеобразием, относятся к действиям творческим. Инициативность же выражается в стремлении находить и применять новое в своей деятельности.

Экспериментальное исследование проводилось по методике Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной “Изучение зависимости качества изображения от мотивов деятельности”. В ходе эксперимента использовались следующие исследовательские методы: словесное указание; открытое наблюдение за ходом рисования; индивидуальные беседы с испытуемыми по готовым рисункам; анализ продуктов детской деятельности – детских рисунков.

База исследования: ДОУ № 102 г. Мурманска. В исследовании принимали участие воспитанники подготовительной группы в количестве 15 человек (8 девочек, 7 мальчиков).

На констатирующей стадии эксперимента вышеуказанная методика использовалась с целью определения исходного уровня развития художественно-творческих способностей испытуемых. Для этого нами были выделены критерии исследуемой способности:

· содержание рисунка;

· наличие замысла до начала рисования;

· уровень технических умений и навыков;

· использование средств выразительности;

· оригинальность рисунков.

Уровни проявления художественно-творческих способностей оценивались по трехбалльной шкале.

Анализ результатов позволил сделать вывод о недостаточном уровне сформированности художественно-творческих способностей у большинства испытуемых. Это позволило сделать предположение об отсутствии систематического, комплексного обучения данной группы основам изобразительной деятельности. В исследовательской работе уделили внимание одной из сторон проявления художественно-творческих способностей у детей – зависимости качества изображения от мотива деятельности, так как, на наш взгляд, данное направление наиболее полно и всесторонне дает возможность пронаблюдать и проанализировать детское творчество.

Цель исследования – изучить зависимость качества изображения от мотивов деятельности.

Задачи исследования:

· исследовать проявления художественно-творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности, способы реализации творческой активности;

· сравнить и проанализировать художественно-творческие способности на констатирующем и контрольном этапах исследования;

· определить комплекс мер, направленных на целенаправленное развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе изодеятельности, проверить их эффективность;

· подвести итоги исследования, сформулировать выводы в соответствии с поставленными задачами, дать при необходимости психолого-педагогические рекомендации по коррекционно-воспитательной работе.

Исследование проводилось с интервалом в 7 дней: 5 серий индивидуально и одна (шестая) в парах.

Описание констатирующего эксперимента:

Первая серия. Нарисовать картинку на тему “Рыбки в аквариуме”.

Вторая серия. Нарисовать картинку, чтобы потом подарить ее малышам.

Третья серия. Нарисовать картинку, которую, если получится хорошо,

поместят в альбом и покажут родителям.

Четвертая серия. У куклы день рождения и надо нарисовать ей подарок.

Пятая серия. Дети играют в “художников” и рисуют картину.

Шестая серия. Дети в парах соревнуются: кто лучше нарисует картинку.

В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что проявление художественно-творческих способностей зависит от мотива деятельности, наличия у детей определенного уровня технических умений и навыков. Больше всего дети проявили свои способности при рисовании в парах. Все дети показали средний уровень – 2 балла, кроме двух человек. У этих детей низко развиты технические навыки и умения, от чего страдает и выразительность, и оригинальность рисунков.

Содержание рисунков бедно по разнообразию. В основном присутствуют бытовые сюжеты. Очень мало сказочных, общественных сюжетов, совсем нет по музыкальным произведениям. Причина, видимо, в бедности творческого воображения, в отсутствии полета фантазии. Замысел будущего рисунка создают до начала работы, формулируют в речи и придерживаются его в процессе рисования, поэтому можно сделать вывод, что замыслы у детей устойчивы, хотя и не очень разнообразны.

Как видно из выполненных работ, у испытуемых средний уровень технических умений и навыков. Четверо детей имеют низкий уровень владения техникой рисования. Причина в незаинтересованности к процессу рисования, что не свойственно детям дошкольного возраста, и в осознании своей технической неумелости. Однако надо отметить, что двое детей очень заинтересовались и старательно рисовали во второй и шестой сериях, видимо, мотив данных заданий их увлек.

При создании рисунков дети используют разнообразные цветовые сочетания, хотя в среднем рисунки не отличаются яркой цветовой палитрой – увлекаются одним цветом. В основном дети правильно изображают предметы, их форму, пропорции, а вот окраска предметов не всегда точна. Рисунок в основном располагают на всем листе. Совсем не выделяют близкий, средний и задний план, рисунки выполнены линейно, на одной плоскости.

Оригинальностью рисунки тоже не отличаются, хотя есть и интересные темы: во второй серии – “Девочки с шарами гуляют в деревне”, “Слон на поляне с цветами”, “Пингвины во льдах”, “Жираф со своим сыночком”, “Спящая красавица на лугу”; третья серия – “Я с мамой в ресторане “Царская охота”, “Корабль плывет на необитаемый остров”.

Следует отметить, что в процессе игры в “художников” при общей заинтересованности, рисунки выполнены небрежно, с низкими техническими качествами. Дети в основном нарисовали автопортреты, но допустили ряд неточностей в изображении: огромная голова; мелкие, не пропорциональные черты лица; искажение в передаче цвета и др. Причина опять в недостаточно высокой технической умелости.

В шестой серии дети старались, чтобы было лучше, чем у товарища, и в результате рисунки получили средний уровень. Данные констатирующего эксперимента занесены в таблицу 1:

 

 

Таблица 1


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.