Социально-культурная деятельность» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Социально-культурная деятельность»

2017-11-27 191
Социально-культурная деятельность» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социально-культурная деятельность»

 

Профили подготовки

«Менеджмент социально-культурной деятельности»

«Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ»

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

 

Тюмень 2016

 


Оборотная сторона титульного листа

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры ______________________________________________________

(наименование кафедры)

протокол №_____ от ___________________________

 

Заведующий кафедрой _________________________Ф.И.О.

(подпись)

СОГЛАСОВАНО *

Заведующий выпускающей кафедрой ______________________Ф.И.О.

(подпись)

Рабочая программа разработана: Л.Н. Кошетарова, канд. филос. наук, С.М. Молоков, канд. ист. наук, доцент

(Ф.И.О., ученая степень, звание)

__________________________

(подпись разработчика)

__________________________

(подпись разработчика)

* обязательно для невыпускающих и обеспечивающих кафедр


Содержание:

 

№ п/п Разделы программы № страницы
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Теория и история культуры», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 51.03.03 «Социально-культурная деятельность    
2. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы    
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)    
4. Объем, структура и содержание дисциплины    
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся (задания для самостоятельной работы)    
6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины    
7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины    
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины    
9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем    
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины    
11. Приложение: Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Теория и история культуры».      

 

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) «Теория и история культуры», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (ОП) 51.03.03«Социально-культурная деятельность»:

Программа дисциплины ««Теория и история культуры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» (уровень бакалавриата), Приказ от 11 августа 2016 г. № 995.

Целью курса является формирование необходимых представлений о культуре как способе бытия человека и закономерности исторического развития общества.

2.Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы:

Дисциплина «Теория и история культуры» входит в состав базовой части дисциплин, согласно учебному плану ОП по направлению подготовки 51.03.03«Социально-культурная деятельность». Ему предшествуют такие дисциплины как: «Философия», «История», «Культурология»; «История искусств», «Теория и история социально-культурной деятельности». Продолжают данную дисциплину курсы: «Методы научных исследований социально-культурной деятельности», «Основы государственной культурной политики».

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить следующие общекультурные компетенции:

ОК-1 – способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;

ОК-2 – способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

4. Объем, структура и содержание дисциплины «Теория и история культуры»:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачетных единицы.

 

Форма обучения Курс Семестр Всего часов Лекц. Практ. (сем). Инд. СРС
  ОФО           -  
  ЗФО           -  

 

Календарный план дисциплины

«Теория и история культуры»

Семестр 18 недель

ОФО

Раздел дисциплины, тема Всего часов Аудиторные СРС Форма отчетности
    Лекц. Практ (сем). Инд    
Раздел I. Культура в научно-теоретическом осмыслении            
1.1.Предмет теории культуры, её основные категории и понятия;            
1.2. Характеристика основных концепций, направлений и школ культурологии;            
1.3. Структура и функции культуры;            
1.4. Принципы типологии культуры.            
1.5. Культурогенез и динамика культуры              
1.6. Основные модели развития культуры (линеарная, циклическая, спиралевидная, ковариантная, маятниковая, синергетическая, ризомная);             Опрос, эссе, реферат, доклад
Раздел II. Культура в аспекте человеческой деятельности            
2.1.Проблема субъекта культуры            
2.2. Проблема теории и практики межкультурных коммуникаций            
2.3. Социальное и индивидуальное в культуре           Опрос, реферат, доклад, презентация
Раздел III. История мировой культуры              
3.1.История культуры первобытного общества            
3.2. Культура цивилизаций Древнего Востока            
3.3. Культура Античности            
3.4. Культура Средневековья            
3.5. Культура Возрождения            
3.6. Европейская культура Нового времени            
3.7. Зарубежная культура ХХ века           Опрос, доклад, презентация
Раздел IV. История отечественной культуры              
4.1.Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности            
4.2.Отечественная культура 14-17 вв.            
4.3.Культура России в XVIII веке            
4.4.Культура России в XIXвеке            
4.5. Культура «Серебряного века»            
4.6. Культура советского периода           Опрос, доклад, презентация дискуссия
            Экзамен

ЗФО

Раздел дисциплины, тема Всего часов Аудиторные СРС Форма отчетности
    Лекц. Практ (сем) Инд    
Раздел I. Культура в научно-теоретическом осмыслении           Опрос, реферат
Раздел II. Культура в аспекте человеческой деятельности           Опрос, реферат
Раздел III. История мировой культуры             Доклад, презентация,
Раздел IV. История отечественной культуры             Доклад, презентация дискуссия
            Экзамен

 

Содержание дисциплины «Теория и история культуры»:

Принципы типологии культуры

Культура и культуры. Проблематика выделения типов культуры. Традиционная и инновационная культуры. Н.Я. Данилевский об уникальности, самобытности каждого типа культуры. Идея о «состоявшихся» типах культуры и «недооформившихся», прерванных в своем развитии. О.Шпенглер о типах культуры как выражении ее «души». А. Тойнби о типах культуры как о выражении ее религиозного основания. Пять основных типов культуры, основания их систематизации.П.Сорокин о типах культуры как о выражении ее социокультурной динамики. Специфика «идеационального», «сенситивного» (чувственного), «идеалистического» типов культуры. Ю. М. Лотман: семиотические типы культур. Проблема хронологии и хронологических «рамок» в теоретическом осмыслении культуры. Принципы типологии культуры по структурному, этническому, национальному, региональному, климатическому, религиозному, историческому признаку

Проблема субъекта культуры

Понятие субъекта культуры, его этимологическое значение, проблема системной проработки субъекта культуры. Семья как субъект культуры: теоретические взгляды З. Фрейда в решении проблемы. Народные массы, этнос, общество как субъект культуры. Теоретические взгляды К. Маркса, Л.Н. Гумилева, А.С. Кармина в решении проблемы субъекта культуры. Церковь, религия как субъект культуры: теоретические взгляды И.А. Ильина на проблему сущности субъекта культуры. Человек как субъект культуры: теоретические взгляды Й. Хёйзинги. Человечество как субъект культуры в интерпретации П. А. Сапронова.

Культура Античности

Культура Средневековья

Культура Возрождения

Зарубежная культура ХХ века

 

Культура России в XIXвеке

Культура «Серебряного века»

Культура советского периода

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Теория и история культуры» (задания для самостоятельной работы):

Модуль I.Теория культуры (ОФО, ЗФО).

Задание: самостоятельно подготовить реферат и доклад (сообщение) по предложенным темам:

1. Полисемантичность понятия «культура».

2. Морфологическая модель культуры.

3. Элитарная и массовая культура.

4. Психоанализ и «массовое искусство».

5. Полифункциональность культуры.

6. Культура и цивилизация.

7. Культура и религия.

8. Культура и наука.

9. Культура и нравственность.

10. Праздник как феномен культуры.

11. Понятие «маргинальности» в контексте культуры.

12. Культура и глобальные проблемы современности.

13. Мир природы и мир человека в представлениях софистов.

14. Идеал культурного человека в творчестве гуманистов.

15. Современная молодежная культура.

16. Просветительские теории культуры.

17. Понимание цивилизации и культуры в трудах В.Р. де Мирабо.

18. Теория культуры Й.Г. Гердера.

19. Культурологические идеи в трудах Иммануила Канта.

20. Представления о культуре в трансцендентальном идеализме Шеллинга.

21. Георг Вильгельм Гегель о сущности культуры.

22. Романтизм и развитие культурологической теории.

23. Понимание культуры в классическом марксизме.

24. Понимание культуры в «философии жизни».

25. Эволюционнная теория Эдуарда Барнета Тейлора.

26. Трактовки культуры в классическом психоанализе и аналитической психологии.

27. Идея культуры в неофрейдизме.

28. Мир культуры в теории Фридриха Ницше.

29. «Аполлоническое» и «дионисийское» в культурологической мысли ХХ века.

30. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в работе Освальда Шпенглера «Закат Европы».

31. «Наука о культуре» в трактовке Лесли Уайта.

32. Игровая теория Йохана Хейзинги.

33. Культурологическая концепция Альберта Швейцера.

34. Феноменологическая теория Эдмунда Гуссерля.

35. Символические концепции культуры.

36. Функциональные концепции культуры.

37. Концепция круговорота локальных цивилизаций А. Тойнби.

38. Славянофильство и развитие культурологической теории.

39. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

40. Данилевский и Тойнби: сходство и различие подходов к изучению культур и цивилизаций.

41. Теоретико-культурологические идеи русского евразийства.

42. Концепция культуры Н.А. Бердяева.

43. Понимание культуры в работах И.А. Ильина.

44. Теория культурных суперсистем П.А. Сорокина.

45. Диалог культур как принцип «творческой герменевтики» (Михаил Бахтин).

46. Концепция карнавальной культуры в работах Михаила Бахтина.

47. Русская школа семиотики (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский и др.).

48. Концепция этногенеза в работах Л.Н. Гумилева.

49. Феномен матриархата в культуре мировых цивилизаций.

50. Законы истории и развитие культуры.

51. Культурные эпохи: европоцентристский подход.

52. Региональная типологизация культуры

53. Н.Я.Данилевский о многообразии исторических типов.

54. О.Шпенглер об исторической типологии мировой культуры.

55. А.Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры.

 

Модуль II.История культуры (ОФО, ЗФО).

Задание: самостоятельно подготовить презентацию и доклад по одной из тем каждого раздела (всего 2):

Раздел III. История мировой культуры

1. Религиозная и духовная культура древнего Египта.

2. Художественная культура древнего Египта.

3. Научные знания, быт и нравы древних Египтян.

4. Религиозная и духовная культура древней Индии.

5. Художественная культура древней Индии.

6. Научные знания, быт и нравы древней Индии.

7. Религиозная и духовная культура древнего Китая.

8. Художественная культура древнего Китая.

9. Научные знания, быт и нравы древнего Китая.

10. Религиозная и духовная культура древней Греции.

11. Художественная культура древней Греции: архитектура, скульптура, живопись.

12. Основное литературное, философское и политологическое наследие культуры Древней Греции.

13. Причины кризиса и упадка культуры и цивилизации древних греков.

14. Генетическая и геополитическая характеристика культуры древнего Рима.

15. Религиозная и духовная культура древнего Рима.

16. Художественная культура древнего Рима: архитектура, скульптура, живопись.

17. Причины кризиса и упадка культуры древнего Рима.

18. Социально-экономическая культура в эпоху европейского Средневековья.

19. Художественная культура в эпоху Средневековья.

20. Мировоззренческие ориентиры и принципы европейского Возрождения.

21. Художественная культура итальянского Треченто: С. Боттичелли, Дуччо, Мазаччо.

22. Художественная культура итальянского Кватроченто: Леонардо да Винчи, Микеланджело.

23. Архитектура Возрождения: Ф. Брунеллески, Браманте (Италия), Витрувий (Нидерланды).

24. Великие географические открытия, их культурное значение и социально-экономические последствия.

25. Специфика и периодизация европейской культуры Нового времени.

26. Социально-экономическое состояние европейских стран в XVII веке.

27. Искусство в XVII веке: барокко, классицизм.

28. Специфика культуры европейского Просвещения.

29. Социально-экономическое состояние европейских стран в XVIII веке.

30. Прогресс естественных наук и социальные учения в эпоху Просвещения.

31. Искусство в XVIII веке.

32. Культура европейского классического капитализма в XIX веке.

33. Наука и техника в западноевропейской культуре XIX века.

34. Специфика западноевропейской культуры ХХ века

Раздел IV. История отечественной культуры

  1. Культура Руси IX-XII вв. Феномен «христианизации Руси».

36. Мировоззренческие и художественные ценности Киевской Руси: общественно-политическая мысль, летописание, литература.

  1. Культура Московской Руси
  2. Культура России в XVII веке
  3. Архитектура, изобразительное искусство России XIII-XVвв.
  4. Петровская эпоха в истории русской культуры.
  5. Культура России в XVIII веке
  6. Специфика русского Просвещения.
  7. Культура России в XIXвеке
  8. Специфика «Золотого века» русской культуры.
  9. Культура «Серебряного века».
  10. Условия формирования и особенности культуры советской России
  11. Отечественное искусство 20-30-х гг. ХХ века.
  12. Отечественная культура в годы Великой отечественной войны.
  13. Специфика культуры постсоветского периода.
  14. История культуры Тюменского региона.

 

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:

(В соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» к основным видам фонда оценочных средств (ФОС) в вузе отнесены: курсовые работы, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, тесты, эссе, просмотры, технические зачеты, академические концерты, прогоны и пр.)

Данный раздел выполняется в виде Приложения к рабочей программе по дисциплине «Теория и история культуры», см. Приложение.

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины:

*- литература, представленная в фонде научной библиотеки ТГИК

а) основная литература:

1. Багдасарьян, Н. Г. Культурология: учебник для вузов / Н. Г. Багдасарьян. – Москва: Юрайт, Высшее образование, 2010. – 495 с. – (Основы наук). – 3 экз.*

2. Борко, Т. И. Мировая культура и искусство / Т. И. Борко. – Тюмень: ТюмГУ, 2010. – 348 с. – 1 экз*.

3. Викторов, В. В. Культурология: учебник / В. В. Викторов. – 2-е изд., доп. – Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2010. – 411 с. – (Вузовский учебник). – 3 экз*.

4. Захарова, Л.Н. Упражнения и вопросы по теории и истории культуры / Л. Н. Захарова, Ф. А. Селиванов. – Тюмень: РИЦ ТГАКИиСТ, 2011. – 76 с. – 10 экз.*

5. Костина, А. В. Культурология: учебник / А. В. Костина. – 5-е изд., стер. – Москва: КНОРУС, 2010. – 336 с. – 3 экз.*

6. Кравченко, А. И. Культурология: учебник / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2010. – 288 с.: ил. – 7 экз*.

7. Ларин, Ю. В. Теория культуры: учеб. пособие для студентов спец. "Культурология" / Ю. В. Ларин. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. – 120 с. – 30 экз.*

8. Культурология: учебник / Г. В. Драч, О. М. Штюмпель, В. К. Королев и др. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 384 с. – 1 экз.*

9. Малюга, Ю. А. Культурология: учеб. пособие / Ю. А. Малюга. – 2-е изд., доп. и испр. – Москва: Инфра-М, 2011. – 333 с. – 1 экз.*

10. Маркова, А. Н. Культурология в схемах и определениях: учебное пособие / А. Н. Маркова. – Москва: Проспект, 2012. – 1 экз.*

11. Маркова, А. Н. Культурология: учебное пособие / А. Н. Маркова. – Москва: Проспект, 2014. – 376 с. – 1 экз.*

Электронные ресурсы удаленного доступа:

12. Багновская, Н. М. Культурология [Электронный ресурс]: учебник / Н. М. Багновская. – Москва: Дашков и К, 2011. – 420 с. – URL: http://znanium.com/. – (дата обращения 16.10.2015).

13. Грушевицкая, Т. Г. Культурология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. – Москва: Альфа-М: Инфра-М, 2011. – 448 с. – URL: http://znanium.com/. – (дата обращения 16.10.2015).

14. Данильян, О. Г. Культурология [Электронный ресурс]: учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. – Москва: Инфра-М, 2013. – 239 с. – URL: http://znanium.com/. – (дата обращения 16.10.2015).

15. Доброхотов, А. Л. Культурология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. Л. Доброхотов, А. Т. Калинкин. – Москва: Инфра-М: Форум, 2010. – 480 с. – URL: http://znanium.com/. – (дата обращения 16.10.2015).

16. Кошман, Л. В. История русской культуры IX-XXI веков [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л. В. Кошман и др. – Москва: Инфра-М, 2014. – 432 с. – URL: http://znanium.com/. – (дата обращения 16.10.2015).

17. Креленко, Н. С. История культуры от Возрождения до модерна [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. С. Креленко. – Москва: Инфра-М, 2014. – 320 с. – URL: http://znanium.com/. – (дата обращения 16.10.2015).

18. Кондаков, Н. П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры / Н. П. Кондаков. – Санкт-Петербург [Электронный ресурс]: Лань, 2013. – 459 с. – URL: http://e.lanbook.com/– (дата обращения 27.11.2015).

19. Культурология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – Москва: Альфа-М: Инфра-М, 2010. – 413 с. – URL: http://znanium.com/. – (дата обращения 16.10.2015).

20. Малюга, Ю. А. Культурология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Ю. А. Малюга. – Москва: Инфра-М, 2010. – 333 с. – URL: http://znanium.com/. – (дата обращения 16.10.2015).

21. Силичев, Д. А. Культурология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Д. А. Силичев. – Москва: Инфра-М, 2014. – 393 с. – URL: http://znanium.com/. – (дата обращения 16.10.2015).

22. Сомов, А. И, Лекции по истории изящных искусств: лекции проф. А. И. Сомова. – Санкт-Петербург: Лань [Электронный ресурс]: 2013. – 238 с. – URL: http://e.lanbook.com/– (дата обращения 27.11.2015).

23. Толстикова, И. В. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. В. Толстикова. – Москва: Альфа-М: Инфра-М, 2011. – 416 с. – URL: http://znanium.com/. – (дата обращения 16.10.2015).

24. Шульгин, В. С. История русской культуры IX-XX веков [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. С. Шульгин. – Москва: КДУ, 2006. – 490 с. – URL: http://znanium.com/. – (дата обращения 16.10.2015).

б) дополнительная литература:

25. Викторов, В. В. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности: учеб. пособие / В. В. Викторов. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 336 с.

26. Галин, С. А. Отечественная культура ХХ века: учеб. пособие для вузов / С. А. Галин; л. ред. Н. Д. Эриашвили. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 479 с: ил. – (Cogito ergo sum).

27. Георгиева, Т. С. Русская культура: история и современность: учеб. пособие / Т. С. Георгиева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 608 с. – (Высшее образование).

28. Гриненко, Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г. В. Гриненко. – Москва: Высшее образование, 2005. – 940, [1] с. – 7 экз.*

29. Грушевицкая, Т. Г. Культурология: учеб. / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 687 с. – (Cogito ergo sum).

30. Захарова, Л. Н. Новый универсализм: монография / Л. Н. Захарова, Т. М. Кононова. – Тюмень: РИЦ ТГИК, 2015. – 144 с. – 3 экз.*

31. Иконникова, С. Н. История культурологических теорий. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург: Питер, 2005.— 474 с: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

32. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учеб. / под ред. Г. В. Драча. – изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 533, [2] с.

33. Кармин, А. С. Культурология: экзаменационные ответы для студентов вузов / А. С. Кармин., Е.А. Гусева. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 176 с. – 1 экз.*

34. Костина, А. В. Культурология: учебник / А. В. Костина. – 4-е изд., стер. – Москва: Кнорус, 2009. – 336 с. – 3 экз*.

35. Кондаков, И. В. Культура России: краткий очерк истории и теории: учебное пособие / И. В. Кондаков. – 3-е изд. – Москва: КДУ, 2007. – 360 с.

36. Культурология: учеб. / ред. Ю. Н. Солонин, М. С. Каган. – Москва: Высшее образование, 2008. – 566 с. – (Университеты России). – 5 экз*.

37. Культурология. История мировой культуры: учебник / А. Н. Маркова [и др.]; ред. А. Н. Маркова. – 2-е изд., стер. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 600 с.: цв.ил. – (Cogito ergo sum). – 1 экз*.

38. Культурология: учеб.-метод комплексы. – Москва: РГТУ, 2010. – 424 с. – 1 экз.*

39. Ларин, Ю. В. Пролегомены к культурологии: моногр. / Ю. В. Ларин; ред. Ф. А. Селиванов. – Тюмень: ТюмГУ, 2002. – 142, [2] с. – 15 экз*

40. Марчук, Н. Н. История и культура Латинской Америки (от колумбовых цивилизаций до 1918 года): учеб. пособие / Н. Н. Марчук, Е. А. Ларин, С. П. Мамонтов. – Москва: Высшая школа, 2005. – 5 экз*.

41. Маньковская, Н. Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. – Москва – Санкт-Петербург: Центр Гуманитирных Инициатив, Университетская книга, 2009. – 495 с.

42. Пархоменко, И. Т. История мировой и отечественной культуры: Курс лекций: учеб. пособие для вузов / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин; отв. ред. А. А. Радугин; сост. А. А. Радугин. – Москва: Центр, 2002. – (alma mater).

43. Петрухинцев, Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: учеб. пособие для студентов вузов / Петрухинцев, Н. Н. – Москва: Владос, 2001. – 394, [1] с. – (Учебные пособия для вузов).

44. Российская цивилизация: учеб. пособие для вузов / под ред. М. П. Мчедлова. – Москва: Академический проект, 2003. – 655, [1] с. – (Gaudeamus).

45. Теория культуры: учеб. пособие / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 592 с.: ил. – (Учебник для вузов).

46. Федоров, А. А. Введение в теорию и историю культуры: словарь / А. А. Федоров. – Москва: Флинта; МПСИ, 2005. – 460, [1] с. – 1 экз*.

Электронные ресурсы удаленного доступа:

47. Новая технократическая волна на Западе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/bell_newtehnvar/. – (дата обращения 16.10.2015).

48. Всеобщая история искусств [Электронный ресурс]. – URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st002.shtml. – (дата обращения 16.10.2015).

49. Гомбрих, Э. История исскуства // Библиотека Гумер – Культурология [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/gombr/index.php

50. Ильина, Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство // Библиотека Гумер – Культурология [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina/index.php. – (дата обращения 10.11.2015).

51. Всеобщая история искусств [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/33.htm

52. Матье, М. Э. Очерки истории и теории изобразительных искусств [Электронный ресурс] / М. Э. Матье. – URL: http://www.rodon.org/mme/ide.htm. – (дата обращения 10.11.2015).

 

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины:

1. Библиотека по культурологии [Электронный ресурс]. – URL: (http://www.countries.ru/library.htm (дата обращения 16.10.2015).

2. История мировых искусств. Art History [Электронный ресурс]. – URL: (http://www.art-history.ru/(дата обращения 16.10.2015).

3. Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия». – URL: http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/(дата обращения 16.10.2015).

4. Национальная электронная библиотека (НЭБ). – URL: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/.

5. Планета Small Bay. Художественно-исторический музей. – URL: http://smallbay.ru/(дата обращения 16.10.2015).

6. Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина. – URL: http://www.prlib.ru/

7. Теория и история культуры в персоналиях. – URL: http://ortlib.narod.ru/cult00.htm(дата обращения 16.10.2015).

Видеолекции:

1. Афины и Спарта – полюса античной демократии: Лекция 4. Вопрос 1. [Электронный ресурс] // Видеостудия ИММиФ. Видеокурс по дисциплине "Культурология". Читает Т. А. Дьякова. – URL: https://www.youtube.com/watch. – (дата обращения 19.03.2016). – Загл. с экрана.

2. Буддизм как мировоззренческое основание индийской культуры: Лекция 2. Вопрос 3. [Электронный ресурс] // Видеостудия ИММиФ. Видеокурс по дисциплине "Культурология". Читает Т. А. Дьякова. – URL: https://www.youtube.com/watch. – (дата обращения 19.03.2016). – Загл. с экрана.

3. Веды как памятник индуистской культуры: Лекция 2. Вопрос 2. [Электронный ресурс] // Видеостудия ИММиФ. Видеокурс по дисциплине "Культурология". Читает Т. А. Дьякова. – URL: https://www.youtube.com/watch. – (дата обращения 19.03.2016). – Загл. с экрана.

4. Возвышение Москвы в XIV-XV веках: 1 лекция. [Электронный ресурс] // ACADEMIA. Канал Культура. Читает Н. С. Борисов. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=oCC_861xFU4&index=19&lis. – (дата обращения 20.03.2016). – Загл. с экрана.

5. Возвышение Москвы в XIV-XV веках: 2 лекция. [Электронный ресурс] // ACADEMIA. Канал Культура. Читает Н. С. Борисов. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=oCC_861xFU4&index=19&list=. – (дата обращения 20.03.2016). – Загл. с экрана.

6. Даосизм как художественно-эстетическое основание древнекитайской культуры: Лекция 3. Вопрос 2. [Электронный ресурс] // Видеостудия ИММиФ. Видеокурс по дисциплине "Культурология". Читает Т. А. Дьякова. – URL: https://www.youtube.com/watch. – (дата обращения 19.03.2016). – Загл. с экрана. 7. Зрелищный характер древнеримской культуры: Лекция 4. Вопрос 5. [Электронный ресурс] // Видеостудия ИММиФ. Видеокурс по дисциплине "Культурология". Читает Т. А. Дьякова. – URL: https://www.youtube.com/watch. – (дата обращения 19.03.2016). – Загл. с экрана.

8. История российской культуры IX-XX век: лекция [Электронный ресурс] // читает В. С. Измозик. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=JnPKE6b_S-w. - (дата обращения 19.03.2016). – Загл. с экрана.

9. Конфуцианство как этико-политическое основание древнекитайской культуры: Лекция 3. Вопрос 1. [Электронный ресурс] // Видеостудия ИММиФ. Видеокурс по дисциплине "Культурология". Читает Т. А. Дьякова. – URL: https://www.youtube.com/watch. – (дата обращения 19.03.2016). – Загл. с экрана. 10. Куртуазная и народно-смеховая субкультуры средневековья. Венецианский карнавал: Лекция 5. Вопрос 4. [Электронный ресурс] // Видеостудия ИММиФ. Видеокурс по дисциплине "Культурология". Читает Т. А. Дьякова. – URL: https://www.youtube.com/watch. – (дата обращения 19.03.2016). – Загл. с экрана.

11. Место и роль кастовой структуры в культуре Древней Индии: Лекция 2. Вопрос 1. [Электронный ресурс] // Видеостудия ИММиФ. Видеокурс по дисциплине "Культурология". Читает Т. А. Дьякова. – URL: https://www.youtube.com/watch. – (дата обращения 19.03.2016). – Загл. с экрана.

12. Общая характеристика древнегреческой культуры: Лекция 4. Вопрос 2. [Электронный ресурс] // Видеостудия ИММиФ. Видеокурс по дисциплине "Культурология". Читает Т. А. Дьякова. – URL: https://www.youtube.com/watch. – (дата обращения 19.03.2016). – Загл. с экрана.

13. Особенности древнеегипетской культуры: Лекция 1. Вопрос 1. // Видеостудия ИММиФ. Видеокурс по дисциплине "Культурология". Читает Т. А. Дьякова. – URL: https://www.youtube.com/watch. – (дата обращения 19.03.2016). – Загл. с экрана.

14. Петровские реформы в истории России: 1 лекция. [Электронный ресурс] // ACADEMIA. Канал Культура. Читает А.С. Орлов. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=dbEgZcnfiCM. – (дата обращения 20.03.2016). – Загл. с экрана.

15. Романский и готический стили средневековья: Лекция 5. Вопрос 3. [Электронный ресурс] // Видеостудия ИММиФ. Видеокурс по дисциплине "Культурология". Читает Т. А. Дьякова. – URL: https://www.youtube.com/watch. – (дата обращения 19.03.2016). – Загл. с экрана.

16. Сакральные сооружения древнего Египта: Лекция 1. Вопрос 2. [Электронный ресурс] // Видеостудия ИММиФ. Видеокурс по дисциплине "Культурология". Читает Т. А. Дьякова. – URL: https://www.youtube.com/watch. – (дата обращения 19.03.2016). – Загл. с экрана.

17. Символический характер средневековой культуры: Лекция 5. Вопрос 2. [Электронный ресурс] // Видеостудия ИММиФ. Видеокурс по дисциплине "Культурология". Читает Т. А. Дьякова. – URL: https://www.youtube.com/watch. – (дата обращения 19.03.2016). – Загл. с экрана.

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины:

1. Ларин, Ю. В. Теория культуры: учеб. пособие для студентов спец. "Культурология" / Ю. В. Ларин. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. – 120 с.

2. Захарова, Л. Н. Упражнения и вопросы по теории и истории культуры / Л. Н. Захарова, Ф. А. Селиванов. – Тюмень: РИЦ ТГАКИиСТ, 2011. – 76 с.

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем:

Программное обеспечение: пакет программ Microsoft Office (MS Word, MS Power Point).

 

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Стандартно оборудованные лекционные аудитории для проведения интерактивных лекций: персональный компьютер, видеопроектор, экран настенный; мультимедийные средства.

 


Приложение

 

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тюменский государственный институт культуры

 

УТВЕРЖДАЮ:

Декан факультета

_________________________Акулич Е.М.

«____» _____________ 2016г.

 

Фонд оценочных средств

По дисциплине

Теория и история культуры

 

Направление подготовки

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

 

Тюмень 2016


Примерный перечень тем семинарских занятий

МОДУЛЬ 1. Теория культуры

МОДУЛЬ 2. История культуры

В эпоху просвещения

 

6. С какой сферой духовной культуры связана прежде всего нормативная (регулятивная) функция культуры?

1. С научно-образовательной

2. С художественной

С нравственно-правовой

 

7. Что является определяющим признаком различия этносов?

1. Общность языка

2. Общность территории

Особенности культуры

 

8. Для процесса культурогенеза более всего характерно:

1. Постоянное возникновение культурных феноменов ранее не существовавших

2. Повторение одних и тех же этапов культуры

3. Возвращение к первоначальному состоянию культуры

 

9. Нарушение единства культуры, когда в обществе ослабляется значение прежних ценностей и норм как регуляторов массового поведения, называется…

1. Культурная аккумуляция

2. Аномия культуры

3. Культурный синтез

 

10. Что означает термин «инкультурация» личности?

1. Приобщение индивида к чужой культуре, языку, включая усвоение им необходимых норм и стереотипов поведения, бытовых привычек и т. п.

2. Положительное эмоциональное самоощущение человека, находящегося в родной этнической среде

3. Он адекватен термину «маргинальность» и указывает на промежуточное, пограничное положение человека между какими-либо этническими или социальными группами людей

 

11. Для массовой культуры не характерен жанр…

1. Мелодрамы

Оперы

3. Мюзикла

 

12. Какому понятию соответствует определение: «Нерасчлененность, слитность материального быта, магии, художественного творчества, мифологии, религиозных представлений, характерных для первобытной родоплеменной культуры» - это ….

1. Синкретизм;

2. Синтетизм;

3. Семиотика.

 

13. С какой из первобытных форм религии связана вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов?

1. Анимизм

2. Тотемизм

Фетишизм

 

14. К первобытным верованиям не относится:

1. Анимизм

Буддизм

3. Тотемизм

 

15. К какой древневосточной цивилизации относится древнейший документ правовой культуры человечества – кодекс Хаммурапи?

1. Египет

Вавилон

3. Индия

 

16. Назовите характерную особенность скульптуры классического периода Древней Греции:

1. Натурализм

2. Одухотворенность


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.286 с.