Единицы текста. Макротекст. Микротекст. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Единицы текста. Макротекст. Микротекст.

2017-11-27 629
Единицы текста. Макротекст. Микротекст. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Единицами текста на семантико- структурном уровне является высказывание (реализованное предложение), межфразовое единство (ряд высказываний, объединённых семантически и синтаксически в единый фрагмент).[3, С.23]

В системе категорий лингвистических текст есть функционально, содержательно и структурно завершённое речевое единство, скреплённое авторской модальностью. Любой текст- это прежде всего совокупность предложений-высказываний, которые, группируясь на основе смысловых и структурных связей, объединяются в единицы текста- межфразовые единства, компоненты или фрагменты текста, наконец, целое речевое произведение. Механизмы образования текста обычно избирательны. И действуют они в направлении создания разных видов текста, имеющих свои формы построения, организации.

При конструировании текста используются максимальные единицы языка (предложения), которые становятся минимальными единицами речи (высказываниями), последние, объединяясь в семантико-структурные блоки, образуют разные типы и виды речевой организации.

В основе этих блоков лежат разные виды высказываний, которые, сочетаясь друг с другом, и образуют эти разные виды текста.

Высказывание- это реализованное предложение (не схема, а лексически наполненная, выражающая конкретную целеустановку единица речи). Любое высказывание- это предложение, но не любое предложение есть высказывание. Или: одно предложение может заключать в себе несколько высказываний-сообщений. В тексте мы имеем дело не с предложением (в терминологическом смысле), а с высказываниями, то есть не с языковыми единицами, а с единицами речевыми, которые конкретизируют свой смысл в тексте.

Высказывания бывают однообъектные и разнообъектные (в зависимости от того, сколько событий отражено в его содержании) Например; Поезд идёт (сообщение о движении поезда) и Поезд идёт с большой скоростью (сообщение о движении поезда и о скорости его движения).

Высказывание всегда имеет два компонента, в отличие от предложения, где может быть один компонент, два или несколько (главные члены и второстепенные). Компоненты высказывания – тема и рема (тема- данное, исходное; рема- новое, искомое). Члены предложения необязательно совпадают с компонентами высказывания. Например; Мы услыхали звук. Поскрипывала дверь. Во втором высказывании «поскрипывала»- тема (известное из первого предложения-высказывания) и «дверь»- рема (то новое, что сообщается о данной теме).

Высказывания бывают двух типов, в зависимости от их коммуникативных качеств.

Информативные высказывания, в которых разворачивается содержательная информация (это сообщения описательного, повествовательного типа), и высказывания верификативные, которые служат целям утверждения или опровержения. Функцией информативных высказываний является сообщения- они несут новую информацию. Функция верификативных высказываний- оформить реакцию на мнение собеседника.

На базе высказывания строятся межфразовые единства (или сложные синтаксические целые). Это вторая семантико-синтаксическая единица текста, представляющая собой объединённость двух или более высказываний. Межфразовое единство организуется через тема-рематическую последовательность. В тема-рематической последовательности осуществляется пошаговая тематизация ремы.

Единство темы можно рассматривать в объёме микротемы и темы всего речевого произведения. Мельчайшая частная тема- это тема, заключённая в межфразовом единстве. Переход от одной темы (микротемы) к другой есть граница межфразовых единств. Межфразовое единство всегда монотематично, при объединении их друг с другом наблюдается переход от выражения микротем к макротеме.

Грамматическое «несовершенство» сложных синтаксических целых, приводящее к трудностям установления его границ, сделало в определённой мере более объективизированным способом членение текста- его абзацирование.

Отсюда особое исследовательское внимание к абзацу.

Теория абзаца в отечественной лингвистике в настоящее время разработана достаточно глубоко.

Трактовка абзаца в трудах отечественных исследователей отнюдь не была однозначной. Абзац последовательно понимался как единица смысловая (А.М. Пешковский, Л.В. Щерба), логико-синтаксическая (И.А. Фигуровский), композиционно-синтаксическая (Т.И. Сильман) и т.д.[17, С.250] Термин абзац употребляется в двух значениях:

1. отступ вправо начале строки(красная строка);

2. отрезок письменного или печатного текста от одной красной

строки до другой, обычно заключающий в себе сверх фразовое единство(его часть, реже- одно простое или сложное предложение).

Абзац- это не какая-то особая единица письменной речи, а отрезок текста, выраженный различными синтаксическими единицами (сложным синтаксическим целым, предложением или сочетанием сложных синтаксических целых). [3, С. 72]

С одной стороны, абзац -это относительно законченное смысловое единство, в котором выражается движение сюжета, развитие авторского замысла. С другой стороны, абзац имеет определённую синтаксическую организацию, которая грамматически оформляется как предложение, сложное синтаксическое целое, ряд сложных синтаксических целых или как более сложное объединение этих структур.

Различаются три основных типа соотношений между абзацем сложными синтаксическими целыми.

1. Абзац совпадает со сложными синтаксическими целыми. Это явление распространено в научном и официально-деловом стилях и служит своеобразной повествовательной нормой в художественной прозе.

2. Границы абзаца не совпадают с границами сложных синтаксических целых- один абзац включает несколько сложных синтаксических целых.

3. Одно сложное синтаксическое целое разбито на два и более абзаца, в этом случае «абзац, разрывающий единое целое, выполняет акцентную роль, когда важным считается выделение отдельных звеньев общей структуры, частных деталей в описании, в раскрытии той или иной темы».

Поскольку момент предсказуемости в тематических абзацах (абзацы, совпадающие со сложными синтаксическими целыми) вполне очевиден, возможной оказывается и примерная классификация их с точки зрения построения.

Аналитико-синтетический абзац содержит аналитическую часть (пояснительную, разъясняющую) в первой позиции, а обобщающую, итоговую- во второй.

Синтетико-аналитический абзац начинается с обобщающей, стержневой фразы, смысл которой раскрывается в последующих сообщениях.

Рамочный абзац имеет совмещённую структуру: зачин намечает тему, далее- поясняющая часть, и завершается абзац обобщающей фразой. Первое и последнее высказывание лексически перекликаются, и, таким образом, происходит «замыкание» темы. [3, С.62]

Итак, композиционное членение текста, абзацное, качественное отлично от членения семантико-синтаксического, хотя они имеют много общего. Главное различие­­­­­­­­­­­­­‑ доля субъективности и объективности в членении текста: абзацы более связаны с авторской волей, поэтому один и тот же текст может быть по-разному разбит на абзацы.

Однако эта субъективность не мешает проявлению общих закономерностей построения текста, нарушение которых воспринимается как следствие недостаточной продуманности при его оформлении.


Типы текстов.

Типология текста, несмотря на своё центральное положение в общей теории текста, до сих пор ещё разработана недостаточно. Не определены ещё общие критерии, которые должны быть положены в основу типологизации. Объективно это объясняется многоаспектностью и потому сложностью самого феномена текста, субъективно- сравнительно небольшим периодом разработки проблем текста, когда они стали слагаться в общую теорию. Главная трудность заключается в том, что при текстовой дифференциации неправомерно исходить из какого-либо одного критерия, слишком зыбко такое основание для строгой классификации.

Понятие «тип текста» в настоящее время принято как рабочий термин в современных исследованиях по теории текста, в частности в лингвистике текста. Обозначает он эмпирически существующие формы манифестации текстов. Расхождения в толковании понятия «тип текст» ещё достаточно велики.

Не вдаваясь во все сложности дискуссий по этому поводу и противоречивость мнений, можно всё-таки на основании накопленных наукой данных постараться наметить основные критерии для разграничения различных манифестаций текстов.

Каждый из этих подходов способен стать основанием для соответствующей классификации. Объединённые же вместе, они создают известные трудности: каждый реальный текст должен теоретически выявить свой собственный, отличный от других признак по каждому из этих оснований. Такая «идеальная» и непротиворечивая классификация затруднительна, поскольку сходства и различия признаков могут комбинироваться по-разному.

При ориентации на разные критерии можно в первичной дифференциации остановиться на делении «научные и ненаучные тексты»; «художественные и нехудожественные тексты»; «монологический и диалогический тексты»; «моноадресатный и полиадресатный тексты» и др. Каждое из этих делений реально существует, но с точки зрения общей и единой типологии они некорректны: например, художественный текст, с одной стороны, попадёт в группу ненаучных, а с другой – одновременно в группы монологических и диалогических.

Во избежание подобных скрещиваний следует ориентироваться на наиболее устоявшиеся классификации.

Так, Валгина классифицирует тексты так: по форме представления тексты могут быть устными и письменными, по характеру отражения действительности делят все тексты на художественные(характеризуются установкой на неоднозначность восприятия) и нехудожественные(характеризуются установкой на однозначность восприятия).[3, С.112]

Баранов М.Т. выделяет три смысловых типа текста: повествование, описание, рассуждение.[2, С.278]

Анализ научно-методической и лингвистической литературы по проблеме функционально-смысловых типов речи позволяет сделать вывод, что в понимании сущности и определении понятий “описание”, “повествование” и “рассуждение” сложились следующие основные направления:

1) повествование, описание, рассуждение – “роды разговоров” (М.В.Ломоносов);

2) повествование, описание, рассуждение – виды ученических сочинений (Ф.И. Буслаев, Е.В. Белявский и др.);

3) повествование, описание, рассуждение- жанры школьных сочинений (Т.А. Ладыженская);

4) повествование, описание, рассуждение –функционально-смысловые типы речи (О.А.Нечаева, О.М. Казарцева).

Мы будем пользоваться термином “функционально-смысловые типы речи”, поскольку в нём отражён полный подход к речи.

Под типом речи понимается текст (или фрагмент текста) с определённым обобщённым значением, которое выражается определёнными языковыми средствами [6, С.268]. В любом тексте, наряду с конкретным содержанием, можно определить его типовое содержание, свойственное многим текстам: о действиях предмета, о предмете и его признаках, о причинно-следственных связях чего-то с чем- то, об оценке чего-либо. От типового содержания текста зависят некоторые особенности его построения и использования языковых средств. Вот почему при обучении созданию текстов имеет смысл разграничивать их по типовому содержанию, или по типам речи.[21, С.97]

Повествование – смысловой тип речи, в котором описываются события в определённой последовательности, текст имеет сюжет и, как правило, действующих персонажей, в этом смысле оно близко к рассказу как литературному жанру. Объектом повествования является лицо, совершающее действия, сменяющие друг друга о времени. Последовательность событий в повествовании обычно определяется их естественным ходом. Но нередко автор в композиционных целях изменяет этот порядок. В повествовании имеют место диалоги, бывают описательные вставки, зарисовки пейзажа, рассуждения. Главный признак повествования – динамичность, активность, подвижность.

Обычно для повествования характерна трёхчастная композиция: начало, основная часть, концовка.

Основная функция повествования –информативная (целая установка –сообщить, рассказать).

Описание – тип речи, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных. Описания предназначены для характеристики признаков объекта: это могут быть характеристики явлений природы, предметов, лиц, окружающей обстановки. Объект описания носит однопредметный характер: это картина природы, какая-либо обстановка. При описании этот объект речи раскрывается: уточняется его форма, состав, структура, свойства.

Рассуждение – тип речи, в котором для доказательства или опровержения какого-то утверждения, тезиса используются различные доводы, аргументы, примеры.

Рассуждение – наиболее строгий, сложный тип речи. Композиция рассуждения обычно имеет следующие части: тезис, то есть та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении; развитие тезиса, его доказательство, аргументы; вывод, то есть подтверждение тезиса.

Смысловые разновидности рассуждения: 1) обоснование признака; 2) действия; 3) обусловленного действия; 4)оценочного состояния; 5) возможности, необходимости.

Рассуждения используются преимущественно в научной и публицистической речи.

Наблюдая окружающую нас действительность, мы нередко даём оценку действиям предметов, состоянию среды или человека.[9, С.362]

Оценка – передача субъективного плана речи. Субъективный план повествования, описания, рассуждения является неотъемлемым качеством всякой внутренней свободной речи. Он создаётся с помощью эмоционально-выразительных средств. Экспрессия выражается не только лексическими и фонетическими средствами, но и чисто грамматическими.[6,С.312]

Поскольку чистые типы повествования, описания, рассуждения встречаются не так часто, то целесообразно пользоваться такими оценочными понятиями: «текст с преобладанием того или иного типа»; «рассуждение, в котором использованы две сюжетные повествовательные вставки в качестве аргументов».


Выводы по I главе.

Анализ психолого-педагогической и теоретической литературы позволил нам сделать следующие выводы:

1. Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку.

2. В разряд информационных и структурных качеств (признаков) текста включаются: 1) логичность; 2) связность и цельность; 3) точность;4) ясность, понятность, доступность. Целостность и связность – это основные конструктивные признаки текста. К тональным (стилистическим) или литературным качествам относятся: 1) правильность речи; 2) чистота речи; 3) культура речи.

3. Тема – это предмет высказывания или то, о чём говорится в тексте. В лингвистике текста тема – это смысловое ядро текста.Основная (главная) мысль текста – это то, что говорится о предмете высказывания.

4. Единицами текста является высказывание, межфразовое единство (ряд высказываний, объединённых семантически и синтаксически в единый фрагмент).

5. Абзац- это не какая-то особая единица письменной речи, а отрезок текста, выраженный различными синтаксическими единицами (сложным синтаксическим целым, предложением или сочетанием сложных синтаксических целых).

6. К функционально-смысловым типам речи (типам текста) относятся: описание, повествование, рассуждение и оценка действительности.



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.