Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-11-27 | 152 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Психологию одной из наиболее популярных наук в Америке, он
стал первым профессором психологии в Гарвардском университете,
Создателем первой американской психологической лаборатории
(1875), президентом Американской психологической ассоциации
(1894-1895). Этому способствовали и личные качества Джемса.
Все, знавшие его, отмечали его юмор, добросердечие, заинтересо-
Ванное отношение к людям.
В своих научных исследованиях, результаты которых были из-
ложены им в основных трудах ≪Принципы психологии≫ (1890) и
≪Учебник психологии≫ (1892), Джемс занимался многими пробле-
Мами - от изучения работы мозга и развития познавательных про-
Цессов и эмоций до психологии личности и психоделических иссле-
Дований. Одним из основных направлений его исследований было
изучение сознания. В работе ≪Существует ли сознание?≫ (1904) он
Пересмотрел традиционное понимание процесса познания как от-
Ношения субъекта и объекта - познающего и познаваемого. Дока-
зывая, что сознание - ≪это название несуществующей вещи≫, Джемс
Утверждал, что единственное реальное бытие, материал, лежащий
В основе и вещей, и наших мыслей о них, - это наш опыт. Наши
Мысли представляют собой функцию познания, связанную со
Стремлением осознать окружающее, которое, в свою очередь, стре-
Мится стать осознанным. Таким образом, опыт, с его точки зрения,
Вбирает в себя отношения между объектом и субъектом, которые
Являются не первичными элементами, но частными производными
Конкретного опыта. Исходя из этого, чистый опыт представляет
|
собой непрерывный поток жизни, который ≪поставляет материал
для нашего последующего отражения≫. Но тогда и наше отраже-
Ние, сознание представляет собой не статичный предмет, а непре-
Рывное движение, поток мысли. При этом истинность или лож-
Ность мысли проверяется не сама по себе, а в соотношении с други-
Ми частями нашего опыта, с реальной практической пользой этой
Мысли.
Так Джемс пришел к идее о потоке сознания, т. е. о непрерывно-
Сти работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дис-
Кретность, вызванную частично бессознательными психическими
Процессами. Непрерывность мысли объясняет возможность само-
Идентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании,
поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя
и ему ≪не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что
это он≫. При этом Джемс подчеркивал не только непрерывность,
Но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том,
Что осознание даже привычных вещей постоянно изменяется. Пе-
Рефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти
Два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в
Точности одну и ту же мысль дважды.
Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно,
Избирательно, в нем всегда происходят принятие и отклонение,
Выбор одних предметов или их параметров и отвержение других.
С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым рабо-
Тает сознание, протекает выбор или отвержение, и составляет глав-
Ную задачу психологии. В этом вопросе и была главная причина
Разногласий между Джемсом и его школой функционализма и
Структурализмом. В отличие от Титченера для Джемса первичным
Являлся не отдельный элемент сознания, но его поток как динамич-
Ная целостность. При этом Джемс подчеркивал приоритетность
|
Изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая ра-
Боту сознания, он пришел к открытию двух основных его детерми-
нант - внимания и привычки.
Говоря об активности человека, ученый подчеркивал, что пси-
Хика помогает в практической деятельности, оптимизирует процесс
Социальной адаптации, повышает шансы человека на успех в лю-
Бой деятельности. Психологические взгляды Джемса тесно пере-
Плетены с его философской теорией прагматизма, поэтому он
Много внимания уделял прикладной психологии, доказывая, что ее
Значимость не меньше, чем значимость теоретической. Особенно
Важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагоги-
Кой, так как именно психология играет наиболее важную роль в
Формировании и развитии моральных, нравственных привычек.
Он даже опубликовал специальную книгу для педагогов ≪Беседы с
учителями о психологии≫ (1899), в которой доказывал огромные
Возможности воспитания и самовоспитания, важность формиро-
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!