Раздел 3. Типы ментальных структур — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Раздел 3. Типы ментальных структур

2017-11-22 430
Раздел 3. Типы ментальных структур 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 3.1. Типы ментальных структур (концепты, фреймы, сценарии, образы и др.), организующие коммуникативную деятельность говорящих: речевое поведение субъекта и адекватная интерпретация речевого поведения собеседника. Когнитивные основы успешности речевого акта. Когнитивные основы текстопорождения.

Тема 3.2. Языковая концептуализация действительности (лексический и грамматический уровни)

Связь когнитивных исследований с системно-структурным описанием языка: лексико-семантические группы, тематические группы, функционально-семантические классы, семантические поля как основа изучения фрагментов языковой картины мира. Языковые корпусы как исследовательский материал.

Тема 3.3. Особенности русской национальной картины мира в сопоставлении в другими языковыми картинами мира

Лакунарность. Результаты сопоставительных исследований языка и их осмысление в парадигме когнитивной лингвистики.Описание метафорической картины мира (на материале разных европейских языков).

Тема 3.4. Соотношение усредненной модели мира с конструирующими ее концептами и личностных вариантов ЯКМ.

Содержание дисциплины «Языковая картина мира: сопоставительный аспект» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).

Таблица 2. Тематическое планирование

  Тематические разделы и темы дисциплины Виды и формы учебной работы, в часах
Лекции ПЗ СР
    очная форма заочная форма очная форма заочная форма очная форма заочная форма
I.Введение. Предпосылки становления антропоцентрической научной парадигмы в современной русистике
1.1. «Полипарадигматизм» современной лингвистики            
II.Основные понятия когнитивной лингвистки
2.1. Когнитивный уровень языкового сознания.            
2.2. Предмет, задачи, методы и материал когнитивной лингвистики            
III.Типы ментальных структур
3.1. Типы ментальных структур (концепты, фреймы, сценарии, образы и др.), организующие коммуникативную деятельность говорящих     4* 2*    
3.2. Языковая концептуализация действительности (лексический и грамматический уровни)     4*      
3.3.. Особенности русской национальной картины мира в сопоставлении в другими языковыми картинами мира     4* 2*    
3.4. Соотношение усредненной модели мира с конструирующими ее концептами и личностных вариантов ЯКМ.       2*    
  ИТОГО            
  В том числе в интерактивной форме*     12* 6*    

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 144 часа, 4 зачётные единицы, в том числе зачёт (4 час).

 


Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента

Тематический план дисциплины Задания для самостоятельной работы Форма отчета Трудоемкость задания (часы)
очная форма заочная форма
1.1.«Полипарадигматизм" современной лингвистики. Взаимодействие структурно-системного, функционального, коммуникативно-прагматического, когнитивного, социолингвистического и др. подходов к изучению языка. Анализ работ: Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый источник и инструмент анализа языковой способности // Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Уфимцева Н.В., Черкасова Г.А.Русский ассоциативный словарь. М., 1994; КубряковаЕ.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца ХХ века. М., 1995. С. 144–238; Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус // Известия РАН. Сер. лит. и яз.1994. Т.53. №3. С.. 3–15. Рольчеловеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. Вежбцкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. Язык и наука конца ХХ века. М., 1995. Язык – система. Язык – текст. Язык – способность: к 60-летию Ю.Н. Караулова. М., 1995. Матханова Т.А. Трипольская Т.А. Интерпретационные аспекты лингвистики: проблемы и перспективы // Проблемы интерпрета­ционной лингвистики. Новосибирск, 2004. Подготовка конспектов и индивидуальное собеседование по теме: место когнитивной лингвистики в парадигме современной науки о языке    
2.1. Основные понятия когнитивной лингвистки:когнитивный уровень языкового сознания;концептуальная и языковая картина мира; языковая картина мира как зафиксированная в языке и специфическая для данного языкового коллектива схема восприятия действительности. Анализ лингвистических работ: Вежбцкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. Рябцева Н. Язык и естественный интеллект. М., 2005. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и в языке. М., 1990. Рольчеловеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. Корнилов О.А.Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М., 2011. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие. М., 2011. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998. Гачев Г. Национальные образы мира. Америка. М., 1997. Резанова З.И. Метафорический фрагмент русской языковой картины мира. Ключевые концепты. Ч.1. Воронеж, 2003. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994. Участие в семинарском занятии: понятие картины мира, типы картин мира; самостоятельный подбор исследовательского материала для иллюстрации основных типов картин мира.    
2.2.. Предмет, задачи, методы и материал когнитивной лингвистики. Концептуальный анализ   Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие. М., 2011 Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2001. Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологичечкий аспекты. М., 1996. Резанова З.И. Метафорический фрагмент русской языковой картины мира. Ключевые концепты. Ч.1. Воронеж, 2003. Трипольская Т.А. Эмотивно-оценочный дискурс: когнитивный и прагматический аспекты. Новосибирск, 1999. Шаховский В.И. Эмоциональные культурные концепты: параллели и контрасты // Языковая личность: культурные концепты. Вологоград., 1994. Письменный анализ основных методов и приемов лингвистических исследований и их осмысление в парадигме когнитивного исследования.    
3.1.Типы ментальных структур (концепты, фреймы, сценарии, образы и др.), организующие коммуникативную деятельность говорящих: речевое поведение субъекта и адекватная интерпретация речевого поведения собеседника. Анализ лингвистических работ: Филмор Ч. Фреймы и семантика понимания. // НЗЛ. М, 1988. Вып.23: Когнитивные аспекты языка. Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1979. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004. Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М., 2007. Трипольская Т.А. Эмотивно-оценочный дискурс: когнитивный и прагматический аспекты. Новосибирск, 1999. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта: учебное пособие. М., 2011. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/83628/, авторизованный. – Загл. с экрана. Индивидуальный отчет (собеседование) о проделанной работе.    
3.2. Языковая концептуализация действительности (лексический и грамматический уровни)   Анализ работ: Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М.: Гнозис, 2007. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М.: Либроком, 2010. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов М., 2011. Участие в семинарском занятии.    
3.3.Особенности русской национальной картины мира в сопоставлении в другими языковыми картинами мира Анализ лингвистических работ: Вежбцкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. Булыгина Е.Ю., Трипольская Т.А. Повесть Дж. Сэлинджера «Catcher in the rye» и её переводы на русский и итальянский языки: экспрессивное слово в структуре художественного текста // Сибирский филологический журнал. Барнаул – Кемерово – Новосибирск – Томск, 2011, № С. 187–196. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных ментатетов: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Лингвистика и межкультурная коммуникация": рек. УМО вузов РФ. М., 2011. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира: модели пространства, времени и восприятия. М., 1994. А.Д. Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М., 2005. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2001. Доценко Д.В.Образная составляющая концептосферы ВЕРА в англосаксонской языковой картине мира: автореф. дис.... канд. филол. наук: (10.02.04) - Барнаул: 2012. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология. М.: Флинта, 2010. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/57619/, авторизованный. – Загл. с экрана. Голованивская М. К. Ментальность в зеркале языка: некоторые базовые мировоззренческие концепты французов и русских. М: Языки славянских культур, 2009. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/73254/, авторизованный. – Загл. с экрана. Участие в семинарском занятии: обсуждение соотношения рациональной и эмоциональной компоненты в языковой интерпретации действительности.    
3.4.Соотношение усредненной модели мира с конструирующими ее концептами и личностных вариантов ЯКМ.   Подготовка самостоятельной исследовательской работы, посвященной моделированию фрагмента индивидуально-авторской или национальной картин мира: сбор материала (лексикографические источники, материал разных типов дискурсов (ruscjrpora.ru), результаты разных типов психолингвистических экспериментов) Доклад на итоговом семинарском занятии    
ИТОГО        

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Лингвистика и межкультурная коммуникация": рек. УМО вузов РФ. 3 изд. М.: КДУ, 2011.

2. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие. 5 изд. М.: Флинта: Наука, 2011.

3. МасловаВ. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие по филол. специальностям: доп. М-вом образования Республики Беларусь. 3-е изд., перераб. и доп. Минск: Тетра Системс, 2008.

Дополнительная литература

1. Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М.: Гнозис, 2007.

2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. М., 1995. Т.2: Интегральное описание языка и системная лексикография.

3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998.

4. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж, 1996.

5. Булыгина Е.Ю., Трипольская Т.А. Повесть Дж. Сэлинджера «Catcher in the rye» и её переводы на русский и итальянский языки: экспрессивное слово в структуре художественного текста // Сибирский филологический журнал. Барнаул – Кемерово – Новосибирск – Томск, 2011, № С. 187–196.

6. Вежбцкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

7. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М., 1993.

8. Гак В.Г. Языковые преобразования. М., 1998.

9. Гачев Г. Национальные образы мира. Америка. М., 1997.

10. Доценко Д.В. Образная составляющая концептосферы ВЕРА в англосаксонской языковой картине мира: автореф. дисс.... канд. филол. Наук. Барнаул, 2012.

11. Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М., 2005.

12. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004.

13. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М., 1976.

14. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый источник и инструмент анализа языковой способности // Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Уфимцева Н.В., Черкасова Г.А.Русский ассоциативный словарь. М., 1994.

15. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

16. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М.: Либроком, 2010.

17. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и в языке. М., 1990.

18. Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус // Известия РАН. Сер. лит. и яз.1994. Т.53. №3. С.. 3–15.

19. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца ХХ века. М., 1995. С. 144–238.

20. Матханова Т.А. Трипольская Т.А. Интерпретационные аспекты лингвистики: проблемы и перспективы // Проблемы интерпрета­ционной лингвистики. Новосибирск, 2004.

21. Методы и приемы научного анализа в филологических исследованиях. Воронеж, 1978.

22. Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1979.

23. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2001.

24. Потебня А.А. Мысль и язык // Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989. С. 17–201.

25. Резанова З.И. Метафорический фрагмент русской языковой картины мира. Ключевые концепты. Ч.1. Воронеж, 2003.

26. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.

27. Рябцева Н. Язык и естественный интеллект. М., 2005.

28. Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности. Психо- и социолингвистические аспекты. Саратов, 1999.

29. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.

30. Сулименко Н.Е. Антропоцентрические аспекты изучения лексики: Учебн. пособие к спецкурсу. СПб, 1994.

31. Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологичечкий аспекты. М., 1996.

32. Трипольская Т.А. Эмотивно-оценочный дискурс: когнитивный и прагматический аспекты. Новосибирск, 1999.

33. Филмор Ч. Фреймы и семантика понимания. // НЗЛ. М, 1988. Вып.23: Когнитивные аспекты языка.

34. Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992.

35. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М., 1991.

36. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. М., 1991.

37. Шаховский В.И. Эмоциональные культурные концепты: параллели и контрасты // Языковая личность: культурные концепты. Вологоград., 1994.

38. Язык – система. Язык – текст. Язык – способность: к 60-летию Ю.Н. Караулова. М., 1995.

39. Язык и личность. М., 1989.

40. Язык и наука конца ХХ века. М., 1995.

41. Язык, дискурс, личность. Тверь, 1990.

42. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994.

Электронные образовательные ресурсы НГПУ (авторизованный доступ)

1. Радбиль Т. Б. Основы изучения языкового менталитета. М.: Флинта, 2010. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/57566/, авторизованный. – Загл. с экрана.

2. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта: учебное пособие. М.: Флинта, 2011. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/83628/, авторизованный. – Загл. с экрана.

3. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология. М.: Флинта, 2010. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/57619/, авторизованный. – Загл. с экрана.

4. Апресян Ю. Д. Исследование по семантике и лексикографии. Т. I. Парадигматика. М: Языки славянских культур, 2009. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/73322/, авторизованный. – Загл. с экрана.

5. Голованивская М. К. Ментальность в зеркале языка: некоторые базовые мировоззренческие концепты французов и русских. М: Языки славянских культур, 2009. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/73254/, авторизованный. – Загл. с экрана


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.