Конституционное развитие России (характеристика Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 г. и Конституций СССР 1924, 1936 и 1977 гг.). — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Конституционное развитие России (характеристика Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 г. и Конституций СССР 1924, 1936 и 1977 гг.).

2017-11-22 1508
Конституционное развитие России (характеристика Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 г. и Конституций СССР 1924, 1936 и 1977 гг.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Ее сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны.

31 января 1924 г. II съезд Советов единогласно утвердил Конституцию СССР. Первая конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924 г. Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России.

Конституция 1936 юридически закрепляла сложившуюся к середине 30-х гг. структуру общества, практику социальных отношений.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры.

Четвертая Конституция - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года. Она воплощала концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации

8.Понятие и сущность, юридические свойства конституции рф.
Под конституцией
пони­мают основной закон государства, имеющий высшую юридиче­скую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государ­ственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод чело­века и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правле­ния). Конституция очерчивает круг функций государства, уста­навливает основы его отношений с человеком и обществом.
Юридические свойства конституции - это те качественные характеристики, которые отличают конституцию от актов текущего законодательства. К ним относятся:

  1. Конституция - Основной закон государства.
  2. Юридическое верховенство конституции.
  3. Конституция - база текущего законодательства.
  4. Прямое действие конституции.
  5. Правовая охрана конституции.
  6. Особый порядок изменения конституции.

9.Высшая юридическая сила конституции рф.
В ст.15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание по сравнению с принципом ее верховенства.Высшая юридическая сила Конституции РФ означает не только то, что законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.Таким образом, высшая юридическая сила конституции выражает ее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации.

10.прямое действие норм конституции рф.
В конституции закреплен принцип прямого действия (ч.2 ст.15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, т.е. каждый гражданин, считающий нарушенными свои права, может обратиться в суд за их защитой, ссылаясь при этом на соответствующую статью Конституции РФ, и суд в этом случае не может отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на отсутствие нормы права, закрепленной в законе или другом нормативном акте, конкретизирующем конституционную норму.

11.реализация конституции рф.
Реализация Конституции
- это деятельность компетентных органов по воплощению конституционных норм во все сферы жизни общества.Реализация осуществляется в различных формах: соблюдение, исполнение, использование и применение. 1. Соблюдение заключается в воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами.(П) в ст. ч.2 ст. 15 К говорится что за всеми закреплена обязанность соблюдения Конституции и законов (ч. 2 ст. 15). 2. Исполнение это активное действие, направленное на воплощение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм.Эта форма осуществляется связана с выполнением обязанностей и обязательств перед гражданами.(П) обязанность граждан выполнять конституционные обязанности (налоги, воинская повинность, защита культурного наследия)+ 3. Использование Проявляется в совершении дозволенных действия и осуществление предоставленных им прав.Здесь участники общественных отношений своими дей­ствиями осуществляют предоставленные им правомочия, и у них имеется большая свобода в выборе вариантов по­ведения.(П) право на митинги, демонстрации, право избирать и быть избранными, право на обращении, право на предпринимательскую деятельность 4. Применение права –деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев.

12.процедура пересмотра конституции рф.
Глава 9
Конституции РФ предусматривает две основные юридические процедуры изменения конституционных норм: пересмотр Конституции и внесение конституционных поправок.Положения гл. 1, 2, 9 в соответствии со ст. 135 Конституции РФ изменяются в наиболее затрудненном порядке т.к. внесение любой поправки в эти главы влечет пересмотр и принятие новой Конституции. Т.к. нормы гл. 1, 2, 9 Конституции РФ составляют «фундамент» всех иных конституционных норм.Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3—8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.Процедура пересмотра Конституции начинается с внесения субъектом инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно направляется в Совет Федерации.Если Совет Федерации принимает предложение (необходимо не менее трёх пятых голосов) что нужны какие-то изменения в эти главы, оно должно созвать Конституционное Собрание. Конституция установила, что созыв Конституционного Собрания производится в соответствии с федеральным конституционным за­коном. В настоящее время такого закона нет.

13.процедура внесения поправок в конституцию рф.
Субъектами
, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:Президент Российской Федерации; Федеральное собрание (Совет федерации; Государственная дума), Правительство Российской Федерации; законодательные органы субъектов Российской Федерации;

1 4.Конституционный контроль.
Правовая охрана Конституции – это совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается выполнение всех норм Конституции и строгое соблюдение режима конституционной законности.
Конституционный контроль – это деятельность уполномоченных органов государства, которые преследуют цель выявления и пресечения не согласованных с Конституцией нормативно-правовых актов.В России контроль осуществляет Конституционный Суд РФ. Существуют 2 виды конституционного контроля 1) Предварительный – начинается с момента инициирования закона и заканчивается с вступлением закона в силу;2) Последующий – возникает с момента вступления закона в силу.Конституционный Суд РФ осуществляет последующий конституционный контроль.

15.основы конституционного строя рф.
Конституционный строй- это система сложившихся в стране и конституционно закреплённых общественных отношений, определяющих природу и характер деятельности государственных и общественных институтов, принципы их взаимоотношений друг с другом, основные права и свободы граждан.Название «Основы конституционного строя» носит глава 1 Конституции РФ.Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя:
- права и свободы человека, гражданина как высшая ценность;
- народовластие и республиканская форма правления;
- федеративное устройство;
- разделение властей;
- государственный суверенитет;
- верховенство права;
- политическое и идеологическое многообразие;
- единство экономического пространства и свобода экономической деятельности;
- социальный характер государства;
- светский характер государства;
- признание и гарантирование местного самоуправления.

16.политические основы конституционного строя.
1. Демократическое государство. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды.2. Правовое государство. Обязательность соблюдения Конституции РФ и законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Признание составной частью правовой системы РФ общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Гарантированность каждому гражданину РФ обладания на ее территории всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.3. Федеративное устройство. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ.4. Республиканская форма правления.5. Признание человека, его права и свободы высшей ценностью.6. Суверенитет. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.7. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции.8. Признание и гарантирование в РФ местного самоуправления. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

17.социально-гуманистические основы конституции рф.
Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать та-кие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ - таковы главные действую-щие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй. Человек, его права и свободы - высшая ценность. Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.

18.конституционные институты прямой демократии.
Непосредственная (прямая) демократия - это осуществление народом власти через формы непосредственного или прямого волеизъявления. По Конституции РФ (ч. 1 ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа признаются референдум и свободные выборы. Непосредственная демократия обеспечивает наиболее полное участие масс в управлении страной, дополняет постоянно действующую централизованную (институционную) представительную систему. Субъектами непосредственной демократии выступают многонациональный народ России в целом; население субъектов РФ и его административно-территориальных единиц (городских, сельских поселений), избирательных округов, трудовые коллективы.Характерные черты непосредственной демократии: 1) это одна из форм участия граждан в осуществлении народовластия; 2) право на участие в непосредственном волеизъявлении имеют определенные субъекты на основе гражданства, проживания на определенной территории, членства в трудовом коллективе или иных объединениях граждан; 3) прямое волеизъявление не опосредуется какими-либо органами, оно оформляется актами непосредственной демократии.

19.референдум.
В конституционном праве под референдумом понимают самостоятельную отличную от выборов форму непосредственного народовластия
Виды референдумов. Классификация референдумов проводится по различным основаниям.1.В зависимости от территориального состава участников выделяются общенациональный, региональный и местный референдумы. В общенациональном референдуме принимают участие все правосубъекты граждане страны. На нем выносятся решении, имеющие общегосударственное значение. В голосовании на региональном либо местном референдуме принимают участие граждане субъектов Федерации и муниципальных образований соответственно. На этих референдумах принимаются решения по вопросам регионального (местного) значения.2. По содержанию решаемых вопросов референдумы делятся на конституционные, законодательные и иные. На конституционном референдуме принимается или изменяется Конституция, а на законодательном - закон. Разновидностью законодательного референдума является отменительный референдум- принимается решение об отмене того или иного закона. Иные референдумы проводятся по вопросам, не связанным с конституционным или с законодательными решениями. Также возможен народный выбор (предоставление избирателя выбора предпочтительного варианта ответа н вопрос референдума).3.По основаниям проведения (назначения) различают референдумы обязательный и факультативный. Обязательный референдум проводится в случаях, предусмотренных законам, согласно предписаниям которого тот или иной вопрос может быть решен только на референдуме. Факультативный референдум проводится по инициативе субъектов, обладающих соответствующими полномочиями.4. По юридическим последствиям принимаемых решений референдумы бывают императивные и консультативные. Императивный референдум принимает юридически обязательные решения, а консультативный- рекомендательные.

2 0.разделение властей и единство гос.власти.
«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется...» (ст. 10 Конституции рФ) (одна власть, а не три власти) на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принципы системы органов государственной власти РФ: 1) разделение властей; 2) единство органов государственной власти. В РФ выделяются ветви власти: 1) законодательная (Федеральное Собрание РФ); 2) исполнительная (Правительство РФ); 3) судебная (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и т. д.). Президент РФ является главой государства и не относится ни к одной из ветвей власти, но его полномочия наиболее близки к исполнительной. Единство государственной власти выражается в единстве природы власти: все ветви получают свои полномочия только от народа России, так как только он является единственным носителем государственной власти в РФ. Единство органов государственной власти также предполагает, что их компетенция, порядок формирования, формы взаимного контроля и взаимодействия установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами. Компетенция, порядок формирования и т. п. установлены для всех уровней власти: федерального и субъектов РФ.

21.народный суверенитет россии.
НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ (СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА) — в РФ принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Н.с, или полновластие народа, есть обладание им политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими реальное участие народа в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ — единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях передает полномочия на распоряжение властью (не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. При этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции, "никто не может присваивать власть в Российской Федерации.Суверенитет не есть власть, это важнейший организационно-по­литический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, само­стоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его не­зависимость во внешних сношениях.

22.российское гражданство.
Гражданство РФ ~ устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Вопросы гражданства РФ регламентируются ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», а также Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации». Принципы гражданства РФ: • Единство и равенство гражданства независимо от оснований его приобретения; • Проживание гражданина РФ за ее пределами не прекращает его гражданства РФ; • Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; • Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан иностранному государству; • Поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на ее территории; • Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. \

23.приобртение гражданства.
Статья 13.
Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;в) имеют законный источник средств к существованию;г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
2. Срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.
Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее образование в созданных в Российской Федерации организациях, осуществляющих образовательную деятельность, после 1 июля 2002 года.

24.прекращение гражданства.
Основания прекращения
гражданства РФ: 1) выход из гражданства РФ; 2) иные основания, предусмотренные федеральным законодательством или международными договорами РФ. Выход из гражданства РФ – свободное волеизъявление гражданина РФ. Выход их гражданства РФ осуществляется на основании заявления гражданина РФ, если он постоянно проживает на территории.Выход из гражданства РФ лица, проживающего за пределами России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления (на основании заявления желающего лица) этого лица в упрощенном порядке при отсутствии оснований отказа в выходе из гражданства РФ. Выход из гражданства РФ может быть в общем и упрощенном порядке. Упрощенный порядок выхода из гражданства РФ установлен для ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой – гражданство иностранного государства, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином. В этом случае выход из гражданства РФ осуществляется на основании заявления родителей либо заявления единственного родителя. В случае если лицо таким образом утратило гражданство РФ, то за ним сохраняется право восстановления в гражданстве РФ после достижения им 18 лет.

26.гос.органы по делам о гражданстве.
Государственными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:ПрезидентРФ;Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ;Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами России.

27.правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
Беженец - лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;Признание лица беженцем предусматривает:1)обращение с ходатайством о признании беженцем;2)предварительное рассмотрение ходатайства;3)принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;4)выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;5)рассмотрение ходатайства по существу;6)принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;7)выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.
Вынужденный переселенец (ВП) - гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:1)совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление по законодательству РФ;2)покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

28.право политического убежища.
В соответствии с п.1 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища политическое убежище предоставляется РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются - лица) с учетом государственных интересов РФ на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и рассматриваемым Положением. 1 РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. Предоставление РФ политического убежища производится указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

29.правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в россии.
Конституция России устанавли­вает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами.
Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исклю­чением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Это ка­сается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудо­вую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспече­ние, образование, участие в общественных организациях, пользо­вание достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Но они лишены тех прав, преимущественно из кате­гории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие не­которых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государст­венной власти, участие в референдумах и др.). Существуют неко­торые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми преду­смотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

30.понятие прав и свобод человека и гражданина.
Право – система общеобязательных, установленных в законе норм, принципов и нормативных установок, выражающих меру свободы и ответственности в обществе выступающее регулятором общественных отношений. Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.Свободы — права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их».При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:1) все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение государства;2) свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы;3) границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;4) часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;5) ограничение прав, возможно, исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.Свободы, таким образом, есть свободы индивида, который имеет личные и политические свободы, и свободы народов, которые по содержанию можно также определить как политические свободы.

32.личные права и свободы человека и гражданина в рф.
1. Право на жизнь. Гарантии права на жизнь: в ст. 20 Конституции РФ говорится о "исключительности смертной казни", тем самым гарантируется право на жизнь. Смертная казнь назначается лишь в исключительных случаях, за особо тяжкие преступления против жизни, и лишь при рассмотрении дела судом присяжных. 2. Право на личное достоинство. В Конституции РФ закреплено: ничто не может быть основанием умаления. Принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. 3. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т. е. возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лип, обладающих возможностью применения принуждения к людям 4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени. Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других., 5. Право на жилище. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. 6. Право на национально-языковую идентификацию. Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности по национальному признаку 7. Свобода совести и свобода вероисповедания. Свобода верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной религии, либо быть атеистом. 8. Право на свободное передвижение. Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну в нарушение визового режима или законодательства о въезде. 9. Право на свободу мысли. Право иметь любые мысленные убеждения. Родственно свободе совести. Не следует путать со свободой слова – она относится уже к политическим правам. Политические права от личных отличаются тем, что личные права касаются только самой личности, а политические затрагивают интересы других людей.

31.классификация прав и свобод человека и гражданина.

33.политические права граждан.
Политические права - это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления.
К ним относятся права: участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32), избирать и быть избранными во властные структуры (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ)Право на объединение (ст. 30) Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование (ст 30)Право на свободу массовой информации (ст. 29) Право на политическое убежище (ст. 63) Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33)Право на защиту и покровительство за пределами Российской Федерации (ст. 40)

34.экономические права и свободы.
Экономические права и свободы - это права и свободы, призванные обеспечивать реализацию экономических свобод, характерных для общества.Виды экономических прав и свобод:- Пр


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.