Предмет и метод отрасли конституционного права. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Предмет и метод отрасли конституционного права.

2017-11-22 258
Предмет и метод отрасли конституционного права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет и метод отрасли конституционного права.

Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения. Предмет конституционного права – это общественные гражданские отношения.

1) ИМПЕРАТИВНЫЕ – предписывающие поступать только определенным образом (представление лица на должность Ген.прокурора осуществляется только Президентом РФ);

1) УПРАВОМОЧЕНИЯ (наделение органов гос-ва определенными полномочиями для выполнения их задач);

2) СУБОРДИНАЦИИ (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту);

3) ОБЯЗЫВАНИЯ (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении ГД двух вотумов недоверия в течение 3-х месяцев);

4) ЗАПРЕЩЕНИЯ (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций);

5) ДИСПОЗИТИВНЫЙ метод – выбор поведения на усмотрение субъекта (Президент может принять отставку Правительства, а может и не принимать);

6) КООРДИНАЦИЯ, СОГЛАСОВАНИЕ – не основные (согласительные процедуры, осуществляемые Президентом при разрешении спора м/у субъектами);

7) РЕПРЕССИВНЫЕ – используются в исключительных случаях (во время объявления ЧП высылка лиц, подстрекающих к общественным беспорядкам, в другие районы страны).

Конституционно-правовые отношения.

Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права. Субъекты конституционно-правовых отношений - это их участники, между которыми в соответствии с конституционно-правовыми нормами возникают юридиче­ские права и обязанности. Объекты конституционно-правовых отношений – это предметы или явления реальной действительности, по поводу которых субъекты правомочий вступили в пра­вовую связь.

Субъекты конституционно-правовых отношений.

убъекты конституционно-правовых отношений - это их участники, между которыми в соответствии с конституционно-правовыми нормами возникают юридиче­ские права и обязанности. Круг таких субъектов исклю­чительно широк, причем одной из сторон отношения всегда выступает государство в целом, орган государ­ства или его представитель либо иное лицо, но опять-таки по уполномочию государственного органа.

В число субъектов конституционно-правовых отно­шений входят:

· народ в целом;
· нации, народности, а в от­дельных случаях национальные группы;
· государство (Российская Федерация);
· административно-территориальные единицы;
· органы государства;
· общественные организа­ции и политические партии, органы общественного территориального самоуправления;

· депутаты;· граждане,
. лица без гражданства, ино­странные граждане;
· органы местного самоуправления.

Источники российского конституционного права.

Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы.

Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Законы.

3. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации.

5. Постановления Правительства РФ.

6. Акты органов местного самоуправления.

7. Конституционно-правовые договоры и соглашения.

8. Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры.

9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Нормы российского конституционного права и их особенности.

Конституционно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие конституционные отношения.

Специфика конституционных норм заключается в том, что они:

1) регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства.

2) большинство норм конституционного права является нормами - декларациями и нормами - дефинициями

3) Структура нормы конституционного права имеет свои особенности и не всегда трехэлементная.

Формирование

Избирательные комиссии состоят из нескольких членов с правом решающего голоса, формируются представительными и исполнительными органами соответствующего уровня или вышестоящими избирательными комиссиями. Избирательные комиссии субъектов РФ формируются законодательным и исполнительным органами субъекта РФ с учетом предложений ЦИК России. Избирательные комиссии МО формируются представительными органами МО с учетом предложений избирательной. Все вышеуказанные избирательные комиссии, за исключением окружных, являются постоянно действующими.

Порядок работы

Должностные лица избирательной комиссии — председатель, заместитель председателя, секретарь. Председатели избирательных комиссий в зависимости от уровня комиссии назначаются вышестоящими комиссиями или избираются самими комиссиями по предложениям вышестоящих комиссий из состава комиссий. Заместители председателей и секретари комиссий избираются комиссиями из своего состава. Решения избирательных комиссий по всем вопросам принимаются на заседаниях, ключевые решения по вопросам организации избирательного процесса принимаются большинством от установленной численности комиссии. Протоколы об итогах голосования, о результатах выборов подписываются всеми членами избирательной комиссии.

47. Избирательный процесс и его основные стадии.
Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса:

1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7) голосование; 8) определение результатов и их опубликование.

48. История российского федерализма (1917-1990 гг.)
Территориально-государственная форма устройства России прошла несколько этапов в своем развитии.

Первый этап начался с провозглашения на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Российской Федерации, что явилось прямым следствием осуществления Октябрьской революции и распада бывшей Российской империи. Это был этап создания и развития социалистического федерализма, в результате которого было образовано новое государство - Российская Федерация. На российской территории произошло образование республик и областей по национальному и географическому признакам.

2. В 1922 г. был провозглашен СССР - новое федеративное государство, которое включало в свой состав формально равные субъекты - социалистические республики, обладавшие правом выхода из Союза.Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство по своей сути становиться унитарным.Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего влияния на политику репрессий, кᴏᴛᴏᴩаяосуществляласьвмасштабевсейстраны. Безкакого-либоправовогокамуфляжабылиликвидированымногиеавтономии, ацелыенародыподвергнутымассовойдепортации. В послесталинский период (в конце 50-х гг.) автономии некᴏᴛᴏᴩыхизданныхнародовбыливосстановлены.

3.Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России – в частности. В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В условиях опасности распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был включен в Конституцию как ее составная часть. Договор подтвержден суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Федерации.

 

49. Конституционная природа государственного устройства России.
РФ- это федеративное государство. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, декларацией о гос суверенитете РСФСР, Федеративным договором. Конституционные основы национально-государствен­ного устройства России включают:

= закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию РФ;

= верховенство федеральной Конституции и федераль­ных законов на всей территории РФ;

= целостность и неприкосновенность территории РФ;

= установление субъектного состава России;

= закрепление в качестве основы федеративного устрой­ства России ее государственной целостности, единства си­стемы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов;

= равноправие народов;

= равноправие субъектов во взаимоотношениях с феде­ральными органами государственной власти;

= единство и равенство федерального гражданства.

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

1. Совета Федерации кантональная палата.

2. Государственной Думы народная палата.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Законопроект устанавливает следующий порядок.

1. Члены Совета Федерации утверждаются соответственно законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на основании волеизъявления граждан РФ, проживающих на территории соответствующего субъекта РФ.

2. После назначения предварительного голосования начинается процедура выдвижения кандидатов.

3. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (действующего созыва) выдвигает на предварительное голосование 3 кандидатов.

4. Высшее должностное лицо субъекта РФ выдвигает на предварительное голосование 3 кандидатов.

5. Победителями предварительного голосования признаются соответственно:

- кандидат, выдвинутый законодательным органом государственной власти субъекта РФ и получивший наибольшее число голосов граждан, принявших участие в данном голосовании;

- и кандидат, выдвинутый высшим должностным лицом субъекта РФ и получивший наибольшее число голосов граждан, принявших участие в данном голосовании.

7. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ (нового созыва) и высшее должностное лицо субъекта РФ соответственно обязаны утвердить победителей предварительного голосования членами Совета Федерации.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Выборы депутатов Государственной Думы складываются из нескольких этапов.

Назначение выборов.

В ыдвижение списков кандидатов

Голосование

Результаты выборов. Первоначальный подсчет голосов осуществляют участковые избирательные комиссии, которые направляют протоколы о результатах подсчета в территориальныеизбирательные комиссии, избирательные комиссии субъектов РФ, которые с свою очередь направляют их в Центральную избирательную комиссию.
Центральная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов.

Компетенция и акты палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Основными функциями парламента являются:

• функция представительства; заключается в том, что его палаты представляют: а) народ Российской Федерации – непосредственно через депутатов Государственной Думы; б) народы Российской Федерации, проживающие на территории всех субъектов РФ, – через членов Совета Федерации.

• функция законотворчества;

• контрольная функция.заключается в возможности осуществления контроля за деятельностью других органов государственной власти и должностных лиц

Основными стадиями законодательного процесса являются:

1) внесение законопроекта в Государственную Думу;

2) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;

3) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;

4) подписание Президентом РФ и обнародование закона.

АКТЫ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые палатами Федерального Собрания — Государственной Думой и Советом Федерации по вопросам их ведения. Согласно ст.ст. 102 и 103 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума, осуществляя свои полномочия, принимают решения в форме постановлений. Постановлением палаты оформляется и принимаемый палатой закон, и политическое заявление или обращение. При этом каждая из палат принимает постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ, а также по вопросам организации своей внутренней деятельности.

Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Важнейшей частью деятельности Федерального собрания является законодательный процесс, т.е. установленная законом процедура рассмотрения и принятия законов.

В общей сложности можно выделить 5 стадий законодательного процесса:

· подготовка законопроекта и внесение его в Государственную думу (форма реализации права законодательной инициативы);

· обсуждение законопроекта в Государственной думе с последующим принятием закона или его отклонением;

· одобрение закона Советом Федерации;

· подписание закона Президентом РФ или его отклонение;

· опубликование закона и вступление его в силу.

Конституционный статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Статус депутатов ГД и членов СФ складывается из их прав, обязанностей и ответственности.

Статусы депутата ГД и члена СФ во многом схожи, но между ними есть и различия. Различия определяются уже тем, что депутаты ГД избираются населением, а члены СФ входят в состав палаты по назначению или избранию ОГВ субъектов.

Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

Членом Совета Федерации является представитель субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

Статус парламентариев характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий.

Предмет и метод отрасли конституционного права.

Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения. Предмет конституционного права – это общественные гражданские отношения.

1) ИМПЕРАТИВНЫЕ – предписывающие поступать только определенным образом (представление лица на должность Ген.прокурора осуществляется только Президентом РФ);

1) УПРАВОМОЧЕНИЯ (наделение органов гос-ва определенными полномочиями для выполнения их задач);

2) СУБОРДИНАЦИИ (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту);

3) ОБЯЗЫВАНИЯ (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении ГД двух вотумов недоверия в течение 3-х месяцев);

4) ЗАПРЕЩЕНИЯ (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций);

5) ДИСПОЗИТИВНЫЙ метод – выбор поведения на усмотрение субъекта (Президент может принять отставку Правительства, а может и не принимать);

6) КООРДИНАЦИЯ, СОГЛАСОВАНИЕ – не основные (согласительные процедуры, осуществляемые Президентом при разрешении спора м/у субъектами);

7) РЕПРЕССИВНЫЕ – используются в исключительных случаях (во время объявления ЧП высылка лиц, подстрекающих к общественным беспорядкам, в другие районы страны).


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.