Модели организационных изменений — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Модели организационных изменений

2017-11-22 329
Модели организационных изменений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для управления изменениями важно знать стадии изменения. В настоящее время известно много подходов к определению и пони­манию процесса изменений. Одним из первых в 40-х годах построе­нием модели изменения групп и организаций занимался К. Левин. Он разработал поэтапную модель организационных изменений.

1. Разблокирование – размораживание, создание готовности к изменениям. Этот этап предполагает ослабление тех сил, кото­рые держат организацию в существующем состоянии.

2. Изменение – переход. Этот этап предполагает развитие но­вых оценок, позиций и поведения.

3. Заблокирование – замораживание, закрепление. Этот этап предполагает создание таких механизмов, которые поддержива­ют и гарантируют деятельность организации.

Э. Шайн, взяв за основу модель К. Левина, усовершенствовал ее и для каждой стадии определил психологические механизмы ее протекания. По его мнению, первая стадия – стадия размора­живания, характеризуется созданием мотивации и готовности к изменению в группе через:

• неподтверждение или недостаточное подкрепление старых способов поведения;

• создание чувства вины или гнева;

• предусмотрение мер психологической безопасности. На второй стадии происходит изменение через когнитивное реструктурирование. Консультанту необходимо оказать помощь клиенту увидеть некоторые вещи, которых он не замечал, оценить их, почувствовать их и реагировать на них другим способом в со­ответствии с новой точкой зрения. Такое когнитивное реструкту­рирование может быть получено через:

• умение считывать новую релевантную, существенную ин­формацию из окружающей среды.

Третья стадия замораживания характеризуется помощью кли­енту в интеграции новой точки зрения на:

• особенности характера в целом и на его Я-концепцию;

• значимые взаимоотношения.

На стадии размораживания неподкрепление и неподтвержде­ние обычного поведения вызывают боль и дискомфорт. Это яв­ляется причиной чувства вины или гнева и мотивирует человека на изменения. Изменения не произойдет, пока человек не почув­ствует себя комфортно, уменьшая или отбрасывая старое поведение и применяя новое. Однако при этом человек должен испы­тывать чувство психологической безопасности, для того чтобы заменить старое поведение на новое.

На второй стадии (перехода) человек осуществляет когнитив­ную реструктуризацию. Он нуждается в информации и в данных, которые бы показывали ему, что изменение желательно и возмож­но. Это достигается путем моделирования или копирования по­ведения с образца для подражания или путем сбора релевантной информации из окружающей среды.

Главная задача на третьей стадии (замораживания) – обеспе­чение интеграции нового поведения в личность, характер и отно­шения человека. Стабилизация изменения требует проверки но­вого способа на соответствие с индивидуальностью человека и с его социальным окружением. Под значимыми взаимоотношени­ями подразумеваются люди, являющиеся важными для индивида в его социальном окружении (референтная группа). Вопрос для человека ставится так – примут ли и поддержат ли значимые дру­гие произошедшие изменения?

Интересна модель индивидуального и организационного из­менения, разработанная В. Бурком и Г. Литвином. Эта модель определяет переменные первого и второго порядка, которые ав­торы назвали транзактные изменения и трансформационные изме­нения соответственно. Изменения первого порядка являются эво­люционными, адаптивными. В их процессе черты организации изменяются, но основание, фундамент остается тем же самым. Изменения второго порядка являются революционными и вызы­вают радикальные, значимые изменения природы, фундамента организации. Чтобы понять эту модель, необходимо почувствовать разницу между организационными климатом и культурой и между транзактными и трансформационными изменениями.

Организационный климат, по определению В. Бурка и Г. Литвина, – это коллективная оценка людьми организации в том смыс­ле, является ли она хорошим или плохим местом для работы, ка­кая там обстановка: дружественная, теплая, холодная, жесткая, требовательная и т. д. Эта оценка и восприятие организации ос­новываются на существующей практике управления, организаци­онных системах и на процедурах. Они относительно податливы и будут изменяться с изменениями организационных процессов, на которых они базируются. Г. Литвин показал, что можно было вы­зывать различные типы климата в лабораторных организациях, манипулируя управленческими целями и практиками. Более того, разные типы климата производили значительно отличающиеся виды поведения у членов организации. Организационная культу­ра – это также коллективная оценка людьми организации, но куль­тура базируется на более глубоких, относительно постоянных, часто неосознаваемых нормах, ценностях и убеждениях.

Концепция транзактности – трансформации была взята из ис­следований лидерства, в которых были проведены наблюдения за руководителями, добивающимися экстраординарного поведения от своих последователей, в то время как другие руководители, ра­ботающие в тех же условиях, не могли добиться этого.

Трансформационные лидеры – это лидеры, которые воодушев­ляют своих последователей переступить через свои собственные интересы на благо организации, те, кто в состоянии получить глу­бокий и экстраординарный эффект от последователей. Транзактные лидеры – это лидеры, которые ведут или мотивируют своих последователей в направлении установленных целей, разъясняя роли и задачи, которые необходимо выполнить. Транзактное ли­дерство подразумевает справедливый обмен между лидером и пос­ледователем, что ведет к нормальной работе; трансформацион­ное лидерство имеет в виду воодушевление, которое ведет к но­вой степени высоты в работе. Транзактность подразумевает изме­нения первого порядка; трансформационность – изменения вто­рого порядка.

В. Бурк и Г. Литвин предполагают, что интервенции, направ­ленные на лидерство, миссию, стратегию и организационную культуру, приводят к трансформационным изменениям, или фундаментальным изменениям в организационной культуре. Интервенции же, направленные на практику управления, на структуру и системы, приводят к транзактным изменениям, или к изменениям в организационном климате.

В. Бурк говорит, что существует два разных набора организа­ционных динамик. Первый, главным образом, ассоциируется с транзактным уровнем человеческого поведения в ежедневных итерациях и обменах, создающих организационный климат. Вто­рой набор динамик соотносится с процессом человеческих транс­формаций – это неожиданные «скачки», резкие изменения в по­ведении. Для настоящего изменения, по мнению В. Бурка, в орга­низационной культуре требуются трансформационные процессы.

Консультант по организационному развитию измеряет масш­таб ситуации, определяет, какой вид изменений необходим, за­тем нацеливает интервенции на те элементы организации, изме­нение которых приведет к желательным изменениям.

По сути дела, процесс развития организации является управ­ленческим процессом, если под управленческим процессом по­нимается процесс, определяющий сотрудничество, которое про­двигается с одного уровня на другой в иерархии организацион­ной культуры.

Л. Грейнер предлагает модель процесса управления организа­ционными изменениями, состоящую из шести этапов:

1) давление и побуждение;

2) посредничество и переориентация внимания;

3) диагностика и осознание;

4) нахождение нового решения и обязательства по его выпол­нению;

5) эксперимент и выявление;

6) подкрепление и согласие.

По ее мнению, изменениям в организации способствуют та­кие факторы, как постоянное внимание руководства предприя­тия к вопросам изменения и развития; отработка и применение целенаправленных и постоянных методов; постоянный процесс обратной связи и желание учиться; поощрение за развитие.

Организационные изменения могут быть рассмотрены и под другим углом зрения, а именно в качестве процесса развития орга­низации. Стадиями процесса развития в этом случае являются диагноз, планирование деятельности, осуществление и оценка.

Стратегия предстоящих изменений определяется на основе анализа состояния подсистем организации и протекающих в ней процессов и исходя из целей, поставленных перед организацион­ным развитием. Так, Линк выделяет три фазы системной страте­гии вмешательства в организацию: диагностика, проектирование и осуществление.

• Диагностика – это процесс выработки точки зрения, в со­ответствии с которой необходимо рассматривать конкрет­ную совокупность связанных с изменением проблем и бла­годаря которой цели изменения становятся предельно яс­ными.

• Проектирование – это фаза, на которой предлагаются и изу­чаются различные методы или возможности проведения из­менения.

• Осуществление – это решение увидеть результат проведе­ния изменения, т. е. процесс выработки средств проведе­ния желаемого изменения, затем анализ его результатов.

Три фазы, выделенные Линком, описывают процесс проведе­ния изменений в организации в обобщенном виде. Для более де­тальной процедуры организационных изменений Линк предло­жил универсальную модель системной стратегии, состоящую из восьми этапов:

1) описание системы;

2) определение целей и ограничений;

3) формулирование критериев достижения целей;

4) разработка вариантов;

5) моделирование вариантов (выборочно);

6) оценка достижения цели с помощью критериев;

7) разработка стратегии осуществления;

8) реализация.

Фазе диагностики соответствуют 1, 2, 3-й этапы; фазе проекти­рования – 2-й и 4-й этапы и фазе осуществления – 6, 7, 8-й этапы.

Базовой моделью исследования в организационном развитии является модель «исследование действием». Ее классический вариант состоит из следующих этапов:

• проведение диагноза состояния организации;

• передача этих данных членам организации;

• планирование деятельности – принятие решений, какими должны быть планы действий;

• реализация планов действий;

• оценка планов действий и повторение этого же цикла. Таким образом, основным видом работ организационного развития является сбор данных о состоянии изучаемой системы;

• постановка диагноза (анализ) состояния системы и ее основных частей;

• определение и планирование действий по вмешательству в существующую организацию с целью ее изменения.

При этом следует отметить, что все виды работ взаимосвязаны и для их осу­ществления используются разные методы.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.