Программа «Гармония развития» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Программа «Гармония развития»

2017-11-22 1717
Программа «Гармония развития» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(СПб.: ЛГОУ, 2002)

Автор: Д.И. Воробьева, кандидат педагогических наук.

Основная идея программы[1] — всестороннее, гармоническое развитие ребенка 2-7 лет; сохранение и укрепление физического и психического здоровья; равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности ребенка дошкольного возраста; создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.

Построена на традиционной отечественной культуре и достижениях методической системы российского дошкольного образования; на принципе интеграции различных по содержанию видов творческой деятельности детей (игровой, познавательной, речевой, конструирования, природоведческой, математической и др.). При этом в качестве основной деятельности выступает изобразительная и разные виды искусства, что позволяет принципиально по-новому организовать художественно-творческую деятельность самого ребенка и весь педагогический процесс в целом.

Программа определяет ряд педагогических условий, которые помогают ребенку самостоятельно и с помощью взрослого освоить определенные материальные и духовные ценности, познать окружающий мир и себя в нем; развивает умение строить взаимоотношения с живым и неживым миром.

Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть) и реализация этого опыта в условиях самостоятельной творческой деятельности ребенка (сделать, создать). Передача социального опыта (знаний, умений и навыков) осуществляется на занятиях и в свободной деятельности. Обучение на занятиях проводится с небольшими по количественному составу подгруппами детей (5-8 человек) с определением обязательного минимума программного материала, который может усвоить каждый ребенок с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей.

Ориентированная прежде всего на творчество ребенка, программа «Гармония развития» в то же время обращена к педагогу и не только дает ему широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника, но и перестраивает мышление педагога, позволяет ему реализовать идею субъектной позиции ребенка в познавательно-творческой деятельности. Педагогу предоставлена возможность активно включаться в педагогический поиск, осваивать новые способы действий, решать нестандартные педагогические ситуации, творчески варьируя и прогнозируя результат. Педагог имеет право самостоятельно конструировать на предложенной основе иное вариативное содержание и развивающую среду, максимально приспосабливая их к конкретным условиям детского сада, группы и задачам воспитания и развития ребенка. Программа выводит педагога на путь самообразования, открывает возможности решения организационно-методических проблем, повышающих качество его профессиональной деятельности.

В помощь педагогам, работающим по программе, издаются пособия:

Воробьева Д.И. Методические рекомендации к программе «Гармония развития». СПб.: ЛГОУ, 2002.

Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка (методическое руководство для воспитателей и родителей). СПб., 2001.

Космовская М.В. Музыка. Курск: КГПУ, 2001.

Буренина А.М. Ритмическая мозаика. СПб.: ЛОИ-РО, 2000.

Белошистая А.В. Занятия по формированию элементарных математических представлений и конструированию с детьми. В 3 частях. М.: ГИЦ «Владос», 2002-2003.

Жукова О.Г. Творческое конструирование. СПб.: Детство-Пресс, 2002.

«Гармония развития» является программой открытого типа, а это значит, что наряду с предлагаемым перечнем литературы не исключается возможность использования воспитателем других методических пособий: и дидактических материалов.

Программа развития речи детей
дошкольного возраста в детском саду

(М.: Творческий центр «Сфера», 2002)

Автор: О.С. Ушакова, доктор педагогических наук.

Программа является результатом многолетних научных исследований, проведенных лабораторией развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Она раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.

Концепция программы базируется на научном положении Ф.А. Сохина о необходимости элементарного осознания ребенком явлений родного языка и речи, лингвистического развития в дошкольном детстве. Поэтому важной отличительной особенностью программы является ее нацеленность на работу по осмыслению ребенком основных закономерностей языка.

В соответствии с базовыми положениями программы речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре развития различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку и развитие речи даются в программе не только в сфере овладения языковыми навыками — фонетическими, грамматическими, лексическими, но и, что весьма важно, в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми.

Необходимым компонентом программы является речевое воспитание, которое предполагает формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями.

Система обучения дошкольников по программе включает три основных направления:

— освоение разных структурных уровней системы языка: фонетики, лексики и грамматики;

— освоение навыков овладения языком в его коммуникативной функции (развитие связной речи, речевого общения);

— развитие способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

Реализация этих направлений предполагает организацию образовательного процесса в форме сотрудничества и творческого общения воспитателя с детьми.

Наряду с этими общими принципами программа проникнута идеей преемственности и интегрирования различных речевых задач. Преемственность реализуется в ней на основе концентрического расположения учебного материала от одной возрастной группы детского сада к другой. Решение главных речевых задач (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется путем увеличения объемов программного материала внутри каждой задачи, а также углубления и расширения умений детей в области использования родного языка. Варьируется и сочетаемость упражнений, их смысл и связь. Вместе с тем на каждом этапе обучения (от группы к группе) сохраняется единое программное ядро. Так, в развитии связной речи — это связывание предложений в высказывания; в словарной работе — формирование смысловой стороны слова, в грамматике — формирование языковых обобщений и т.д. Поэтому особое значение в организации обучения приобретает правильное определение педагогом ведущих содержательных линий каждой речевой задачи на каждом возрастном этапе образования ребенка.

Программа предполагает, что работа с детьми должна осуществляться в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по подготовке к обучению грамоте, а также на всех остальных занятиях, в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни (в детском саду и в семье). Однако, по мнению автора, только специально организованное обучение на занятиях по родному языку может дать устойчивый развивающий эффект.

Большинство занятий построено по тематическому принципу — времена года, мир природы, животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми и др. Система обучения предусматривает, что детям сначала предоставляется возможность расширить свои представления об окружающей жизни, природе, ознакомиться с лучшими образцами художественной литературы, а затем на специальных занятиях по развитию речи они закрепляют полученные знания и учатся выражать свои мысли, выполняя отдельные лексические и грамматические упражнения и составляя связные монологические высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение). Такая последовательность делает процесс обучения интересным и естественным для ребенка.

Овладение родным языком и развитие языковых способностей рассматривается в программе как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который помогает решать задачи эстетического и нравственного воспитания.

Эстетическое воспитание осуществляется на речевых занятиях в процессе ознакомления детей с фольклором и произведениями литературной классики, которые оказывают существенное влияние на воспитание любви к языку, его богатству и красоте, воспитывают бережное отношение к культурным ценностям родного языка.

Исходя из общих целей программа, как уже указывалось, способствует решению целого комплекса задач нравственного воспитания ребенка. Ознакомление с рекомендованными произведениями художественной литературы, пересказ, составление коллективных рассказов воспитывают уважительное отношение к взрослым и сверстникам, умение договариваться между собой, уступать товарищу, не перебивая выслушивать его и др.

Воспитательное воздействие оказывают не только содержание бесед, проводимых в ходе занятий, и литературные произведения, которые учат честности, доброте, благородным поступкам, но и рекомендованные автором к использованию другие дидактические средства (иллюстрации, игры, игрушки и т.п.).

Программа содержит показатели итогового уровня развития речи, которого могут достигнуть дети в результате обучения по данной системе. Она предъявляет также достаточно высокие требования и к воспитателю, который должен творчески подходить к своей работе и обладать широким кругозором и высоким уровнем педагогической культуры.

Реализация программы предполагает использование целого ряда учебных и методических пособий:

Ушакова О.С., Струнина Е.М., Максаков А.И. и др. Занятия по развитию речи. М.: Совершенство, 2001.

Ушакова О.С. и др. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. М.: ИПТ, 2001.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. М.: ТЦ «Сфера», 2002.

Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). М.: ТЦ «Сфера», 2001, 2002.

Ушакова О.С. Рассказы про зверят. Набор сюжетных картин по развитию связной речи. М.: Карапуз, 2001.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» М.: Владос, 2002.

Программа математического развития
детей дошкольного возраста

в системе «Школа 2000...» (М.: Баласс, 2002)

Автор: Л.Г. Петерсон, доктор педагогических наук.

Программа математического развития детей дошкольного возраста, разработанная в рамках педагогической системы «Школа 2000...» (под рук. проф. Г.В. Дорофеева), представляет собой первую ступень непрерывного курса математики 0-9, обеспечивающую содержательную преемственность в обучении на всех его этапах (дошкольное, начальное общее, среднее (полное) общее образование).

На дошкольной ступени образования программа «Школа 2000..» определяет содержание работы детского сада по формированию у детей первоначальных математических представлений в каждой возрастной группе, начиная со второй младшей. Главная цель — создание интересной и содержательной с позиций общих представлений об окружающем мире системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств личности.

Концептуально программа опирается на многолетние исследования ученых и опыт педагогов-практиков, свидетельствующие о том, что наибольшие трудности в школе испытывает тот ребенок, который не готов к новой социальной роли ученика и не достиг соответствующего уровня развития психических процессов, у которого не сформированы такие личностные качества, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, стремление узнавать новое и др. Поэтому основными задачами программы на дошкольной ступени образования являются:

— целенаправленное формирование интересов и мотивации учения;

— развитие сенсорных и интеллектуальных процессов, приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);

— развитие вариативного мышления, творческих способностей, инициативы, фантазии;

— развитие речи, умение аргументировать свои высказывания;

— формирование умения целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;

— формирование потребности и способности планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.

Эти задачи решаются поэтапно в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: дети сравнивают отдельные предметы и группы предметов, знакомятся со способами установления порядка между предметами в группе и соответствия между предметами в различных группах, моделируют процесс соединения частей в целое и выделение части целого, сравнивают величины с помощью условных мерок и др. Решение этих задач связывается с формированием у детей представлений об образовании чисел первого десятка на наглядно-практической основе.

Особенность программы — в более глубоком изучении предметов и явлений окружающего мира: она готовит детей к восприятию и элементарному пониманию диалектического единства мира в его количественных и качественных взаимосвязях.

Программа строится на основе дидактических принципов, среди которых ведущими являются:

— принцип психологической комфортности (создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально комфортные условия образовательного процесса);

— принцип деятельности (каждое новое знание вводится не в готовом виде, а через процесс самостоятельного «открытия» ребенком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений);

— принцип целостного представления об окружающем мире (каждое новое представление формируется во взаимосвязи с другими предметами и явлениями окружающего мира);

— принцип творчества (ориентирует педагога на приобретение каждым ребенком опыта творческой деятельности);

— принцип вариативности (предоставляет ребенку право собственного выбора действия);

— принцип непрерывности (обеспечивает преемственные связи на уровне содержания, методологии и методики обучения математике на всех ступенях образования. При этом дошкольная пропедевтика является базой для каждого следующего этапа обучения как в детском саду, так и полноценного включения детей в учебную деятельность в первом классе).

Успех дошкольного обучения зависит от эмоционального благополучия ребенка, отсутствия у него страха перед возможной неудачей. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми этого возраста является создание атмосферы доброжелательности и личностно ориентированного подхода к каждому ребенку.

Программа имеет концентрическую структуру, содержит вариант примерного распределения учебного материала во времени.

Методические рекомендации учитывают специфику дошкольной дидактики и максимально насыщены системой игровых приемов и упражнений. Занятия по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, делают открытия. В процессе занятий дети свободно перемещаются по групповой комнате, работают с картинками, игрушками, мячами, кубиками «Лего»... Система занятий является естественным продолжением игровой деятельности детей, благодаря чему решение поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения.

Исследование математических проблем может проводиться не только на специальных занятиях по математике, но и на занятиях интегрированного типа. Так, пространственно-временные отношения и сравнение величин можно связать с материалом по изучению окружающего мира. На занятиях по декоративному рисованию можно ввести понятие ритма в узоре, поиск закономерности и ее нарушения, продолжение узора и составление его из геометрических фигур и т.п. Практически все знания, умения и навыки, полученные на занятиях, можно закреплять во время прогулок в естественной, непринужденной форме, работая с детьми индивидуально.

Программа обеспечена пособиями:

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников 3-4 лет. Методические рекомендации. М.: Баласс, 2001.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Учебное пособие «Игралочка». Ч. 1-2. М.: Баласс, 2001.

Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз — ступенька, два — ступенька... Ч. 1-2. Учебное пособие по математике для дошкольников 5-6 лет. М.: Баласс, 2001.

Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз — ступенька, два — ступенька... Методические рекомендации. М.: Баласс, 2001.

Художественный труд
Обучение детей элементам народных
ремесел в детском саду и начальной школе

(М.: АСТ-Пресс, 2002)

Автор: Н.А. Малышева.

Программа ориентирует педагога на развитие художественно-творческих способностей детей в едином процессе ознакомления с элементами художественной культуры и эстетическими ценностями своего народа. Представляет единую систему непрерывного художественного воспитания и образования детей в возрасте от 2 до 10 лет. Преемственность между дошкольным и начальными звеньями образования понимается как двусторонний процесс, при котором на дошкольной ступени образования формируются фундаментальные качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения в школе.

Программа соответствует общеразвивающим системам интегрированного типа. Художественный труд детей рассматривается в ней как важнейшее средство воспитания, развития интеллекта и духовно-нравственной сферы личности. Обучение основывается на разработанных в отечественной педагогике и практике концепциях эстетического воспитания, в соответствии с которыми формирование художественного образа находится в неразрывном единстве с развитием представлений о родной природе, труде, быте, национально-художественных традициях народа.

На дошкольном этапе обучения значительное внимание уделяется развитию:

— наглядно-образного, пространственного, композиционного, колористического мышления;

— творческого воображения и творческих способностей, самостоятельности;

— мелкой моторики рук.

Главная задача педагога детского сада, по мнению автора, состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию разнообразных поделок, которые затем могут использоваться как на занятиях, так и в творческих играх, оформлении театрализованных представлений, помещений дошкольного учреждения, дома и др.

Программа строится по возрастному принципу, внутри каждой группы детского сада — по видам художественной деятельности. В качестве основных способов освоения действительности используются изобразительный, декоративный и конструктивный (изображение, конструирование, украшение), а в качестве основных видов художественной деятельности — рисование, лепка, аппликация, мозаика, конструирование и моделирование (из бумаги, строительного, природного материалов, готовых форм и др.), плетение, вышивание, работа с текстильными материалами и др. Многие занятия проводятся по методу интегрирования, что способствует решению комплекса дидактических, методических и воспитательных задач. Художественный труд широко интегрируется с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, природой, по развитию речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности.

Основу содержания программы «Художественный труд» в детском саду составляет ознакомление детей с различными материалами и их свойствами (глина, пластилин, бумага, нитки, веревки, фольга и др.), а также с доступными видами их художественной обработки; знакомство с техниками выполнения заданий, в процессе которых дети приобретают определенные знания, творческие умения, практические навыки, формируется эстетическое видение окружающего мира. В соответствии с педагогическими задачами дети творчески воспроизводят образцы, создают собственные поделки, обыгрывают их, переживая радость созидания.

Содержание программы для каждой возрастной группы детского сада разделено по видам используемых материалов, выстроено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса в соответствии с возрастными особенностями и по мере развития моторных умений у детей, а также степенью сложности обработки материалов. В программе содержатся общие указания по методике организации работы с детьми и классификация основных видов занятий по художественному труду.

Показателями эффективной реализации содержания дошкольной составляющей программы являются высокий уровень общего развития ребенка, эстетическое восприятие произведений искусства, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, овладение простейшими ручными операциями. Этот базис создает необходимые условия и предпосылки для дальнейшего развития творческого потенциала ребенка на более старших ступенях образования, а также для ознакомления с основами художественных ремесел и элементами дизайна в начальной и средней школе.

Программа обеспечивается учебно-методическими пособиями, публикация которых поэтапно осуществляется издательством «АСТ-Пресс».

В 2001 году выпущено первое учебно-методическое пособие данной серии — «Сказочные поделки для малышей» (авт. Н.А. Малышева). Готовятся к выпуску следующие два пособия автора — «Волшебные поделки для малышей» (4-5 лет) и «Чудесные поделки для детей» (5-6 лет).

«Дружные ребята»

(М.: Просвещение, 2002)

Авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук Р.С. Буре.

Программа посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики — нравственному воспитанию ребенка в детском саду. На первый план авторами выдвигается задача создания в группах детского сада оптимальных условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активного проявления доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками.

В основе концепции программы лежит научное положение А.В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей. Отмечается, что нередко ребенок дошкольного возраста игнорирует требования педагога не потому, что не хочет или не знает, как их выполнять, а потому, что не ориентируется на состояние окружающих людей, не учитывает их интересов и желаний. Напротив, установление в группе определенных жестких правил поведения и формальное выполнение их ребенком являются лишь внешним организующим фактором его поведения и не означают понимания дошкольником их нравственной ценности. Только постепенное осознание ребенком личной значимости поступков способствует воспитанию отзывчивости, доброжелательности, сочувствия к сверстникам, испытывающим эмоциональный дискомфорт, а также умению действовать в интересах других, воздерживаться от эгоистических проявлений.

В программе определены главные условия, обеспечивающие эффективность работы по воспитанию у детей гуманных чувств и отношений:

— особая роль педагога как организатора жизни детей в группе детского сада;

— уважительное общение педагога с ребенком;

— удовлетворение потребности каждого ребенка в общении с воспитателем;

— организация совместной содержательной деятельности детей, направленной на достижение общего результата;

— создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка, обеспечение благоприятного, равного положения каждого ребенка в группе сверстников.

Программа имеет возрастной принцип построения, содержит целостную систему формирования гуманных чувств у детей дошкольного возраста. Задачи, содержание и методика работы последовательно представлены, начиная со второй младшей группы, с поэтапным их усложнением в соответствии с развитием практического опыта общения детей при учете обязательного индивидуального подхода к каждому ребенку.

Во второй младшей группе основным содержательным компонентом воспитания является формирование у ребенка отзывчивости на конкретную ситуацию эмоционального неблагополучия сверстника, а в методических рекомендациях раскрыты методы и приемы, позволяющие педагогу в наглядной форме демонстрировать поступки, отражающие отзывчивое отношение детей к нему.

В средней группе ведущей задачей становится развитие обобщенных представлений о проявлении сочувствия к сверстнику, способности проникать в его эмоциональное состояние, что побуждает к взаимному адекватному поведению. Методические приемы направлены на формирование у ребенка умения проявлять гуманное отношение к сверстнику в соответствии со складывающейся ситуацией, а также на осознание моральных норм, понимание их справедливости и личной значимости.

В старших группах детского сада (старшая и подготовительная) центральной задачей становится формирование доброжелательного отношения к сверстникам в условиях совместной деятельности детей, наиболее существенной стороной которой является общественная устремленность. Методические приемы раскрывают, как обеспечить каждому ребенку возможность реализовать свои желания и интересы, как способствовать формированию у детей дружеских отношений, а также социально-общественных качеств, основанных на уважении друг к другу.

Программа обеспечена методическими рекомендациями. Целесообразно также использовать следующие пособия:

Буре Р.С. и Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М.: Ювента, 2001.

Буре Р.С. Этические беседы с детьми дошкольного возраста. Серия картин с методическими указаниями. Готовится к выпуску издательством «Детство-Пресс» (СПб., 2002).

Рекомендации по экспертизе образовательных программ для
дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации

Методическое письмо Министерства образования РФ

от 24.04.95 г. № 46/19-15

I. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации адресуются Федеральному экспертному совету по общему образованию Министерства образования РФ, региональным (местным) органам управления образованием, организующим проведение экспертизы новых программ по дошкольному образованию, экспертным комиссиям по аттестации дошкольных образовательных учреждений.

1.2. Целями настоящих рекомендаций являются регуляция качества дошкольного образования, защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности образования, а также ориентация работы ДОУ на педагогику развития.

1.3. Настоящие рекомендации соответствуют стратегии разработки государственных образовательных стандартов дошкольного образования и могут использоваться работниками системы дошкольного образования Российской Федерации в период до утверждения и введения в действие указанных стандартов.

II. Виды программ

2. 1. Программы подразделяются на комплексные и порциальные.

2.2. Комплексная программа включает все основные направления развития ребенка.

2.3. Порциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.

2.4. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора порциальных программ.

III. Общие требования к программам

3.1. Комплексные и порциальные программы ДОУ должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.

3.2. В программах должен соблюдаться светский характер образования.

3.3. Программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

3.4. Содержание комплексной образовательной программы (или набора порциальных программ) должно быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора порциальных программ) должно включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое и художественно-эстетическое развитие.

3.5. Программы должны быть направлены на:

— развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;

— развитие способностей ребенка;

— формирование творческого воображения;

— развитие коммуникативности.

3.6. Программы должны обеспечивать:

— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

— эмоциональное благополучие каждого ребенка;

— интеллектуальное развитие ребенка;

— создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

— приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

3.7. Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:

— занятия как специально организованная форма обучения;

— нерегламентированные виды деятельности;

— свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

3.8. В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфических для дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и др.).

3.9. Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.

3.10. Программы должны включать описание организации развивающей среды с перечнем применяемых материалов и оборудования.

3.11. Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.

IV. Требования к сочетанию программ

4.1. Порциальные программы, используемые в педагогическом процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять друг друга.

4.2. Используемые в педагогическом процессе вариативные программы должны строиться на единых принципах (концепции).

4.3. При использовании порциальной программы вместо соответствующего раздела комплексной программы не допускаются дублирование содержания, противоречия в основных принципах (концепциях) данных программ.

4.4. Набор программ, используемый в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.

V. Региональные требованияк программам

5.1. Региональные (местные) органы управления образованием могут устанавливать дополнительные региональные требования к программам.

5.2. Дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, вызывать их переутомление и дезадаптацию.

5.3. С учетом социально-демографических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий региональные требования могут определять:

— приоритетные направления образовательных программ на основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны, университетского городка и пр.;

— проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения;

— отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством;

— обучение национальному языку, знакомство с национальными культурными традициями.

VI. Экспертиза программ дошкольного образования

6.1. Экспертиза комплексных и порциальных программ осуществляется экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ. В случае положительной оценки программа (комплексная или порциальная) рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями Российской Федерации.

6.2. Региональные (местные) органы управления образованием могут создавать экспертные советы (комиссии) по экспертизе программ дошкольного образования. При этом, в случае положительной оценки, программа рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных учреждениях региона (города, района).

6.3. Экспертиза набора порциальных программ осуществляется:

— Советом педагогов дошкольного образовательного учреждения для использования набора программ в работе этого учреждения;

— комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения для использования набора программ в работе этого учреждения;

— комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.

Для экспертизы набора порциальных программ дошкольное образовательное учреждение может обратиться в экспертный совет (комиссию) регионального (местного) органа управления образованием, если в регионе (городе, районе) осуществляется практика экспертизы программ дошкольного образования.

Начальник Управления дошкольным образованием

Р.В. Стеркина

О подготовке детей к школе

Письмо Министерства образования России

от 22 июня 1997 г. № 990/14-15

Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе.

В целях создания благоприятных условий для подготовки детей к школе Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации рекомендует организовать для детей, не воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях, занятия на базе дошкольных образовательных учреждений для детей 3-6 лет и общеобразовательных учреждений для детей 5-6 лет.

Для проведения занятий могут комплектоваться группы, ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, которые могут посещать отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектологом в зависимости от их потребностей.

При этом необходимо проводить диагностико-консультативную работу с детьми 5- и 6-летнего возраста, направленную на выявление уровня и особенностей развития ребенка, а также выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для его развития и подготовки к школе.

Такую работу должна осуществлять психолого-педагогическая комиссия, которая проводит обследование всех детей 5- и 6-летнего возраста независимо от того, посещают они дошкольное образовательное учреждение или нет. По результатам обследования ребенка 5-летнего возраста комиссия дает рекомендации об оказании социально-психологической поддержки или коррекционно-педагогической помощи детям, которые в этом нуждаются. По результатам обследования детей 6-летнего возраста комиссия дает рекомендацию о целесообразности поступления ребенка в школу с 6- или 7-летнего возраста.

Работа по подготовке детей к школе может быть организована в различных режимах.

1. На базе общеобразовательных учреждений для детей 5-6 лет:

— в конце учебного года, с середины мая, весь июнь, по 2 занятия в день, что составит приме<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.