Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Формирование умений оценивать замысел автора художественного произведения в рамках «аналитического чтения»

2017-11-21 274
Формирование умений оценивать замысел автора художественного произведения в рамках «аналитического чтения» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Во многом схожи с вышеописанными и те занятия, которые учат оценивать замысел автора рассказа или отдельной главы романа, традиционно именуемые «аналитическим чтением». В этом случае мы имеем дело не с ретроспективным анализом, а с анализом в процессе чтения (точнее, перечитывания), где особое внимание уделяется слову как средству выражения художественного образа. Поэтому на таких занятиях велика роль рецептивной деятельности. В то же время, как и на занятиях по домашнему чтению, урок строится по принципу: от общего через частное к обобщению на ином, более глубоком уровне проникновения в замысел. Здесь наиболее типичны интеллектуальные операции анализа, сопоставления, отбора и принятия смыслового решения, а также обобщения.

Продемонстрируем сказанное на примере занятия, посвященного анализу рассказа Э. Хемингуэя "The Battler" из сборника In Our Time. Занятие рассчитано на два часа на III курсе языкового вуза. На нем вырабатываются умения отбирать в тексте детали описания и повествования для того, чтобы объяснить, как автор создает требуемую атмосферу; а также развивается умение устанавливать ассоциации между повествовательными текстами, различными по событийному ряду, но аналогичными по характеру эмоционального воздействия на читателя.

 

Структура занятия

 

The aim of the lesson is to teach you to achieve a more profound understanding of the author's purpose by establishing associations between various details within the story and between the story itself and the "chapter "preceding it.

 

1. Воспроизведение информации с добавлением двух-трех предложений согласно заданному коммуникативному намерению.

In Our Time is a title ironically used because it is an allusion to the prayer "Give peace in our time, 0 Lord...", indicating, nevertheless, that there is no peace in our time. Nick Adams is present in most of the stories as a boy who observes and learns from the stupidities and sordid violence of a succession of intimate human episodes.

Reproduce the given information adding a few sentences of your own about the things Nick Adams observes and learns in this story.

 

2. Краткое изложение основного содержания рассказа с опорой на заданное начало.

Give a summary of this story. Begin with the following: "The story opens with an adolescent Nick who has left home and is out on his own for the first time...".

 

3. Поиск в тексте эпизодов и отдельных повествовательных и описательных деталей, связанных с тематикой произведения.

In this story, Nick comes across different kinds of violence and evil in his attempt to establish contact with people and to adjust himself to the situation he finds himself in.

Give the episodes and narrative or descriptive details that show Nick's wandering through violence and evil of various kinds.

 

4. Поиск в тексте деталей (в повествовании, описании, диалоге), позволяющих предвосхитить неожиданное, на первый взгляд, событие.

What details make the battler's violent outburst less unpredictable than it seems at first sight?

 

5. Анализ так называемой «главы», предшествующей,по замыслу автора, данному рассказу в плане основных образов.

Read "Chapter V". In this "chapter" Hemingway returns to a number of images he used in the stories and "chapters" you have read. Give your interpretation of the images.

 

Chapter V

 

They shot the six cabinet ministers at half past six in the morning against the wall of a hospital. There were pools of water in the courtyard. There were wet dead leaves on the paving of the courtyard. It rained hard. All the shutters of the hospital were nailed shut. One of the ministers was sick with typhoid. Two soldiers carried him downstairs and out into the rain. They tried to hold him up against the wall but he sat down in a puddle of water. The other five stood very quietly against the wall. Finally the officer told the soldiers it was no use trying to make him stand up. When they fired the first volley he was sitting down in the water with his head on his knees.

 

6. Выявление и формулировка смысловых ассоциаций между рассказом и предпосланной ему «главой».

Explain why E. Hemingway has placed "Chapter V" before "The Battler". Begin with: "Both in the 'chapter' and in the story evil is shown as something inevitable, no matter how hard you try to avoid it."

 

7. Определение цели, с которой автор подбирает контрастные пары героев, и выявление стилистических средств, подчеркивающих контраст.

Hemingway presents the figure of the aggressive mutilated exchampion against the figure of the hospitable, tender, motherly Negro, who is too comfortable in his relationship with evil.

a) What are the details that emphasize the aggressivenessof thefigliter and the peaceful nature of the big Negro?

b) Is this contrast created by the author to achievebalance or todisturb and perplex? Explain.

 

8. Установление ассоциаций между анализируемым рассказом и рассказами, предшествующими ему в данном сборнике.

In Our Time calls itself a book of stories, but it isn't that. It is a series of successive sketches from a man's life, and makes a fragmentary novel.

Explain why this story is preceded by "Indian Camp ", "TheDoctorand the Doctor's Wife", "The End of Something". What is its accumulating effect?

Задание 1 требует от студентов понимания, о чем рассказ, в то время как задание 2 требует лишь понимания фактической информации. В иных условиях было бы логично поменять задания местами. Но следует учитывать, что рассказы сборника In Our Time подчинены единой тематике, тогда как событийный ряд каждый раз иной. Добавим, что компрессия даже на уровне событийного ряда предполагает определенную интерпретацию событий хотя бы по степени важности.

 

Задание 5 близко по цели заданиям 3 и 4 и также создает предпосылки для установления ассоциаций. Но так как здесь используется другой текст (не рассказ, а «глава»), его связь с заданиями 3 и 4 можно считать констеллятивной. Зато задание 6, направленное на выявление ассоциативных связей между рассказом и «главой», естественно объединяет задания 3, 4, 5. Задание 8 связано с более высокой степенью обобщения замысла автора, так как при сопоставлении нескольких взаимосвязанных рассказов студент видит диалектику развития основной идеи сборника. Задания 1 и 8 создают как бы рамочную конструкцию, позволяющую трактовать данный рассказ на фоне уже прочитанных.

Мы считаем, что занятия, обучающие чтению художественных текстов даже на первом курсе, призваны обеспечить максимальную глубину проникновения в замысел автора (кроме тех случаев, когда предусматривается понимание только событийного ряда текста). Соответственно, такие занятия требуют максимума опор, как смысловых, так и языковых.

Приведем пример двухчасового занятия в конце I курса языкового вуза. Занятие посвящено обсуждению рассказа У.Сарояна "Laughter". (Текст читается в оригинале. Чисто языковые трудности понимания текста снимаются заранее.)

 

Структура занятия

 

The aim of the lesson is to teach you to determine the purpose of the author judging by the expression of his character's mood. You will have to understand that the way the author expresses one's mood influences the structure of the story and makes it a story.

 

1. Отбор из заданного списка тех слов и словосочетаний, которые характеризуют эмоциональное состояние того или иного героя рассказа.

Find and read aloud the words and phrases which characterizethe state of the boy, that of the teacher, and that of the boy and the teacher together:

Ill; lonely; sick; tense; electrical; stiff; the caught mind; something in a trap; no sense, no meaning; sorry; sad; anger and hatred; ashamed; grief; emptiness; disgusted; in a mess.

 

2. Поиски в тексте случаев применения основного стилистического приема и сжатый парафраз выраженного им смысла.

By means of enumeration (and sometimes by means of repetition) Saroyan makes us feel the accumulation of certain qualities that describe the character's state and mood. Give as many cases of enumeration as you can find and say what mood or state they characterize. E. g.:

"Everything tied up, everything graceless and ugly, something in a trap, no sense, no meaning... " (p. 59) - these phrases characterize the state of being all mixed up (= in a mess).

 

3. Установление последовательности словосочетаний, выражающих настроения героев, согласно сюжетной линии.

Arrange the following descriptions of the characters' state so that they can give us a plan of the story. (You may repeat the definitions of the states as they are repeated by the author as the story goes on):

The feeling of compassion; feeling ashamed and disgusted; hatred and anger; misunderstanding; understanding each other; loneliness; humiliation.

 

4. Отбор фраз из списка, отражающих внутренний смысл рассказа, и сопоставление в этом плане нескольких прочитанных рассказов данного писателя.

The story is rather rich in meaning. Say what the story is about, choosing among the following phrases. Then explain which inner meanings bring the story close to those you have already read ("Oranges", "A Curved Line "):

the inborn goodness of people;

• social injustices and their causes;

• the natural loneliness of people that stimulates pessimism and anguish;

• the sense of responsibility that makes people go on no matterhowhard it is for them to expose themselves to humiliation;

• the instinctive desire to establish contact with others;

• the knowledge that your appeal to others will be a cry in the wilderness;

• the joy of discovering other people's friendliness behind the mask of indifference.

 

5. Поиск в тексте случаев внутреннего монолога как средства выражения различных настроений; сопоставление внутренних монологов по сходству или контрасту ведущей темы.

As in the story "Oranges", in "Laughter" the author employs interior monologues to reveal the character's attitude to himself and to the world that surrounds him. Find some cases of interior monologue and try to prove that the character's moods and attitudes change as the story goes on.

 

6. Сопоставление мироощущения героев двух рассказов.

The last two stories we have read - "Oranges" and "Laughter" -have boys for their main characters. The boys of Saroyan are sensitive and wise. Maybe too wise for their age. They ask questions that we cannot find answers to.

What questions do the boys ask? (They may be given in the form of statements, but in any case, they are problems.) How do the questions show the boys' attitudes to the world that surrounds them? Classify thequestions according to the topic they belong to.

 

7. Объяснение символики рассказа с помощью опор.

In his story Saroyan gives us several symbols of Man and Life and the relations between the two. Life is symbolized by the words on the blackboard: the Pyramids, the Sphinx, the Nile - all eternal, all forever -but the teacher erases them from the blackboard! That means that life passes. The Sphinx also symbolizes Man, because we must remember its puzzles. They are the puzzles of Life. Those who cannot guess the answers are eaten up by the greedy monster. But even if you guess the answer, you come to understand that all your life you are a passer-by: first going on your four, then on your two, and finally on your three.

 

What does the symbol of the Southern Pacific tracks stand for? What associations does it cause in the given story? (The way to freedom? the feeling of loneliness which arises because life goes by? the feeling that you are doomed to go along certain tracks all your life through? etc.)

 

8. Обобщение цели автора и путей ее достижения.

What are the means Saroyan employs to make you see what he wants to say? Use all the pieces of information. Illustrate what you say by examples, showing what the story means to you personally.

Как видно из структуры занятия, каждый стилистический прием, независимо от того, выражается ли он в слове, предложении или сверхфразовом единстве, рассматривается в контексте всего рассказа как законченного целого. Поэтому здесь даже тренировочные задания «проецируются» на весь рассказ; и хотя задание 2 может быть выполнено и на отрывке текста, рассматриваемый в нем прием аккумуляции - основной прием данного рассказа - помогает учащимся трактовать все произведение в плане непрерывности создания художественного образа.

Задание 8 призвано обобщить результаты всех предыдущих, однако не представляет собой повторения сказанного. Его творческое начало состоит в личностной оценке рассказа, в перераспределении его тем по степени важности для каждого читателя.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.