Лабораторный практикум по дифференциальной психологии — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Лабораторный практикум по дифференциальной психологии

2017-11-22 523
Лабораторный практикум по дифференциальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АННОТАЦИЯ

Лабораторный практикум по дифференциальной психологии подготовлен в соответствии с образовательным стандартом по специальности «Психология». Рекомендуется для проведения лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов специальностей «Психология», «Дошкольное образование. Практическая психология». Может использоваться при подготовке по психологическим специальностям слушателей ИПК и ПК.

УДК 159. 923 (075.8)

ББК 88.37

Лабораторный практикум по дифференциальной психологии

Автор-составитель: Ильинич Н.В.

Предисловие

Проблема индивидуальных различий людей очень актуальна для психологической науки и практики. В ХХ веке появилась специальная отрасль психологических знаний, занимающаяся изучением этой проблемы - дифференциальная психология. Важное место в современной дифференциальной психологии занимает изучение индивидуально-психологических особенностей человека в структуре его индивидуальности, в том числе, свойств нервной системы, темперамента, параметров характера и стиля. Практическое изучение индивидуальности и её свойств имеет большое значение для решения задач в сфере занятости населения, таких как профориентация, профотбор, обучение персонала и расстановка кадров, а также в медицине, спорте и образовании.

В настоящем практикуме собраны хорошо согласующиеся между собой психодиагностические методики, с помощью которых можно изучить индивидуальные особенности человека от свойств нервной системы до характеристик индивидуального стиля поведения, а также составить индивидуально-психологический портрет личности. Содержание и структура лабораторного практикума разработаны в соответствии с образовательным стандартом специальности «Психология».

До начала проведения занятий студенты должны иметь некоторые знания по предмету, познакомиться с литературой, рекомендуемой по каждой теме. Также необходимо подготовить регистрационные бланки для проведения тестирования (формы бланков приводятся в лабораторном практикуме). Прежде чем начинать тестирование, нужно познакомиться с вводными замечаниями, определить порядок работы, внимательно прочитав инструкцию для испытуемого к каждому заданию.

После выполнения тестового задания студент должен показать преподавателю данные тестирования:

- заполненный регистрационный бланк с обработкой результатов;

- выводы, в которых результаты тестирования сопоставляются с данными, известными студенту из лекций и рекомендуемой литературы.

В конце занятия студентам предлагается ответить на контрольные вопросы в письменной или устной форме.

Для успешного усвоения материала и овладения методиками психодиагностики индивидуальных различий рекомендуется соблюдать предлагаемую в практикуме последовательность занятий. На основании данных по всем методикам практикума студентам предлагается написать заключение об индивидуально-психологических особенностях личности в целом. В заключении важно отметить взаимосвязь свойств нервной системы испытуемого с особенностями его темперамента, характера и стиля личностного поведения.

 

ТЕМА: Психофизиологические основы индивидуальных различий

Задание 1. Диагностика свойств нервной системы

Опросник Я. Стреляу

1. Легко ли Вы сходитесь с людьми?

2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до тех пор, пока не получите соответствующего распоряжения?

3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы?

4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?

5. Воздерживаетесь ли Вы во время спора от неделовых, эмоциональных аргументов?

6. Легко ли Вам втянуться в работу после длительного перерыва, например, после отпуска или каникул?

7. Забываете ли Вы об усталости, если работа Вас полностью «поглощает»?

8. Способны ли Вы, поручив, кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания?

9. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?

10. Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят?

11. Легко ли Вы возвращаетесь к работе, которой Вы занимались несколько недель или месяцев?

12. Умеете ли Вы терпеливо объяснить?

13. Любите ли Вы работу, требующую умственного напряжения?

14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость?

15. Легко ли вы засыпаете после сильных переживаний?

16. Способны ли Вы, когда требуется, воздержаться от проявления своего превосходства?

17. Трудно ли Вам сдержать злость или раздражение?

18. Ведете ли Вы себя естественно в присутствии незнакомых людей?

19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?

20. Умеете ли Вы, когда требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?

21. Охотно ли Вы беретесь за ответственную работу?

22. Влияет ли обычно окружение на Ваше настроение?

23. Способны ли Вы стойко переносить поражения?

24. Разговариваете ли Вы в присутствии кого-то, чьим мнением особенно дорожите, столь свободно, как обычно?

25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в Вашем распорядке дня?

26. Есть ли у Вас на все готовые ответы?

27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важного для себя решения (например, результат экзаменов, поездка за границу).

28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул и т.п.?

29. Обладаете ли Вы так называемой «быстрой реакцией?

30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке или манере есть людей более медлительных?

31. Быстро ли Вы засыпаете?

32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах?

33. Легко ли Вам испортить настроение?

34. Трудно ли Вам оторваться от работы?

35. Умеете ли Вы воздержаться от работы, если это мешает другим?

36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?

37. Легко ли Вы срабатываетесь с людьми?

38. Всегда ли Вы, когда Вам предстоит что-нибудь важное, обдумываете свои поступки?

39. В состоянии ли Вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей

автора?

40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками?

41. Воздерживаетесь ли Вы от ненужного спора с человеком, который неправ?

42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?

43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других?

44. Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы?

45. Можете ли Вы работать ночью, если работали днем?

46. Быстро ли Вы читаете беллетристику?

47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия?

48. Умеете ли Вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства?

49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?

50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной реакции?

51. Трудно ли Вам работать при шуме?

52. Умеете ли Вы, когда необходимо, воздержаться от того, чтобы «резать правду-матку»?

53. Успешно ли Вы справляетесь с волнением перед экзаменом, встречей с

начальником?

54. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?

55. Любите ли Вы частые перемены?

56. Восстанавливает ли Вам силы ночной отдых, после того как Вы тяжело

работали весь день?

57. Избегаете ли Вы занятий, требующих выполнения в непродолжительный срок разнородных действий?

58. Самостоятельно ли Вы обычно боретесь с трудностями?

59. Перебиваете ли Вы собеседников?

60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего?

61. В состоянии ли Вы напряженно работать (заниматься)?

62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний?

63. Имеет ли для Вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции

и т.п.?

64. Легко ли Вам переходить от одного занятия к другому?

65. Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять важное решение?

66. Легко ли Вы преодолеваете препятствия?

67. Не заглядываете ли Вы в чужие письма, вещи?

68. Скучно ли Вам во время всегда одинаково протекающих действий, занятий?

69. Соблюдаете ли вы правила проведения в общественных местах?

70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступая или ответа на вопросы от лишних движений и жестикуляций?

71. Любите ли Вы оживленную обстановку?

72. Любите ли Вы деятельность, требующую определенных усилий?

73. В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении определенной задачи?

74. Любите ли Вы занятия (работу), требующую быстрых движений?

75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?

76. Встаете ли Вы, если нужно, сразу после того, как проснулись?

77. Способны ли Вы, если требуется, закончив порученную Вам работу, терпеливо ждать, пока не окончат свою работу другие?

78. В состоянии ли Вы, после того как увидите что-либо неприятное, действовать столь же чётко, как обычно?

79. Быстро ли Вы просматриваете ежедневные газеты?

80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять?

81. Можете ли Вы, не выспавшись, нормально работать?

82. В состоянии ли Вы работать длительное время без перерыва?

83. В состоянии ли Вы работать, если у Вас болит голова, зуб и т.п.?

84. В состоянии ли Вы, если это необходимо, спокойно закончить работу, зная, что Ваши товарищи развлекаются или ждут Вас?

85. Отвечаете ли Вы, как правило, быстро на неожиданные вопросы?

86. Говорите ли Вы обычно быстро?

87. Можете ли Вы спокойно работать, если ждете гостей?

88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием убедительных аргументов?

89. Терпеливы ли Вы?

90. Умеете ли Вы приспособиться к ритму работы более медлительного человека?

91. Умеете ли Вы спланировать работу, чтобы одновременно выполнять несколько действий?

92. Может ли веселая компания изменит Ваше подавленное настроение?

93. Умеете ли вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно?

94. Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая на улице?

95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций?

96. Сохраняете ли Вы спокойствие, когда страдает кто-нибудь из близких Вам людей?

97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных ситуациях?

98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой или незнакомой компании?

99. Можете ли Вы сразу же прервать разговор, если это требуется?

100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других?

101. Любите ли Вы часто менять род работы?

102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-либо из ряда вон выходящее?

103. Воздерживаетесь ли Вы от неуместных улыбок?

104. Начинаете ли Вы сразу работать интенсивно?

105. Решаетесь ли Вы выступать против общественного мнения, если Вам кажется, что Вы правы?

106. В состоянии ли Вы преодолеть временную депрессию?

107. Засыпаете ли Вы с трудом, сильно устав от умственного труда?

108. В состоянии ли Вы спокойно ждать, например, в очереди?

109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет?

110. В состоянии ли Вы спокойно аргументировать во время резкого разговора?

111. В состоянии ли Вы мгновенно реагировать в сложных положениях?

112. Ведёте ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят?

113. Соглашаетесь ли вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?

114. Умеете ли вы интенсивно работать?

115. Охотно ли Вы меняете места развлечений и отдыха?

116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?

117. Спешите ли Вы на помощь в несчастных случаях?

118. Воздерживаетесь ли Вы от нежелательных выкриков и жестов на спортивных матчах, в цирке?

119. Любите ли Вы работу (занятия), требующую частых разговоров с разными людьми?

120. Владеете ли вы своей мимикой?

121. Любите ли Вы работу, требующую частых энергичных движений?

122. Считаете ли Вы себя смелым?

123. Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации?

124. Умеете ли вы преодолевать уныние, вызванное неудачей?

125. Если Вас об этом просят, в состоянии ли вы длительное время стоять (сидеть) спокойно?

126. В состоянии ли Вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?

127. Легко ли Вы переходите от печали к радости?

128. Легко ли Вас вывести из себя?

129. Соблюдаете ли Вы без труда обязывающие в вашей среде правила поведения?

130. Любите ли вы выступать публично?

131. Приступаете ли Вы обычно к работе быстро, без длительной подготовки?

132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью?

133. Энергичны ли Вы в движениях?

134. Охотно ли Вы выполняете ответственную работу.

 

Ключ к опроснику Я. Стреляу

 

Сила процесса возбуждения

«ДА»: 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19,21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134.

«НЕТ»: 47, 51, 107, 123.

 

Сила процесса торможения

«ДА»: 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109,110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.

«НЕТ»: 18, 34, 36, 59, 67, 128.

 

Тестовые нормы

  Значения средних по нормативной выборке Стандартное отклонение
Шкала 1    
Шкала 2    
Шкала 3    

Интерпретация:

Высокий балл по первой шкале (выше границы X+S – среднее плюс стандартное отклонение) отражает высокий уровень силы процесса возбуждения. Испытуемые с таким тестовым баллом характеризуются сильной реакцией на внешние раздражители, способностью к осуществлению эффективной деятельности в ситуациях, требующих энергичных действий. Нервная система таких испытуемых выдерживает длительное и часто повторяемое возбуждение, не обнаруживая признаков запредельного торможения.

Низкий балл по первой шкале (ниже границы X+S) – указывает на слабый уровень процессов возбуждения у испытуемого. Такая нервная система не выдерживает длительного или интенсивного возбуждения, переходя в состояние запредельного торможения.

Высокий балл по второй шкале отражает силу нервной системы испытуемого по отношению к процессам торможения. У испытуемых с такой нервной системой быстро и прочно устанавливаются тормозные условные связи, они лучше себя чувствуют в ситуациях, требующих отказа от активности.

Слабость процессов торможения вызывает затруднение в развитии тормозных рефлексов. У таких испытуемых возможна склонность к неадекватным импульсивным действиям в ситуациях, требующих отказа от активности.

Высокая подвижность (соответствует высокому показателю по третьей шкале) отражает способность нервной системы к быстрой передаче знаков раздражителей (из возбуждающего рефлекса в тормозной и наоборот). Испытуемых с подвижной нервной системой способны к быстрой перестройке при столкновении с новой ситуацией, проявляют готовность и желание взаимодействовать с новыми объектами.

Низкая подвижность указывает на высокую инертность нервной системы в переучивании знаков раздражителей. Для испытуемых с инертной нервной системой затруднен переход к новым навыкам, он часто избегает новых ситуаций.

При интерпретации полученных результатов можно также воспользоваться поведенческими критериями свойств нервной системы, описанными в дифференциальной психофизиологии.

Задание 2. Исследование свойств темперамента

Опросник ОСТ В.М. Русалова

1. Подвижный ли Вы человек?

2. Всегда ли Вы готовы сходу, не раздумывая, включиться в разговор?

3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?

4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?

5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?

6. ранимый ли Вы человек?

7. Часто ли Вы не спится из-за того, что Вы поспорили с друзьями?

8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?

9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?

10. Раздражает ли вас быстрая речь собеседника?

11. Чувствовали ли Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?

12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу (на занятия)?

13. Нравиться ли Вам быстро бегать?

14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?

15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую внимания и большой сосредоточенности?

16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?

17. Часто ли Вы испытываете чувство тревоги, что выполняли работу не так, как нужно?

18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?

19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?

20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?

21. Испытываете ли вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?

22. Охотно ли Вы выполняете сложную, ответственную работу?

23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

24. Легко ли вы воспринимаете быструю речь?

25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?

26. Возникают ли у Вас конфликты с Вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?

27. Обычно Вы предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?

28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?

29. Любите ли Вы сидячую работу?

30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?

31. Обычно Вы предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?

32. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

33. Быстры ли у Вас движения рук?

34. Обычно Вы молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?

35. Легко ли вы переключаетесь от одного варианта решения задачи к другому?

36. Склонны ли Вы иногда преувеличивать в своем воображении негативное отношение близких к Вам людей?

37. Разговорчивый ли Вы человек?

38. Обычно Вам легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?

39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?

40. Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справляетесь с работой?

41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие вам люди указывают на Ваши личные недостатки?

42. Испытываете ли Вы тягу к напряженной, ответственной деятельности?

43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?

44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?

46. Доставляют ли вам удовольствие быстрые движения?

47. Легко ли Вы «генерируете» новые идеи, связанные с работой?

48. Сосет ли у Вас под ложечкой перед ответственным разговором?

49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?

50. Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?

51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?

52. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли вы выполняете свое обещание, независимо от того, удобно это Вам или нет?

53. Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?

54. Обычно Вы предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?

55. Любите ли вы игры в быстром темпе?

56. Много ли в Вашей речи длительных пауз?

57. Легко ли Вам внести оживление в компании?

58. Обычно Вы чувствуете в себе избыток сил, и Вам хочется заняться каким-нибудь трудным делом?

59. Обычно Вам трудно переключать внимание с одного дела на другое?

60. Бывает ли у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?

61. Часто ли Вам не спиться из-за того, что не ладятся дела, связанны непосредственно с работой?

62. Любите ли Вы бывать в большой компании?

63. Волнуетесь ли Вы, выясняя отношения с друзьями?

64. Испытываете ли вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

66. Склонны ли вы решать много задач одновременно?

67. Держитесь ли вы свободно в большой компании?

68. Часто ли Вы высказываете свое первое впечатление, не подумав?

69. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?

70. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?

71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?

72. Быстро ли Вы читаете вслух?

73. Вы иногда сплетничаете?

74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?

75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?

76. Охотно ли Вы выполняете множество разных поручений одновременно?

77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?

78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?

79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?

80. Дрожат ли у Вас иногда руки во время ссоры?

81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать свое мнение?

82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

83. Обычно Вы предпочитаете легкую работу?

84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?

85. Вы обычно первым в компании решаете начать разговор?

86. Испытываете ли Вы тягу к людям?

87. Склонны ли Вы сначала поразмыслить, а потом говорить?

88. часто ли вы волнуетесь по поводу своей работы?

89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

90. Держитесь ли вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?

91. Склонны ли Вы преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с работой?

92. Нравится ли Вам быстро говорить?

93. Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?

94. Предпочитаете ли вы работать медленно?

95. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?

96. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?

97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?

98. Способны ли Вы успешно выполнять трудоемкую работу?

99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?

100. Часто ли Вас бес покоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?

101. Легко ли Вы беретесь за выполнение новых заданий?

102. устаете ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?

103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?

104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?

105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?

 

Обработка результатов.

С помощью «ключа» подсчитывается количество баллов, полученных по каждой из девяти шкал. За совпадение ответа обследуемого с «ключом» приписывается 1 балл. Совпадения ответов «согласен» и «не согласен» суммируются. Например: если на вопрос № 4 получен ответ «согласен» (+), то первой шкале «Эргичность» приписывается один балл, если на вопрос 27 получен ответ «не согласен» (-), также приписывается один балл в эту шкалу.

 

Эргичность предметная (ЭР)

Низкая эргичность предметная (0-3 балла). Человек пассивен. Общий жизненный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодолений, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность.

Средняя эргичность предметная (4-8 баллов). Человек избирателен в проявлениях активности: не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил.

Высокая эргичность предметная (9-12 баллов). Человек высокоактивен, работоспособен, полон энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.

Социальная эргичность (СЭР) связана с потребно­стью в социальном контакте, с желанием исследовать со­циальные формы деятельности, со стремлением к лидер­ству, общению, к приобретению высокого ранга при осво­ении мира через коммуникацию.

Низкая эргичность социальная (0-3 балла). Человек испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий. Избегает публичных выступлений.

Средняя эргичность социальная (4-8 баллов). Человек избирателен в установлении контактов. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжениями, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.

Высокая эргичность социальная (9-12 баллов). Человек часто испытывает потребность в людях. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится к лидерству в группе. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях. Эффективно работает в коллективе. Менее эффективно - индивидуально. Легко срабатывается с партнерами.

Пластичность предметная (П) выражается в ско­рости переключения с одного вида деятельности на дру­гой, перехода от одних форм мышления к другим в про­цессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной дея­тельности.

Низкая пластичность предметная (0-3 балла). Чело­век склонен к монотонной работе. Избегает работы, тре­бующей изменения способов действия, алгоритма реше­ния задач. С большим трудом меняет свои планы, долго переживает, если они нарушаются. Возвращается к ранее выполняемой работе не только после короткого, но и после длительного перерыва. Обстоятелен в описании событий. Подробно описывает второстепенные детали. Долго раздумывает и взвешивает все обстоятельства при необходимости принимать важные решения. Предпочи­тает иметь надежные и прочные вещи. Постоянен в при­вычках, в стиле поведения, даже в стиле одежды, причес­ки и т. п.

Средняя пластичность предметная (4-8 баллов). В привычных для себя ситуациях человек достаточно быстро переключается с одного вида деятельности на другой, однако для овладения новыми алгоритмами дей­ствия требуются время и определенные усилия. Необхо­димость освоения непривычной деятельности вызывает сомнения, требует длительной подготовки.

Высокая пластичность предметная (9-12 баллов). Человек предпочитает работу, требующую разнообразных решений и действий. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Может одновременно без особо­го труда выполнять несколько дел. Без сопротивления берется за новые дела и решение задач, требующих из­менения или преобразования алгоритма действий. Быст­ро привыкает к новой системе организации работы. Час­то меняет стиль действий, поведения. Необходимость от­влекаться от выполняемой работы переносит без особого напряжения. Следует моде, легко отказывается от уста­ревших моделей одежды, предметов домашнего обихода и т. д.

Социальная пластичность (СП) проявляется в ко­личестве коммуникативных программ, в степени вклю­ченности в социальные связи, легкости или сложности вступления в контакты и в скорости переключения в про­цессе общения. Кроме того, она отражает количество со­циальных стереотипов и уровень развитости коммуника­тивной импульсивности.

Низкая пластичность социальная (0-3 балла). Чело­век испытывает трудности в установлении новых и со­хранении сложившихся контактов. Стремится к поддер­жанию узкого круга общения. В доверительные отноше­ния вступает редко. Осторожен в выборе друзей, деловых партнеров. Сдержан в выражении отношения к другим людям, критических замечаний и комплиментов. Тща­тельно продумывает свой стиль общения, контролирует внешнее проявление эмоций (жестикуляцию, мимику, голос и т. п.). Нередко заранее планирует свое поведение с партнером, пытается предугадать пове­дение партнера. Мнение о других складывается постепенно, оно достаточно устойчиво.

Средняя пластичность социальная (4-8 баллов). Из­бирателен в общении. Контактов с окружающими людь­ми не избегает, но собственная активность в их установ­лении и поддержании недостаточно высока. Критические замечания в свой адрес сначала воспринимает с раздра­жением, но затем старается найти в них рациональные моменты. В привычных для себя коммуникативных си­туациях естествен и открыт, в новых сдержан и осторо­жен. Доверительные отношения возможны с близкими людьми. Другом считает того, с кем отношения провере­ны временем и жизненными обстоятельствами.

Высокая пластичность социальная (9-12 баллов). Человек легко вступает в новые контакты. Обладает ши­роким кругом общения. Однако общение может быть поверхностным и непродолжительным. Общение часто рассматривает как возможность решения собственных проблем. В общении естественен, нередко импульсивен, свободно выражает свое отношение к окружающим, сла­бо контролирует внешнее выражение эмоций. В случае изменения коммуникативной ситуации быстро меняет стиль и дистанцию общения. Под влиянием веских аргу­ментов может изменить мнение о людях.

Темп предметный (Т) проявляется в поведении и скорости выполнения операций при осуществлении пред­метной деятельности, в скорости психических процессов при выполнении конкретных заданий, моторно-двига-тельной быстроте или медлительности.

Низкий темп предметный (0-3 балла). Человек вы­полняет работу медленно. Движения замедленные. Ско­рость реакций низкая. Избегает работы, требующей лов­кости рук, высокой скорости действий. Легко справляет­ся с монотонной работой. Скорость письма и чтения Может быть невысокой. Походка обычно неторопливая, размеренная.

Средний темп предметный (4-8 баллов). Не отказывается от работы, требующей быстрых действий и быст­рого принятия решений. Легко справляется с работой, когда она привычна. В случае изменения рабочей ситуации необходимо время, чтобы темп работы и качество стали достаточно высокими.

Высокий темп предметный (9-12 баллов). Человек предпочитает работу и игры, требующие быстрых дей­ствий и реакций. Движения быстрые и легкие, энергич­ные. Походка быстрая, хотя не всегда существует необ­ходимость торопиться. Нередко быстро пишет и читает. Быстро просматривает необходимую литературу, газеты, журналы.

Социальный темп (СТ) отражает индивидуальный темп в коммуникативной сфере, который ярко проявля­ется в скорости речи.

Низкий темп социальный (0-3 балла). Речь медлен­ная. Медленно подбирает слова для выражения мысли. В речи могут быть большие паузы. Человек терпелив в объяснениях другим чего-то непонятного, однако испы­тывает трудности при необходимости общаться с не­сколькими людьми одновременно.

Средний темп социальный (4-8 баллов). В обычной обстановке говорит спокойно, аргументирует свои вы­сказывания. Скорость речи может замедляться в присут­ствии эмоционально значимых лиц. На неожиданный вопрос может отвечать не сразу. Способен недолго пояс­нять и объяснять что-то другим.

Высокий темп социальный (9-12 баллов). Речь быст­рая и плавная. Во время споров, в беседе легко подбира­ет слова для выражения мысли. Возникает впечатление, что у него на любой вопрос существует готовый ответ. Часто ответ опережает заданный вопрос. Испытывает скуку, когда беседа затягивается и постепенно сводится к одной и той же теме. С трудом приспосабливается к медлительным, обстоятельным людям. Избегает ситуа­ций, связанных с необходимостью что-то пояснять, разъяснять другим.

Эмоциональность предметная (ЭМ) демонстрирует чувствительность к расхождению между задуманным, ожидаемым, планируемым действием и результатами реального действия. Проявления эмоциональности отражают степень эмоционального реагирования при неудачах, чувствительность к неуспеху дела, уровень уверенности в себе при выполнении задания.

Низкая эмоциональная чувствительность предметная (0-3 балла). Человек безразличен к расхождению между задуманным, ожидаемым, планируемым и реальным ре­зультатом, Ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении любого дела. Нечувствительность к не­удачам. Отсутствие тревоги, беспокойства в случае невы­полнения или плохого исполнения работы.

Средняя эмоциональная чувствительность предмет­ная (4-8 баллов). Человек отличается избирательным отношением к результатам деятельности, к профессио­нальным неудачам. В случае невысокой значимости заданий он уверен в себе, в правильности своих решений. Если задание высоко значи­мо, то чувствительность к собственным промахам воз­растает.

Высокая эмоциональная чувствительность предмет­ная (9-12 баллов). Человек тонко чувствует даже незна­чительные расхождения между задуманным, ожидаемым, планируемым действием и реальным результатом этого действия, что делает его ранимым, зависимым от своей эффективности. Постоянное ощущение неполноценности результатов своей работы. Высокое беспокойство, неуве­ренность, тревога по поводу работы, высокая чувстви­тельность к ошибкам на работе, в учебе.

Социальная эмоциональность (СЭМ) отражает чув­ствительность к нюансам изменений в коммуникативной сфере, особенно к неудачам в общении.

Низкая эмоциональная чувствительность социальная (0-3 балла). Человек безразличен к неудачам в общении. Ощущение спокойствия и уверенности в себе в процессе социального взаимодействия. Возможна эмоциональная «черствость» по отношению к людям, возникающая в связи с непониманием тонкостей межличностного взаи­модействия, скрытых мотивов поведения окружающих

Средняя эмоциональная чувствительность социальная (4-8 баллов). Эмоциональная чувствительность проявля­ется в зависимости от значимости коммуникативной си­туации. В привычной ситуации общение не вызывает эмоционального напряжения, сопровождается преимуще­ственно положительными переживаниями. Изменение стиля взаимодействия с окружающими, дистанции обще­ния не вызывает ощущения неудачи. Чем выше значи­мость ситуации, чем более выражены эмоциональные реакции.

Высокая эмоциональная чувствительность социальная (9-12 баллов). Высокая чувствительность к неудачам в о


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.