Педагогическая карта отряда. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Педагогическая карта отряда.

2017-11-22 730
Педагогическая карта отряда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Фамилия, имя _______________________________________________________

Число, месяц, год рождения ___________________________________________

Класс ________школа _________ город, село _____________________________

Родители: Ф.И.О. ____________________________________________________

____________________________________________________________________

Отклонения в здоровье ________________________________________________

(уточнить у врача)

 

Какие поручения выполнял в школе _____________________________________

____________________________________________________________________

В каких кружках, секциях, студиях, клубах занимался и хотел бы заниматься ____________________________________________________________________

Что умеет делать _____________________________________________________

____________________________________________________________________

В который раз приехал в лагерь ________________________________________

Что любит делать в свободное время ____________________________________

Имеет ли спортивные разряды _________________________________________

Индивидуальные пожелания родителей _________________________________

 

Приложение 2

Программа сюжетной игры «Лето на пятерку»

1. Организационный период.

День первый: Заезд, размещение, входная диагностика отдыхающих. Вожатский концерт (его цель: первоначальное погружение в смену, установка эстетического уровня выступлений на сцене).

День второй: Открытие смены на костровой поляне (цель: знакомство с легендой смены, деление по стихиям, постановка игровых целей).

День третий: Отрядная работа (выборы органов самоуправления, планирование), первый сбор стихий (выборы органов самоуправления - Большого совета, выработка общей тактики, принятие общих символов и ритуалов каждой группой), вечерний сбор «На ночь глядя».

День четвертый: Текущая диагностика/№ 27, стр. 15, презентация отрядов.

Организационный период - это важнейший блок отрядной работы, где проходят основные процессы: адаптация, само актуализация, получение соответствующих социальных ролей и пр..

2. Основной период.

День пятый: Занятия в кружках № 1, смотр отрядных уголков, заседание Большого совета, радиопередача с дежурным отрядом.

День шестой: День первого испытания.

Занятия в кружках №2, «Путеводное созвездие» (конкурс шумовых оркестров), «На ночь глядя».

Необходимое пояснение: за каждое испытание Большой совет начисляет призовые баллы, которые открывают карту стихий, где указано место нахождения пятого времени года. Каждое испытание связанно с занятиями в кружках (мастер-классах).

День седьмой: День второго испытания.

«Воспитатель, вожатый, я - дружная семья» (конкурсная программа для отрядов и их педагогов), занятия в кружках № 3, игровой марафон, радиопередача с дежурным отрядом. Текущая диагностика.

День восьмой: День третьего испытания.

Банный день, занятия в кружках № 4, спортивная битва с Титанами (турнир по футболу между сотрудниками и детьми), радиопередача с дежурным отрядом, сборы по стихиям №2.

День девятый: День четвертого испытания.

Занятия в кружках № 5, «Музыкальная энциклопедия», заседание Большого совета, радиопередача с дежурным отрядом.

День десятый: День пятого испытания.

Занятия в кружках № 6, день отрядных дел (конкурс на лучший день отряда), радиопередача с дежурным отрядом, «На ночь глядя».

День одиннадцатый: День шестого испытания.

«Экватор» смены, Занятия в кружках № 7, радиопередача с дежурным отрядом, День поздравлений (именинная зарядка, праздничный концерт), борьба с огнем (стилизованная пожарная эвакуация), сборы по стихиям №3.

День двенадцатый: День седьмого испытания.

Занятия в кружках № 8, радиопередача с дежурным отрядом, текущая диагностика/Приложение 9, интеллектуально-развлекательное шоу «Кто хочет стать?..» (профессии, связанные со стихиями), «На ночь глядя».

День тринадцатый: День восьмого испытания.

«Танцевальная революция» (танцевальная зарядка, танцевальный ликбез, «Воробьиная дискотека» - для младшей дружины, «Стартинейджер» - для старшей), занятия в кружках № 9, радиопередача с дежурным отрядом, заседание Большого совета.

День четырнадцатый: День девятого испытания.

День великого переселения (общий турслет: эстафета для мл. отрядов, «веревочный курс» для старших), занятия в кружках № 10, радиопередача с дежурным отрядом, сборы по стихиям №4.

День пятнадцатый: День Земли.

Банный день, «Охота на мусор» (театрализованная экологическая акция), занятия в кружках № 11, радиопередача с дежурным отрядом.

День шестнадцатый: День Воздуха.

Конкурс рисунков на асфальте, конкурс летающих моделей самолетиков, «веселые старты» - младшие, спартакиада - старшие, занятия в кружках № 12, радиопередача с дежурным отрядом, заседание Большого совета, «На ночь глядя».

День семнадцатый: День Воды.

Водная эстафета, Праздник на воде, занятия в кружках № 13, радиопередача с дежурным отрядом.

День восемнадцатый: День Огня.

«Битва с драконом», «Черный ящик» (вечер ответов на вопросы), занятия в кружках № 14, радиопередача с дежурным отрядом, заседание Большого совета.

Особенность основного блока программы - сборы по стихиям, Дни стихий, в которые каждая группа, относящаяся к определенной стихии, планирует и организует целый день в лагере. На встречах этих групп - сборах стихий - оглашается только название дел, а их наполнение полностью зависит от фантазии детей. Отрядные командиры («главные») принимают решение о распределении обязанностей по подготовке и проведению дел, после их проведения они же анализируют проведенную работу.

Заключительный период.

День девятнадцатый: Твой день.

В этот день еще можно изменить результаты соревнования между стихиями и сделать это может каждый, чье имя появиться в книге добрых дел.

«Тайна разбитых часов» (мюзикл, составленный с использованием лучших детских выступлений, рассказывает о пройденных испытаниях и предстоящей развязке), смотр отрядных уголков, радиопередача с дежурным отрядом, заседание Большого совета, «На ночь глядя».

День двадцатый: Решающий день.

Итоговая диагностика, подведение итогов соревнования, вручение ключей от карты, поиск кладов, торжественная встреча пятого времени года (награждение победителей, «Елка», закрытие смены на костровой поляне). Вожатско-воспитательский концерт (цель: закончить игру, «вернуть» детей в реальный мир), Карнавальная ночь.

День двадцать первый: операция «Мы здесь были…», выезд из лагеря.

Среди находок смены можно выделить вечерние сборы отрядов на костровой поляне «На ночь глядя». Это мероприятие всегда экспромтно и во многом зависит от общего эмоционального состояния участников смены в конкретный день и час. «На ночь глядя» может превратиться в большое ток-шоу, когда у ребят накапливается потребность выразится таким способом.

Эти встречи являются своеобразной диагностикой эмоционального состояния детей. Кроме того, во многом успех мероприятия зависит от слаженности педагогического состава лагеря, от его готовности понять детей и импровизировать для них вместе с ними.

Обратимся теперь ко второму блоку - образовательному.

Занимаясь не первый год разработкой и организацией тематических смен, был сделан вывод о том, что требуется отдельно разрабатывать блок, служащий передаче познавательной информации, требующейся для включения в смену и одновременно пополняющей запас общей эрудированности детей. В данном случае - это знакомство с четырьмя стихиями и рассмотрение близлежащих вопросов.

Образовательная система при этом простроена следующим образом: основная форма обучения - кружковые занятия, соединяющие в себе теоретическую вербальную информацию с практической деятельностью. В основе организации кружковых занятий лежит принцип перехода отрядов от одного кружка (студии, мастер-класса) к другому. В роли руководителей выступают отрядные вожатые, прошедшие специальную подготовку в рамках обязательной программы подготовки вожатых. Направления деятельности кружков зависят от личностных особенностей вожатского отряда.

В данном случае в качестве направлений деятельности выступают: танцевальная студия, театральная студия, информационное агентство, мастер-класс рисования и оформительства, студия оригами, клуб самодеятельной песни, игровая студия, лидер-класс.

Такой набор кружков присутствует в каждой дружине (8 - в старшей, 8 - в младшей). Для занятий в кружках в распорядке дня ежедневно отводится по одному часу с 11.00 до 12.00 часов. При необходимости отряд может продолжить занятия по данному направлению самостоятельно, внутри отряда.

Организационно кружки работают следующим образом: отряд за смену посещает 14 занятий в кружках (по два в каждом). Исключение составляет лишь кружок «своего» отряда: вожатый самостоятельно назначает время занятий вне установленного графика. Распределение по кружкам осуществляется по круговой системе [Приложение 3].

Таким образом, переходя от студии к студии отряд знакомится со всеми предлагаемые направления. Четкое время ежедневных занятий позволяет решить и организационные проблемы: педагоги всегда знают о местонахождении отряда, что также решает проблему безопасности детей.

Темы занятий в кружках соответствуют проводимым мероприятиям, и помогают детям пройти удачно все испытания.

Каждое занятие состоит из двух частей: пятнадцатиминутной теоретической части и практики, занимающей остальное время. Конечно, такая система не является предпрофессиональной подготовкой, она скорее необходима в качестве элемента включения и закрепления в программе. Однако, как показывает имеющийся опыт реализации такого механизма, нередко он позволяет детям сделать выбор на новом виде деятельности и при желании продолжить занятия в системе дополнительного образования.

Третий блок в рассматриваемой программе - воспитательный.

Практически, этот блок сосредоточен на отрядной работе, так как отряд, как группа ближайшего социума, решает несомненно большие воспитательные задачи.

Задачи администрации лагеря и педагогического коллектива в целом сводится при этом в основном к выдвижению единых педагогических требований к отдыхающим и деятельности, исходящей из некоторых принципов. Принцип индивидуальной системы роста каждого участника смены (получение званий за достижения на отрядном и дружинном уровне, победы в конкурсах, состязаниях), присвоение званий (отрядный уровень - искатель, дружинный - ведущий, общелагерный - советник). Каждое звание присваивается решением отряда, совета стихий или Большого совета. Сопутствующая задача педагога - постановка максимального количества детей в ситуацию успеха. Принцип самоуправления - является в данной программе основным принципом работы лагеря. Система самоуправления функционирует на нескольких уровнях./Приложение.

Высшим выборным органом является Большой совет, который принимает решения по развитию смены. В него входят представители всех стихий, некоторые вожатые, выбранные тайным голосованием, старший вожатый на правах совещательного голоса. Существует также Советы стихий, они вырабатывают стратегию действий своих групп для победы в соревновании. Представители этого органа власти переизбираются на каждом сборе стихий. Для координирования действий всех участников смены каждый день собирается Совет «главных», через них в отряды поступает вся организационная информация.

Следующий принцип, на котором строится работа администрации - принцип включенности каждого в смену, сочетания коллективных и индивидуальных дел. Помимо больших дел, необходимо проводить заочные викторины, конкурсы, некрупные соревнования по разным направлениям, но связанные с темой смены, что позволяет максимальному числу отдыхающих проявить себя и одновременно содействует постоянному развитию смены.

Также очень важным сичтается принцип изменения позиции педагога в различные периоды смены. Вожатые, как уже говорилось выше, выступают в роли основных носителей идеи программы. Задача педагогов - перевести свой отряд с позиции ведомого на позицию партнера, и, соответственно, сменить роли: «ведущий» - «партнер».

Из схемы видно, что смена ролей должна произойти ориентировочно на одиннадцатый день - кризисный на психологическом уровне день смены. После чего педагоги в идеале осуществляют лишь функцию поддержки и сопровождения.

Коррекция и оптимизация воспитательной работы педагогического коллектива в течение смены происходит на основе постоянно проводимой диагностики детей и сотрудников лагеря.

Первый этап - предварительный - проводится на родительском собрании, которое проходит за день до отъезда в лагерь. На этом этапе можно получить информацию об индивидуальных особенностях детей, определить их эмоциональный настрой перед сменой, детские и родительские ожидания. При необходимости происходит коррекция организационных моментов первых дней смены (основные методы диагностики: анкетирование, «стена ожиданий»)/

В первые дни смены проводится входная диагностика. Ее задача - оценка принятия коллектива, программы, принципов и требований лагеря и т.д. Ее результаты позволяют скорректировать темп погружения в программу, отследить возможные конфликты в условиях нового микросоциума.

Текущая диагностика проводится в течение всей смены и несет сопровождающую функцию: выявляет отставания от прогнозов по разным направлениям развития смены и коллектива.

Итоговая диагностика проводится в последние дни смены и служит большей частью для получения представления о развитии ребенка по различным направлениям за прошедшую смену, о возможностях программы и рекомендаций по ее улучшению. Однако, итоговая диагностика чаще всего позволяет делать срез на эмоциональном уровне, поэтому, на наш взгляд, необходима и заключительная диагностика, проводимая через высылаемые родителям и детям анкеты. Она позволяет завершить анализ проведенной работы и исключить повторение ошибок при написании новой программы.

Координация воспитательной работы в ходе смены осуществляется посредством ежедневных планерок (отдельно - воспитательские, отдельно - вожатские), где решаются все текущие вопросы и анализируется каждый прожитый день. Также в течение смены несколько раз проводятся педсоветы, где обсуждаются наиболее важные вопросы жизнедеятельности лагеря.

Рассматривая подробно кадровый и вспомогательный блоки необходимо отметить, что в основе педагогического состава - опытные учителя школ города. Вожатский же отряд набирается из числа студентов ВУЗов города и области с помощью специальной программы подготовки вожатых, состоящей из семи этапов, работающей в течение года. Такая система подбора кадров позволяет во время реализации программы смены выдвигать единые требования, пользоваться профессиональной терминологией, организовывать педагогически грамотную работу не только дружин в целом, но и каждого отряда в частности. Вспомогательный блок включает в себя весь набор необходимого для реализации программы инвентаря, оборудования и других дополнительных условий.

По окончании смены, проанализировав ее результаты, нужно особо отметить работу системы самоуправления. Во время проведения заседаний Большого совета со стороны детей было выдвинуто множество инициатив, которые были использованы организаторами в течение смены. Кроме того, детский совет, вопреки опасениям, справился и с такой «взрослой» задачей, как организация дежурства по лагерю, также хочется отметить отношение педагогического коллектива к решениям органов самоуправления: взрослые подчинялись так же, как и дети: Совет принял правила жизни в лагере, одно из них - не курить на территории, второе - без разрешения за территорию не выходить, и педагогический состав подчинился этим требованиям. Принимая решение о повышении звания или его снятии, не было замечено превышения полномочий. В состав Большого совета по решению детей (тайным голосованием) вошло большинство вожатского отряда, по мнению тех же детей, вожатые обладали лишь правом совещательного голоса. Но были случаи, когда мнение вожатых становилось решающим: исключение из лагеря, лишение званий. Можно сделать вывод, что дети, которые не просто играют в самоуправление, а действительно решают сами вопросы жизни всего лагеря, сами верно определяют границы своих полномочий. И если на первом Совете, после оглашения условий его работы, еще были реплики о смене режима дня, о «вечном» мороженом, то в последствии, решения были грамотными и действительно полезными.

«Минусами» можно считать то, что если на уровне отрядных органов самоуправления работала система смены «главных», то на уровне Большого совета этой смены не было, потому что подросток должен чувствовать на себе ответственность принятых решений, а этого можно добиться, проработав в Совете не одну неделю. Эта ответственность и не давала ребятам «подняться» над остальными участниками смены. Хотя в течение смены был случай однократного «превышения служебных полномочий»: один из членов Совета игнорировал правила внутреннего распорядка, принятого самим же Советом (курение на территории лагеря), решением Высшего органа власти он был разжалован в обычные отдыхающие.

Начальник лагеря не имел право принимать каких-либо решений, касающихся жизни участников смены без ведома Большого совета. Конечно, все финансовые вопросы решались администрацией лагеря, но это тоже было решением Совета.

Такой удачный результат получился, потому, что в составе Большого совета были преимущественно представители старших отрядов (в связи с особенностями самой системы), а у них уже вполне «взрослые» требования.

При организации самоуправления в детском оздоровительном лагере рекомендуется социальным педагогам обратить особое внимание на составление смены, в которой должно быть предусмотрено место для детского творчества. Также важно не ограничивать предлагаемое самоуправление условиями: дети сами должны определить рамки своих полномочий и только тогда мы можем говорить о работе органов детского самоуправления. Кроме того, рекомендуется вводить такую систему самоуправления, при которой в состав высшего органа власти входят преимущественно старшеклассники, тем самым можно решить проблему «игры» в самоуправление. Нельзя боятся отдать детям всю власть: им много и не надо, но предложить ее вы обязаны, так как в этом и видно ваше желание прислушаться к мнению детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.