Основные формы организации летнего отдыха детей — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Основные формы организации летнего отдыха детей

2017-11-22 402
Основные формы организации летнего отдыха детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исторически в нашей стране сложились многообразные формы организации летнего досуга детей. Традиционными стали загородные лагеря, детские площадки при школе и подростковых клубах, детские туристические поездки и маршруты и т.д. Сегодня, наряду с традиционными, появились новые возможности в организации летнего отдыха детей.

1. Загородные лагеря всегда были одной из самых распространенных форм организации летнего отдыха. Обзор литературы позволяет сделать следующую классификацию загородных лагерей.

· Досуговые. Основная цель досуговых лагерей – организация досуга. Специфика – многообразие видов деятельности.

· Оздоровительные. Задачи и формы типа лагерей связаны с оздоровление ребенка, улучшением самочувствия детей. Здесь избегают грандиозных программ, отрицательно влияющих на физическое и психическое состояние ребенка. Главная роль отводится валеологам, которые отвечают за организацию и осуществление программ привлечения детей к здоровому образу жизни.

· Профильные. Это практически ориентированные лагеря. Их цель – углубление знаний по определенным предметам, создание условий для развития специальных способностей детей. Обычно здесь работают специалисты-предметники. Специальные лагеря могут иметь различный профиль. Наиболее распространенные – спортивный, туристский, экономический, лидерский и т.д. Существуют программы профильных лагерей для одаренных детей, для детей-инвалидов.

· Трудовые. Оказывают помощь в решении денежных проблем подростков, обучают какому-либо ремеслу или виду труда. Трудовой лагерь имеет большое значение в формировании экономических представлений детей и подростков, в формировании навыков жизни в условиях рыночной экономики, позволяет воспитывать самостоятельность.

Данная классификация позволяет представить типы лагерей в чистой идеальной форме. На практике, безусловно, могут быть лагеря смешанного типа. Однако каждый отряд (детский коллектив) будет иметь свою специфику. Эта специфика будет определяться основанием, по которому формировался отряд, целями, базовым понятием педагогической концепции и основными видами деятельности. Не означает данная классификация и того, что, например, в профильном лагере (отряде) нет досуговой деятельности. Безусловно, досуг и оздоровление будут реализовываться практически в каждом типе лагеря, но не везде они будут основными, то есть могут иметь второстепенное значение.

Данная классификация может стать основанием для самоопределения педагогов и организаторов летнего отдыха, относительно целей и основных видов деятельности, что позволит более эффективно мобилизовать средства и ресурсы.

При проектировании деятельности в загородных лагерях необходимо учесть такие условия, как

- временный характер коллектива;

- изменение привычной среды жизнедеятельности;

- закрытость загородного лагеря как типа детского учреждения;

- отсутствие родительской опеки, поддержки и контроля.

Принципы организации педагогического процесса и жизнедеятельности детей в лагере.

1. Комплексность, как принцип организации работы лагеря, предусматривает взаимосвязанное (системное) решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач; сочетание индивидуальных, групповых, коллективных и массовых форм работы; применение определенной системы педагогических методов и средств.

2. Соблюдение принципов добровольности, самодеятельности, сотрудничества детей и взрослых создают условия для свободного развития ребенка. Эти принципы характеризуются: общедоступностью всех занятий, правом детей на выбор содержания и форм работы, детской группы и педагога, активным включением в деятельность лагеря всех детей, проявлением их инициативы и творчества, установлением отношений взаимной заботы и совместного творчества детей и взрослых.

3. Дифференцированный подход как принцип педагогической деятельности требует организации работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, определение возрастных границ дифференциации с учетом тенденции личностного развития детей соответствующего возраста, выделения в рамках данного возраста детских подгрупп на основе определенных психолого-педагогических характеристик.

При разработке проектов различных направлений деятельности лагеря сформулированы актуальные ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ для каждой модели:

1. Обеспечение полноценного отдыха детей на основе разработанной досуговой деятельности, обладающей повышенным развивающим потенциалом, способствующей направленному совершенствованию личности и формированию опыта социального взаимодействия детей со сверстниками, взрослыми, окружающим миром; создающей условия для поддержки их психологического и физического здоровья.

2. Формирование нравственного воспитания и стимулирование процесса самовоспитания; формирования навыков культуры общения.

3. Обеспечение условий для раскрытия творческой индивидуальности детей, их интересов, потребностей, природных задатков.

4. Максимальное использование в воспитательных и оздоровительных целях возможности пребывания детей в новом для них социальном и природном общении.

5. Создание комфортной социально-психологической и предметно-бытовой микросреды жизнедеятельности детей и взрослых в лагере.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.