Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-11-22 | 805 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Группы средств | Методика работы |
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА | |
Наглядные: а) живые объекты б) натуральные неживые объекты | Группа натуральных (предметных) Комнатные растения, домашние животные (обитатели уголка живой природы). Это группа «препарированных» растений и животных: 1) гербарий – засушенные на стандартных листах бумаги (А4) в определенной тематической последовательности растения со всеми органами (частями), с указанием места и времени сбора; 2) чучело – натуральный объект, полностью передающий все внешние признаки животного – величину, форму, окраску (с позиции этико-эстетических норм не рекомендуется к использованию в начальных классах, особенно в I, II кл.); 3) коллекция – группа одинаковых объектов или объектов, имеющих общие признаки (насекомых); 4) влажные препараты – объекты, зафиксированные в спирте, формалине и других консервантах (концентрированных растворах, например сахар, соль); 5) сухие препараты – натуральные засушенные отдельные органы или целые части растения и животные (наборы засушенных зерновых, технических, овощных культур, плоды и семена, расчлененный речной рак и т.д.) |
в) объекты неживой природы | Коллекции полезных ископаемых, почв и т.д. |
Наглядные: 1) объемные: а) модель б) муляж в) аппликации г) диорама д) приборы | Группа искусственных или изобразительных Трехмерное наглядное пособие, передающее изображение предмета или отдельных его частей в увеличенном или уменьшенном виде (глобус). Различают монолитные / разборные, действующие или статические. По-другому, слепок – наглядное пособие, имеющее трехмерное измерение, передающее образ предмета (натуру) по внешним признакам (форма, размер, цвет) без учета внутреннего содержания (например, муляжи плодов, овощей и корнеплодов). Одностороннее объемное пособие (из пластилина на стекле) Объемная картина, на которой хорошо передан (виден) только ближний план (передний край) или его часть (диорама ландшафта местности). Различают приборы, предназначенные: 1) для определения качественных / количественных показателей явлений природы (термометр); 2) для проведения измерительных работ на местности (дальномер, компас); 3) картометрические (транспортир) |
2) плоскостные: а) динамические (ЭЗСО) или аудиовизуальные: экранные | В соответствии с принципом наглядности требуют широкого использования в начальной школе. Данные пособия передают информацию через зрительный анализатор и подразделяются на: 1) диафильмы – учебные фильмы, составленные из диапозитивов, объединенных общей темой (для начальной школы выпущены различные серии по многим темам курса). Их кадры сопровождаются субтитрами. Показ требует наличия достаточно мощного, не требующего дополнительного затемнения помещения диапроектора; диапозитивы – черно-белые (цветные) позитивные фотографические изображения натуральных объектов без искажений на прозрачном материале (пленке), предназначенные для демонстрации на экране с помощью проектора. Они изготавливаются как фабричным способом, продаются в наборах (существуют серии почти по всем темам курса), так и самостоятельно взрослым (материал краеведческой направленности); занимают мало места и достаточно долго хранятся |
Методические рекомендации к применению: | 1) предварительные проверка оборудования, ознакомление с содержанием, определение с объемом и местом использования на уроке; 2) постановка перед детьми перед просмотром познавательной задачи, решаемой в процессе просмотра; 3) демонстрация кадров парциально – по 7 – 8 шт. с перерывом для удержания устойчивого внимания; 4) возможность демонстрации диафильма / кадров на различных этапах урока, в том числе с повторением; 5) для активизации познавательной деятельности детей на стадии закрепления материала рекомендуется закрыть субтитры и попросить учащихся «озвучить» кадры |
экранно-звуковые | Учебные фильмы и телепередачи воздействуют одновременно на зрительный и слуховой анализаторы и позволяют увидеть динамику природных процессов. За 10 – 15 мин демонстрации, например, кинофильма дети могут усвоить объем информации, рассчитанный на урок (по А.А. Половинкину). Видеокассеты легко хранить; они удобны в обращении. В настоящее время видеопрограммы создают студия «Квант» (Москва), региональные видеостудии. Существуют фильмы «Мир вокруг нас», «Живая природа» и др. В последние годы в школах активно разрабатываются и используются компьютерные программы, призванные повысить эффективность усвоения младшими школьниками естественно-научных знаний |
Рекомендации к применению: | Наиболее рационально на уроке использовать видеофильмы, не требующие затемнения класса; дающие возможность замедления, ускорения, приостановки, повторного показа кадра |
звуковые | Это средства обучения (аудиокассеты, грамзаписи), передающие информацию через орган слуха – запись шума водопада, голосов птиц, выступления ученых, отрывки из рассказов о природе, путешествиях и др. |
Рекомендации к применению: | 1) предварительное ознакомление педагога с записью, выборка необходимых отрывков, определение времени и места прослушивания на уроке; 2) составление перечня заданий и вопросов к выбранному фрагменту для стимулирования целенаправленного прослушивания детьми записи; 3)продолжительность прослушивания – не более 3 – 5 мин; 4) итоговые ответы детей на вопросы учителя, выводы по окончании прослушивания |
б) статические: учебные картины | Плоскостное наглядное пособие, на котором изображен объект или явление природы, например «Холм», «Овраг», «Пустыня» |
учебные таблицы | Пособие, где с помощью рисунков, текста и цифровых обозначений сообщается информация о конкретном объекте природы («Строение тела человека», «Насекомые-вредители») |
диаграмма | Плоскостное наглядное пособие, в котором дается графическое изображение числовых соотношений и величин с использованием геометрических фигур, линий и схем |
малоформатные, образные | Фотографическое изображение природных объектов на цветных пленках (слайды), черно-белых и стекле (диапозитивы) |
схема | Плоскостное краткое изображение общих признаков предмета / явления в виде рисунка (наброска) или линий (план школы) |
географическая и контурная карты | Изображение на плоскости объекта (физическая карта полушарий) или отдельных его частей в уменьшенном виде (политическая карта Европы, карта Москвы и Московской области). В начальной школе используются виды картографических пособий: а) настенные (физические карты РФ, края; карта природных зон; план местности), в том числе рельефные (с выпуклой, осязаемой формой передачи рельефа), ламинированные и неламинированные; б) географические атласы; в) индивидуальные карты (в учебниках, учебниках-тетрадях); г) контурные карты; д) самостоятельно выполненные или фабричные пособия с изображением условных знаков карты, полезных ископаемых. В последнее время в связи с введением в «Окружающий мир» обществоведческого материала перечень карт значительно расширен (исторические, политические, карты путешествий и Великих географических открытий и т. д.) и определяется индивидуально содержанием конкретного курса (широкий спектр в «Мире и человеке», «Географии», «Мы и окружающий мир»). |
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА | |
Оборудование: лабораторное | Средства для демонстрации опытов, проведения практических работ Необходимо для проведения опытов учителем и детьми. К минимуму относятся: штатив, нагревательные приборы (спиртовка, плитка) или сухой спирт, химическая посуда (пробирки, колбы с резиновыми пробками, мензурки, химические стаканы, простоквашницы), асбестовая сетка, держатель; стаканы, воронки, лупы, фильтровальная бумага, предметные стекла (раздаточный материал для практических работ) |
экскурсионное | Для детей – планшеты, рулетки, коробочки, карандаши, ластик, компас Для учителя – гномон, термометр, линейка для измерения высоты снежного покрова, коробочки для семян |
Литература:
|
|
|
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: ВЛАДОС, 2003.
|
2. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф.Козина, Е.Н. Степанян. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 496 с.
Лекция № 11
Уголок живой природы
Уголок живой природы в школе – это специальные участки класса, биологические кабинеты, биокомплексы, станции юннатов, секции и клубы для проведения натуралистических занятий. По способу своей организации и расположения различаются следующиие виды уголков живой природы: 1) внутришкольные (расположенные в здании школы): классные (по согласованию с санитарно-эпидемиологической станцией), рекреационные, кабинетные; 2)внешкольные, находящиеся в специально выстроенном помещении.
Современные помещения в школе, предназначенные для натуралистической работы, служат не только для содержания животных и растений в качестве наглядных пособий или раздаточного материала на уроке. В них также оборудуются стенды, хранилища препаратов и муляжей, изготовленных для конкретизации представления об органическом мире, подборки рисунков, фотографий, палеонтологические находки, собрания книг и журналов. Традиционно уголок живой природы включает в себя следующие отделы:
1) растительный: декоративные представители тропической флоры (комнатные или оранжерейные: кактусы; лиственные растения, как-то: аспидистра, антуриум, аспарагус, аукуба, бамбук, драцена, кливия, нефролёпис, плющ обыкновенный, плющ восковый, сциндапсус, циперус); виды умеренного климата – дикорастущие, культивированные; допускается группировка растений по их родине – растения влажных тропических лесов (бегония, монстера), субтропиков (пеларгония, хлорофитум), пустынь (алоэ древовидное, сансевьера), водные (стрелолист, элодея канадская).
При этом необходимо учитывать, что в последнее время данный отдел («зеленый уголок» или «зимний сад») нередко рассматривается как самостоятельная разновидность живого уголка, наиболее экологически приемлемая форма экологического дизайна школьных интерьеров, где рекомендуется: а) максимальное использование вертикальной плоскости (крепление емкости с растениями на кронштейнах у капитальных стен, колонн, размещение на декоративных решетках; перегородках, экранах); б) создание объемно-пространственных композиций – «копий» природных ландшафтов; в) использование флорариев (стеклянных теплиц большого размера, где микроклимат регулируется с помощью приборов) в слабоосвещенных холлах, нишах; оконной теплички на подоконнике; микроландшафтного садика в круглом аквариуме на столе преподавателя или в углу класса; г) животный: рыбы (карась, язь, линь, красноперка, верховка (малявка), пескарь, окунеобразные, вьюн обыкновенный, царек (солнечная рыба или солнечный окунь), головешка (ротан), колюшки), земноводные (шпоровые лягушки, иглистые тритоны, амбистома), пресмыкающиеся (среднеазиатская черепаха, ящерицы), птицы (чечетка, чиж, щегол, обыкновенная чечевица, обыкновенная овсянка, волнистые попугайчики, канарейка (канареечный вьюрок), ткачиковые), млекопитающие (бурундук, хомячки, белка обыкновенная, морская свинка); моллюски, насекомые, паукообразные и др. Рекомендуется использовать именно аквариумы с рыбками и птичьи витрины;
|
2) эколого-краеведческий, в котором учитываются основные требования к минимуму эколого-краеведческих представлений детей 6 – 9 лет: знание условий своего местожительства, основных геологических объектов края и местных охраняемых территорий, 10–15 видов птиц; умение узнавать охраняемые растения и животных, различать ядовитые грибы и растения.
Изучение во взаимосвязи элементов органического и неорганического мира способствует комплексному знакомству с биосферой, выявлению их взаимосвязей между собой и окружающей средой. При этом любой уголок должен преследовать конкретные цели, исходя из общих учебно-воспитательных задач школы. Необходимо регламентирование правовой стороны его организации и создания, практического использования, материальной и нравственной ответственности за его питомцев, содержание в чистоте и порядке оборудования и имущества. Целесообразно предусматривать на земельных школьных участках «вольные» утолки живой природы: маленькая заповедная территория с культивируемым ландшафтом, предназначенная для привлечения в него разнообразных диких животных (птиц, мелких зверей, в теплое время – земноводных, некоторых пресмыкающихся) при соблюдении условий, максимально приближенных к естественным.
Почему же так важен непосредственный контакт ребенка с растениями и животными? Работая с ними в уголке живой природы, он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворение которых происходит лишь три наличии определенных внешних условий – среды обитания, пригодной для данного организма. Учителю также необходимо объяснить детям, что таким домом для растений и животных, находящихся в школе, является уголок живой природы, значит, дети должны следить за ним, содержать в чистоте, чтобы животным было уютно и комфортно. Такой подход позволяет пробудить интерес к миру природы, воспитать в детях чувство ответственности. Осознанно-правильное отношение детей ко всему живому рассматривается как совокупность специализированных знаний. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними опытов и наблюдений, выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе, воспитывают моральные качества. Наличие живого уголка помогает формировать у детей такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Безусловно, организация уголка природы в школе требует от учителя много сил и времени. Поэтому сейчас, несмотря на его значимость для правильного развития младших школьников, он существует лишь в некоторых школах. Его обустройство требует специального оборудования, необходимого для нормального существования живых существ; знаний о том, каких животных и растений целесообразнее содержать в уголке; умения ухаживать за каждым отдельным представителем.
Существуют определенные требования к организации и расположению живого уголка: 1) комната для уголка должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений (постоянный температурный режим, влажность, проветривание и т.д.); 2) выбор растений и животных определяется конкретными условиями школы (наличием помещения, средств по уходу); 3) учет требований программы по естествознанию; 4) разнообразие представителей живого уголка и интерес для наблюдения; 5) отсутствие сложностей по уходу: труд должен быть доступен детям младшего школьного возраста (наличие неприхотливых растений и животных, не очень требовательных к организации специфических условий жизни); 6) при отборе растений и животных следует акцентировать внимание на особях с ярко выраженными признаками группы и класса (например, рыбы или птицы с типичным для своего класса строением тела и повадками); 7) размещение в уголке живой природы питомцев в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни, например: птицы в более светлом месте, вдали от сквозняка; аквариум в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет. Не следует сосредотачивать разных обитателей в одном месте комнаты, так как детям в таких условиях трудно наблюдать и ухаживать за живыми существами, выделять при необходимости какого-то одного обитателя среди других; 8) учет эстетических требований: различные комнатные растения и аквариум с рыбками должны быть размещены так, чтобы украшать помещение, делать его уютным и привлекательным; 9) следует заранее побеспокоиться об инвентаре, необходимом для ухода за обитателями: за растениями – лейки, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли; за животными – тазы, тряпки, щетки-сметки, терки, миски, разделочные доски, ножи. Весь инвентарь находится в уголке для дежурных, где также хранятся клеенчатые фартуки и перчатки. Оборудование для ухода за аквариумом следует поместить в столике-шкафчике под ним, где можно хранить и банки с кормом. Весь рабочий инвентарь должен иметь свое место и лежать на полках в определенном порядке, к чему приучают детей после окончания работы.
Каковы же особенности содержания различных представителей в уголке живой природы?
Комнатные растения – важное условие организации живого уголка. При их подборе учитываются особенности помещения: если окна выходят на южную сторону, целесообразно размещать на подоконниках светолюбивые растения; на северную – теневыносливые. На примере выбираемых растений учитель должен иметь возможность познакомить детей с внешним строением их органов, способами размножения, проводить разнообразную практическую работу по выращиванию.
Специалисты советуют содержать следующие распространенные и неприхотливые виды: а) аспидистру высокую (англ. чугунное растение) – субтропическое теневыносливое растение, являющееся прекрасным объектом при показе способа размножения при помощи отрезков корневища с почками (во время ее цветения можно провести опыты по опылению, а после созревания семян – по выращиванию взрослого растения из них); б) алоэ древовидное (столетник), с которым можно проводить опыты по выяснению степени его потребности в воде (детям необходимо сообщить о его широко используемых лекарственных свойствах); в) бегонию (по характеру размножения – бегонию королевскую, вечноцветущую, клубневую повислую); г) бальзамин (недотрога, англ. хлопотунья Лиззи); д) колеус (кротон бедняка) – декоративное растение, быстро размножающееся в условиях уголка, влаголюбивое и хорошо растущее при обильном свете; его выращивают в школе для наблюдений за ростом растений, изменением окраски листьев в зависимости от освещения и температуры; е) сансевьеру трехполосную (англ. тещин язык, амер. змеиная кожа) – тропическое светолюбивое, неприхотливое для выращивания растение, требующее умеренного полива, обладающее Ярко выраженным приспособлением к определенным условиям жизни – плотная кутикула листовой платины; на ее примере можно проводить опыты по размножению с помощью корневища и частями листа; ж) монстеру деликатесную; з) пеларгонию зональную (герань обыкновенную).
В уголке живой природы могут содержаться гидры, моллюски, дафнии, циклопы, плавунцы, шелкопряды, бабочка капустница, из позвоночных – рыбы, земноводные (лягушки, тритоны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы, мелкие млекопитающие.
Школьные аквариумы подразделяются на демонстрационные, лабораторные и декоративные. Последние больше всего соответствуют целям экологического образования. Работа с декоративным аквариумом, в котором чаще всего содержатся рыбы, вполне доступна и технологически осуществима в любом классе при соблюдении ряда условий:
1) аквариум не следует располагать под прямыми солнечными лучами во избежание цветения воды;
2) температурный режим для большинства обитателей – 20–25 °С;
3) аквариум держать закрытым, периодически производя чистку;
4) при подборе животных следует учитывать их агрессивность, так как младшие школьники тяжело переживают гибель питомцев вследствие агрессии других;
5) наличие в уголке живой природы основной информации обо всех обитателях аквариума, требуемых условиях жизни, способах питания и видах подкормок в форме этикеток, специальных табличек, размещенных рядом с аквариумом;
6) при подборе аквариумных рыб необходимо учитывать размеры емкости и возраст детей, для которых они предназначены: для совсем маленьких подходят большие, яркие, неторопливые объекты для наблюдения (вуалехвостые, гурами, меченосцы); для ребят постарше – подвижные, яркие, стайные особи средней величины (барбусы, данио). В условиях школьного аквариума можно содержать холодноводных (карася, красноперку, вьюна, гамбузию) и тепловодных (меченосца, микропода, гарами пятнистого) рыб, некоторых моллюсков, гидр и растения (водокрас, водяной мох, валлиснерию, рдест курчавый);
7) возможны имитации различных природных объектов;
8) при уходе за аквариумом следует научить детей вовремя менять воду, регулярно прореживать растения, оставляя больше места для рыб, кормить обитателей в установленное время, следить за температурой воды.
Наблюдение за подводным царством убеждает детей в том, что в природе все между собой тесно связано, воспитывает художественный вкус, способствует развитию у детей навыков наблюдения и ухода за домашними животными.
На террариум в школе возлагается особая задача – разрушение отрицательных стереотипов в отношении земноводных и пресмыкающихся. Современный террариум – это уже не просто ящик, накрытый стеклом, «чтобы жабы не разбежались». Террариум – это сложное биотехническое сооружение, включающее в себя: источник света, систему поддерживания температуры и контроля за ней, вентиляции, укрытие и источник ультрафиолетовых лучей.
В зависимости от типа содержащихся животных используются различные виды террариумов, подразделяемые по форме на горизонтальный, кубический и вертикальный.
Горизонтальный тип рекомендуется для содержания наземных амфибий и рептилий, в основном обитающих на открытых пространствах; кубический – для животных, одинаково использующих горизонтальную и вертикальную поверхности, обитающих в толще грунта; вертикальный – для обитателей крон и стволов деревьев.
В уголке живой природы рекомендуется держать земноводных (амблистому, иглистого тритона, шпорцевых лягушек, например, при наблюдении при изучении темы «Изменения в жизни животных», III класс) и пресмыкающихся (черепах). Содержание же птиц, нуждающихся в большем ежедневном уходе, требует создания определенных условий:
а) увеличение частоты кормления: птицы более подвижны (соответственно более активный обмен веществ), совсем не переносят голодание; чаще всего в уголках природы содержат канареек и попугайчиков;
б) строгий отбор представителей: немногие из птиц, обитающих в конкретной местности, свободно переносят неволю, например чечетки, щеглы, чижи и т.д., а также одомашненные виды (попугаи, канарейки);
в) необходимость научить детей содержательному и правильному общению с птицами, воспитывать познавательно-эстетический интерес: предельно бережное отношение ввиду хрупкости их жизни.
Допустимо содержание ограниченного числа млекопитающих так как немногие животные свободно переносят неволю: белки бурундуки, хомяки, ежи и т.д., в том числе так называемые «лабораторные» (белые мыши, морские свинки). Требуется также со здание специальных условий, например четкий подбор клеток (лучше железных). Так, для бурундуков клетки делают небольшие, так как они малоподвижны, особенно зимой. Кормление млекопитающих зависит от особенностей ротового аппарата: в уголке обычно содержится большое количество грызунов, которым необходимо ежедневно давать молодые побеги древесных растений. В целом содержание животных требует соблюдения санитарно-гигиенических правил, что исключает возможность помещения случайных животных, подобранных на улице. В частности, нужно ежедневно проводить тщательную уборку помещений; в уголке живой природы должны находиться только те лица, которые имеют отношение к уходу и выращиванию; периодически проводится дезинфекция растений и животных.
Наличие школьного живого уголка также дает возможность про ведения уроков, факультативных и других внеклассных занятий с привлечением его обитателей.
Литература:
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф.Козина, Е.Н. Степанян. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 496 с.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!