Понятие мировоззрения, его структура, основные функции и исторические типы. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Понятие мировоззрения, его структура, основные функции и исторические типы.



МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с действительностью.

Мировоззрение – это способ духовно-практического освоения реальности.

Основные мировоззренческие вопросы (И. Кант):

· Что я могу знать?

· Что я должен делать?

· На что я могу надеяться?

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Обыденно-практический уровеньвключает в себя:

· Мироощущение

· Мировосприятие

Рационально-теоретический уровеньвключает в себя:

· Миропонимание

Структурные элементы мировоззрения:

· Знания

· Ценности

· Убеждения

· Чувства и эмоции

· Воля к действию

ФУНКЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

· Познавательная

· Ценностно-нормативная (оценочная)

· Поведенческая (практическая)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Существует следующие исторических типа мировоззрения — это мифологическое, религиозное, философское.

Миф – колыбель мировоззрения. Мифологическое мышление осуществляется не в понятиях, а в комплексах. Мифологическое мышление не выделяет человека из мира. Основная особенность мифа в том, что он объясняет «все», для него нет непознанного и неизвестного.

Мифологическое мировоззрение

· Эмоциональное восприятие и фантастическая интерпретация природы, человека, социума;

· Синкретизм (неразрывное единство человека и природы);

· Табуирование социальных нравственных норм;

· Антропоморфизм (перенесение человеческих качеств на неживой и живой мир природы);

· Генетизм (объяснение предмета через его происхождение);

· Идентификация.

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ связано с оформлением монотеистических Богооткровенных религий (иудаизм, христианство, ислам).

Характеристики религиозного мировоззрения

· Исторически зарождается в недрах мифологического сознания;

· Первоначально в форме политеизма и пантеизма, затем монотеизма;

· Бог трактуется как Абсолют, который выше естественного Космоса и человека;

· Вера в Бога, ритуал, культ;

· Источником знания выступает Священное писание.

· Удвоение мира: мир горний и мир дольний

Структура религиозного мировоззрения:

· 1 уровень: психологический (культовая практика);

· 2 уровень: идеологический (догмы, ценности, нормы)

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ –это система наиболее общих, рационально обоснованных теоретических представлений о мире, человеке, принципах его деятельности и отношений к миру.



Характеристики философского мировоззрения

· Осмысление предельных оснований бытия и мышления;

· Целостное отношение к действительности;

· Систематическое целостное знание о мире;

· Логическая аргументация;

· Опора на разум и внутренний опыт человека

Философия Древнего Востока.

Древний восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы первые философские идеи. Под "древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Существенными чертами этой философии, выделяющей её в ряду других философских систем, являются:* Размытость границ между философским и религиозным дискурсами.* Ярко выраженный иррационализм.* Приоритет онтологической проблематики над гносеологической.* Интровертность мышления.* Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.

В основе специфики восточной философии лежит своеобразие Востока как типа культуры.

Причины своеобразия восточной культуры* Климат и география.* Традиционализм культуры.* Громадная роль религии в общественной и индивидуальной жизни.* Особенности антропологии и психологии людей Востока.

Особенности восточного мышления* Оно более интровертно, чем западное мышление.* Оно скорее эмоционально-образное, чем логическое.* Разум понимается более широко, чем на Западе: это не столько человеческая способность, сколько космическая сила.* Для восточного мышления не характерен антропоцентризм.

Философия брахманизма.Упанишады учат познанию Брахмана, слиянию с ним, достижению единства с ним. Под Брахманом понимается абстрактная высшая сила, которая отчасти опредмечивается, но в большей части остаётся невидимой. Брахман - это и высшее духовное единство. Каждая индивидуальная душа - Атман - является его частью. Атман - это тот же Брахман, но реализованный в индивидуальной душе. Брахману и Атману тождественна Пуруша - высшее духовное начало, высшая душа, песчинкой которой является душа индивида. А всем им тождественен "Тот" - невыразимое высшее блаженство. Но самым полным выражением Брахмана является "Ом" - понятие, с помощью которого брахман выражает свои надежды на постижение Брахмана.Брахман - это ноуменальная, скрытая реальность, обладающая вечностью, бесконечностью, первопричинностью. Феноменальный, то есть вторичный мир, напротив, конечен, преходящ, находится в состоянии постоянного изменения. Первоосновами Брахмана выступают:* Пространство.* Движение.* Закон.



Упанишады, своим учением о Брахмане, определили последующие параметры индийской философии, вплоть до индуизма.

Классический период.Этот период представлен учениями и школами, появившимися как реакция на элитарность и замкнутость брахманизма. Наиболее значительными из них считаются: санкхья, йога, веданта, джайнизм и буддизм.

Санкхья была создана на рубеже VIII-VI веков индийским мыслителем Капилой. В центре её - два активно взаимодействующих начала: пракрити (материальное начало) и пуруша (духовное начало). И пуруша и пракрити - эманация Того, Единого. Пуруша - созидательное начало, она состоит из духовых атомов-монад индивидуальных душ. Пракрити лишена сознания, это просто неисчерпаемая творческая энергия. Воздействие пуруши на пракрити сравнивают с воздействием магнита на металл: духовное начало придает материи форму и духовную субстанцию. Взаимодействие пуруши и пракрити является причиной возникновения всего феноменального мира: 25-ти элементов, сущностей. Философия санкхья предлагает дуалистическую картину мира. Цель её - помочь пуруше освободиться из плена материи, избавиться от состояния сансары и кармы, покинуть тело, в которое оно заключена, и обрести состояние блаженства (мокши). Чтобы сделать это, необходимо отделить пурушу от материи, с которой она слита.

Йога представляет собой систему способов и средств, позволяющих пуруше освободиться от материи и достичь состояния мокши. У европейцес сложился образ йоги как системы психических и физических упражнений. Йога была создана индийским мыслителем Патанджали в IV-III веке до нашей эры. Он написал работу "Йога-сутра", в которой и предложил систему упражнений, направленных на достижение блаженства. Система йоги - очень сложная, требует подготовки, выдержки, упорства, аскетизма и подразделяется на восемь этапов:1. Воздержание (яма).2. Выполнение предписания (мияма).3. Упражнения для тела (асана).4. Дисциплина дыхания (пранаяма).5. Дисциплина чувств (пратьяхара).6. Дисциплина ума (дхарана).7. Созерцание (дхиана).8. Транс и экстаз (самадха).

Веданта принадлежит к числу наиболее философски насыщенных учений. Главный труд этой системы - Веданта-сутра - появился во II веке до нашей эры, В центре внимания Веданты - Брахман (Тот), являющийся источником всего фундаментального мира. Он один, неделим, абсолютен. Ему тождественен Атман - искра Брахмана в единичной душе. В отличии от санкхьи, веданта не признает дуализма мира. Брахман - единственная реальность. Материальная вселенная вторична и является результатом действия Майи - эманации Брахмана. Майя имеет смысл и силу лишь благодаря Брахману, она не самостоятельна. Чтобы слиться с Брахманом, стремящийся к этому должен нравственно очиститься, отказаться от желаний и страстей. Познав свой Атман, человек достигает покоя. Наиболее полно его внутреннее "Я" отожествляется с Брахманом во время глубокого сна.

Появляются оппозиционные брахманизму системы, главными из которых были джайнизм и буддизм.

Джайнизм. Оформление этого учения связывают с именем Махавиры Джины, жившего в VI веке до нашей эры. Как и все индийские системы, джайнизм учит, что дух, душа человека несравненно выше его материальной оболочки. Джайны ставят целью достичь состояние мокши, а для этого считают необходимым освободить душу от её телесной закрепощенности. При этом они считают материальной и карму. Освободиться от кармы нелегко и чтобы всё-таки это сделать, нужно следовать советам своего наставника, получить необходимые познания и выработать определённые нормы поведения. Добившись прекращения притока кармы, душа джайна, ищущего мокши, сможет постепенно обеспечить истощение и затем - отпадение всей остальной кармы. В основе ее абсолютное уважение к жизни, а также отрицание насилия, или Ахинса. Все души равны и, следовательно, должны быть в равной мере защищены. Правила поведения, определенные Джайной, имели целью освободится от колеса жизни (самсары) и включали в себя Три алмаза: Правильная вера, правильное учение, правильное поведение.Существовало также пять заповедей: Не убивать, не лгать, не воровать, воздержание, отрицание любых земных наслаждений и вещей.

Буддизм.Буддизм является великой религией и философией Востока и по значению стоит несопоставимо выше джайнизма. Но возник он так же как и джайнизм, в противовес засилью и элитарности брахманизма. Дальнейшая судьба буддизма интересна тем, что он не прижился у себя на родине, а распространился, в основном, по Юго-Восточной Азии и Дальнему Востоку.

Появление буддизма окутано мистической тайной, но исследователи полагают, что существовала реальная историческая личность - Гаутама Шакьямуни, который и положил начало этой религии.Однажды, сидя под деревом Бодхи, предаваясь размышлениям, Сиддхартха внезапно "прозрел": ему открылись четыре священные истины жизни:* Страдания правят миром.* Причиной страданий является сама жизнь с её страстями и желаниями.* Уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану.* Существует путь, посредством которого можно избавиться от страданий и достичь нирваны. Познав эти четыре истины, Гаутама стал Буддой.Сущность учения Будды Жизнь есть страдание. Это страдание происходит из жажды бытия, наслаждений, созидания, власти и т.д. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности - значит избавиться от страданий. За этим лежит полной освобождение, нирвана. Развивая своё учение, Будда разработал подробный, восьмиступенчатый путь, метод избавления от страданий и приближения к нирване. Вот ступени этого пути:1. Праведная вера.2. Истинная решимость.3. Праведная речь.4. Праведные дела.5. Праведная жизнь.6. Праведная мысль.7. Праведные помыслы.8. Истинное созерцание.

Основы философии буддизмаБуддизм, так же как и предшествующие ему философские системы Индии, выдвигает на первый план карму человека - совокупность его добрых и злых поступков. Хорошая карма существенно приближает человека к нирване. Но больше всего шансов попасть туда у монахов, отказавшихся от всего мирского и сосредоточившихся на духовной жизни. Среди монахов выделялись так называемые "архаты", совсем близко подошедшие к состояниям Будды и нирваны. Простым верующим буддистам было трудно вести такую праведную жизнь в силу чисто житейских обстоятельств. Поэтому буддизм через некоторое время выработал две формы:Хинаяна - узкий путь к спасению. Это, по сути, учение монахов, ограниченное рамками этого сословия. Махаяна - широкий путь к спасению. Эта форма и получила наибольшее распространение.Возникнув в Индии, буддизм там не прижился и распространился вовне, в Юго-Восточную Азию. Но внутри Индии буддизм, равно как и джайнизм, сыграл важную роль в критике брахманизма и подготовил почву для возникновения индуизма - религии и философии современных индусов.






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.