Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста

2017-11-22 341
Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка.

Ежедневная практика педагогов, как отечественных, так и зарубежных, показывает актуальность проблемы диагностики и профилактики поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение имеет место не только в детском саду, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка. К сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы.

Отечественные исследователи (М.А. Галагузова, Р.В, Овчарова, Л.Я. Олиференко, С.А. Беличева и др.) рассматривают девиантное поведение как одно из проявлений социальной дезадаптации, их исследования доказывают, что дошкольники в большей степени нуждаются в социально-педагогической поддержке и профилактике девиантного поведения.

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) обусловлены, как правило, двумя факторами — ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.

Существуют различные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий.

Выделяют следующие направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: повышение роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и дошкольных учереждений, управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитание.

Профилактическая деятельность является составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление де​виантных детей, диагностику причин и условий их отклоне​ний в развитии и поведении, определение своеобразия формиро​вания их личности и особенностей взаимоотношений со сверстни​ками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негатив​ных тенденций в развитии и формировании личности ребенка.

Целью программы является создание в детском саду условий, предотвращающих девиантное поведение детей старшего дошкольного возраста, способствующих формированию у них жизненных навыков, препятствующих возникновению девиантного поведения.

Целевая группа: дети 5 — 6 лет.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

· выявление детей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению;

· обучение способам работы в группе, развитие навыков общения;

· профилактика наиболее распространенных форм девиантного поведения присущих детям старшего дошкольного возраста (замкнутость, гиперактивность и агрессивное поведение);

· формирование у воспитанников адекватной самооценки;

· ориентация на позитивные социальные и личностные ценности;

· организация мероприятий, способствующих ориентации на здоровый и безопасный образ жизни.

Можно выделить следующие принципы, лежащие в основе программы:

· комплексность – организация воздействия на различных уровнях социального пространства;

· дифференцированность – учет возраста и степень проявления девиантного поведения;

· аксиологичность – формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

· многоаспектность – сочетание различных направлений профилактической работы;

· максимальная активность детей;

· позитивность информации;

· устремленность в будущее – актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего;

· принцип обратной связи – получение ответной реакции воспитанников в процессе работы педагога с детьми.

методы: психолого-педагогическое наблюдение, психологическая диагностика, беседа, анкетирование, а также метод математической психодиагностики, рисуночные методики “Несуществующее животное”, “Кактус”, “Лист наблюдения за агрессивными детьми”, анкета для родителей “Агрессивен ли ваш ребенок?”.

Правовой базой для реализации программы являются:

· Конституция Российской Федерации;

· Конвенция ООН о правах ребенка.

Ожидаемые результаты:

· формирование здорового образа жизни, профилактика агрессивного поведения, снижение гиперактивности среди детей старшего дошкольного возраста;

· усиление роли семьи в воспитании детей;

· формирование у детей и их родителей основных навыков общения с окружающими, умение родителями разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения с ребёнком.

Критерии эффективности реализации программы профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста:

  1. Снижение уровня агрессии;
  2. Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей с девиантным поведением;
  3. Положительная динамика снижения уровня тревожности, замкнутости и гиперактивности среди детей старшего дошкольного возраста.

Основным условием для осуществления данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для формирования нравственных ценностей, жизненной перспективы, помощь в осознании воспитанника самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.

Программа предназначена для детей 5-6 лет и рассчитана на 6 месяцев. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю в течение 25-30 минут. Программа направлена на вторичную профилактику девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста и состоит из 3 этапов: подготовительный, основной и завершающий, в каждом из которых предусмотрена работа с воспитанниками и их родителями.

Представленная социально-педагогическая программа по профилактике девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста имеет свое содержание на каждом из этапов ее реализации.

1.​ Подготовительный этап.

Задачи первого этапа:

· провести исследование, с помощью которого выявить группу детей, нуждающихся в профилактической работе;

· сформировать группы учащихся, нуждающихся в профилактической работе;

· обучение способам общения в группе – выработка правил;

· беседа с родителями с целью определения педагогической компетентности в вопросах воспитания.

В процессе реализации первого этапа, проводиться:

  1. Наблюдение за воспитанниками во время занятий, игр, прогулки и сон часа.
  2. Графическая методика «КАКТУС» (приложение 1).
  3. Беседа.
  4. Анкетирование родителей (приложение 2).
  5. Метод математической психодиагностики.
  6. Индивидуальные беседы с воспитанниками и родителями.

Основной этап.

Задачи основного этапа:

· профилактическая деятельность;

· снижение уровня конфликтности;

· снижение уровня агрессии и враждебности.

Основной этап при работе с детьми разделен на 8 блоков, в каждом из которых проводятся мероприятия на сплочение коллектива, снятие накопившегося внутреннего напряжения, формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности, эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности и т.д.

С родителями в процессе реализации основного этапа проводятся следующие мероприятия:

  1. Лекторий на тему «Девиантное поведение что это?»
  2. Беседа «Воспитание, как основа будущего ребенка».
  3. Семинары – практикумы на темы: «Гиперактивный (агрессивный, замкнутый) ребенок почему он такой?»
  4. Индивидуальные беседы и консультирование.

 

Завершающий этап.

Задачи этапа: проведение повторного тестирования, выявление эффективности программы.

В процессе реализации третьего этапы проводятся следующие мероприятия:

  1. Повторное анкетирование родителей.
  2. Беседа с родителями с целью выявления изменений произошедших в поведении старших дошкольников.
  3. Повторная диагностика с целью выявления снижения уровня агрессии, гиперактивности и замкнутости. Тест по «Методике диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки.
  4. Сопоставление результатов, анализ работы и выявление эффективности данной программы.

Для реализации цели программы используются следующие формы работы: групповая работа, беседы, мини — лекции, творческие задания, а так же проведение первичной и вторичной диагностики.

Тематический план программы:

Подготовительный этап

Тема Основные цели
Знакомство. Правила групповой работы. Цель: Создание благоприятных условий для работы в группе, знакомство с принципами работы тренинга.
Тестирование Цель: определение уровня и форм агрессии.
Анкетирование «Что такое девиантное поведение?» Цель: выявление уровня знаний о причинах и формах проявление девиантного поведения дошкольников.
Коллектив. Взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимовыручка. Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Основной этап

Тема Основные цели
1. «ЗНАКОМСТВО» 1) «Интервью» 2) «Дракон кусает свой хвост» 3) «Баржа» 4) «Связующая нить» — создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии. — снятие напряженности, невротических состояний, страхов. — снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе. — формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
2. «НАСТРОЕНИЕ» 1) Сказка «Репка» (инсценировка) 2) Рисование своего настроения 3) «Колокол» — снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы. — упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги. — сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
3. «МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ» 1) «Связующая нить» 2) «Подари улыбку» 3) «Ласковое имя» 4) «Мы тебя любим» — формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности. — создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. — создание позитивного настроении, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки. — эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.
4. «МЫ С ТОБОЙ ТАК ПОХОЖИ» 1) «Связующая нить» 2) «Передай сигнал». 3) Танец «Цветок» 4) «Зеркало» — сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности. — энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему “Я”. — эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.
5. «ДРУЖБА» 1) «Связующая нить» 2) «Только вместе!» 3) «Обзывалки» 4) «Взаимоотношения» — физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание. — снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы. — снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. — формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений.
6. «МЫ ВМЕСТЕ» 1) «Закончи предложение» 2) «Разведчики» 3) «Аэробус» 4) «Доброе животное» — повышение уверенности в себе, в своих силах. — развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности. — учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по “команде” дает уверенность и спокойствие. — способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
7. «ТУХ-ТИБИ-ДУХ» 1) «Рубка дров» 2) «Ворвись в прут» 3) «Тух-тиби-дух!» 4) Игра «Газета» — помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры. — снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развитие групповой сплоченности. — снять негативные настроения и восстановить силы. — сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
8. «ВОЛШЕБНАЯ ИГРА» 1) «Бумажные мячики» 2) «Два барана» 3) «Попроси игрушку» 4) «Липучка» — дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм. — снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. — обучить детей эффективным способам общения. — сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Завершающий этап.
Повторная диагностика Цель: отследить динамику изменений в поведении дошкольников.
Сопоставление результатов Цель: анализ работы, выявление эффективности программы

Содержание завершающего этапа реализации социально-педагогической программы

Содержание этапа
1 направление: родители 2 направление: дети старшего дошкольного возраста
Повторные диагностики: 1.​ Повторное анкетирование. 2.​ Беседа. Повторные диагностики: 1. Наблюдение с целью выявления изменений произошедших в поведении дошкольников. 2. Диагностика «Несуществующее животное»
  3.​ Анкетирование. 4. Тест по «Методике диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки

Приложение 1

«Кактус»
графическая методика М.А. Панфиловой

Тест проводится с детьми с 4-х лет.

Цель — выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1.Кактус домашний или дикий?
2.Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4.Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

· пространственное положение

· размер рисунка

· характеристики линий

· сила нажима на карандаш

Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре листа.
Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, необычность форм.
Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов.
Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии.
Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов.
Интровертированность — изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса.
Стремление к одиночеству — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

Приложение 2

Анкета для родителей

Обведите кружком цифры напротив тех высказываний, с которыми Вы согласны. Мой ребёнок

Очень подвижен, много бегает, постоянно вертится — 1
Спит намного меньше, чем другие дети — 2
Очень говорлив — 3
Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то — 4
С трудом дожидается своей очереди(в играх, в магазине) — 5
Начинает отвечать, не дослушав вопроса, или, наоборот, задав вопрос, не слушает ответа — 6
Часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых — 7
Не может спокойно дожидаться вознаграждения (если, например, обещали ему что-то купить) — 8
Часто не слышит, когда к нему обращаются — 9
Легко отвлекается, когда ему читают книгу — 10
Часто не доводит начатое дело(игру, задание)до конца — 11
Избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение — 12

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.