Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тип Плоские черви (Plathelmintes)

2017-11-22 600
Тип Плоские черви (Plathelmintes) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Класс Ресничные черви, или Планарии (Turbellaria)

Подкласс _____________________________________________

Отряд _____________________________________________

Вид _____________________________________________
Класс Трематоды, или Сосальщики

Отряд _____________________________________________

Виды _____________________________________________

_____________________________________________

Содержание работы

Задание 1.

Рассмотреть на фиксированном препарате строение трехветвистой планарии.

Задание 2.

Рассмотреть под бинокулярной лупой внутреннее строение печеночного сосальщика. Обозначить основные органы строения (рис. 15).

Задание 3.

Изучите на микропрепарате сосальщика – ланцетовидную двуустку (Dicrocoelium dendriticum) при малом и большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на размеры, форму тела, переднюю и заднюю присоски, пищеварительную, выделительную и половую системы. (рис.16)

Задание 4.

Нарисуйте схемы жизненных циклов.

 

Рис. 15. Печеночный сосальщик:
Рис. 14. Трехветвистая планария:
 

 
 
  Рис. 16

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рис. 16 Ланцетовидная двуустка:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа

1. Дайте краткую характеристику сосальщикам. Нарисуйте схему цикла развития печеночного сосальщика и дайте пояснения.

2. Дайте письменные ответы на предлагаемые вопросы:

1. Как называется личинка печеночного сосальщика, вышедшего из яйца?

2. Как называется половозрелая особь печеночного сосальщика?

3. Местом оплодотворения яиц кошачьей двуустки является…?

4. Кто является промежуточным хозяином в цикле развития печеночного сосальщика?

5. Кто является окончательным хозяином легочной двуустки?

6. Окончательный хозяин заражается легочной двуусткой, поедая инвазионных метацеркариями…?

7. Что поражает кошачья двуустка в организме окончательного хозяина?

8. Окончательным хозяином ланцетовидного сосальщика является…?

9. Какая трематода является раздельнополой?

10. Сколько пар нервных ганглиев у трематод?

11. Мирацидий сосальщиков разыскивает в воде промежуточного хозяина благодаря…?

12. Каково строение покровов трематод?

13. Каким типом строения нервной системы обладают трематоды? Каковы их органы чувств?

14. Каково строение половой системы трематод? Нарисуйте схему.

15. Чем отличается адолескарий печеночного сосальщика от метацеркария ланцетовидной двуустки?

16. Какая полость тела у плоских червей заполнена паренхимой?

17. Что такое анаэробное дыхание? Как оно осуществляется? Для каких червей характерно?

18. Как отразился паразитизм на строении половой системы червей?

19. Какие из известных вам червей развиваются со сменой хозяев?

20. Происхождение плоских червей

3. Объясните значение следующих терминов:

ротовая присоска, брюшная присоска, семенники, желточники, матка, семяприемник, тельце Мелиса, спороцисты, редии, церкарии, кутикула, оотип, паренхима, мирацидий, лауреров канал.

Тип Плоские черви Plathelminthes

Класс Ленточные черви Cestoda

Отряд ________________________________________________

Вид ________________________________________________

Отряд ____________________________________________

Вид

Содержание работы

Задание 1.

Рассмотрите микропрепараты сколексов бычьего солитера (Taeniarhynchus saginatus), или невооруженного цепня, и свиного солитера (Taenia solium), или вооруженного цепня. Изучите форму и размеры сколексов, форму и величину присосок. На сколексе вооруженного свиного цепня рассмотрите строение и количество крючьев, их расположеине, форму. Рассмотрите микропрепараты сколексов карликового цепня (Hymenolepis nana) и широкого лентеца (Diphyllobothrium latum). Определите их вооружение. Изучите строение присосок, крючьев, щелевидные присоски – ботрии.

Обозначьте присоски, шейку, крючья, ботрии, полости ботрий.

Задание 2.

Рассмотрите при малом увеличении микроскопа гермафродитные членики бычьего, свиного солитеров и широкого лентеца. Обратите внимание на размеры, форму проглоттид – признаки, характерные для стробил разных видов цестод. В гермафродитных члениках ленточных червей изучите строение женской половой системы: двулопастной яичник, яйцевод, желточник и его проток, оотип, тельце Мелиса, влагалище, матку с ее слепым концом, а также строение мужской половой системы: семенники, семявыносящие протоки, семяпровод, семяизвергательный канал, циррусовый мешок. Найдите на члениках цестод дистальные концы половых протоков, рассмотрите строение половой клоаки, отверстия семяизвергательного канала и влагалища.

Обозначьте семенники, семявыносящие протоки, семяпровод, семяприемник, половую клоаку, яичник, яйцевод, матку, желточник, оотип, тельце Мелиса, влагалище.

Задание 3.

Рассмотреть под бинокулярной лупой и микроскопом головку свиного цепня, незрелый и зрелый членики бычьего цепня. Обратить внимание на форму и количество боковых ветвлений матки.

Обозначьте передние и задние края, матку с боковыми ветвями, половую клоаку.

Задание 4.

Рассмотреть препараты различных типов финн цепней.

Обозначьте пузырчатое тело, сколекс, шейку с личиночной стробилой.

Задание 5.

На рис. 17 обозначить основные составные части вооруженного и не вооруженного цепней, лентеца широкого и эхинококка

Задание 6. Используя рисунок 18 опишите жизненный цикл эхиноккока

 

Рис. 17


 

 

рис 18.


Самостоятельная работа

1. Приведите основные морфологические признаки цепней и лентецов. Нарисуйте цикл развития свиного цепня, дайте пояснения.

2. Ответьте на тестовые задания практикума на стр. 75-76

3. Дайте письменные ответы на предлагаемые вопросы:

1. Каково строение покровов ленточных червей

2. Какую роль выполняет сколекс цестод? Каковы модификации сколексов?

3. Чем отличаются между собой зрелые членики бычьего, свиного солитеров и широкого лентеца?

4. Каково различие в строении полового аппарата у солитеров и лентецов?

5. Какими видами ленточных червей может заразиться человек, контактируя с инвазированными домашними животными

6. Для каких видов цестод человек может быть промежуточным хозяином

7. Какую функцию выполняет желточник

8. В чем особенность строения выделительной системы цестод

9. Происхождение ленточных червей и их значение

4. Объясните значение следующих терминов:

финна, сколекс, стробила, проглоттиды, паренхима, ботрии, плероцеркоид, цистицеркоид, стробиляция, гермафродиты, терминальные клетки, онкосфера, основной хозяин, промежуточный хозяин.

 

ТЕМА 5

Тип Круглые черви, или Первичнополостные (Nemathelminthes)

Класс Нематоды (собственно круглые черви) (Nematoda )

Подкласс _____________________________________________

Виды _______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Подкласс ______________________________________________

Вид ______________________________________________

Содержание работы

Задание 1.

Рассмотреть на тотальном препарате наружный вид самки и самца свиной аскариды, отметить признаки полового диморфизма: различия в размере, наличие у самца загнутого конца.

Задание 2.

Обозначить внутреннее строение самки аскариды, представленной на рис. 19.

Задание 3.

Пользуясь малым увеличением микроскопа, изучить поперечный срез тела аскариды. На рис. 20 отметить расположения отдельных органов.

Задание 4.

Рассмотреть при малом увеличении микроскопа препарат свинины, содержащий личинки трихинелл. Среди волокон мяса рассмотреть капсулы со спирально свернутыми личинками. Их вид представлен на рис. 21.

 

 

 

       
   
Рис. 20 Поперечный разрез самки аскариды:
 
Рис. 19 Вскрытая лошадиная аскарида: А – самка, Б - самец
 

 

 


 

Рис. 21 Препарат свинины, содержащий личинки трихинелл:

Самостоятельная работа

1. Дайте краткую характеристику круглым червям. Нарисуйте схему цикла развития свиной аскариды и сделайте краткое пояснение.

2. Ответьте на тестовые задания практикума на стр. 86-88

3. Дайте письменные ответы на предлагаемые вопросы:

1. Какими прогрессивными чертами организации обладают первичнополостные черви по сравнению с плоскими червями?

2. Каковы особенности строения и выполняемых функций кожно-мускульного мешка нематод

3. Почему нематод называют первичнополостными животными

4. Каковы функции внутриполостной жидкости

5. Чем отличаются пищеварительные системы нематод и сосальщиков?

6. Чем отличаются выделительные системы круглых червей и ленточных

7. Чем отличаются строение половой системы круглых червей и сосальщиков

8. Каково патогенное значение аскариды для человека

9. Каков жизненный цикл трихинеллы

10. Каково происхождение круглых червей и их значение

4. Объясните значение следующих терминов:

гиподерма, фагоцитарные клетки, фибриллы, везикула, бульбус, сенсиллы, папиллы, половой диморфизм, гиподермальные валики.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ТЕМА 6

Тип Кольчатые черви (Annelida)

 

Класс Малощетинковые (Oligochaeta)

Отряд

Семейство __________________________________________

Вид ___________________________________________

 

Подтип ____________________________________________

Класс Многощетинковые ___________________________

Подкласс ___________________________________________ _

Вид ____________________________________________

Подкласс ____________________________________________

Вид ____________________________________________

Класс Пиявки ______________________________________

Подкласс ____________________________________________

Отряд ____________________________________________

Вид _____________________________________________

Содержание работы

Задание 1.

Рассмотрите с помощью ручной лупы внешнее строение нереида (Nereis pelagica) и пескожила (Arenicola marina). Изучите форму тела, туловищные сегменты, параподии, жабры, головной, туловищный и хвостовой отделы. Отметьте отличительные особенности во внешнем строении изучаемых объектов.

Обозначьте простомиум и перистомиум, анальную лопасть нереиды и пескожила, антенны, пальпы, перистомиальные усики, глаза, обонятельные ямки, параподии нереиды, жабры, пучки щетинок щетинконосного сегмента пескожила.

Задание 2.

Рассмотрите строение параподии нереиды на микропрепарате при малом увеличении микроскопа. Изучите нотоподию, невроподию, расположение опорных щетинок, брюшной и спинной усики.

Обозначьте щетинки, усики, ацикулу, лопасти нотоподия и невроподия.

Задание 3.

Изучить наружный вид дождевого червя, обратить внимание на форму тела, сегментацию, наличие пояска, расположение ротового, анального и полового отверстий.

Задание 4.

Изучите внутреннее строение дождевого червя. Рассмотрите строение пищеварительной, кровеносной, выделительной систем и органы размножения.

Задание 5.

Рассмотрите микропрепарат поперечного среза дождевого червя при малом увеличении микроскопа. Изучите строение покровов, мышечную систему, щетинки, полость тела, пищеварительную, выделительную, кровеносную, нервную системы.

Обозначьте кутикулу, однослойный эпителий, кольцевую и продольную мускулатуры, щетинки, цеоломический эпителий, целом, спинной и брюшной кровеносные сосуды, мезентерий, кишечник, тифлозоль, хлорагогенные клетки, метанефридий, брюшную нервную цепочку.

 

           
 
Рис. 22. Нереида:
   
Рис. 23 Пескожил:
 
Рис. 24 Параподия нереиды:


Рис. 26 Поперечный срез тела дождевого червя:

 
 
Рис. 25 Внутреннее строение дождевого червя:

Самостоятельная работа

1. Дайте краткую характеристику кольчатым червям.

2. Ответьте на тестовые задания практикума на стр.103-104

3. Дайте письменные ответы на предлагаемые вопросы:

1. Какими прогрессивными чертами организации обладают полихеты в сравнении с круглыми и плоскими червями?

2. Являются ли параподии полихет органами движения? Как они устроены и какую функцию выполняют?

3. Чем представлены кровеносная и дыхательная системы полихет? От чего зависит степень их развития?

4. Почему полихет называют вторичнополостными животными? Чем отличается вторичная полость от первичной?

5. Каковы особенности строения нервной системы полихет в сравнении с круглыми червями?

6. Как устроена половая система полихет? Каковы особенности их размножения?

7. Каково строение выделительной системы полихет? Отличие метанефридиев от протонефридиев.

8. Наблюдается ли отличие в строении кожно-мускульного мешка олигохет и полихет?

9. Какова специализация олигохет к обитанию в почве и в воде

10. В чем принципиальное отличие кровеносной системы олигохет от кровеносной системы полихет

11. Как размножаются дождевые черви

12. Каково происхождение кольчатых червей и их значение

4. Объясните значение следующих терминов:

пигидий, диссепимент, зоб, хлорагогенная ткань, метанефридии, тифлозоль, регенерация, целомический эпителий, железистый поясок.

_____


ТЕМА 7

Тип Членистоногие (Arthropoda)

Подтип Жабернодышащие(Branchiata)

Класс Ракообразные(Crustacea)

Подкласс ____________________________________________

Отряд ____________________________________________

Вид ____________________________________________

Содержание работы

Задание 1.

Рассмотрите общее расположение внутренних органов речного рака (Astacus astacus), вскрытого со спинной стороны. Изучите расположение сердца и отходящих от него кровеносных сосудов. Пищеварительную систему. Репродуктивную систему – гонады, их протоки.

Обозначьте кровеносную, пищеварительную и половую системы.

Задание 2.

Произвести вскрытие рака. Для этого ножницами вскрыть головогрудной щит двумя разрезами, идущими по бокам тела от заднего края щита к межглазному промежутку. Затем осторожно удалить пинцетом спинную часть щита. У вскрытого рака рассмотреть сердце, желудок, кишечник, печень, половые органы. Вынуть желудок, вскрыть его стенки и рассмотреть внутри хитиновые зубчики. Найти лежащие у основания антенн выделительные органы — «зеленые железы».

Рис. 27. Вскрытый речной рак (самка):

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Дайте краткую характеристику типу членистоногих и классу ракообразных. Зарисуйте циклопа и дафнию как представителей низших ракообразных.

2. Ответьте на тестовые задания практикума на стр.145-146.

3. Дайте письменные ответы на предлагаемые вопросы:

1. На какие отделы подразделяется пищеварительная система речного рака и каково их физиологическое значение?

2. Каковы особенности строения желудка речного рака и с чем они связаны?

3. У каких ракообразных выделительная система максиллярная, у каких - антеннальная?

4. Какими органами чувств обладает речной рак и где они располагаются?

5. Происхождение Жабродышащих?

6. Значение ракообразных

4. Объясните значение следующих терминов:

антеннальные железы, лакуны, метаморфоз, висцеральный синус, жабры, синусовая железа, жевательный желудок, мускульный желудок, науплиус, пилорический желудок, сенсиллы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА 8

Тип Членистоногие(Arthropoda) Подтип Хелицеровые(Chelicerata) Класс Паукообразные(Arachnida)

Отряд Акариформенные клещи(Acariformes)

Вид___________________________________________________

Отряд Паразитоформенные клещи(Parasitoformes)

Вид___________________________________________________

Отряд Пауки (Aranei)

Содержание работы

Задание 1.

Рассмотрите внешний вид паука-крестовика, клеща и отметите деление тела на головогрудь и брюшко, наличие четырех пар ног, паутинных бородавок.

Задание 2.

Изучите строение головогрудных конечностей – хелицер и педипальп собачьего клеща под микропрепаратам и обозначте их на рисунке(рис. 29)

Задание 3.

Изучите строение ходильных ног паука, скорпиона и клеща. В строении ходильной ноги изучаемых паукообразных найдите составляющие ее членики.(рис.30,31)

Рис. 28 Паук-крестовик:   Клещ

Рис. 31. Грудная ходильная нога скорпиона (без тазика):
Рис. 30 Грудная ходильная нога паука (третья пара); тазик и вертлуг не показаны:
Рис. 29 Ротовые органы собачьего клеща (вид с брюшной стороны):

 

 

Самостоятельная работа

1. Дайте краткую характеристику паукообразным.

2. Ответьте на тестовые задания практикума на стр.154-155.

3. Дайте письменные ответы на предлагаемые вопросы:

1. Какими типами расчленения тела характеризуются паукообразные

2. Каковы строение и функции ходильных ног паукообразных

3. На каком отделе тела у паукообразных имеются рудименты конечностей и какую функцию они выполняют

4. Где располагаются и какое строение имеют ядовитые железы у пауков и скорпионов?

5. Какими органами дыхания обладают пауки, клещи?

6. Чем представлены органы зрения пауков. Какое строение они имеют и где располагаются

7. Значение клещей

4. Объясните значение следующих терминов:

переднебрюшье, заднебрюшье, медианные глаза, боковые глаза, тергиты, стерниты, хелицеры, педипальпы, коксальные железы, нефридии, мальпигиевы сосуды, локомоторные органы, протоцеребрум, дейтоцеребрум, тритоцеребрум.

_____

ТЕМА 9

Морфология насекомых

Тип Членистоногие(Arthropoda)

Подтип Трахейнодышащие (Tracheata). Класс Насекомые (Insecta)

Подкласс ____________________________________________

Отряд ___________________________________________

Вид ____________________________________________ Отряд ____________________________________________ Виды ____________________________________________

Отряд ____________________________________________ Вид ____________________________________________ Отряд ____________________________________________ Виды ____________________________________________ Отряд _____________________________________________ Вид _____________________________________________

Содержание работы

Задание 1.

Рассмотреть внешний вид расчлененного майского жука, отметить деление тела на голову, грудь и брюшко, наличие трех пар ног, двух пар крыльев (передние превращены в надкрылья), одной пары усиков, сложных глаз.

Задание 2.

Рассмотреть конечности насекомых на рисунке.

Рис.32

 

Задание 3.

Рассмотреть внешний вид медоносной пчелы. Обозначить на рис.32 тазик, вертлуг, бедро, голень, лапку и коготки.

Задание 4.

Изучить микропрепараты (при малом увеличении микроскопа или под лупой)конечности насекомых (рис 33.

Задание 5.

На рис. 32,34 отметить разными цветами расположение внутренних органов и систем медоносной пчелы и таракана.

Рис.33 Конечности насекомых:

       
 
Рис. 32 Медоносная пчела:
 
   
Рис.33 Таракан:


Рис. 34 Внутреннее строение таракана

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Дайте краткую характеристику подтипу трахейнодышащие.

2. Ответьте на тестовые задания практикума на с.178-179

3. Дайте письменныеответы на предлагаемые вопросы:

1. Какие четко различимые отделы выделяются в кишечнике насекомых и где находится граница между отделами

2. Каковы особенности строения сердца насекомых

3. Каковы особенности механизма дыхания насекомых

4. Как устроены органы зрения у насекомых

5. Каково происхождение насекомых?

6. Значение насекомых

4. Объясните значение следующих терминов:

гипофаринкс, наличник, тергит, стернит, плевры, стигмы, цефализация, торакс, надкрылья, тазик, вертлуг, жилки, трахеолы, дыхальца, стигмы, аорта, воскоотделительные железы, воздушные камеры, воздушные мешки, диафрагма, пахучие железы, легкие, мальпигиевы сосуды, омматидий, тимпанальные органы, статоцист, филаменты, фолликулы, хеты, церки, крипты, механорецепторы, сколпофоры.

5. Систематика насекомых

Содержание работы

Задание 1. Записать основные признаки подклассов и основных отрядов насекомых.

1. Подкласс первичнобескрылые

2. Подкласс крылатые

 

 

А. Насекомые с неполным превращением:

 

 

а) отряд прямокрылые

 

 

б) отряд стрекозы

 

 

в) отряд равнокрылые

 

 

г) отряд полужесткокрылые

 

 

д) Отряд вши

 

Б. Насекомые с полным превращением:

 

а) отряд чешуекрылые

 

б) отряд жесткокрылые

 

в) отряд блохи

 

г) отряд перепончатокрылые

 

д) отряд двукрылые

ТЕМА 10


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.