Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тип Губки (Polifera, или Spongia )

2017-11-22 177249
Тип Губки (Polifera, или Spongia ) 5.00 из 5.00 176 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Бычкова Т.К.

ЗООЛОГИЯ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ К ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ

 

СМОЛЕНСК – 2014

 

 

КАФЕДРА БИОТЕХНОЛОГИИ И ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

К ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИМ

ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

" ЗООЛОГИЯ"

 

Для студентов факультета технологий животноводства и ветеринарной медицины и инженерно-технологического факультета

очной и заочной формы обучения

 

Студента(ки)_______группы

_________________________

факультет

_______________

Ф.И.О.

 

 

Смоленск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2

ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ.

ТЕМА 1. Тип саркожгутиконосцы.. 3

ТЕМА 2. Тип Апикомплексы. Тип ресничные. 12

ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. 20

ТЕМА 3. Тип губки. Тип кишечнополостные. 23

ТЕМА 4. Тип плоские черви

ТЕМА 5. Тип круглые черви. 36

ТЕМА 6. Тип кольчатые черви. 40

ТЕМА 7. Тип членистоногие Подтип жабернодышащие Класс ракообразные 45

ТЕМА 8. Тип членистоногие Подтип хелицеровые Класс паукообразные. 47

ТЕМА.9 Морфология насекомых…………………………………51

ТЕМА 10. Морфология брюхоногих и двухстворчатых моллюсков………56

ТЕМА 11. Тип хордовые Подтип личиночнохордовые Подтип бесчерепные

Подтип позвоночные Класс круглоротые. 69

ТЕМА 12.Морфология хрящевых рыб. 71

ТЕМА 13.Морфология костных рыб

ТЕМА 14. Класс Земноводные

ТЕМА 15. Класс пресмыкающиеся

ТЕМА 16. Класс птицы (морфология) 76

ТЕМА 17. Класс птицы (систематика)

ТЕМА 18. Класс млекопитающие (морфология и систематика) 80

 

 

Введение

Знание животного мира в целом, отдельных его представителей и филогении животных для будущего специалиста в области сельского хозяйства необходимо. Животный и растительный мир существуют в теснейшем взаимодействии друг с другом, поэтому трудно биологически грамотно планировать и осуществлять все технологические процессы в животноводстве и растениеводстве, не зная этих взаимодействий.

Цель данной рабочей тетради состоит в том, чтобы оказать помощь в освоении учебного материала на лабораторно-практических занятиях и при самостоятельном изучении курса «Зоология».

Тетрадь состоит из тем, соответствующих лабораторным занятиям, посвященным изучению отдельных систематических групп животных: их систематики, морфофункциональных особенностей.

Для лабораторных занятий представлены рисунки, в которые следует вписать названия основных систематических категорий, раскрасить отдельные части объекта цветными карандашами или фломастерами. При этом нервная система закрашивается оранжевым цветом, пищеварительная — коричневым, выделительная — зеленым, дыхательная - черным, половая — желтым, мышцы и артериальная часть кровеносной системы — красным и венозная ее часть — синим.

Каждая часть объекта, изображенная на рисунке, нумеруется и обозначается пояснительными надписями (с использованием учебно-методического пособия).

По всем разделам курса в тетради предусмотрены задания для самостоятельной работы, которые должны выполняться студентами вне учебного времени.


Царство животные (ANimalia zoa)

ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ, или Простейшие (protozoa)

Тема 1.

Тип Саркомастигофора (Sarcomastigophora)

 

Подтип Саркодовые (Sarcodina)

Класс Корненожки (Rhizopoda)

Отряд ________________________________________________

Виды ________________________________________________

________________________________________________

Отряд _________________________________________________

Виды _________________________________________________

_________________________________________________

Содержание работы

Задание 1.

Рассмотрите в капле культуры, помещенной на предметное стекло, живых амеб (Amoeba proteus) при малом увеличении микроскопа. Сравните их с амебами протей на постоянных микропрепаратах. Изготовьте временный микропрепарат с живыми амебами, снабдив покровные стекла маленькими пластилиновыми ножками.

Рассмотрите общий вид амебы. Обозначьте эктоплазму, эндоплазму, пищеварительные вакуоли, сократительную вакуоль, ядро, вакуоли с экскреторными кристаллами, псевдоподии.

Задание 2.

На постоянных микропрепаратах рассмотрите раковинных амеб - арцеллу (Arcella sp.) и диффлюгию (Difflugia sp.). Обратите внимание на форму тела, отличительные особенности арцеллы и диффлюгии (рис. 2, 3).

Обозначьте их раковины, псевдоподии, устья и ядра.

Задание 3. Заполните таблицу 1.

 

Таблица 1. Черты сходства и различия в биологии амебы протей, дизентерийной амебы, арцеллы и диффлюгии

 

Элементы сравнения Амеба протей Дизентерийная амеба Арцелла Диффлюгия
Форма тела        
Размеры        
Наличие органоидов движения        
Способ питания        
Способ поглощения воды        
Размножение        
Образ жизни        
Место обитания        
Вид поглощаемой пищи        
Количество ядер в цистах        

Рис. 1 Амеба протей: А - строение; Б – разделение цитоплазмы на слои

       
 
Рис.2 Арцелла: А – вид сверху; Б – вид сбоку  
 
Рис.3 Диффлюгия:  


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________

__________________________________________________________________________________________________________________________________ ______

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Дайте краткую характеристику животным, относящимся к подтипу саркодовых.

2. Дайте письменные ответы на предлагаемые вопросы

1) Чем обусловлена различная форма тела одноклеточных животных?

2) Почему сократительные вакуоли имеют только пресноводные простейшие?

3) Какой процесс лежит в основе деления амеб?

4) В чем отличие амебы протей от дизентерийной амебы?

5) Всегда ли образующиеся псевдоподии обеспечивают движение амеб?

6) Какие признаки характерны для простейших?

7) Каково систематическое положение амебы протей, арцеллы, диффлюгии?

8) Каковы особенности строения клетки амебы протей?

9) Каковы особенности строения и размножения раковинных корненожек?

10) Какова роль корненожек в биогеоценозах?

11) Какие функции выполняют ложноножки амебы протей?

12) Где обитают корненожки?

3. Объясните значение следующих терминов:

эктоплазма, эндоплазма, цитоплазма, кариоплазма, вакуоль, органоиды, псевдоподия (ложноножка), включения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип Саркомастигофора (Sarcomastigophora)

Подтип Жгутиконосцы (Mastigophora)

Класс Растительные (Phytomastigophorea) и Животные жгутиконосцы (Zoomastigophorea)

Отряд ___________________________________________________

Вид ___________________________________________________

Класс ___________________________________________________

Отряд ___________________________________________________

Вид ____________________________________________

Содержание работы

Задание 1.

Изучить при помощи микроскопа строение свободноживушего жгутикового — эвглены зеленой. Обратите внимание на форму тела, способ движения, на жгутик, его основание, которым он крепится в эктоплазме, сократительную вакуоль, стигму, парамиловые зерна, хроматофоры, по возможности найдите зерно. (рис. 5)

Задание 2.

Рассмотреть под большим увеличением микроскопа мазок крови лошади, больной случной болезнью. Отметить наличие среди многочисленных красных телец продолговатых паразитов — трипанозом — возбудителей этой болезни. Обозначить на рис. 6 ядро, жгутик, базальное тельце (блефаропласт) и ундулирующую мембрану.

Задание 3.

Рассмотрите внешний вид трипанозомы. Обозначьте расположение органоидов ее тела (ядро, ундулирующая мембрана, кинетопласт, жгутик).

Задание 4.

На фиксированном препарате рассмотреть колониальное животное – вольвокса, состоящего из множества клеток, соединенных между собой цитоплазматическими мостиками. Строение обозначить на рисунке 4.

Рис. 4. Вольвокс:

Рис. 6. Трипанозома:
Рис. 5. Эвглена зеленая:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Дайте краткую характеристику подтипу жгутиковых.

2. Дайте письменные ответы на предлагаемые вопросы:

1) Каковы доказательства в пользу происхождения жгутиконосцев от саркодовых?

2) Все ли жгутиконосцы способны образовывать цисты?

3) Почему растительных жгутиконосцев относят к животным?

4) Каковы особенности строения, размножения и значение растительных жгутиконосцев?

5) Какие существуют приспособления к паразитическому образу жизни у трипанозомы?

3. Объясните значение следующих терминов:

метаболирование, изогамная копуляция, анизогамия, кариогамия, стигма, базальное тело, пелликула, включения, органеллы, кариоплазма, ундулирующая мембрана, хроматофоры, кинетопласт, микрогамета, макрогамета.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 2.

Тип Апикомплексы_(Apicomplexa) Тип Инфузории, или Ресничные (Ciliophora)

Тип Апикомплексы_(Apicomplexa)

Класс (Sporozoea)

Отряд ________________________________________________

Подотряд ________________________________________________

Вид ________________________________________________

Отряд ________________________________________________

Подотряд ________________________________________________

Вид ________________________________________________

Подотряд ________________________________________________

Вид __________________________________________

Содержание работы

Задание 1.

Рассмотрите при большом увеличении микроскопа микропрепарат мазка крови человека, в котором среди здоровых, розовых эритроцитов имеются темные, непросвечивающие. В них-то и развивается малярийный плазмодий (Plasmodium vivax) от растущего шизонта до образования макро- и микрогамонтов. Паразит представлен на рисунке 7.

Зарисуйте стадии развития малярийного плазмодия в эритроцитах крови человека.

Задание 2.

Рассмотрите при малом и большом увеличении микроскопа постоянный микропрепарат, срез ворсинки кишечника кролика, зараженного кокцидиями эймерии (Eimeria magna) (рис. 8). Найдите на микропрепарате одноядерный шизонт, стадию деления ядра и образование микрогамет, шизонт с растущими мерозоитами.

Задание 3.

Обозначьте основные этапы развития кокцидий (рис.9).

       
 
Рис. 7
 
Рис. 8

 

 


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рис. 9

Рис. 9
Рис. 8
Рис. 7
 

 


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Дайте краткую характеристику классу споровиков.

2. Заполните таблицу 2.

 

Таблица 2. Сходство и различие стадий жизненного цикла двух представителей класса споровиков

 

Особенности жизненного цикла Кокцидии Кровяные споровики
Локализация паразита в хозяине    
Пути заражения хозяина    
Количество хозяев в периоде развития    
Локализация зиготы    
Место образования споробластов и спор    
Место образования спорозоитов    
Основные хозяева    
Чередование форм размножения    

3. Дайте письменные ответы на предлагаемые вопросы:

1) В какой среде завершается развитие макрогамет кокцидий?

2) Каков основной критерий определения основного и промежуточного хозяев в цикле развития малярийного плазмодия

3) У каких споровиков отсутствует спорогония? Почему?

4) В чем отличие споровиков от паразитических жгутиконосцев?

5) Какие стадии развития выделяют в жизненном цикле споровиков?

6) Каковы приспособления у мерозоитов (спорозоитов) для перфорирования оболочек клетки хозяина?

7) Почему у кокцидий споры образуются во внешней среде

8) Значение споровиков

 

 

4. Объясните значение следующих терминов:

мерозоит, микрогамонт, макрогамета, протомерит, дейтомерит, пелликула, сизигий, ооциста, зигота, споробласт, остаточное тело, споры, одноядерный шизонт, многоядерный шизонт, шизогония.

____________________

 

Тип Инфузории, или Ресничные (Ciliophora)
Класс Ресничные инфузории (Ciliata)

Подкласс _____,_______________________________

Отряд ____________________________________

Вид ____________________________________

Класс _____________________________________

Подкласс _____,_______________________________

Отряд ____________________________________

Вид ____________________________________

Содержание работы

Задание 1.

Рассмотреть сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа строение живых инфузорий. (рис.10)

Обозначьте реснички, пищеварительные вакуоли, микро- и макронуклеус, ротовое отверстие, глотку, резервуар сократительной вакуоли, трихоцисты, анальную вакуоль.

Задание 2.

Рассмотреть и обозначить на рис. 11 строение инфузории из рубца жвачных животных.

       
   
Рис.11 Инфузория из рубца жвачных животных:
 
Рис.10 Инфузория -туфелька
 


Рис.10.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Дайте краткую характеристику инфузориям, приведите их классификацию.

2. Дайте письменные ответы на предлагаемые вопросы:

1) Чем отличается процесс бесполого размножения инфузории туфельки от бесполого размножения амеб и жгутиконосцев

2) Почему особь, образовавшуюся после конъюгации, у инфузории туфельки можно рассматривать как новое половое поколение

3) Каковы функции макронуклеуса и микронуклеуса

4) Чем обусловлена постоянная форма тела инфузорий

5) Как осуществляется у них процесс питания и пищеварения

6) Каково строение и значение сократительных вакуолей инфузорий

7) Где и как удаляются из организма инфузории туфельки непереваренные частицы пищи

8) Почему сократительные вакуоли есть только у пресноводных инфузорий

9) Имеются ли защитные приспособления у инфузории туфельки?

10) Каково происхождение ресничных и их значение

3. Объясните значения следующих терминов:

перистом, реснички, эктоплазма, эндоплазма, пелликула, трихоцисты, глотка, порошица, макронуклеус, микронуклеус, нейрофаны, аутогамия, эндомиксис, синкарион, редукционное деление, эквационное деление, гаметогомия, кариогамия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Используя учебное пособие Г.А.Блохина, В.А. Александрова «Зоология», заполните таблицу 3. «Классификация одноклеточных организмов

Таблица 3. Классификация одноклеточных организмов

Тип Класс Отряд Вид
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Царство животные (ANimalia zoa)

ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (metazoa)

ТЕМА 3

Содержание работы

Задание 1.

Рассмотреть внешний вид губки-бодяги. Отметить отверстия каналов (рис. 12).

Задание 2.

Рассмотреть при помощи бинокулярной лупы фиксированный препарат гидры (продольный разрез) и обозначить основные составные части ее строения (рис. 13).

Задание 3.

Пользуясь малым увеличением микроскопа, рассмотреть поперечный срез тела гидры. Обратить внимание на то, что стенка тела гидры состоит из двух слоев клеток: наружного (эктодермы) и внутреннего, выстилающего полость кишечника (энтодермы), между которыми имеется тонкая опорная пластинка — мезоглея. В рис. 13 внести необходимые пояснения.

 

 
 
Рис. 12


Рис. 12

Рис. 13 Гидра стебельчатая:

 

 

Самостоятельная работа

Содержание работы

Задание 1.

Дать краткую характеристику многоклеточному организму.

Задание 2.

Познакомиться и перенести из учебника И.Г. Блохина «Зоология» В.А. Александрова «Таксономия многоклеточных животных».

Задание 3.

Рассмотреть и зарисовать из учебника И.Г. Блохина, В.А. Александрова «Зоология» последовательные стадии развития яйца.

Задание 4.

Дать краткую характеристику гипотезам происхождения многоклеточных животных

Дайте краткую характеристику губкам, приведите их классификацию.

5. Дайте краткую характеристику кишечнополостным, приведите их классификацию

a. Губки

1. Почему губок относят к примитивным многоклеточным?

2. Какие клетки входят в состав стенки тела губки типа аскон? Их функции.

3.В чем особенности эмбрионального развития известковых губок

4.От каких предковых форм животных произошли губки?

 

 

5.Объясните значение следующих терминов:

устье, оскулум, подощва, спикулы, пагастральная полость, мезоглея, лейкон, сикон, аскон, хоаноциты, колленциты, склеробласты, жгутиковые камеры.

 

б. Кишечнополостные

1. Какой из отделов тела гидры наиболее богат клеточными элементами и почему?

2. Где и как возникают стрекательные клетки на щупальцах взамен погибших?

3. На каком отделе гидры образуются почки?

4. Почему необходим половой процесс при размножении гидры?

5. Размножаются ли гидры половым путем в летнее вемя? Если нет, то почему?

6. Какие две морфоэкологические формы характерны для животных типа Кишечнополостные? Дайте им краткую характеристику.

7. Перечислите функциональные отличия эпителиально-мускульных клеток экто- и эндодермы.

8. Каковы особенности строения нервной системы пресноводной гидры?

9. Как осуществляется питание гидр?

10. Как размножается гидра? Чем обеспечивается перекрестное оплодотворение?

11. Где и как образуются гидроидные медузы?

12. Объясните происхождение Кишечнополостных.

13.Объясните значение следующих терминов:

гипостом, щупальца, стрекательные клетки, стрекательные нити, стрекательные капсулы, почки, гонады, пенетранты, гидрант, гонангии, гидротека, тека, гонотека, бластостиль, гастроваскулярная система.

 

 

Царство животные (ANimalia zoa)

ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (metazoa)

Тема 4.

Содержание работы

Задание 1.

Рассмотреть на фиксированном препарате строение трехветвистой планарии.

Задание 2.

Рассмотреть под бинокулярной лупой внутреннее строение печеночного сосальщика. Обозначить основные органы строения (рис. 15).

Задание 3.

Изучите на микропрепарате сосальщика – ланцетовидную двуустку (Dicrocoelium dendriticum) при малом и большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на размеры, форму тела, переднюю и заднюю присоски, пищеварительную, выделительную и половую системы. (рис.16)

Задание 4.

Нарисуйте схемы жизненных циклов.

 

Рис. 15. Печеночный сосальщик:
Рис. 14. Трехветвистая планария:
 

 
 
  Рис. 16

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рис. 16 Ланцетовидная двуустка:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа

1. Дайте краткую характеристику сосальщикам. Нарисуйте схему цикла развития печеночного сосальщика и дайте пояснения.

2. Дайте письменные ответы на предлагаемые вопросы:

1. Как называется личинка печеночного сосальщика, вышедшего из яйца?

2. Как называется половозрелая особь печеночного сосальщика?

3. Местом оплодотворения яиц кошачьей двуустки является…?

4. Кто является промежуточным хозяином в цикле развития печеночного сосальщика?

5. Кто является окончательным хозяином легочной двуустки?

6. Окончательный хозяин заражается легочной двуусткой, поедая инвазионных метацеркариями…?

7. Что поражает кошачья двуустка в организме окончательного хозяина?

8. Окончательным хозяином ланцетовидного сосальщика является…?

9. Какая трематода является раздельнополой?

10. Сколько пар нервных ганглиев у трематод?

11. Мирацидий сосальщиков разыскивает в воде промежуточного хозяина благодаря…?

12. Каково строение покровов трематод?

13. Каким типом строения нервной системы обладают трематоды? Каковы их органы чувств?

14. Каково строение половой системы трематод? Нарисуйте схему.

15. Чем отличается адолескарий печеночного сосальщика от метацеркария ланцетовидной двуустки?

16. Какая полость тела у плоских червей заполнена паренхимой?

17. Что такое анаэробное дыхание? Как оно осуществляется? Для каких червей характерно?

18. Как отразился паразитизм на строении половой системы червей?

19. Какие из известных вам червей развиваются со сменой хозяев?

20. Происхождение плоских червей

3. Объясните значение следующих терминов:

ротовая присоска, брюшная присоска, семенники, желточники, матка, семяприемник, тельце Мелиса, спороцисты, редии, церкарии, кутикула, оотип, паренхима, мирацидий, лауреров канал.

Тип Плоские черви Plathelminthes

Содержание работы

Задание 1.

Рассмотрите микропрепараты сколексов бычьего солитера (Taeniarhynchus saginatus), или невооруженного цепня, и свиного солитера (Taenia solium), или вооруженного цепня. Изучите форму и размеры сколексов, форму и величину присосок. На сколексе вооруженного свиного цепня рассмотрите строение и количество крючьев, их расположеине, форму. Рассмотрите микропрепараты сколексов карликового цепня (Hymenolepis nana) и широкого лентеца (Diphyllobothrium latum). Определите их вооружение. Изучите строение присосок, крючьев, щелевидные присоски – ботрии.

Обозначьте присоски, шейку, крючья, ботрии, полости ботрий.

Задание 2.

Рассмотрите при малом увеличении микроскопа гермафродитные членики бычьего, свиного солитеров и широкого лентеца. Обратите внимание на размеры, форму проглоттид – признаки, характерные для стробил разных видов цестод. В гермафродитных члениках ленточных червей изучите строение женской половой системы: двулопастной яичник, яйцевод, желточник и его проток, оотип, тельце Мелиса, влагалище, матку с ее слепым концом, а также строение мужской половой системы: семенники, семявыносящие протоки, семяпровод, семяизвергательный канал, циррусовый мешок. Найдите на члениках цестод дистальные концы половых протоков, рассмотрите строение половой клоаки, отверстия семяизвергательного канала и влагалища.

Обозначьте семенники, семявыносящие протоки, семяпровод, семяприемник, половую клоаку, яичник, яйцевод, матку, желточник, оотип, тельце Мелиса, влагалище.

Задание 3.

Рассмотреть под бинокулярной лупой и микроскопом головку свиного цепня, незрелый и зрелый членики бычьего цепня. Обратить внимание на форму и количество боковых ветвлений матки.

Обозначьте передние и задние края, матку с боковыми ветвями, половую клоаку.

Задание 4.

Рассмотреть препараты различных типов финн цепней.

Обозначьте пузырчатое тело, сколекс, шейку с личиночной стробилой.

Задание 5.

На рис. 17 обозначить основные составные части вооруженного и не вооруженного це


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.213 с.