Истоки происхождения философии — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Истоки происхождения философии

2017-11-28 178
Истоки происхождения философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Мифологическое понимание является предпосылкой философии.

Исторически первой формой является миф.

Миф – это упорядоченное, определенным образом систематизированная мировоззрение, передающее представления разных народов, о происхождениях мира, о явлении природа, о фантастических существах, о делах богов и героев.

В мифе были объединены зачатки знаний, верований, элементы духовной культуры, искусства, социальной жизни. Мировоззрению первобытных людей была задана некая упорядоченность, а их взгляды на мир сложились в определенную систему.

Важными формами этой системы были эпос, сказка, легенда, придания – через них передавались мифы. Это обеспечивало закрепление и передачу информации от поколения к поколению.

Специфика мифологического мышления состоит в том, что это не просто рассказ, а сопереживание, т.е. восприятие сознанием событий действительности и человека внутри них, способного влиять на них. Миф выполнял важную роль регулятора поведения и взаимоотношения людей, так как именно в нем закреплялись обычаи, выражались нравственные взгляды и эстетическое отношения действительности.

Для мифологии характерно то, что в ней все слитно, едино, неразрывно, явление природы, предметы живут по тем же законам,, что и человек и имеет те же ощущения желания.

Таким образом, миф – это специфический язык, с помощью которого человек описывал мир с ранних времен, обобщая, интерпретирую и, классифицируя, что привезти в определённую систему все имеющиеся знания.

Более поздний по отношению к мифу, но до философии была форма мировоззрения – религия. (От лат. Святость, благочестие).

Так же как и миф, религия в основе своей имеет веру, чувства, эмоции. Как система понимания мира она складывается на основе веры в сверхъестественное (Бог, «высший разум» и т.д.). Благодаря религии сознание человека удваивается:

1.Существующий реальный, естественный (посюсторонний)мир

2.Сверхъестественный (потусторонний)

Главенствующим является второй.

Религию можно определить как мировоззрение и мироощущение, и соответствующие им поведения людей, которое основывается на вере в сверхъестественное. Религия – сложное духовное образование, характеризующее способность человека к абстрактному мышлению, где вера ставится на первое место и ценится выше знаний.

Религия выполняет следующие функции:

Ø Мировоззренческая, отвечая на вопрос как, когда и почему появилось все сущее, и какова в этом роль сверхъестественных сил.

Ø Коммуникативная, обеспечивает определенный тип общения и межличностных связей, способствует солидарности, объединению.

Ø Регулятивная, устанавливающая соответствия в нормах, правилах, регулирующих поведение.

Ø Компенсаторная, она компенсирует недостаток информации, внимания, заботы, замещает отсутствие смысла жизни, перспективы, т.е. выполняет неудовлетворенные в обыденной жизни потребности человека.

Исторические формы религии

1. Фетишизм – примитивная форма веры в то, что тот или иной предмет обладает чудесными свойствами, способными влиять на жизнь. Это предмет обожествляется и становится объектом почитания.

2. Анимизм – культ духов и души, а так же способности влияния этой душа на жизнь людей и животных, на весь мир.

3. Тотемизм – вера в общее происхождение людей и либо животных, либо растений либо предметов, т.е. общий предок, которому надо покланяться.

4. Магия (от гр. - волшебство) – в основе вера в то, что без помощи естественных сил, каким либо таинственным образом (совокупностью обрядов…) можно воздействовать на вещи, людей, животных и даже сверхъестественное.

В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII-V веков до н.э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI - IV веков до н.э.). Слово «философия» было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем».

2.Философия – научный теоретический тип мировоззрения, который предполагает понимание мира через переживание (рефлексия) и познания. Этот тип отличается широтой и системностью обобщения идей, теоретических принципах, законов и категорий с попыткой найти абсолютные и предельные нормативы отношения к действительности.

Философское мировоззрение – это определенная система теоретических принципов и идей, которые формируются и развиваются на базе фундаментальных естественно научных и социальных знаний. На основе философского мировоззрения создается общая, научная картина мира, которая есть мировоззренческая модель, фиксирующая определенной отношение к миру и понимания им этого мира и своего места в нем.

Космоцентризм – спецификой философии в начальный период ее развития является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Такая философская позиция получила название космологизм, поэтому первых философов Греции (ранние, первые: Фалес, Аноксимен, Аноксимандр и более поздние: Гераклин, Педокл) называли себя «физиками» (природа – физика). В основе космоксеологизма лежит принцип единства космоса (вселенной) и человека. Космос – упорядоченно целое, а человек неизменное начало в изменяющимся мире. Микро косм человека тоже самое, что и макро косм, и состоят они из одного и того же начала:

Огонь

Вода

Воздух

Земля

Атом

Теоцентризм (Тео – бог) – философия, в которой обосновывается положение в том, что создателем мира и человека является Бог – это религиозная философия. Философское миропонимание таким образом объясняющее первооснову мира, его первопричину называют философию теоцентризма. В ее основе лежат 2 идеи:

Творения

Откровения

Идея творения определяет особенность средневековой философии бытия, а откровения лежит в основе учения о познании. Средневековое мировоззрение (и бытовое и философское) теоцентрично: реальность, которая определяет все существующее – это не природа и Бог. Божественный порядок мира определяется соотношением 2х целостей – Бога и человека, причем человек – это часть божественной организации.

Антропоцентризм – начиная в 15го века человек как объект философского исследования становится основополагающим элементом всей системы космического бытия, поэтому и философское мышление этого периода характеризует как антропоцентрическая. Новое новейшее время, современные философские школы.

Диалектический материализм.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

13 Традиции рус фил 11-19в

Формирование русской философской традиции начинается с 4 века нашей эры и оформляется в сказаниях каппадокийцев. В данной традиции особое место занимают философские изыскания Назианзина. Данный мыслитель занимался преодолением противоречий, существующих между Ветхим и Новым заветом Библии. Назианзин утверждал, что все несоответствия и разночтения Библии отражают различные слои бытия. Он выделяет:

Бытие действительно не существующее, но выразимое в языке.

То, что не передаваемо словом, но существует реально.

Бытие и несуществующее одинаково невыразимо.

То, что существует в действительности, и то, что можно выразить словом.

Кириломефодийская традиция. Сближение философии с моралью. Философия мыслилась как указывающее путь к истине, и которое возвышало человека до уровня Бога.

Флорилегии – «сборники афоризмов».

Философия русского просвещения. Началось данное направление с трудов протопопа Авахуума. Данное направление предполагало смещение акцента богословия на риторику и философию.

Семен Полоцкий – сторонник развития идей богословия. По его мысли слово божье приравнивалось к первоэлементу знаний. Отсюда следовало, что постижение Бога происходит не только через откровения, но и посредством науки.

Феофан Прокопович. Данный мыслитель обосновывал идеи примата государства над церковью, где верховная власть должна принадлежать только светскому властелину. Был советником Петра 1.

Формирование национального философствования. Петр Яковлевич Чаадаев. Критикует порядки в экономике, политике и культуре, выдвигает идеи социально – экономического реформирования по западному образцу. В результате чего Россия должна была усвоить европейский образ мысли, как в науке, так и политике. Он отрицал революционные методы разрешения социальных проблем. Средством социальных преобразований должна выступать наука. В результате активного чтения трудов Чаадаева образовались западники.

Славянофилы. Основные идеи:

1.Утверждение самобытности России, и ее общественного уклада.

2.Обоснование особой мировой миссии России. Данная установка воплощается у славянофилов в понятии соборности. Соборность выступает как всеобщий принцип бытия и социальной организации, а так же как принцип утверждавший доминирование внутренней свободы человека, по отношению к внешней (живознание). Живознание – есть познание Бога не через рассудок, а через цельность духа.

14 идеи рус фил 19-20

Особенностью общественной мысли России данного времени явилось то обстоятельство, что важнейшие философские проблемы разрабатывались не только профессиональными философами. Но и рядом выдающихся писателей. Прежде всего, это относится к Ф.М. Достоевскому, от идей которого шли и продолжают идти не только многие отечественные, но и зарубежные мыслители. Его также занимала проблема свободы. Жизнь – это выбор, а Бог дал человеку свободу выбора. Но это не только божественный дар, но и тяжкое бремя человека. Ибо свобода есть свобода выбора между добром и злом.

Наличие в мире добра и зла, полагал писатель, и есть следствие того, что выбирает человек. Зло и добро заключены в самом человеке. И преодолеть зло нужно в самом себе, а не в каких-то внешних обстоятельствах.Отсюда Достоевский делал еще один важный вывод: нельзя насильственно насаждать добро, ибо добро не может быть без свободы выбора, в этом случае оно неизбежно превратится в зло. Жизнь многократно подтверждала и продолжает подтверждать эту мысль гениального мыслителя.

Творчеству Достоевского оказались созвучными размышления такого сложного философа и писателя как К.Н.Леонтьев, получившего известность в качестве создателя учения положительного, творческого консерватизма. Им выдвинута своеобразная теория развития, согласно которой все в мире от своего появления до гибели проходит три фазы: первая – начальная простота, вторая – цветущая сложность и третья – упрощение и гибель. Высшая фаза – это вторая, когда многообразное общее удерживает в себе системно организованное, богатое по своему содержанию и форме красочное единичное, индивидуальное.

Соответственно рассматривал Леонтьев и человеческую историю, которую понимал как последовательную смену ряда цивилизаций (период жизни – 1000-1200 лет). Они также проходят три стадии, причем самая богатая по содержанию и форме также вторая, под которой подразумевалось государство со сложной внутренней структурой: сословиями, государственными институтами, законами, обычаями, верованиями, народами. Все это разнообразие удерживается в качестве целого внутренней идеей, прежде всего, религией. «Ни конституция, ни семья, ни даже коммунизм, - полагал Леонтьев, - без религии не будут держаться».

Организация есть страдание, говорил философ. Это, конечно же, ущемление каких-то возможностей, добрых и злых. Но оно есть и условие развития, трудного, сквозь препоны самовыявления составных частей, их закалка и проба на прочность. Организация или, как выражался Леонтьев, "стягивающий деспотизм", не исключает свободы, но дает ей положительное содержание и оказывается залогом рождения ярких и сильных индивидуальностей. «Организация ведь выражается разнообразием в единстве, хотя бы и самом насильственном», - утверждал он, не усматривая непримиримости между стеснением и свободой.

Дезорганизация же, напротив, - безгрешная по части насилия, дорожит отрицательной свободой, нивелирующей ничем не стесненную, ничем не ограниченную личность. Крайность свободы – это крайность индивидуализма, когда лишенная каких-либо уз личность гибнет. Такая свобода, утверждал Леонтьев, ведет к хаосу, произволу и гибели общества. Это и будет третьей, последней стадией.

15 Философия XX в. - это различные течения новейшей философии, связанные с резкой переменой экономических и политических реалий, научных, философских, религиозных представлений, относящихся к периоду первой мировой войны. «Восстание масс», «потеря Бога», наступление «нового средневековья» - являются определяющими для формирования проблемного поля философии жизни, экзистенциализма, антропологизма, неотомизма и других течений, ориентированных на человека, его личное бытие и спасение. Одновременно усиливается тенденция философского осмысления и использования науки, техники, научно-технической революции, современных проблем человеческой цивилизации. Наконец, большое значение приобретает социальная философия, философские аспекты политики, культуры.

Наступление XX в. ознаменовалось огромными переменами во всех сферах жизни общества: значительно усилилось влияние науки и возросла ее роль в жизни всего мирового сообщества.

В XX в. философия отражает, как и прежде, процессы, связанные с потрясениями общества и личности, изменением статуса науки. Как и прежде перед ней были поставлены вопросы: что может и что должна философия, каков ее предмет и статус, есть ли будущее в развитии человека и культуры. Ответы давались многообразные по форме и по содержанию, потому что философия XX в. - это не целостна система, а большое разнообразие многочисленных школ, направлений, течений, концепций, которые несут в себе новые подходы, идеи, точки зрения, методы.

Особенностью современной западной философии является не кризис, не измельчание, а возникновение нового типа философствования, в недрах которого воссоздается наиболее актуальная проблематика, осуществляется как прорыв в самые перспективные области философской мысли, так и обращение с новых позиций к традиционной тематике. Не снимается, например, вопрос о том, что мы сейчас понимаем под философией. Современные мыслители дают разнообразные и неординарные представления о ее развитии, основаниях, функциях, детерминантах. Это связано с кризисом рациональности, культуры, крахом тоталитарной мысли и идеологии, исчерпанностью ряда естественнонаучных установок, которые теряют популярность и постепенно пересматриваются.

Остро встает проблема смены и разработки научной парадигмы(установки). Новая философская парадигма вводит в анализ и рефлексию традицию и ритуал, жест и артефакт, власть и культуру, игру со смертью и топологию тела, одиночество и смысл, которые замещают собой логос, рациональность, разум. Актуализируя примат человека и его сознание в системе саморазвития общества, она переключается на индивида и освоение им мира, культуры, мифа, утопий, тела, повседневности, практики коммунилогического бытия, воли и ненасилия, справедливости и свободы.

16. Экзистенциализм -философское течение, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование.Его цели, средства и методы принципиально не согласуют­ся с традициями академической философии. Экзистенциальная интерпретация важнейших философских проблем базируется на предельно специфической предпосылке. Эта предпосылка состоит в допущении особого - экзистенциального - способа мышления. Его содержание - это внерациональная логика антиспекулятивных понятий из области аксиологии, морали, эстетики и т.п. Его метод является субъективным, поскольку экзистенциальное мышление следует релятивным установкам индивидуального, как правило, сознания. Экзистенциализм имеет своих предшественников в лице Б. Паскаля (1623-1662) и С. Кьеркегора (1813-1855). К ним иногда относят М. Унамуно (1864-1936), Ф. Достоевского (1821-1881), ф. Ницше.
Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. В основе исторического бытия и развития человека, обусловливая его сущность, лежит трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие.
Отметим, что речь идет именно о всей совокупности общественных отношений: материальных и идеальных (идеологических), настоящих и прошлых. Это положение имеет важное методологическое значение, ибо из него следует, что человека надо понимать не вульгарно-материалистически, не идеалистически, не дуалистически, а диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку» или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т. д. Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т.д. одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь спектр общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Другой аспект этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Современный человек не взялся «ниоткуда», он есть результат развития общественно-исторического процесса. Иными словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.
Однако человек — не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта. Существует диалектическое взаимодействие между человеком и обществом: человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне, а общество — это «сам человек в его общественных отношениях».
Проблема человеческого существования имеет не менее важное значение, чем проблема сущности человека. Существование — это всегда индивидуальное существование. Это существование, в котором, хотя и живут вместе, но умирают в одиночку. Поэтому в экзистенциализме индивид и общество рассматриваются как противоположные образования, находящиеся в постоянном и непримиримом конфликте. Индивид — это личность, общество — это безличность. Подлинное существование связывается с индивидуальным бытием личности, ее свободой и стремлением к трансценденции. Не подлинное существование — это бытие в обществе, стремление утвердиться в нем и принять его законы. Социальная сущность человека и его подлинное существование оказываются в экзистенциализме находящимися в постоянном противоречии.
И лишь перед лицом смерти, в «пограничной ситуации» обнаруживается, что в жизни человека было подлинно, а что нет.
Человеческая сущность на самом деле не дана индивиду изначально, она формируется в процессе его индивидуального существования и лишь по мере того, как он аккумулирует социокультурный опыт человечества, он все в большей степени становится человеком.

Свобода понимается экзистенциалистами как нечто неизъяснимое, не поддающееся выражению в понятиях, иррациональное. Они противопоставляют свободу необходимости, отрицают детерминированность выбора. Свободу они мыслят как свободу вне общества, переживаемую лишь замкнувшимся в себе, отгородившимся от общества индивидом. Свобода понимается ими лишь как внутреннее состояние, настроенность, личное переживание. Но свобода, противопоставленная необходимости и отрешенная от общества, утрачивает всякое значение, превращается в пустой формальный принцип, в голую декларацию Экзистенциалисты считают, что хотя человек и свободен, но его свобода ограничена рамками определенной ситуации, в которой ему приходится производить выбор. Характерной чертой человеческого существования является «в мире -бытие» и жизнь среди других людей. Человек не сам выбирает условия своей жизни, помимо своей воли он «брошен в мир» и подвластен судьбе. Судьба человека определяется, по мнению экзистенциалистов, принадлежностью к определенному времени, стране, народу, обладанием тем или иным характером, интеллектом и т. д., всеми теми условиями существования, которые каждый человек находит данными и которые не зависят от него.
От человека не зависят также начало и конец его существования. Все это заставляет экзистенциалистов признать помимо человеческого существования и какую-то внеличную реальность.

17 Герменевтика - направление в философии, которое исследу­ет теорию и практику истолкования, интерпретации, понима­ния. Свое название герменевтика получила от имени древнегре­ческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил поже­лания людей богам.

Основные вопросы герменевтики:

как возможно понимание?

• как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея герменевтики: существовать - значит быть по­нятым.

Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

• "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;

• "герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания.

Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтиче­ских ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истол­кование и понимание текста.

2. Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались "расшифров­кой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.

К числу современных философов- герменевтов можно отне­сти Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М Хайдеггера (1889 - 1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера (р. 1913).

Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода — грамматический и психологический. С помощью пер­вого выявляется "дух языка", с помощью второго — "дух автора".

Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родст­венности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех уси­лиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и чита­теля в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуж­даться в толковании.

Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):

• дивинации — искусственного "вчувствования", "вживания" в душу автора произведения;

• сравнения — сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу

автора, текст будет полностью понят.

Взгляды раннего Хайдеггера совмещают в себе герменевтику и экзистенциализм и посвящены бытийной (онтологической), а не познавательной (гносеологической) стороне герменевтики.

Хайдеггер выводит учение об экзистенциалах - условиях чело­веческого существования. Их два - положенность и понимание:

положенность — человеческое бытие определено не мышле­нием, а фактом своего пребывания в мире (человек вначале "положен", то есть он есть, а уже затем мыслит);

понимание — человек обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а понимание — это истолкование и интерпре­тация (человек истолковывает свое бытие в мире определен­ным образом, и данное истолкование есть понимание чело­веком смысла своей жизни, своего места в мире).

Человеческое бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтич­но (основано на понимании).

Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (гер­меневтики).

Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия.

В течение жизни человек, во-первых, накапливает опыт (причем большую его часть составляет опыт, наработанный дру­гими поколениями, — "опыт мира"), во-вторых, вносит свою частицу в "опыт мира". Передача "опыта мира" от прошлых по­колений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляет­ся, главным образом, через книги — тексты, "язык". Следова­тельно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии.

Центральное понятие философии Поля Рикера — личность. Личность — творец всей человеческой культуры. Цель филосо­фии — разработать метод понимания человеческой субъективности.

В качестве данного метода Рикер предлагает "регрессивно-прогрессивный", суть которого в том, чтобы понимать человека через его три измерения — прошлое, настоящее, будущее.

По Рикеру, человеческая личность телеологична — направ­лена в будущее.

CТРУКТУРАЛИЗМ — совокупность научных и философских идей, связанных с применением структурного метода, первоначально разработанного в лингвистике, а затем распространенного на другие области гуманитарного знания (этнографию, литературоведение и др.). Возникнув в 20-е гг. XX столетия, наибольшее распространение получил в 60-е гг. Основными представителями структурализма являются Леви-Строс, Фуко, Деррида, Лакан. Основу структурного метода образует понятие структуры. Это совокупность неизменных отношений внутри системы, несмотря на некоторые возможные преобразования последней. Поэтому внимание фиксируется не на элементах систем или их свойств, а на отношениях между элементами. Каковы основные процедуры структурного метода? Во-первых, выделение некоторого множества элементов, в котором можно предположить наличие единой структуры; во-вторых, разложение объектов на такие простые части, которые связывают разнородные группы элементов; в-третьих, раскрытие отношений преобразования между частями, построение абстрактной структуры; в-четвертых, выведение из структуры всех теоретически возможных следствий. Свое применение структурный метод нашел в области гуманитарного знания. Структурный аспект вычленяется на какой-то знаковой системе. Структурализм пытается обнаружить и раскрыть внутренние структуры, механизмы знаковых систем, которые скрыты за нашим использованием знаков, символов, образов и др. Объект изучения конкретно-научного структурализма — культура как совокупность знаковых систем, как универсальный язык. В состав этого языка входят также наука, искусство, религия, мифология и т. п. В этих сложных объектах анализ позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым бессознательно подчинены человеческое мышление и его историческая деятельность. В философском плане структурализм представлен как идеями самих ученых-структуралистов, так и особой идеологией структурализма, распространившейся во Франции в 60-х гг. XX в. Философские идеи ученых-структуралистов сформировались в процессе перехода некоторых разделов гуманитарного знания на теоретический уровень, в поисках существенных системных абстракций. Эти идеи имели ярко выраженное кантианское влияние, поскольку в них делался акцент на бессознательные структуры, управляющие мышлением и историей. Одновременно ставились пределы рациональному познанию самого человека, его духовной и общественной жизни. Философский структурализм представляет собой определенный мировоззренческий подход к пониманию глобальных проблем человека и истории. Он более целостно оформляет разрозненные структуралистские идеи. При этом зачастую абстрактная, антигуманная структура вообще противопоставляется человеку и истории (так называемая концепция «смерти человека»). За это структурализм подвергался критике со стороны таких философских течений как экзистенциализм, персонализм.

Неопозитивизм

Неопозитивизм (или логический позитивизм) возникает в начале 20-ых годов 20 века (в 30-ые большинство неопозитивистов переезжают в США, оказав тем самым сильное влияние на американскую аналитическую философию).

Цель, которую ставили перед собой неопозитивисты, заключается в научном постижении мира на основе данных логики, математики, физики. При этом очень важно было определить критерии, на основании которых можно проводить демаркацию научного и ненаучного знания. Другими словами, речь идет о критерии научности знания.

М. Шлик. Суть новой философии Шлик видит не в логике, а в природе самой логики. Философ говорит о том, что всякое познание есть выражение, т.е. репрезентация. Суть главной идеи Шлика можно выразить следующими положениями:

· Данные наблюдений позволяют ученому сформулировать предложения, на основе которых осуществляются предсказания. Такие предложения Шлик называет протокольными.

· Протокольные предложения перестают быть гипотетическими и признаются достоверными, если сделанные на их основе предсказания подтверждаются экспериментальными фактами.

Тем самым именно эксперимент проверяет науку на подлинность, достоверность. В терминах неопозитивизма такая проверка называется верификацией.

Р. Карнап. Сферой его профессионального интереса стало выяснение логического характера синтаксиса языка. С его точки зрения, для построения логически стройного языка необходимо задать характеристики знаков и правила преобразования одних языковых выражений в другие. Причем языков может быть множество, и языки могут быть любыми (у Карнапа это положение отражается в принципе толерантности). Главное, чтобы языки были построены правильно.

В логическом позитивизме утверждается, что существуют два принципиально отличных друг от друга вида научных знаний: фактуальное и формальное.

Фактуальное научное знание представляют эмпирические науки (опытно-экспериментальное естествознание). Они дают знание о мире, и предложения этих наук носят синтетический характер. Для определения истинности синтетических предложений необходимо обратиться к фактам. Для их понимания важна семантика.

В свою очередь формальное научное знание представляют логика и математика. Суждения этих наук не дают никакой информации о мире, они дают возможность преобразовывать имеющееся знание о мире, оперировать языковыми выражениями. Предложения этих наук являются аналитическими, т.е., как утверждает логический позитивизм вслед за Л. Витгенштейном, являются тавтологиями. Они истинны при любом фактическом положении вещей. Истинность их определяется всецело принятыми правилами языка. Другими словами, их истинность заключена в них самих. Для понимания таких предложений важна синтактика и знание конвенций.

Логический позитивизм утверждает, что предложения логики и математики, а также предложения эмпирических наук могут быть осмысленными (одни - в силу правил и конвенций, другие - в силу отношения к фактам). Истинность в тех случаях, когда она в принципе может быть установлена, выявляется путем верификации. А вот предложения философии (в том числе и суждения этические и эстетические) лишены смысла, они бессмысленны, являются псевдопредложениями, т.к. метод их эмпирической проверки указать невозможно.

18Революции 1789 и 1849 гг., войны, перевороты заставили усомниться в значении просвещения для смягчения нравов и установления социальной гармонии. 1814 г. – первая мировая война – использование науки для массового уничтожения человечества и его культуры (газовые атаки, бомбардировки мирных городов); к XIX в. – сомнительность исторической правды, релятивности истины, направленности истории и самой души человека к европейской «цивилизации». Проблема человека: угнетение, одиночество, отчаяние, беспомощность перед миром и обществом привело к антропологическому перевороту.
Идеи возникшего антропологизма:
- изучение жизни отдельного гражданина, важность ее анализа;
- движение от свободного и разумного человека к человеку, детерминированного экономикой, политикой, религией (разум, сознание, подсознание, интуиция человека – центр современной антропологии);
- сознание и разум отдельного человека и общества – объект манипуляции со стороны государства, партий, авторитетов;
- научное и философское знание (виды человеческого знания) которые порождают «научную истину», «философскую правду».
Возникает социально-экономический стиль мышления и картина мира, определяющая современную науку и культуру. С середины 50-х годов XX в. – бурная НТР вызывает дискуссии по проблеме развития человечества. Основные черты духовной позиции «нового гуманизма»: малое против большого, базис против центра, самоопределение против определения извне, естественное против искусственного, пополнение против расточительства.
Человек – центр деятельности общества. Развитие культуры – формирование нового качества человека, сохранение культурного наследия, сохранение естественной среды обитания, правильное использование природных ресурсов; развитие внутреннее (интеллект), сенситивное (чувственность), соматических способностей человека.
Иррационально-мистическая картина мира.
Возникновение психоаналитического направления в психологии и культурологи (учение об особенностях человеческой психики, объяснения глубины подсознания, выявления эмоций, чувств, впечатлений на поведение и на особенности культуры человека) – философия жизни – философия антропологии, - подчеркивание духовных и творческих основ человека и общества – концепции индивидуализации общества, религиозного человека – основа философско-антропологического подхода – методологическое основание социально-гуманитарного знания – антропологизация знания – человек – ансамбль человеческих отношений – идея создания концепции «целостного человека» (человек с точки зрения культурно-исторического, психологического, … подхода)

19

Бытие - это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека, философскаякатегория для обозначения сущего как оно мыслится. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие осуществовании, о сущем вообще. Бытие есть всё то, что есть — всё видимое и невидимое. Бытие есть то, что может нами мыслиться, что мы можем помыслить.Учение о бытии называется онтологией.

Существует реальное и идеальное бытие. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное — сущностью.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.