Б. 1. Дв. 1. «экономическая социология» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Б. 1. Дв. 1. «экономическая социология»

2017-11-28 183
Б. 1. Дв. 1. «экономическая социология» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

 

ПРОГРАММА, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮДИСЦИПЛИНЫ В 1 СЕМЕСТРЕ

Для студентов заочной формы обучения направления

подготовки 080100 «Экономика»

профиль «Экономика предприятий и организаций»

квалификации - бакалавр

Казань 2012


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

 

ПРОГРАММА, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮДИСЦИПЛИНЫ В 1 СЕМЕСТРЕ

Для студентов заочной формы обучения направления

подготовки 080100 «Экономика

профиль «Экономика предприятий и организаций»

квалификации - бакалавр

Казань 2012

УДК 51

ББК 22.1

М 34

 

 

С69 Экономическая социология: Программа, методические указания по изучению дисциплины. Для студентов экономистов (бакалавров) 1 курса заочной формы обучения (1 семестр) / Сост.: Р.Р. Гарипова, Р.Р. Хизбуллина, О.В. Николаева. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2012.-

Методические указания содержат программу дисциплины, тематику лекций и семинаров, самостоятельной работы, контрольные задания, а также списки основной литературы, составленные на базе фондов библиотеки КГЭУ и дополнительной литературы, рекомендуемой для более углубленного изучения отдельных тем программы.

Указания предназначены для студентов экономистов первого курса заочной формы обучения КГЭУ, обучающихся в первом семестре.

Кафедра социологии представляет дисциплину экономическая социология, знакомящей с основными базовыми понятиями и категориями дисциплины, с особенностями современного состояния рынка труда на предприятиях с позиции экономического и социологического знания, с разнообразными социально-трудовыми процессами и явлениями на предприятиях в современных условиях.

УДК 316

ББК 60.5

 

© Казанский государственный энергетический университет, 2013 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Экономическая социология» является одной из базовых дисциплин при подготовке дипломированных специалистов по направлению подготовки 080100 «Экономика» (бакалавр). Изучение особенностей социально-экономических проблем в трудовой сфере направлено на приобретение знаний и навыков в области применения экономических методов и социальных технологий на предприятиях в современных условиях, базирующихся на знании о факторах и условиях производственной среды. Данная дисциплина поможет студенту в дальнейшем исследовать и анализировать различные производственные ситуации, разрабатывать практические рекомендации, исходя из особенностей существующих социально-экономических условий и факторов труда на предприятиях.

 

ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является ознакомление студентов с основными теоретическими подходами социально-экономических и трудовых проблем, с основами теориями социальных механизмов развития экономики, формирование представлений о развитии экономики как социальном процессе. Студенты знакомятся с экономической жизнью общества, рассматриваемой с точки зрения социологических понятий и закономерностей.

Студенты, изучившие дисциплину «Экономическая социология», должны знать:

- теоретические основы дисциплины, её базовые направления;

- владеть категориальным аппаратом изучаемой дисциплины;

- понимать особенности структур социальных механизмов экономических процессов;

- знать, как и, с помощью каких методов и средств, проводятся эмпирические социологические исследования в представленном направлении;

Студенты должны уметь:

- диагностировать социальные проблемы на производстве, давать комплексную характеристику процесса труда;

- определять мотивационные и стимулирующие направления для эффективной деятельности трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений;

- осуществлять сбор социологической информации с применением различных методов, обрабатывать и анализировать полученную информацию и представлять научный отчет по результатам исследования

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Экономическая социология» обеспечивает технологический инструментарий формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра экономики:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

расчетно-экономическая деятельность

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность

способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

организационно-управленческая деятельность

способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Дисциплина «Экономическая социология» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин ФГОС ВПО по направлению 080100 «Экономика» и изучается на первом курсе в первом семестре.

Компетенции, знания, навыки и умения, полученные в ходе изучения дисциплины, должны всесторонне использоваться и развиваться студентами:

- на всех этапах обучения в вузе при изучении различных дисциплин учебного плана, проведении научных исследований, оформлении результатов самостоятельной работы, выполнении курсовых и дипломных работ;

- в ходе дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре;

- в процессе последующей профессиональной деятельности при решении прикладных задач, требующих получения, обработки и анализа актуальной социальной информации, представления результатов исследования и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Экономическая социология» обеспечивает технологический инструментарий формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра экономики:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

расчетно-экономическая деятельность

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность

способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

организационно-управленческая деятельность

способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

В результате освоения содержания дисциплины «Экономическая социология» студент должен:

знать:

- современное состояние и направления развития социально-экономических технологий, основные подходы к решению при решении профессиональных задач социолога (ОК-3);

- теоретические и методические отличия различных экономических и социологических школ и концепций (ОК-4);

- владеть категориальным аппаратом экономической социологии. (ОК-13);

- методы анализа экономических проблем и процессов на современном этапе развития общества (ПК-1);

уметь:

- владеть культурой мышления, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения (ОК-1)

- анализировать процессы труда, опираясь на категориальный аппарат экономических и социологических теорий (ПК-6)

- понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2)

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- работать в коллективе (ОК-7)

владеть:

- методами диагностики экономических и социальных проблем на производстве, программами разработки комплексных характеристик процессов труда (ПК-8);

- методами организации деятельности малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

- способами для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12)

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ)

 

Общая трудоемкость дисциплины в составляет 72 часа, 2 зачетных единицы

Семестры Зачет Контр работа Часы учебных занятий
всего лекции практика СРС
             

Разделы дисциплины и виды занятий

 

№ п/п Разделдисциплины Семестр Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
      Лк. Пр. Самостоятельная работа
  Предмет, метод, задачи экономической социологии, место в системе общественных наук, этапы и предпосылки развития экономической социологии.       16 часов Основные подходы к определению экономической социологии, история становления экономической социологии как самостоятельной ветви социологического знания. Вклад М.Вебера, Э.Дюркгейма, Т.Парсонса в развитие экономической социологии.
  Труд как социально-экономическая категория.       16 часов Потребности, интересы, ценности и ценностные ориентации в мотивационном процессе. Модели мотивации эффективной производственной деятельности.  
  Типы и направления исследований в экономической социологии, основные теоретические подходы к исследованию процесса труда на производстве.       16 часов Трудовые проблемы на производстве и необходимость их разрешения. Применение теории социальных механизмов в исследовании экономических и социальных процессов.
  Основные социально-экономические модели стран мира и России; региональная экономическая социология..       16 часов Институционализация социальных практик в России (на примере сферы труда).  
  ЗАЧЕТ        

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Предмет, метод, задачи экономической социологии, место в системе общественных наук, этапы и предпосылки развития мировой и отечественной социологии.

Объект и предмет курса «Экономическая социология. Научные теории в понимании объекта и предмета курса. Основные подходы к определению экономической социологии, история становления экономической социологии как самостоятельной ветви социологического знания. Вклад М.Вебера, Э.Дюркгейма, Т.Парсонса в развитие экономической социологии. Социально-экономические уровни, особенности исследования трудовых проблем на макро- и микроуровне. Предпосылки и этапы развития экономической социологии в России. Экономическая социология в системе общественных наук: сходство и различия, предметная область экономической социологии, категориальный аппарат, методология экономико-социологических исследований. Сущность, функции и роль социальных механизмов в познании экономических процессов. Социальные регуляторы развития экономики. Экономическое развитие как социальный процесс.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЗОРНЫХ ЛЕКЦИЙ

Семестр

Ном. лек. Темы лекций
  Теоретико-методологические подходы к определению экономической социологии как науки. Предмет, метод, методы экономической социологии.  
  Виды и направления исследований в социологии труда. Теоретико-методологические подходы к исследованию процесса труда на производстве.  
  Трудовая сфера и трудовое поведение. Производительность и эффективность труда.  
  Институты как социальные регуляторы развития экономики.  

Содержание практических занятий

Семестр

Ном. зан. Содержание
  История становления экономической социологии как самостоятельной ветви социологического знания.
  Методы измерения производительности и труда, факторы и резервы ее роста.
  Мотивация труда и ее экономическое значение.
  Основные социально-экономические модели стран мира и России; региональная экономическая социология.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД ДИСЦИПЛИНОЙ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ»

 

Освоение студентом дисциплины «Экономическая социология» предусматривает следующие составляющие: самостоятельное изучение разделов и тем дисциплины по учебникам и учебным пособиям с последующим самоконтролем; индивидуальные и коллективные консультации; посещение лекций и семинарских занятий; сдача зачета.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Цель самостоятельной работы заключается как в закреплении лекционного материала, так и в обсуждении результатов работы студентов над программой дисциплины. При изучении дисциплины и подготовке к занятиям студентам рекомендуется пользоваться основной и дополнительной литературой представленной в данной программе. В основную литературу входят учебники, курсы лекций, словари, энциклопедические издания, разделы и главы которых рекомендованы после каждой темы. В качестве дополнительной литературы для углубленного изучения материала даются отдельные монографии, статьи из социологических журналов, общественно-политической периодики.

При изучении каждой темы желательно выделять основные понятия, выписывать краткие формулировки и основные положения, так проделанная в течение семестра работа поможет при подготовке к зачету. Переходить к изучению новой темы следует только после полного изучения теоретических вопросов и ответов на вопросы для самопроверки.

САМОПРОВЕРКА

В конце каждого раздела данного курса представлены вопросы для самопроверки, необходимые при самоконтроле полученных знаний, выполнение которого гарантирует вам успешную сдачу зачета по дисциплине. Закончив изучение темы, ответьте на вопросы для самоконтроля, которые акцентируют внимание на наиболее важных вопросах темы. При этом старайтесь не пользоваться конспектом и/или учебником. Частое обращение к конспекту и и/или учебнику показывает недостаточное усвоение основных вопросов темы и неумение правильно конспектировать основные понятия и закономерности содержания лекции. Внесите коррективы и дополнения в конспект, который впоследствии поможет вам при повторении материала в период подготовки к зачету.

КОНСУЛЬТАЦИИ

Для руководства и более успешной самостоятельной работы студента очной формы обучения ведущими лекторами предусмотрены коллективные и индивидуальные консультации. На консультациях преподаватель выявляет неясные вопросы и проблемы, существующие в группе по отдельным темам дисциплины, трудности при подготовке контрольных заданий, а также оказывает помощь студентам, обратившимся с конкретными вопросами по содержанию или методике преподавания курса.

 

ЛЕКЦИИ

Согласно учебному плану по дисциплине «Экономическая социология» темы, рассмотренные на лекциях, охватывают основные разделы и раскрывают наиболее важные вопросы и проблемы курса.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

В ходе семинарских занятий закрепляется лекционный материал, обсуждаются результаты самостоятельной работы студентов над программой дисциплины. Семинарские занятия проводятся в виде докладов, сообщений на заданные темы, дискуссий и оппонирования по наиболее актуальным вопросам, тестирования и т.д.

ПОРЯДОК СДАЧИ ЗАЧЕТА

Согласно учебному плану по дисциплине «Экономическая социология» студент экономист заочной формы обучения должен сдать по итогам работы за первый семестр дифференцированный зачет. К сдаче зачета допускаются студенты, не имеющие академической задолженности по итогам первого семестра.

Критериями при оценке знаний по дисциплине на зачете являются:

- четкость представлений об основных разделах дисциплины;

- степень владения категориальным аппаратом курса;

- четкость знаний базовых понятий, а также теоретических и методических отличий различных экономических и социологических подходов к изучению особенностей деятельности предприятий;

- глубина знаний о сущности предмета, методологии и метода экономической социологии как науки, ее особенности и отличия от других гуманитарных наук;

- уровень знаний особенностей различных экономических и социологических подходов и теорий в анализе социальных и проблем в сфере труда на предприятиях.

Зачет носит форму устной беседы по одному (двум) из вопросов из заранее составленного списка, при этом краткое содержание ответа должно быть продублировано отвечающим письменно. Зачет принимает ведущий лектор совместно с другими преподавателями кафедры.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

1. Хайруллина Ю.Р., Гарипова Р.Р. Социология труда: ценности, мотивы, поведение личности. Казань: КГЭУ, 2002.

2. Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. В.В.Радаев. М.: РОССПН, 2002.

Дополнительная:

3. Блок Ф. Роли государства в хозяйстве // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С.37 – 56.

4. Грановеттер М. Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социоструктурный взгляд // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой. М.: РОССПЭН, 2004. С. 369–399.

5. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 2. С. 5 – 22.

6. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 199–268.

7. Кларк С. Российский рынок труда // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 3. С. 90–103

8. Кравченко А.И., Щербина В.В. Социология труда и производства // Социология в России / Под. Ред. В.А.Ядова. М.: ИС РАН, 1998.

9. Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: Дело, 1998. С. 281 - 302.

10. Социальные факторы качества жизни населения (опыт конкретно-социологических исследований) / Под ред. М.А.Нугаева, Ю.Р.Хайруллиной. Казань: КГЭУ, 2005.

11. Якубович В. Институты, социальные сети и рыночный обмен: подбор работников и рабочих мест в России // Экономическая социология. Новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2002. С. 210–251.

12. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. Самара: Изд-во Самарского университета, 1995. - 331с.

 

ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ»

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В основную форму обучения входят лекции, семинары, индивидуальные и коллективные консультации. Темы, рассмотренные на лекциях и семинарах, охватывают основные разделы и раскрывают наиболее важные вопросы и проблемы дисциплины. Они дают представление об экономико-социологических подходах, знакомят с основной проблематикой социологии труда и экономической социологии, их значении для современных организаций и общества, а также помогают подготовить студента к написанию реферативной работы.

В ходе самостоятельной работы студентам целесообразно составлять конспекты ответов на вопросы, разбирать и уточнять основные категории и понятия. С целью более детального изучения темы, помимо лекций, необходимо пользоваться дополнительной литературой. В ее основу входят учебники, словари, курсы лекций, статьи из социологических журналов, общественно-политической периодики.

Цель самостоятельной работы заключается как в закреплении лекционного материала, так и в обсуждении результатов работы студентов над программой дисциплины. Она проводится в виде докладов, сообщений на заданные темы, тестирования, дискуссий и оппонирования по наиболее актуальным вопросам и т.д.

В рамках дисциплины предусмотрены коллективные и индивидуальные консультации ведущего лектора, в ходе которых он оказывает методологическую и методическую помощь студентам, выявляет неясные вопросы и проблемы по отдельным темам дисциплины.

СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ

1. Экономическое поведение: типы и формы проявления.

2. Экономическое сознание и экономическое мышление.

3. Классические направления социологического анализа экономического поведения.

4. Неоклассические направления социологического анализа экономического поведения.

5. Рыночный обмен и перераспределение как исторические формы интеграции хозяйства.

6. Экономическая культура как регулятор экономического поведения хозяйствующего субъекта.

7. Особенности новых рынков в современной России.

8. Модели взаимодействия государства и рынка.

9. Специфика политико-экономического и социокультурного подходов к анализу рынков.

10. Механизмы и пути оптимизации экономических рисков.

11. Основные типы хозяйственных идеологий.

12. Понятие рыночной культуры и ее составляющие элементы.

13. Различие экономических и экономико-социологических подходов к анализу фирмы.

14. Социально-экономическая сущность труда в условиях трансформации российского общества.

15. Потребности и трудовой потенциал человека в рыночной экономике.

16. Социальные механизмы регулирования занятости и безработицы.

17. Государственное и социальное регулирование рынка: сходства и различия.

18. Специфика сетевого и неоинституционального подходов к анализу рынков.

19. Социальные проблемы в трудовой сфере.

20. Процесс труда и его роль на современном этапе.

21. Производительность труда и факторы ее повышения.

22. Рынок труда и занятость на современном этапе.

23. Социальный портрет предпринимателя современной России.

24. Потребление и стили жизни.

25. Роль профсоюзов в трудовых отношениях современной России.

26. Становление системы социального партнерства в современной России.

27. Основные формы хозяйственной организации и их историческая эволюция.

28. Социальные механизмы формирования спроса на труд.

29. Проблема безработицы в современном обществе.

30. Мотивация и стимулирование труда на предприятиях.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ

 

Зачет имеет единую структуру и включает:

- проверку практических навыков;

- проверку теоретической подготовки с использованием тестовых заданий на бумажном или электронном носителях;

- собеседование.

Проверка практических навыков и теоретических знаний должна соответствовать требованиям, предусмотренным учебной программой дисциплины.

Оценка «отлично» ставится студенту, имеющему всестороннее, систематическое и достаточно глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой. Данная оценка выставляется студенту, ответившему правильно и достаточно полно на теоретические вопросы, выполнившему без существенных недочетов все необходимые доказательства и верно решившему все поставленные задачи.

Оценка «хорошо» становится студенту, имеющему достаточно полное знание учебного материала, успешно выполнившему предусмотренные программой задания, испытывая при этом некоторые затруднения в отдельных элементах излагаемого материала.

Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, имеющему знание основного учебно-програмного материала, в целом справившемуся с выполнением задания, ответившему правильно на теоретические вопросы, составляющие основу дисциплины, но имеющему пробелы в знании других, менее важных, вопросов. При этом важно установить. Насколько студент понимает тот или иной теоретически вопрос, знает все основные положения дисциплины.

Если студент не знает полностью целого раздела дисциплины, то (независимо от уровня знаний других разделов) ему не может быть поставлена удовлетворительная оценка.

Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, имеющему существенные пробелы в знании основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, данная оценка ставится студенту, не ответившему правильно на вопросы экзаменационного билета. При этом рекомендуется постановкой ряда дополнительных вопросов выявить степень незнания. Если студент демонстрирует грубые ошибки, противоречащие основам изучаемой дисциплины. То ставится неудовлетворительная оценка.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Объект и предмет курса «Экономическая социология.

2. Научные теории в понимании объекта и предмета курса.

3. Основные подходы к определению экономической социологии, история становления экономической социологии как самостоятельной ветви социологического знания.

4. Вклад М.Вебера, Э.Дюркгейма, Т.Парсонса в развитие экономической социологии.

5. Социально-экономические уровни, особенности исследования трудовых проблем на макро- и микроуровне.

6. Предпосылки и этапы развития экономической социологии в России.

7. Экономическая социология в системе общественных наук: сходство и различия, предметная область экономической социологии, категориальный аппарат, методология экономико-социологических исследований.

8. Сущность, функции и роль социальных механизмов в познании экономических процессов.

9. Социальные регуляторы развития экономики.

10. Экономическое развитие как социальный процесс.

11. Теоретические подходы к исследованию трудовых проблем на предприятиях.

12. Трудовые проблемы на производстве и необходимость их разрешения.

13. Применение теории социальных механизмов в исследовании экономических и социальных процессов.

14. Методы измерения производительности и труда, факторы и резервы ее роста.

15. Типы и направления исследований трудовых проблем на производстве.

16. Регулирование рынка труда и служба занятости.

17. Теоретические подходы к исследованию трудовых проблем на предприятиях.

18. Трудовые проблемы на производстве и необходимость их разрешения.

19. Применение теории социальных механизмов в исследовании экономических и социальных процессов.

20. Методы измерения производительности и труда, факторы и резервы ее роста.

21. Типы и направления исследований трудовых проблем на производстве.

22. Регулирование рынка труда и служба занятости.

23. Характеристика основных экономических моделей стран мира (западно-европейская, американская, японская, российская модели).

24. Региональные особенности экономической социологии на современном этапе.

25. Институционализация социальных практик в России (на примере сферы труда).

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

 

ПРОГРАММА, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮДИСЦИПЛИНЫ В 1 СЕМЕСТРЕ

Для студентов заочной формы обучения направления

подготовки 080100 «Экономика»

профиль «Экономика предприятий и организаций»

квалификации - бакалавр

Казань 2012


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

 

ПРОГРАММА, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮДИСЦИПЛИНЫ В 1 СЕМЕСТРЕ

Для студентов заочной формы обучения направления

подготовки 080100 «Экономика

профиль «Экономика предприятий и организаций»

квалификации - бакалавр

Казань 2012

УДК 51

ББК 22.1

М 34

 

 

С69 Экономическая социология: Программа, методические указания по изучению дисциплины. Для студентов экономистов (бакалавров) 1 курса заочной формы обучения (1 семестр) / Сост.: Р.Р. Гарипова, Р.Р. Хизбуллина, О.В. Николаева. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2012.-

Методические указания содержат программу дисциплины, тематику лекций и семинаров, самостоятельной работы, контрольные задания, а также списки основной литературы, составленные на базе фондов библиотеки КГЭУ и дополнительной литературы, рекомендуемой для более углубленного изучения отдельных тем программы.

Указания предназначены для студентов экономистов первого курса заочной формы обучения КГЭУ, обучающихся в первом семестре.

Кафедра социологии представляет дисциплину экономическая социология, знакомящей с основными базовыми понятиями и категориями дисциплины, с особенностями современного состояния рынка труда на предприятиях с позиции экономического и социологического знания, с разнообразными социально-трудовыми процессами и явлениями на предприятиях в современных условиях.

УДК 316

ББК 60.5

 

© Казанский государственный энергетический университет, 2013 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Экономическая социология» является одной из базовых дисциплин при подготовке дипломированных специалистов по направлению подготовки 080100 «Экономика» (бакалавр). Изучение особенностей социально-экономических проблем в трудовой сфере направлено на приобретение знаний и навыков в области применения экономических методов и социальных технологий на предприятиях в современных условиях, базирующихся на знании о факторах и условиях производственной среды. Данная дисциплина поможет студенту в дальнейшем исследовать и анализировать различные производственные ситуации, разрабатывать практические рекомендации, исходя из особенностей существующих социально-экономических условий и факторов труда на предприятиях.

 

ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является ознакомление студентов с основными теоретическими подходами социально-экономических и трудовых проблем, с основами теориями социальных механизмов развития экономики, формирование представлений о развитии экономики как социальном процессе. Студенты знакомятся с экономической жизнью общества, рассматриваемой с точки зрения социологических понятий и закономерностей.

Студенты, изучившие дисциплину «Экономическая социология», должны знать:

- теоретические основы дисциплины, её базовые направления;

- владеть категориальным аппаратом изучаемой дисциплины;

- понимать особенности структур социальных механизмов экономических процессов;

- знать, как и, с помощью каких методов и средств, проводятся эмпирические социологические исследования в представленном направлении;

Студенты должны уметь:

- диагностировать социальные проблемы на производстве, давать комплексную характеристику процесса труда;

- определять мотивационные и стимулирующие направления для эффективной деятельности трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений;

- осуществлять сбор социологической информации с применением различных методов, обрабатывать и анализировать полученную информацию и представлять научный отчет по результатам исследования

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Экономическая социология» обеспечивает технологический инструментарий формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра экономики:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать движущие силы


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.19 с.