Раздел 2. Труд как социально-экономическая категория. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Раздел 2. Труд как социально-экономическая категория.

2017-11-28 190
Раздел 2. Труд как социально-экономическая категория. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социально-экономические значение категорий отношений к труду на производстве. Планирование производительности труда. Социально-экономические уровни, особенности исследования трудовых проблем на макро- и микроуровне. Особенности современного российского рынка труда. Социально-экономическая сущность трудовой мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Структура мотивов трудового поведения. Потребности, интересы, ценности и ценностные ориентации в мотивационном процессе. Модели мотивации эффективной производственной деятельности.

 

Раздел 3. Типы и направления исследований в экономической социологии, основные теоретические подходы к исследованию процесса труда на производстве.

Теоретические подходы к исследованию трудовых проблем на предприятиях. Трудовые проблемы на производстве и необходимость их разрешения. Применение теории социальных механизмов в исследовании экономических и социальных процессов. Методы измерения производительности и труда, факторы и резервы ее роста. Типы и направления исследований трудовых проблем на производстве. Регулирование рынка труда и служба занятости.

Раздел 4. Основные социально-экономические модели стран мира и России; региональная экономическая социология.

 

Характеристика основных экономических моделей стран мира (западно-европейская, американская, японская, российская модели). Региональные особенности экономической социологии на современном этапе. Институционализация социальных практик в России (на примере сферы труда).

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБЗОРНЫХ ЛЕКЦИЙ

Семестр

Ном. лек. Темы лекций
  Теоретико-методологические подходы к определению экономической социологии как науки. Предмет, метод, методы экономической социологии.  
  Виды и направления исследований в социологии труда. Теоретико-методологические подходы к исследованию процесса труда на производстве.  
  Трудовая сфера и трудовое поведение. Производительность и эффективность труда.  
  Институты как социальные регуляторы развития экономики.  

Содержание практических занятий

Семестр

Ном. зан. Содержание
  История становления экономической социологии как самостоятельной ветви социологического знания.
  Методы измерения производительности и труда, факторы и резервы ее роста.
  Мотивация труда и ее экономическое значение.
  Основные социально-экономические модели стран мира и России; региональная экономическая социология.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД ДИСЦИПЛИНОЙ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ»

 

Освоение студентом дисциплины «Экономическая социология» предусматривает следующие составляющие: самостоятельное изучение разделов и тем дисциплины по учебникам и учебным пособиям с последующим самоконтролем; индивидуальные и коллективные консультации; посещение лекций и семинарских занятий; сдача зачета.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Цель самостоятельной работы заключается как в закреплении лекционного материала, так и в обсуждении результатов работы студентов над программой дисциплины. При изучении дисциплины и подготовке к занятиям студентам рекомендуется пользоваться основной и дополнительной литературой представленной в данной программе. В основную литературу входят учебники, курсы лекций, словари, энциклопедические издания, разделы и главы которых рекомендованы после каждой темы. В качестве дополнительной литературы для углубленного изучения материала даются отдельные монографии, статьи из социологических журналов, общественно-политической периодики.

При изучении каждой темы желательно выделять основные понятия, выписывать краткие формулировки и основные положения, так проделанная в течение семестра работа поможет при подготовке к зачету. Переходить к изучению новой темы следует только после полного изучения теоретических вопросов и ответов на вопросы для самопроверки.

САМОПРОВЕРКА

В конце каждого раздела данного курса представлены вопросы для самопроверки, необходимые при самоконтроле полученных знаний, выполнение которого гарантирует вам успешную сдачу зачета по дисциплине. Закончив изучение темы, ответьте на вопросы для самоконтроля, которые акцентируют внимание на наиболее важных вопросах темы. При этом старайтесь не пользоваться конспектом и/или учебником. Частое обращение к конспекту и и/или учебнику показывает недостаточное усвоение основных вопросов темы и неумение правильно конспектировать основные понятия и закономерности содержания лекции. Внесите коррективы и дополнения в конспект, который впоследствии поможет вам при повторении материала в период подготовки к зачету.

КОНСУЛЬТАЦИИ

Для руководства и более успешной самостоятельной работы студента очной формы обучения ведущими лекторами предусмотрены коллективные и индивидуальные консультации. На консультациях преподаватель выявляет неясные вопросы и проблемы, существующие в группе по отдельным темам дисциплины, трудности при подготовке контрольных заданий, а также оказывает помощь студентам, обратившимся с конкретными вопросами по содержанию или методике преподавания курса.

 

ЛЕКЦИИ

Согласно учебному плану по дисциплине «Экономическая социология» темы, рассмотренные на лекциях, охватывают основные разделы и раскрывают наиболее важные вопросы и проблемы курса.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

В ходе семинарских занятий закрепляется лекционный материал, обсуждаются результаты самостоятельной работы студентов над программой дисциплины. Семинарские занятия проводятся в виде докладов, сообщений на заданные темы, дискуссий и оппонирования по наиболее актуальным вопросам, тестирования и т.д.

ПОРЯДОК СДАЧИ ЗАЧЕТА

Согласно учебному плану по дисциплине «Экономическая социология» студент экономист заочной формы обучения должен сдать по итогам работы за первый семестр дифференцированный зачет. К сдаче зачета допускаются студенты, не имеющие академической задолженности по итогам первого семестра.

Критериями при оценке знаний по дисциплине на зачете являются:

- четкость представлений об основных разделах дисциплины;

- степень владения категориальным аппаратом курса;

- четкость знаний базовых понятий, а также теоретических и методических отличий различных экономических и социологических подходов к изучению особенностей деятельности предприятий;

- глубина знаний о сущности предмета, методологии и метода экономической социологии как науки, ее особенности и отличия от других гуманитарных наук;

- уровень знаний особенностей различных экономических и социологических подходов и теорий в анализе социальных и проблем в сфере труда на предприятиях.

Зачет носит форму устной беседы по одному (двум) из вопросов из заранее составленного списка, при этом краткое содержание ответа должно быть продублировано отвечающим письменно. Зачет принимает ведущий лектор совместно с другими преподавателями кафедры.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

1. Хайруллина Ю.Р., Гарипова Р.Р. Социология труда: ценности, мотивы, поведение личности. Казань: КГЭУ, 2002.

2. Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. В.В.Радаев. М.: РОССПН, 2002.

Дополнительная:

3. Блок Ф. Роли государства в хозяйстве // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С.37 – 56.

4. Грановеттер М. Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социоструктурный взгляд // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой. М.: РОССПЭН, 2004. С. 369–399.

5. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 2. С. 5 – 22.

6. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 199–268.

7. Кларк С. Российский рынок труда // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 3. С. 90–103

8. Кравченко А.И., Щербина В.В. Социология труда и производства // Социология в России / Под. Ред. В.А.Ядова. М.: ИС РАН, 1998.

9. Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: Дело, 1998. С. 281 - 302.

10. Социальные факторы качества жизни населения (опыт конкретно-социологических исследований) / Под ред. М.А.Нугаева, Ю.Р.Хайруллиной. Казань: КГЭУ, 2005.

11. Якубович В. Институты, социальные сети и рыночный обмен: подбор работников и рабочих мест в России // Экономическая социология. Новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2002. С. 210–251.

12. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. Самара: Изд-во Самарского университета, 1995. - 331с.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.