Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поставьте собственные существительные в нужную форму.

2017-11-28 695
Поставьте собственные существительные в нужную форму. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Письмо (кому?) Станислав Жук, Пётр Сало, Булат Окуджава, Жанна Фриске, Джульетта Мазина, Август и Каролина Шлегель; Сквозник-Дмухановский, Бонч-Бруевич, Миклухо-Маклай.

(От кого?) Дженнифер Лопес, Анжелина Джоли, Брэд Питт, Гоша Куценко, Юрий Кара, Евгений Крыса, господин и госпожа Райнер; Жан-Жак Руссо, Ван-Гог, Сетон-Томпсон, Лебедев-Кумач, Соловьёв-Седой.

 

Имя прилагательное

41. Прочитайте стихотворение М.Цветаевой из цикла «Ученик». Слова какой части речи играют ключевую роль в создании образной структуры произведения?

По холмам – круглым и смуглым,

Под лучом – сильным и пыльным,

Сапожком – робким и кротким –

За плащом – рдяным и рваным.

 

По пескам – жадным и ржавым,

Под лучом – жгущим и пьющим,

Сапожком – робким и кротким –

За плащом – следом и следом.

 

По волнам – лютым и вздутым,

Под лучом – гневным и древним,

Сапожком – робким и кротким –

За плащом – лгущим и лгущим…

 

42. Выберите и проанализируйте прилагательные в следующих словосочетаниях и предложениях. Свой выбор обоснуйте.

а) 1) За обедом и ужином он ел ужасно много; ему подавали и сегодняшнее, и вчерашнее, и холодный пирог, оставшийся с воскресенья... (А.Чехов) 2) Красиво простой, он любил всё простое, настоящее, искреннее, и у него была своеобразная манера опрощать людей. (А.Куприн) 3) Ну что, теперь ты доволен, счастлив, добрейший Иван Ильич? 4) У нас двое убитых, семь раненых, но раз этот груз Москве необходим, мы довезём его. Раз необходимо – сделаем! 5) Часовые стояли на поляне, поросшей высокой травой, на четвертьчасовом расстоянии от аллеи. (А.Чехов) 6) Дружили ещё с Гражданской, ещё с двадцатых годов. (К.Симонов) 7) У него всегда готов ответ на самые трудные, самые неудобные мои вопросы.

б) Металлорежущий станок, новоиспечённый студент, решённая задача, свежевыстиранное бельё, опустившийся человек, расстроенное лицо, расстроенный из-за оценки ученик, бродячая собака, бродящий человек, ходячий больной, ходящий по инстанциям.

43. Укажите начальную форму следующих прилагательных.

Внимателен, десятая, женатые, холостые, замужняя, беременная, яловая, дойная, рад, горазд, надобен, должен, властен, люб, нужен, волен, готов, способен, велик, беж.

44. Проанализируйте, могут ли данные прилагательные иметь краткую форму.

Фальшивый, голый, хитрый, синий, горелый, живой (бизнесмен, ребёнок, взгляд), предобрый, быстрый, могущественный, отеческий, готовое (пальто), стальной (взгляд), бывалый, шоколадный, ходовой (товар), весёлый (праздник), свежий, ранний, старший, царственный, прошлый, макси.

45. Образуйте синтетические формы сравнительной степени прилагательных. Если образование невозможно, объясните причину.

Глазной, кроткий, молодой, лёгкий, босой, косой, деловой, комический, звонкий, медвежий, добрый, сладкий, мелкий, свежий, великий, робкий, ломкий, дикий, варёный, гнилой, плохой, каурый, ранний, передовой, броский, дружеский, редкий, тихий, долгий, ранний, плоский, узкий, хаки.

46. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных.

Красивый, тихий, хороший, сухой, сильный.

47. Выделите притяжательные прилагательные, аргументируйте свой выбор. Какие из сочетаний можно назвать современными, а какие устаревшими?

а) пушкинские стихи, материнский жест, дочерино желание, девичья память, дядин портфель, нянькины сказки, медвежья лапа, князев двор, Берингов пролив, пастуший рожок;

б) тётин рецепт, норковое манто, вороново гнездо, сестрино дело, заячья шубка, ранняя зима, пастухов рожок, охотничье ружьё, волчий выводок, кошкин дом;

в) адамово яблоко, дядина библиотека, сестрины слова, материна кофта, материнский жест, дедовские времена, дедова шапка, верблюжья колючка, Серёжин портфель, птичий гомон, братовы сапоги, братнины вещи, братская помощь.

48. Выполните задание из учебника для 6 класса «Русский язык» (авторы М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др.): озаглавьте текст, над прилагательными сокращённо напишите, какого они разряда.

В Нижегородской области мастерят деревянные расписные ложки, миски, детскую мебель. Это знаменитая хохломская роспись – пламенная хохлома. Хохлома – старинное село, где раньше продавали изделия из дерева. А пламенной её называют потому, что весёлые красно-золотые изделия горят, как огонь.

Но хотя расписные вещи сверкают подобно золоту, драгоценного металла в них совсем нет. Когда миску или бочонок выточат из мягких пород дерева, их грунтуют глиной, промасливают и лудят – натирают алюминиевым порошком. Затем покрывают олифой и лаком и сажают в горячую печь. В жаре олифа и лак густеют, спекаются, становятся желтоватыми. Под их слоем серебряный цвет посуды выглядит, как золото. Далеко за пределами нашей Родины известна пламенная хохлома.

49. Укажите ЛГР прилагательных по двум классификациям.

а) Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Синели на нём глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щёки. Каретник, деревянные сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Бежали стеклянные следы полозьев от дома через весь двор. (А.Толстой)

б) железная дорога – железный человек, свинцовая пуля – свинцовые тучи, деревянная шкатулка – деревянные пальцы, стеклянная посуда – стеклянный взгляд, каменная ступенька – каменное сердце, слепой человек – слепая кишка, мягкая ткань – мягкий согласный звук, живой ребёнок – живая изгородь, лёгкая задача – лёгкая промышленность.

50. Составьте словосочетания, в которых данные слова являлись бы омонимичными прилагательными и причастиями.

Сдержанный, образованный, любимый, видный, блестящий, избитый, потерянный, открытый, вылитый, изысканный.

51. Определите, какой частью речи являются выделенные слова (прилагательное, наречие, слово КС).

1) Было ещё свежо после ночи, в тумане светило раннее солнце, надвигался знойный, тяжёлый день. 2) Небо было безоблачно и неподвижно. 3) Птицы двигались вяло: клюнут – и посидят без движения… 4) И мне, как когда-то в детстве, стало грустно. 5) Неподвижно кругом стояли тёмные серые деревья. 6) Много нужно сделать, сравнительно мало осталось жить, - значит, тем напряжённей, насыщенней, интересней будет остаток жизни. 7) Я мог бы заняться собиранием материалов о том человеке, которого знаю меньше или о котором вовсе не знаю, что рассказать: в конце концов все люди интересны, нужно лишь докопаться. 8) Вторая причина состоит в том, что если бы я о каждом человеке знал одинаково много, то нужно было бы исписать несколько пудов бумаги, и читать написанное было бы, пожалуй, ещё труднее, чем даже то, что у меня теперь получилось. 9) Моим далёким предкам было легче: они не подозревали о своём ничтожестве. 10) Теперь, поглядывая по карте, как идти дальше, мы шарили кончиком карандаша по деревням и сёлам. 11) Тогда зелёная куща леса на той стороне поляны кажется привлекательней оттого, что глядишь на неё из отдаления, через пустое, безлесное пространство. (Из художественных произведений разных авторов)

52. Укажите в предложениях прилагательные, наречия, слова КС.

1) На солнце было сонно, тепло. 2) Я был в том возрасте, когда для человека в мире живо всё и у всего есть язык. 3) На бесчисленных жёлтых кочках бессильно поникла трава. 4) Ветер дул из лесов… должно быть, с лесных озёр, где сейчас было черно, жутко… 5) Добрые гончаки живо прихватили след, залились и полным ходом помчались к рощице. 6) В такие осенние дни, как на этой картине, всегда хочется остановить время хотя бы на несколько дней, чтобы медленнее слетали последние листья и не исчезала так скоро у нас на глазах прощальная красота земли. 7) Ночь стала ещё темнее. 8) За домами на огородах решительнее, чем всегда, шумят ручьи. 9) Лежал я в тени от разрушенной ограды, и эта тень делалась с каждой минутой всё меньше. 10) Не правда ли, здесь поглуше, чем на станции Ундол? 11) Весна возвращалась в свой законный срок, в свою пору, но ждать этой поры становилось чем дальше, тем труднее. 12) Зелёная куща леса на той стороне поляны кажется привлекательнее… (Из художественных произведений разных авторов)

53. Укажите в предложениях элативы и суперлативы.

1) Я не видел мест красивейших. 2) Строжайшее из зерцал! Спасибо за то, что стал… Всем радостям поперёк. (М.Цветаева) 3) На его румяном лице сияла добродушнейшая улыбка. (Б.Полевой) 4) Перед вами счастливейший из смертных. (А.Чехов) 5) При доме прелестнейший садик. (Н.Лесков) 6) До чего земля большая, величайшая земля. (А.Твардовский) 7) Он способнейший студент в группе. 8) Он умнейший человек. 9) Погода стояла чудеснейшая.

54. Определите тип склонение прилагательных:

а) старческий, старухины, старую, старушечьим, стариковский, дедушкин, лесникова (дочь), голоногий, сорочий, колючий, гусиный, княжий, матушкино (имение), маменькин сынок, галчиный (выводок), мини;

б) отцовский, отцов, папенькин, папин, материнский, мамин, дубовый, золотой, глухой, тихий, горький, сестрин, дочернин, синий, бордо, ранний, севрюжий, пекарев, свежий, рыжий, соболий, заячий, лебяжий, рыбий, дремучий, весенний, пахучий, разбойничий;

в) нерадивый, жабья (кожа), кощеево (царство), деверев (ремень), осьминожьи (щупальца), парадоксальный, гагарье (гнездо), паломников (путь), шуриново (пальто), волосяной (покров), цвет электрик.

55. Известно, что в древнерусском языке краткие прилагательные склонялись. Найдите следы склонения кратких прилагательных и укажите, в каких случаях они играли роль определения.

На босу ногу, средь бела дня, дочиста, попросту, Белгород, Новгород, насильно мил не будешь, не по хорошему мил, а по милу хорош, забот полон рот, сыр-бор разгорелся, от мала до велика, красну девицу, добра молодца, смотреть на быстру реченьку, с высока полёта вскружится голова. Лживому надо памятну быть: ври да помни! Не отведывай счастья, не купив коня хрома. И на добра коня спотычка бывает. Скупу человеку убавит Бог веку. Богу молись, а добра ума держись!

56. Выберите из текста прилагательные и сделайте их полный морфологический анализ.

а) Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино, - печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. (А.Пушкин)

б) 1) Белая армия – доблести русской – гордиев узел. (М.Цветаева) 2) Орёл самодержца черней, злей, орлинее. (М.Цветаева) 3) Старший сын похож на отца, широкоплечий, глаза маленькие, поросячьи. 4) За облаками пролегла любви кратчайшая дорога. 5) Ещё милее мне, дороже, ещё желанней стала ты. 6) За чаем Левин узнал всю историю стариковского хозяйства. (Л.Толстой) 7) Порфирий Владимирович вышел из папенькиного кабинета взволнованный и заплаканный. (М.Салтыков-Щедрин) 8) Все свои молодые годы Ерофей Кузьмич батрачил у богачей по ближней округе, а больше всего у сурового, с медвежьей хваткой, удачливого в любом деле Поликарпа Михайловича Дрягина. (М.Бубеннов) 9) Ворона умна, воровата, бесстрашна, но осторожна, способна везде прокормиться, ко всему приспособиться, она игрива и любознательна, вызывает восхищение своей находчивостью и повадками. (В Песков)

 

Имя числительное

57. Определите, к каким частям речи могут относиться приводимые ниже слова; аргументируйте свой ответ. Придумайте примеры с этими словами.

Два, двойка, двоякий, двое, вдвоём, по двое, дважды, двойной, удвоить, двадцать пять, двадцатый, второй, вторить, вторично, вторник, во-вторых, второстепенный, оба, пара, миллион, четверть, четыре, дюжина, десяток, сто, десять, пяток, сотник, сотня, пять, пятерня, раз, трижды, единица, тройка, три, трое, пятёрка, троица, половина, полтора, один, первый, во-первых, семь, единство, семёрка, семеро, девятка, девять, тысяча, многие, много, множество, сдвоить, четвероногий, учетверить.

58. Придумайте предложения, в которых слова много, мало, немного, немало выступали бы а) как неопределённо-количественные числительные, б) как наречия.

59. Выделите и проанализируйте в предложениях числительные (если они есть).

1) Семь плюс пять будет двенадцать. В этом решении есть свои плюсы. 2) Раз на раз не приходится. Раз пошёл мужик рыбу ловить. Раз, два и готово. Раз обещал – сделай. Он раз его по руке. 3) И любовь… имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов. (А.Куприн) 4) Были пробиты осколками и… приведены в негодность шлюпки, за исключением шестёрки и одной двойки. (Н.Новиков-Прибой) 5) Теперь жилеты – раз, два, три, четыре. Двое брюк. Э! Да платья-то года на три станет. (И.Гончаров) 6) Пятый десяток живу, ни разу не был болен. (Н.Гоголь) 7) Поверх вороха газет лежала крохотная восьмушка серой бумаги. (Л.Леонов) 8) Четыре мотоциклиста... выводили гигантские восьмёрки по мокрому настилу плаца. (В.Саянов) 9) Сергей приподнялся и трижды выстрелил в воздух. (А.Гайдар) 10) Тройка, семёрка и туз выиграют тебе сряду. (А.Пушкин) 11) Я получил за свою работу пять с крестиком – у нас отметка небывалая. (В.Вересаев)

60. Поставьте числительные в форму родительного, предложного, творительного падежа.

387, 568, 1911, 576, 455, 8760, 687, 25367, 45852, 596, 887, 1679, 345, 852, 2643, 278, 286754, 34249, 438971, полтора (полторы), полтораста.

61. Постарайтесь прочитать следующие примеры правильно, в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

а) К 12 978 прибавить 14263; от 8682 отнимите 1444; поезд с 388 туристами отправился в путь, судно с 468 пассажирами пришло в порт назначения; нашли древний клад с 16500 монетами, 895 украшениями и 318 глиняными черепками; новая ферма расположилась на 256471 га;

б) В связи с праздником на радио пришло более 9700 писем с 3985 самыми разными пожеланиями и 4659 благодарственными словами. В 2594 звонках на радиостудию рассказывали о 870 близких родственниках. К 7688 пожеланиям в письмах прилагались стихи собственного сочинения. Из 8769 заявок было выполнено около 6495. Среди 5537 слушателей оказалось половина детей. У 986 иногородних слушателей оказалось очень много друзей в нашем городе. От 378 мужчин радиоведущий принял и передал виртуальные цветы в подарок любимым. (Н.Белунова, Н.Зайцева)

в) – Какой нынче у нас год?

- По какому летосчислению? Быстро спросил Митя <…> От сотворения мира по греческим хронографам – год 7003-й, по римским хронографам – год 5744-й, от Ноева потопа по греческим хронографам – 5061-й, по римским – 4088-й, от Рождения Христова – 1795-й, от Егиры сиречь бегства Магометова – 1173-й, от начатия Москвы – 648-й, от изобретения пороху – 453-й, от сыскания Америки – 303-й, а от воцарения государыни Екатерины Второй – 33-й.

Царица руками всплеснула, и все вокруг сразу зашушукались, языками зацокали. Ну а дальше всё как по маслу пошло.

Митя немножко поумножал трёхзначные числа (Фаворит самолично пересчитал на салфетке - сошлось); потом извлёк квадратный корень из 79: 566. (Б.Акунин)

62. Образуйте количественно-именные сочетания (если это возможно).

1) (оба, два, двадцать два) девушка, юноша, сирота, дом, квартира, генерал, прохожий, здание, сутки, ножницы, сани, ворота, дети, коньки;

2) (три, трое, семеро) женщина, мужчина, люди, ребёнок, сани, воз, щипцы;

3) смотреть (оба) глазами, держать (оба) руками, взять из (оба) рук, приложить к (оба) ушам.

63. Определите, какой частью речи является слово один в предложениях. Аргументируйте свой ответ.

1) Я остался один, не зная, в которую сторону ехать… (А.Пушкин) 2) Один вписывал в материалы для своей диссертации факты, замечаемые обоими по одному вопросу, другой по другому. (Н.Чернышевский) 3) Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Л.Толстой) 4) Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… (М.Пришвин) 5) Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. (М.Пришвин). 6) В одном селе; возле Блудова болота, осиротели двое детей. (М.Пришвин). 7) Вот я тебе один случай расскажу. Это было в одном ауле, далеко отсюда, когда с Деникиным воевали. (П.Павленко) 8) Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали таборы этих людей… (М.Горький) 9) Во всём близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное. (Л.Толстой) 10) В одной отпертой лавке слышались удары и ругательства. (Л.Толстой) 11) Князь был большой гастроном и пил за столом только один рейнвейн высокой цены. (А.Писемский) 12) У нас у всех одна беда – война. (С.Михалков) 13) В одной из отдалённых наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. (А.Пушкин) 14) Я получил от него только одно письмо. (В.Каверин) 15) Раз он в море закинул невод, пришёл невод с одною тиной… В третий раз закинул невод, пришёл невод с одною рыбкой. (А.Пушкин) 16) Один в поле не воин. (Посл.) 17) Пустыннику тому соскучилось быть вечно одному. (И.Крылов) 18) Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть. (М.Лермонтов) 19) Один Тихон ходил за ним. (Л.Толстой) 20) Я, признаюсь, рад, что вы одного мнения со мною. (Н.Гоголь) 21) В одном месте дадут ему квасу, в другом – хлеба, в третьем – копеечку. (А.Чехов) 22) Одним дыша, одно любя, как он умел забыть себя! (А.Пушкин) 23) Роскошь утешает одну бедность, и то с непривычки, на одно мгновение. (А.Пушкин)

64. Укажите семантические и структурные разряды числительных.

1) Мне было в ту пору шестнадцать, через два неполных года и я надел шинель, чтобы пройти солдатский путь. 2) За два года войны Покрышкин совершил более шестисот боевых вылетов, участвовал в ста пятидесяти шести воздушных боях, сбил пятьдесят девять самолётов врага. 3) За плечами полковника было тридцать шесть лет жизни – зрелый, много повидавший и передумавший человек. 4) Четыреста двадцать два года назад произошло событие, благодаря которому сегодня на февральском календаре стоит двадцать девятое число. 5) Две сотых секунды. Можно ли что-то сделать за столь короткий отрезок времени, ощутить их? 6) На большую землю была вывезена первая партия челюскинцев: десять женщин и двое детей. Оба ребёнка чувствовали себя хорошо. 7) «Волк и семеро козлят» - замечательная сказка для самых маленьких. 8) Полторы тысячи подписчиков получили долгожданные номера журнала «Вопросы языкознания».

65. Определите главное и зависимое слово в количественно-именных сочетаниях, форму имён, вид синтаксической связи.

1) Минут за десять до семи часов раздался долгожданный звонок в дверь. 2) Человек тридцать мальчиков и девочек сидели на брёвнах. (К.Паустовский). 3) Часов в десять утра мы находились в двухстах метрах от кратера. 4) С двенадцати часов утра три тысячи волов подымались по крутой горе. 5) Ибрагим двадцать раз перечёл это письмо. (А.Пушкин) 6) Более двух тысяч пятисот карет, колясок, телег… попались в руки неприятелю. (А.Пушкин) 7) Тут нашёл я двенадцать казаков, спящих один возле другого. (А.Пушкин) 8) Их было трое или четверо. 9) Все усаживаются вокруг обоих Петров Ивановичей. (Н.Гоголь) 10) Мы были в пути уже трое суток. 11) Всё произошло в течение полутора суток.

66. Сделайте морфологический разбор числительных:

а) из предыдущего задания;

б) из текстов.

 

Местоимение

67. Укажите семантический разряд местоимений:

а) моего, у кого-то, с тобой, о себе, которого, всякий, его, у меня, своих, каждый, тот, любой, их, каков, где, другой, таков, кому;

б) ничей, ни с кем, никакой, ни у кого, не у кого, некоторый, некий, нечто, нечего, не с кем, никто, некого, ничто, ни о чём, некто, несколько, нисколько.

68. Укажите грамматический класс местоимений:

а) мой, кто-то, ты, себя, никто, который, что-либо, столько, ничей, весь, кто, некого, некто, любой, некий, каков, несколько.

б) некий, никакой, иной, столько, каждый, свой, нигде, любой, себя, другой, вам, что, всякий, сколько, сам, который, их, такой, ничей, кое-кто, ничто, некто, нечто, некого, нечего.

69. Определите семантический разряд и грамматический класс местоимений:

а) несколько, твой, этот, кто-нибудь, сколько, себя, весь, другой, любой, чей, каждый, иной, нигде, ничто, некого, нечего, некто, нечто;

б) у него, некий, вашего, весь лагерь, ничего, себя, о скольких днях, о самом трудном восхождении, сам президент, кое-что, некто, который час? её улыбка, нечто, каков гусь! некого, увидеть его, ничто, таков он, нечего, любой, чей, нисколько, каждый, свой, сколько дел! сколько съел!

в) Невольные слёзы обожгли мне глаза. Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. Эта картина вошла в моё сознание как появление такой величавой и облагораживающей красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете…

Все семь дней, которые я пробыл в Москве, я провёл в галерее у полотен Левитана… Всё дрожало у меня на душе. Я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное.

А происходит величайшее событие в моей жизни: я нашёл свою родную страну. Я уже любил её до последней прожилки на каждом незаметном дубовом листке, я был готов отдать этой стране все силы души и тогда ещё молодого сердца. (К.Паустовский)

70. Разграничьте омонимичные формы лично-указательного и притяжательного местоимений.

1) С ней ему всегда было легко: её доброта, её искренность, её живой интерес заметно выделяли её из всего его окружения… 2) Её восхищение перед ним часто пугало её самоё: она искала и не могла найти в нём ничего непрекрасного. (Л.Толстой) 3) Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. (М.Горький) 4) Я ни разу не видел её без обычной её улыбки.

71. Определите частеречную принадлежность слова сам в предложениях.

1) Без денег в город – сам себе ворог. 2) Каковы сами, таковы и сани. 3) Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. 3) Мудрено тому учить, что сами не знаем. 4) Дама, выбранная Томским, была сама княжна. (А.Пушкин) 5) Я сам то же думал. (Н.Гоголь) 6) История литературы и сама литература на всегда одно и то же. (В.Белинский) 7) Стол накрыт, и только ждут, пока придёт из палаты сам. Но сам не идёт. (Г.Успенский) 8) В самом несчастии видим мы поэзию.

72. Определите, какой частью речи являются слова-омонимы в предложениях.

1) На подушке лежало письмо… Где, сколько кочевало оно, трудно было даже установить. (Б.Полевой) В первую пару сел, как оно и следовало ожидать, молодой человек, распорядитель. (И.Тургенев)

2) Мы с трудом отыскали единственный целый экземпляр – почти не повреждённый томик Пушкина. Вчера он просидел целый день. В Африке, где много обезьян, их стая целая сидела по сучьям. (И.Крылов) К двум целым пяти десятым прибавить три целых одиннадцать сотых.

3) Час мужества пробил на наших часах. И мужество нас не покинет. (А.Ахматова) По громкому «ура» я понял, что наши пошли в атаку.

4) Левин живо припоминал себе все известные события из жизни брата Николая. (Л.Толстой) При приёме мышьяка или железа надо соблюдать известную диету.

5) Ротмистр нашёл, что ему следует высказаться по данному вопросу. (М.Горький) Своевременно данный сигнал предупредил крушение поезда.

73. Определите, какой частью речи являются слова весь, один в предложениях.

а) 1) Всё хорошо, что хорошо кончается. 2) Всем сестрам по серьгам. 3) На всех не угодишь. 4) Азбуку учат, на всю избу кричат. 5) На всё кидаешь ты косой неверный взгляд. (А.Пушкин) 6) И слышался голос Тамары: он весь был желанье и страсть. (М.Лермонтов) 7) Скоро полночь, а барыня всё не едет. (М.Салтыков-Щедрин) 8) Всё вы сидите один, о чём-то думаете. (А.Чехов) 9) Не всё коту масленица. 10) Для меня ты всё. 11) Ковшов обледенел весь, от шапки до валенок. (В.Ажаев) 12) Ты, папа, всю эту сказку рассказал? До конца?

б) 1) Раз он в море закинул невод, пришёл невод с одною тиной… В третий раз закинул невод, пришёл невод с одною рыбкой. (А.Пушкин) 2) Мне вспоминается одна история. 3) Одним лишь откупщик страдает, что он не досыпает. (И.Крылов) 4) Ни один человек не имел об этом представления. 5) Остались мы с тобой одни на белом свете. 6) Ты знаешь, один философ сказал, что только глупому человеку жизнь кажется простой. (М.Горький)

74. Определите средство связи (союз, союзное слово) в предложениях. Укажите грамматические характеристики местоимений.

1) Слава борцам, что за правду вставали! (С.Михалков) 2) Я понял, что всё моё спасение в спокойном тоне, и уверенно рассказал офицеру, что со мной произошло. (А.Чехов) 3) Телефонный шнур говорил, что где-то недалеко неприятельская застава. 4) Алексей и не подозревал, что у него столько друзей. 5) Спускайтесь подгорной дорожкой, что налево. 6) Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит и хвостом виляет. За чем пойдёшь, то и найдёшь. За что купил, за то и продал. 7) Хорошо тому жить, кому бабушка ворожит. 8) Грош цена тому, кто не сможет сломить дурной привычки. 9) Знакомый окликнул его, но Левин даже не узнал, кто это был. (Л.Толстой)

75. Укажите полное и неполное согласование слова который в предложениях, определите его синтаксическую функцию.

1) И эти синие петухи, и выбеленные стены, и скатерть на столе – всё производило впечатление покоя и отдыха, которые ждали Ивана.

2) В телеграмме не было сказано, по какому делу его вызывают в Москву.

3) Есть кометы, период обращения которых равен миллиону лет.

4) Мы видели лисиц, которые весело играли на солнышке.

5) Море тихо вторило древней легенде, которую сложили на её берегах.

6) Комнаты домика, в котором жили старики, были маленькие, низенькие.

7) Облако обратилось в белую тучку, которая постепенно облегала всё небо.

8) В офицере с сумкой, которого он уже видел где-то, ему всё казалось противно и нагло.

9) Дом, в котором вырос Василий, был обнесён новым забором.

10) И невольно мысли Дмитрия вернулись к тому городу, в котором он родился.

11) Михаил подружился с монтёром, у которого была большая семья.

76. Выполните полный морфологический разбор местоимений.

Уланова в танце – поэт. И как у поэта великого, у неё свой поэтический стиль и свой мир. И в каждом созданном ею образе – собственный, непостижимо прекрасный образ: воплощение покоя, серьёзности, скромности, ясности, чистоты, той гармонии и того совершенства, которые пленяют нас в полотнах величайших художников Возрождения. Опущенный долу взгляд, тихий мир чела, девическая нежность, незащищённость. И до времени скрытое высокое чувство, ради которого она готова каждый раз пожертвовать собой, умереть, стать воспоминанием, стать музыкой. И притом – поразительная свобода на сцене, естественность, высокая простота! Удивительная сосредоточенность, которая всегда заставляла нас верить, что нет иной жизни, чем та, которой живёт она, нет зала, нет публики – есть только мир, который окружает её. Глубокой искренностью покоряла она, бесстрашием таланта, верой в реальность образа, ею творимого. И, конечно, удивительной техникой. Только мы не знали об этом, не замечали её высокого мастерства. Всё свершалось легко и как бы само собою...

Высокое искусство… живёт в благодарных воспоминаниях, в традициях мастера, в том, что творческий подвиг его становится навсегда вершиной искусства и мерилом искусства. Прекрасного, как Уланова, которой никогда не быть в прошлом, но всегда – в настоящем и в будущем! (И.Андроников)

77. Укажите местоимения в предложениях.

1) В глубине своего «я» Фёдор Иванович чувствовал боль. 2) Ноосфера в эпоху ядерной энергии требует перестройки сознания человека. Уменьшается «я», увеличивается «мы». Вся ноосфера – это «мы». 3) Как дела? – Ничего. Нечему радоваться. Некого винить. 4) И скучно, и грустно. И некому руку подать. (М.Лермонтов) 5) Каково сейчас студентам сдавать сессию! 6) Дело было в прошлом году. 7) Игра кончилась ничьей. 8) Что за уха! Какая машина! Сколько шампанского! 9) Человек есть организм сложный, а потому и внутренний его мир до крайности разнообразен. (Н. Салтыков-Щедрин) 10) Вдруг говорят мне: человек вас спрашивает. 11) Река Рейн – очень замечательная вещь в Германии. 12) Вообще там денег тратить не любили, и как бы ни необходима была вещь, но деньги за неё выдавались всегда с великим соболезнованием. (И.Гончаров)

 

Тексты

Для грамматического анализа


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.