Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Лекция XIII. Склонение полных прилагательных

2017-11-28 728
Лекция XIII. Склонение полных прилагательных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

По склонению прилагательные делятся на три типа.

1 склонение – прилагательные, имеющие в начальной форме окончания –ый (-ий), -ой (зелёный, смелый, синий, зимний, молодой, голубой). В нём различаются три разновидности. К твёрдой разновидности относятся прилагательные с основой на твёрдые согласные (алый, худой, прямой), к мягкой – с основой на мягкие согласные (летн ий, ранн ий), к смешанной – прилагательные с основой на Г, К, Х (строг ий - строгая, ломк ий - ломкая, т.к. в одних падежах конечный согласный основы твёрдый, в других – мягкий), с основой на шипящие.

2 склонение – прилагательные с суффиксом –ий-, имеющие в начальной форме нулевое окончание (волчийo, лисийo, заячийo).

3 склонение (именное) – собственно притяжательные прилагательные с суффиксами –ов-, -ин-, имеющие в начальной форме нулевое окончание (дядин, бабушкин, дедушкин, Машин). Они имеют окончания имён существительных в именительном, родительном, дательном, винительном падежах единственного числа.

 

Лекция XIV. Имя числительное

1. Имя числительное, его семантические и грамматические особенности.

2. Семантические разряды числительных.

3. Структурные типы числительных.

4. Омонимия числительных и слов других частей речи.

 

1. Имя числительное, его семантические и грамматические особенности

 

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, выражающая общекатегориальное значение количества в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно). Числительные отличаются от других частей речи большей абстрактностью: для них характерно абсолютное отвлечение (абстрагирование) от содержания и качественных особенностей тех предметов или лиц, которые подвергаются счёту.

Категория падежа у числительных – это словоизменительная категория, представленная шестью рядами падежных форм, по флексиям совпадающих с падежными формами существительных (пяти, пятью, как существительные 3 склонения) или прилагательных (двоим, пятерым). Неопределённо-количественные числительные много, мало, немного, немало несклоняемые.

Словоизменительную категорию рода имеют только числительные один, два, оба, полтора. У числительных два, оба, полтора род представлен двумя рядами форм: рядом форм мужского и среднего рода (два, оба, полтора километра, ведра) и рядом форм женского рода (две, обе, полторы ложки). У слов два, полтора род выражен только в формах именительного и винительного падежей (с неодушевлёнными существительными), у слова оба род выражен во всех падежных формах. Числительные (кроме слов два, полтора) никак не указывают на грамматический род тех существительных, с которыми они сочетаются.

Числительные не имеют категории числа (понятие числа входит в их лексическое значение), однако они относятся избирательно к формам тех существительных, с которыми они сочетаются. Так, в именительном и винительном падежах 1) числительные два, оба, полтора, три, четыре сочетаются с существительными в единственном числе (родительном падеже): два дня, оба друга, полтора ведра, три книги, четыре студента, 2) числительные пять, шесть, семь и т.д., а также собирательные (кроме оба) сочетаются с существительными во множественном числе (родительном падежа): пять дней, шесть вёдер, семь книг, трое друзей, четверо студентов. (В этом случае числительное является главным словом и управляет существительным) Во всех других падежах существительное последовательно употребляется в форме множественного числа: двух столов, обоих мальчиков, четырём вагонам. (В этом случае числительное является зависимым словом и согласуется с существительным).

Форма множественного числа одни не выражает значения множественности. В сочетаниях с существительными pluralia tantum эта форма используется как формальное средство выражения согласования, лишённое грамматического содержания (одни ворота, одни вилы. Ср.: один дом, числит. – одни дома, частица(=только)).

В предложении числительные выступают в функции подлежащего, сказуемого, дополнения, определения.

2. Семантические разряды числительных

Числительные делятся на три семантических разряда: количественные, дробные, собирательные.

Количественные числительные обозначают абстрактное число, а также количество предметов при счёте (три, четыре, сто, миллион рублей, тридцать три богатыря, семь гномов).

Дробные числительные обозначают часть целого (полтора ведра, полтораста машин, одна шестая, три восьмых, одна десятая).

Собирательные числительные обозначают количество предметов как одно целое. Собирательных числительных всего 10: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро + количественно-собирательное числительное оба (обе) (В.В.Виноградов).

Слова типа первый, второй, третий, сотый и т.д. являются порядковыми прилагательными (относительными / непритяжательными), т.к. 1) обозначают признак предмета (какой?), 2) изменяются, как прилагательные, 3) имеют синтаксически зависимые категории рода, числа и падежа, как и прилагательные, 4) являются определениями, согласуясь с существительным в роде, числе и падеже (пятый дом, пятой квартиры, на пятые сутки), 5) имеют словообразовательную структуру, как у прилагательных (суффиксы-н-, -ов-, -ий-: железный и тысячный, вековой и сороковой, лисий и третий), 6) способны образовывать новые слова с качественным значением: первый ученик в школе ‘лучший’, первый снег ‘ранний’, быть на вторых ролях ‘не главных’, третий сорт ‘не качественный’.

 

3. Структурные типы числительных

Непроизводные (простые) числительные: один, два, пять, десять, сорок, сто, оба, полтора и др.

Производные числительные: а) суффиксально-производные: одиннадцать, двенадцать, тридцать, троj-е, пятеро и др.; б) сложные числительные (сложные слова, состоящие из двух корневых морфем-числительных; грамматическое значение у них выражается прерывистой флексией.): пятьдесят, девяносто, восемьсот и др.

Составные числительные (состоят из нескольких слов, каждое из которых само является простым или сложным числительным): триста сорок восемь, пятьсот шестьдесят семь.

 

4. Омонимия числительных и слов других частей речи

Числительные: 1) один, 2) тысяча, миллион, миллиард, 3) много, мало, немного, немало - следует отличать от омонимов – слов других частей речи.

1) Один.

Числительное. К одному прибавить два. Осталось сдать один экзамен.

Существительное. Один в поле не воин. Одного не доставало супругам: детей у них не было.

Прилагательное. Рад, что вы одного мнения со мной (=одинакового, того же самого). Толпа казалась одним существом (=целостным, единым).

Местоимение. Мы обедали сегодня у одного Голушкина (=у некоего). В одном департаменте служил один чиновник (=в некоем, некий).

Частица. Роскошь утешает одну бедность (=только). Одна бы няня знать могла, да недогадлива была

2) Слова тысяча, миллион, миллиард являются существительными, когда обозначают огромное количество, неопределённое множество предметов (обычно в форме множественного числа): У меня тысячи причин не ходить на занятия. Миллионы людей следят за разрешением газового конфликта. У суеверных людей миллион предрассудков. Но: В библиотеке 250 тысяч книг (тысяч – часть составного числительного).

3) Неопределённо-количественные слова много, мало, немного, немало являются числительными в сочетаниях с существительными (много занятий, мало книг, немного студентов, немало отличников) и наречиями в сочетаниях с глаголами (много спать, мало заниматься, немного устать, немало преуспеть).

Противоречивые суждения в научной литературе вызывает вопрос о частеречной принадлежности слов оба (обе); много, мало, немного, немало; слов типа первый, второй, третий.

 

Лекция XV. Местоимение

1. Местоимение как часть речи.

2. Семантические разряды местоимений.

3. Группы местоимений по их грамматическим свойствам

4. Омонимия местоимений и слов других частей речи.

 

1. Местоимение как часть речи

Местоимение по семантике, морфологическим свойствам, синтаксическим функциям весьма неоднородны, поэтому многие учёные отказывали им в отнесении к самостоятельной части речи (Ф.Ф.Фортунатов, А.М.Пешковский, Л.В.Щерба). «Класс местоимений, - пишет Н.Ю.Шведова, - это арсенал смысловых абстракций, заключённых в языке в целом. <…> Спецификой местоимения как означающего слова объясняется то, что оно не может быть названо “частью речи”: комплекс смысловых абстракций, сосредоточенных в классе местоимений, вступает в противоречие с формальной унификацией, обязательно присущей тем классам слов, которые традиционно называются “частями речи”»1. В свою очередь, А.А.Шахматов, Л.А.Булаховский, А.Н.Гвоздев настаивали на частеречной специфике местоимений. В.В.Виноградов относил к местоимению как особой части речи только предметно-личные местоимения (я, мы, вы, кто, что). Эта точка зрения отражена в «Русской грамматике» (1982). Дискуссия о статусе местоимений продолжается в современной лингвистике.

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки предметов, на количество предметов, но не называет их. По категориальному значению местоимение противостоит всем знаменательным частям речи, которые выполняют номинативную функцию. Его общекатегориальное значение – указание без наименования. Местоимение выполняет в языке прежде всего заместительную функцию, т.к. лишь указывает на лица, предметы, признаки, не называя их. Так, слово он может указывать на лицо мужского пола, предмет и т.д.; слово какой указывает на любой признак, а сколько – на количество.

Начальная форма местоимений – форма именительного падежа единственного числа мужского рода (мой, наш, какой, который) или только именительного падежа (я, ты, мы, вы, кто, что, кто-либо). Некоторые местоимения (себя, некого, нечего) не имеют формы именительного падежа, в этих случаях следует отметить, что начальной формы нет.

Местоимения очень разнообразны, поэтому классифицируются по двум уровням: по семантике и по грамматическим свойствам.

 

2. Семантические разряды местоимений. По семантике, по типам связи с другими словами местоимения делятся на 9 разрядов.

1) Личные: я, ты, мы, вы; лично-указательные: он, она, оно, они.

2) Возвратное: себя.

3) Определительные: весь, всяк, всякий, сам, самый, любой, иной, другой, каждый.

4) Указательные: тот, этот, такой, таков, столько, этакий, таковой; сей, оный (устар.)

5) Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их.

6) Вопросительные: кто, что, какой, чей, который, сколько, каков.

7) Относительные: кто, что, какой, чей, который, сколько, каков.

8) Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, нисколько.

9) Неопределённые: некто, нечто, некоторый, некий, кто-либо, что-либо, какой-нибудь, кое-кто, сколько-то, несколько. Образуются путём прибавления к относительным местоимениям приставки кое- или постфиксов –то, -либо, -нибудь.

Семантические и грамматические особенности данных разрядов местоимений.

1) Личные местоимения: я, ты, мы, вы; лично-указательные: он, она, оно, они. Указывают на лицо, выражают отношение лиц к говорящему: я – сам говорящий (1 лицо), ты – собеседник (2 лицо), он, она – лицо, не участвующее в ситуации общения, но упоминаемое говорящим. Местоимения я - мы, ты - вы по лексическому значению резко отличаются друг от друга. Это разные слова, а не формы одного слова (ср.: мы - не то же самое, что я, я, я и я; вы - не то же самое, что ты, ты, ты и ты).

Личные местоимения не могут замещать существительные. Замещают существительные лично-указательные местоимения он, она, оно, они. Местоимения он, она, оно, они – разные слова, а не формы одного слова он. Так, местоимение он замещает существительное мужского рода, она – существительное женского рода, оно – существительное среднего рода. Родовая отнесённость этих местоимений – признак постоянный (В.В.Виноградов, А.А.Шахматов).

Таким образом, личные местоимения я, ты, мы, вы и лично-указательные он, она, оно, они изменяются только по падежам. У лично-указательных местоимений он, она, оно указывается род как постоянный признак.

2) Возвратное местоимение: себя. Указывает на тождество объекта с субъектом. Это местоимение не имеет начальной формы, изменяется только по падежам, в предложении является дополнением. Друг друга – взаимно-возвратное местоименное сочетание.

3) Определительные местоимения: весь, всяк, всякий, сам, самый, любой, иной, другой, каждый. Указывают на обобщённый признак предмета. Согласуются с предметным словом в формах числа, рода, падежа; изменяются, как прилагательные, по родам, числам, падежам.

4) Указательные местоимения: тот, этот, такой, таков, столько, этакий, таковой; сей, оный (устар.). Имеют значение указания на предмет или признак, выделяя их среди других таких же предметов, признаков. Изменяются по родам, числам, падежам, как прилагательные, согласуются с существительными. Местоимение таков (как и краткие прилагательные) изменяется по родам и числам (не по падежам), столько – только по падежам.

5) Притяжательные местоимения: мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их. Указывают на принадлежность чего-либо говорящему, слушающему или тому, о ком говорится. Местоимения мой, твой, ваш, наш, свой изменяются по родам, числам, падежам, согласуясь с существительным. Местоимения его, её, их – омонимы лично-указательных местоимений он, она, оно, они, «застывшие» в форме родительного падежа единственного числа или родительного падежа множественного числа. Формы его, её, их неизменяемые, в предложении они «примыкают» к существительным (связь примыкание) и являются определениями (распознаются по вопросам чей? чья? чьё? чьи?). Например:

Унылость её (1) делала её (2) привлекательнее и черты её (3) опаснее.

(1) чья? притяжательное местоимение, определение; (2) кого? лично-указательное местоимение, начальная форма она; женского рода, в форме винительного падежа, дополнение; (3) чьи? притяжательное местоимение, определение.

6) Вопросительные местоимения: кто, что, какой, чей, который, сколько, каков. Содержат вопрос о предмете, его признаках, принадлежности или количестве. Используются в вопросительных предложениях. Что день грядущий мне готовит? Какую песню вы исполните?

7) Относительные местоимения: кто, что, какой, чей, который, сколько, каков. В роли союзных слов присоединяют придаточное предложение к главному. Используются только в сложноподчинённых предложениях. Он не знал, что день грядущий ему готовил. Скажите, кто пришёл. Вот дом, который построил Джек.

Относительные местоимения могут выполнять синтаксическую функцию подлежащего, определения, дополнения, обстоятельства. Местоимение который в предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, но не определением.

Мы видели лисиц, которые ( лисицы ) весело играли на солнышке (которые - подлежащее). Море тихо вторило легенде, которую ( легенду ) сложили на его берегах (которую - дополнение). Мысли Воропаева вернулись к тому городу, в котором ( в городе ) он родился и вырос (в котором - обстоятельство).

8) Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, нисколько. Выражают отсутствие предмета или признака, изменяются по падежам. Местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа.

9) Неопределённые местоимения: некто, нечто, некоторый, некий, кто-либо, что-либо, какой-нибудь, кое-кто, сколько-то и др., образуются путём прибавления к относительным местоимениям приставки кое- или постфиксов –то, -либо, -нибудь. Указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, неточное количество предметов. Неопределённые местоимения все производные и изменяются так же, как их производящие. Местоимение некто имеет только форму именительного падежа, местоимение нечто – только формы именительного и винительного падежей.

 

3. Группы местоимений по их грамматическим свойствам

По грамматическим свойствам местоимения делятся на три класса (группы).

1) Предметно-личные (обобщённо-предметные, местоимения-существительные): я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, кто, что, себя, никто, ничто, кто-то, что-нибудь и т.д. Эти местоимения указывают на предметность, изменяются по падежам, в предложении являются подлежащим или дополнением.

2) Признаковые (обобщённо-признаковые, местоимения-прилагательные): мой, твой, который, этот, какой-нибудь, никакой и др. Указывают на признак предмета (отвечают на вопрос какой?), согласуются с существительными в роде, числе, падеже (мой город, моя улица, моё село), в предложении, как правило, являются определениями.

3) Количественные (обобщённо-количественные, местоимения-числительные): сколько, столько, несколько, сколько-нибудь. Указывают на количество (отвечают на вопрос сколько?), изменяются по падежам, в предложении являются обстоятельствами.

 

4. Омонимия местоимений и слов других частей речи.

В современном русском языке некоторые существительные, прилагательные, числительные, причастия в результате семантического словообразования изменили семантику и пополнили класс местоимений: один ‘ некоторый’, отдельный ‘ некоторый’, данный ‘ этот’, настоящий ‘ этот’, определённый ‘ некоторый, кое-какой’, последний ‘ этот’, указанный ‘ тот, этот’, следующий ‘ такой-то’. Например:

Отдельные (‘ некоторые ’) люди не уживаются с теми явлениями, к которым привыкла масса. В настоящей (‘этой’) статье будут рассмотрены структурные особенности слов.

Сам. Сам роман ожидаемого эффекта не произвёл (местоимение). Сам идёт – самоё ведёт (существительное). Все вопросы он решал сам (наречие).

Свой. Свой дом дороже всего (местоимение). Свой своему поневоле друг (существительное).

Все. Все люди – братья (местоимение). Все свободны (существительное).

К вам человек пришёл (кто-то, некто; местоимение). Дело было в прошлом году (это; местоимение).

 

Задания для аудиторной и самостоятельной работы

 

Принципы морфологического анализа слов

1. При анализе слова учитывается его семантика в данном конкретном тексте. Исходя из семантики слова в контексте, определяются его грамматические особенности, принадлежность к части речи.

2. Если слово дано вне контекста, следует подобрать возможные словосочетания, предложения (минимальный контекст) и показать, как с изменением семантики слова меняются его грамматические показатели.

 

Способы выражения грамматических значений

 

1. Укажите формы с нулевыми окончаниями.

а) лето, осень, конь, степь, трамвай, соловей, армия, планетарий, зной, злой, пальто, окно, кино, сласти, конфетти, мази, вблизи, жалюзи, ванная, красив, смелее, посмотри, увидел;

б) рогов, коров, городов, ушей, семей, полей, друзей, мячей, скамей, князей, музей, корней, ливней, линий, морей, огней;

в) рыжий, козий, синий, гусиный, беличий, крайний, лесничий, медвежий, лисий, охотничий, плясуний, птичий, синий, матросский, пирожковая.

2. Сделайте формообразовательный анализ грамматических форм:

а) муравей - муравья, письмо - письма, мать - матери, имя – имена, стремя - стремени, чудо - чудес, дерево - деревья, сын - сыновья, ребёнок, человек, камней, каменьев, уехать в Токио, вернуться из Торонто, зеленоглазое такси, ракеты сбивают наземные установки.

б) время чудес, мужья дочерей, поросёнок армянина, листья алоэ, человек в галифе нёс котят; дочь мещанина, дитя по имени Лола, была краше и веселее всех; берегите друзей;

в) дали, устав, жгут, пила, стих, простой, гнёт (какими частями речи могут быть эти слова?).

3. Проанализируйте данные слова и скажите, какие грамматические значения имеют омонимичные грамматические средства выражения.

ПодругА, дедушкА, директорА, директорА, сказалА, красивА.

4. Когда-то академик Л.В.Щерба предложил студентам проанализировать ставшую знаменитой фразу: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. Как вы думаете, что означает это предложение? Какими средствами выражаются значения данных слов?

Можно ли так же «расшифровать» стихотворение «Бармаглот» из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» и сделать грамматический анализ входящих в него словоформ?

`Twas brillig, and the slithy toves Did gyre and gimble in the wabe; All mimsy were the borogoves, And the mome raths outgrabe. Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове.

 

5. Составьте парадигмы выделенных изменяемых слов:

Недавно в досужей «Неделе» я вычитал, что красный мухомор служит лекарством для лосей.

6. Какие грамматические категории присущи словам из предыдущего задания?

 

Имя существительное

7. Определите разновидности значения предметности имени существительного.

Свадьба, черёмуха, град, Париж, щипцы, сосед, вирус, стрельба, бережливость, серебро.

8. Выделите существительные в предложениях. Аргументируйте свой ответ.

1) Абрикосовая дала обильную жёлтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. (М.Булгаков) 2) Из папки заведующего вылетели листки папиросной бумаги с какими-то лиловыми «слушали-постановили». (Ильф, Петров) 3) Из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу (Н.Гоголь) 4) В сердцах схвативши шапку, Чичиков бегом из дома. (Н.Гоголь) 5) Всё пройдёт: и печаль, и радость. 6) Всё могут короли (песен.) 7) И вдруг недвижны очи клонит, и лень ей далее ступить. (А.Пушкин) 8) Долго-долго всё селенье волновалось в этот день. 9) Днём отдыхающие спали, а вечером выходили на прогулку. 10) И с каждой осенью я расцветаю вновь (А.Пушкин) 11) Один с сошкой – семеро с ложкой. 12) Эти все хи-хи, ха-ха, пенье, трусливые разговоры – мерзость! (А.Толстой) 13) Настало долгожданное послезавтра. 14) Верхнее «до» прозвучало фальшиво. 15) Досуг мне разбирать вины твои, щенок (И.Крылов) 16) А, право, жаль, что он дурно кончит. 17) Теперь время обедать.

9. Укажите собственные и нарицательные существительные.

1) Через три дня везде висела «Декларация прав», на казённых зданиях была повешена надпись «Свобода, равенство, братство». И в каждом городке Венецианской республики очень быстро отыскались неподкупные Робеспьеры, титанические Дантоны, бессмертные Сен-Жюсты и неумолимые Фукье-Тенвилли. (М.Алданов) 2) Роман Константина Симонова «Дни и ночи». 3) Расплывчатое свечение, которое коромыслом огибает всё небо, называется Млечным Путём, - негромко сказал учитель. 4) Высокие Татры – центральная, самая высокая горная группа Западных Карпат в пределах Чехословакии и Польши. 5) Иван Соловей был участником Великой Отечественной войны. 6) Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать. (М.Ломоносов) 7) На фотографии в галифе и с калашниковым он выглядел забавно. 8) Вездесущие папарацци занимаются пилатесом.

10. Измените два последних («искусственных») предложения так, чтобы нарицательные существительные стали собственными.

11. Укажите существительные одушевлённые и неодушевлённые, одушевлённые личные и одушевлённые неличные.

1) На полках и прилавках расположились сложные технические игрушки, мячи, игрушечная мебель, посуда, зверушки и, конечно, самые разнообразные куклы: крошечные голыши и большие, ростом с годовалого ребёнка; шагающие и говорящие Барби; черноглазые красавицы с кудрявыми волосами; лукавые девочки Веснушки и озорные мальчишки; отважные трансформеры; забавные лешие, русалки и другие персонажи любимых сказок. 2) На околице мы встретили пастуха. Он гнал стадо коров. У каждой коровы на шее бренчал медный «болтун». (К.Паустовский) 3) Я бы в лётчики пошёл – пусть меня научат. (В.Маяковский) 4) Произвести в генералы, кандидат в депутаты, выйти в люди. 5) Кити называла ему те знакомые и незнакомые лица, которые они встречали. (Л.Толстой) 6) Скинхеды бьют лиц кавказской национальности. 7) Город горячих чайников. (Сколько идиотов ездит по Москве) (печатн.) 8) Он с детства любил запускать змея. 9) Левин ел устрицы. (Л.Толстой) 10) А мы с удовольствием едим жареных цыплят. 11) Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. (А.Пушкин) 12) Каждый атом серы или фосфора постоянно меняет своего носителя. 13) Вы играете в подкидного дурака?

12. Выделите существительные, которые могут иметь одушевлённые (неодушевлённые) омонимы.

Геркулес, язык, гений, русалка, толпа, молодёжь, бактерии, дитя, истребитель, образ, тип, кукла, счётчик, Марс, существо, матрёшка, пень, микроб, мешок, тюфяк, покемон, бас, родня, шляпа, народ, семья, дворник, козырь, спутник, кумир, истукан.

13. Определите лексико-грамматический разряд существительных. Аргументируйте свой ответ.

а) Смелость, пехота, олово, нападки, зверьё, ширь, мёд, водород, теплота, трава, балкон, санки, пальма, родня, молоко, пыль, ребятня, джинсы, порох, упрямство, шёлк, ночь, цемент, героизм, каникулы, команда, подорожание, новизна, вороньё, неуклюжесть, мелюзга, хлопоты, шоколад, клиентура, ртуть;

б) солома, письмена, горечь, посуда, воздух, народ, прыжок, орешник, сода, гонки, ворота, мука, натюрморт, сахар, ходьба, нерв, старьё, коллекция, шутка, хлам, свежесть, красота, серебро, одежда, брюки, переговоры, кислота, сливки, беготня, гроза, записка, сумерки, согласие, профессура, финансы, дрожь;

в) листва, сахар, звон, глина, телятина, студенчество, жар, жара, испуг, табун, старьё, жемчуг, океан, солнце, картофель, картофелина, сосна, сосняк, белила, белизна, лиризм, детвора, молодёжь, дёготь, море, репа, острота, масло, грязь, лес, юг, атмосфера, песок, красота, месяц, стая, родня, грусть, снег, снежинка, мальчик, аппаратура, зло, пух, пушинка, пушнина, прятки, ковёр.

14. Определите, к какому лексико-грамматическому разряду относятся существительные. Укажите грамматические признаки каждого разряда.

а) Вокруг стройки были разбросаны кирпичи. В 16-17 веках крепостные стены строили из белого кирпича. Помню тёмный угол за печью, запах глины и тёплого кирпича. Весь кирпич сложили во дворе стройки.

б) 1) Мысль отдельно никогда ничего нового не представляет; мысли же могут быть разнообразны до бесконечности. (А.Пушкин) 2) Прелесть её образа, свежесть красок, роскошь форм, мудрость художнического постижения модели не вызывали вопросов у критика. 3) Девушки на скорую руку приготовили салат из капусты и картофеля с луком. 4) Дворянство и купечество и всех других чинов и званий человечество я видел без очков. 5) Нужны также списки инвентаря, комплектов постельного белья, коек, тумбочек. 6) Честность, искренность, работоспособность, доброта – вот далеко не полный перечень его достоинств. 7) Появились первые дружные всходы.

15. Укажите в текстах существительные и их ЛГР. Аргументируйте свой ответ.

16. Определите род существительных. Укажите, какими грамматическими средствами он выражен.

Учительница, ткачиха, корова, кобыла, невеста, сестра, неисправимый лежебока, ключ, море, подмастерье, страна, слон, мышь, радость, молчание, теплота, петух, лошадь, арго, «Арго», мужчина, жалюзи, ветрище, интернет-кафе, Дели, защитник, доктор, гель, барбекю, иуда, аптекарша, юноша, солдатушка, муж, суфле, учитель, Барби, Кент, генерал-адъютант, гала-концерт, бабочка-адмирал.

17. Укажите род следующих существительных. На основании каких признаков можно отнести существительные к мужскому, женскому или среднему роду?

Вышибала, детина, тамада, толстяк, шельма, ножницы, салями, историк, балда, Саша, саше, суши, суши-бар, малыш, пройдоха, чудовище, директор, скворушка, ручища, домишко, домище, домина, холодина, пожарище, топорище, городишко, городище.

18. Укажите существительные, род которых определить нельзя.

Опилки, машины, вагоны, весы, очки, телефоны, площади, ножницы, книги, Карпаты, счёты, супы, каши, напитки, сливки, чернила, приключения, брюки, рубашки, леса, джунгли, степи.

19. Какие существительные не позволяют сделать вывод: имена с окончанием –а в им.п. ед.ч. относятся к женскому роду?

20. В каких случаях морфологическая парадигма рода имён существительных состоит из двух рядов противопоставленных форм, в каких этих рядов оказывается три?

21. Укажите род несклоняемых существительных (существительных нулевого типа склонения) и аббревиатур.

Статус-кво, манго, «Манго-манго», «Манго», крамбамбули, кьянти, бри, га, пенальти, евро, экю, сулугуни, бенгали, бере, салями, бренди, виски, медресе, па-де-де, вежлив__ «здравствуйте», кули, фрекен, инженю, парвеню, визави, протеже, инкогнито, колибри, иваси, габбро, драпри, динго, бикини, бинго, буги-вуги, букле, буфалло, импресарио, камикадзе, карате, клише, кутюрье, лобби, мафиози, ноу-хау, джакузи, портфолио, оригами, вуз, МВФ, ВТО, ОПЭК, ИНН, ТГГПУ, НАТО, ЕЭС, МРИ ФНС, МРОТ.

22. Почему «неустойчивы» в роде данные ниже существительные?

Гель, шампунь, сизаль, тюль, рояль, мозоль, вуаль, отель.

23. В чём сущность явления родовой синонимии? Как дифференцируются в языке подобные синонимы?

Арабеск-арабеска, взятка-взяток, гарнитур-гарнитура, жар-жара, карьер-карьера, кегль-кегля, округ-округа, перифраз-перифраза, соусник-соусница, банкнот-банкнота, помидор-помидора, зал-зала, компонент-компонента.

24. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода (и наоборот), дайте им функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи, когда соответствия нет.

а)Акушерка, балерина, доярка, маникюрша, няня, санитарка, свинарка, секретарша, сиделка, машинистка;

б)агроном, адвокат, аспирант, глазник, директор, защитник, индеец, кондуктор, конькобежец, кореец, лаборант, обмотчик, овчар, педагог, руководитель, техник, толстовец, учитель, электрик, юбиляр.

25. Укажите грамматический род выделенных слов.

1) Состояние бедной, беззащитной сироты, оставленной посреди злобных мятежников, собственное моё бессилие устрашали меня. (А.Пушкин) 2) А смотрели в калитку соседушки, смеючись, на нас пальцем показывали… (М.Лермонтов). 3) – А невесте скажи, что она подлец!.. (Н.Гоголь) 4) Пётр Алексеевич у нас запевала – и какой! Вы извольте послушать. (А.Толстой) 5) Старшая была музыкантша, средняя была замечательный живописец. (Ф.Достоевский) 6) Молодец женщина! Вот что называется ребром поставить вопрос. (Л.Толстой) 7) У меня в имении, в людской избе, жила кошка. Такая худая, маленького роста, заморыш. (А.Куприн) 8) Мы искали, кого бы спросить о французской отели, о которой слышали утром. (И.Гончаров) 9) Мы пришли в свой отель. (И.Гончаров) 10) Позвольте вас проводить, messieurs, в актовый зал. (А.Куприн) 11) Убежище помещалось в опустевшем барском особняке, все комнаты которого давным-давно пришли в ветхость, за исключением громадной залы с паркетным полом, венецианскими окнами… (А.Куприн)

26. Укажите случаи родовой синонимии, родовой омонимии, колебания в роде.

Громила, задира, сезаль, помидор, зала, мозоль, умница, доктор, отель.

27. Определите средства выражения категория числа у существительных:

а) зеркало, день, расцвет сил, чудо, крыло, медресе, лев, цветы, кустарник, дно, джакузи, пазлы, ребро, колено, стул, каникулы, мещанин, мальчик, сыновья, гризли, утёнок, бикини, тряпка, ворота, ребёнок, человек, друзья, сосед, клок;

б) окна, столы, кони, санатории, сумка, палки, няня, верблюжонок, медвежата, армянин, дворяне, колочья, длинные шоссе, полноводное Эри, дети, люди, уши, очи.

28. Выделите существительные групп singularia и pluralia tantum (если они есть). Почему они имеют лишь одну числовую парадигму?

а) инициалы, молодожёны, лёгкие, коньки, доспехи, щи, студенчество, новобрачные, окно, встреча, святки, выбор, потёмки, родители, олово, джунгли, дым, бедность, беднота, бедняк, задаток, финансы, высота, вороньё, родня, молодые, малина, недра, чары, очки, близнецы;

б) газированная вода, минеральные воды, соки-воды, территориальные воды РФ, вешние воды, лечиться на водах, отошли воды (мед.), в ответе много воды; на улице много грязи, лечиться грязями, косметические грязи, грязь в прессе.

29. Имеют ли следующие существительные форму множественного числа?

Платье, крыло, долг, низ, верх, нрав, дух, род, выбор, мозг, кадр, судно, час, дрожь, городок, схватка, развод, средство.

30. Имеют ли следующие существительные форму единственного числа?

Смазочные масла, минеральные воды, жатые ситцы, золотые пески, все её страхи прошли, хождения по мукам, на фарфорах едят, из хрусталей пьют, новые режимы обработки швейных деталей.

31. Прокомментируйте семантическую дифференциацию плюральных форм существительных.

Корпуса – корпусы, образа – образы, лагеря – лагери, ордена – ордены, пропуска – пропуски, тормоза – тормозы, меха – мехи, соболя – соболи, зубья – зубы, мужья – мужи, сыновья – сыны, колена – колени – коленья, клочья – клоки, лоскутья – лоскуты.

32. Определите грамматическое число существительных и их ЛГР.

1) Втаскивают гогочущую, кричащую на все лады птицу, поросят, свиней, овец. (А.Серафимович) 2) Лечился я и у докторов, и к профессорам в Казань ездил, и грязями разными лечился и воды пил, и чего только я не перепробовал! (А.Чехов) 3) Вы поглощаете углекислоту, превращаете её во всевозможные углеводы, сахары, спирты, белки и прочее. (А.Толстой) 4) Литератор – это всё народ млекопитающийся. (Н.Салтыков-Щедрин) 5) В начале августа жары часто стоят нестерпимые. (И.Тургенев) 6) Он сидел в больших кожаных креслах и читал Четьи-Минеи. (И.Тургенев) 7) Ему подавались разные обычные в трактирах блюда, как-то: щи с слоёным пирожком, …мозги с горошком. (Н.Гоголь) 8) Орешника, березняка и вязу мой Мишка погубил несметное число. (И.Крылов) 9) Явился на сцену чай со сливками, с маслом и кренделями. (И.Тургенев) 10) Пошёл дождь, да ещё со шквалом, и освежил атмосферу. (Н.Гоголь) 11) Давление в котле было равно 6 атмосферам. 12) Бунтовщики потупили голову. (А.Пушкин) 13) И всюду страсти роковые и от судеб защиты нет. (А.Пушкин) 14) – Вот так, дядя, устроил штуку… Теперь только остаётся улизнуть благородным манером. (Мамин-Сибиряк) 15) Выражался он необыкновенно изящно и, видимо, щеголял своими манерами. (И.Тургенев) 16) Чтение письмовника долго было любимым моим упражнением. Я знал его наизусть и, несмотря на то, каждый день находил в нём новые незамеченные красоты. (А.Пушкин) 17) Мильоны нас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы! (А.Блок) 18) Исчезнут на веки вечные все неправды и насилия. (Н.Салтыков-Щедрин) 19) Это сквозь жизнь я тащу миллионы огромных и чистых любовей. (В.Маяковский) 20) Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали, На стенах обледенелых Блещут хрустали. (А.Фет)

33. Укажите средства грамматического выражения категории падежа.

Окна – окна, звать сестру – звать сестрой, предпочитать «Нескафе» «Чибо», думать о протеже, работа для кули.

34. Определите, в форме какого падежа (родительного или винительного) стоят данные существительные:

иметь много детей, встретить новых сотрудников, большинство гостей, ждать сестёр, пригласить девушек на концерт, обрадовать родителей, у него мало вещей, несколько друзей, лечить богатых людей, любить соседей, десять негритят, гонять воробьёв, нет занятий, сколько человек, ненавидеть врагов, часть рабочих, пожалеть заложников, несколько студентов.

35. Определите падеж и значение падежа существительных.

1) От барыни ни приказу, ни отказу нет. (Н.Салтыков-Щедрин) 2) Молились до седьмого поту. (М.Цветаева) 3) Нет табаку, нет чаю, и сахару осталось четыре кусочка. (А.Чехов) 4) Народу сколько! 5) Проводить девушку до дома (до дому). 6) Знать толк в лесе. 7) В лесу раздавался топор дровосека.

36. Определите падеж и значение падежа.

а)Чтение романа, подарок мужа, крыло самолёта, доклад декана, освещённое лучами, мчаться в гору, посыпалась пылью, ударить кулаком по столу, разгрузка вагонов, жаль друзей, дел прибав


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.