Схема педагогического анализа урока. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Схема педагогического анализа урока.

2017-11-28 261
Схема педагогического анализа урока. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Шаненкова И.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Учебно-методическое пособие для студентов философского факультета

Орёл 2007

УДК 37 (075.8) Рекомендовано к печати

ББК 480.276.6 Я73 редакционно-издательским

Ш 202 советом Орловского госу-

дарственного университета

Протокол № 6 от 27.04.06 г.

 

Рецензенты: кандидат философских наук,

доцент Е.И. Хохлова;

кандидат политических наук,

доцент А.И. Кондратенко

 

 

Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие для студентов философского факультета. /Шаненкова И.А. – Орёл: ОГУ. – 2006. – с. 41

 

 

Данное учебно-методическое пособие является универсальным справочником по прохождению студентами 4-х курсов педагогической практики в школе.

Руководствуясь материалами пособия, учащиеся вуза обретут навыки грамотного планирования и проведения уроков, научатся педагогически верно составлять планы-конспекты классных и внеклассных занятий.

Подробно описанные схемы психолого-педагогических характеристик класса и отдельно взятого ученика позволят будущим учителям умело руководить образовательным процессом, без труда находить общий язык со школьниками.

© Шаненкова И.А.

Содержание

Пояснительная записка. 4

Организация практики. 6

Требования к организации педагогической практики. 6

Содержание педагогической практики. 7

Критерии оценки результатов. 8

Схема педагогического анализа урока. 10

Схема психолого-педагогического анализа урока. 11

Схема психолого-педагогической характеристики класса 13

Схема психолого-педагогической характеристики ученика. 15

Схема психолого-педагогического анализа внеклассного мероприятия. 21

Образец оформления педагогического дневника. 22

Образец плана-конспекта урока. 25

Образец внеклассного мероприятия. 35

Как подготовить современный урок. 38

Как правильно оценить результаты работы учащихся в общественных дисциплинах. 41

Список литературы.. 41

Пояснительная записка.

В общей системе подготовки будущего учителя важное место занимает педагогическая практика. Она является связующим звеном между теоретическим обучением студентов и их будущей самостоятельной работой со школьниками.

На четвёртом курсе завершается процесс профессиональной подготовки к работе учителя политологии и обществознания в общеобразовательной школе (студенты изучили такие дисциплины, как история педагогики, введение в педагогическую профессию, научные основы школьного курса политологии, методику преподавания политологии, практикум по политологии). Содержание деятельности студентов в ходе этой практики должно быть максимально приближено к реальной профессиональной деятельности учителя. Особенностью практики является то, что деятельность студентов носит самостоятельный характер.

Основная цель педпрактики для студентов – углубление знаний, приобретённых в процессе теоретического обучения в вузе, овладение необходимыми практическими навыками преподавательской работы, совершенствование профессиональных умений, ознакомление с инновационными педагогическими технологиями.

Целью практики в школе является формирование специфических профессионально-педагогических умений учителя политологии, совершенствование психолого-педагогической подготовки.

Задачи практики:

- расширение и обогащение знаний по педагогике, психологии и методики преподавания обществознания;

- формирование умений по выполнению функций учителя и классного руководителя;

- совершенствование умений психолого-педагогического изучения учащихся и организации общения с детьми, формирование гуманитарной направленности личности учителя, развитие педагогического практического мышления;

- применение и углубление знаний, приобретенных в процессе обучения в вузе, интеграция знаний по психолого-педагогическим и специальным дисциплинам; развитие педагогических способностей студентов, определение готовности и пригодности к педагогической деятельности.

Результатом педпрактики должно явиться приобретение студентом следующих знаний и умений:

- применять полученные знания для решения педагогических и учебно-методических задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, социально-психологических особенностей ученических коллективов и конкретных педагогических ситуаций;

- определять образовательную, воспитательную, развивающую задачи обучения и воспитания учащихся;

- выстраивать структуру урока согласно целям и задачам;

- обоснованно выбирать, творчески применять методы, средства и организационные формы учебно-воспитательной работы;

- прогнозировать результаты обучения и воспитания учащихся;

- определять степень и глубину усвоения учащимися программного материала;

- развивать познавательную и творческую активность, навыки самостоятельной работы;

- управлять поведением и активностью детей;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения сученическимколлективом, малыми группами и отдельными учащимися;

- устанавливать благоприятный психологический климат в классе;

- изучать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- умение определять реальные учебные возможности отдельных учащихся, учитывая их при подготовке и реализации уроков и внеурочных мероприятий;

- обобщать положительный опыт, пополнять свой научно-методический фонд по учебной и воспитательной работе.

Теоретической базой для педпрактики являются следующие дисциплины: педагогика (дидактика, теория воспитания), возрастная и педагогическая психология, научные основы школьного курса политологии, методика преподавания политологии, политологический практикум.

 

Основные виды деятельности студентов:

- посещение и анализ уроков;

- составление конспектов уроков;

- непосредственное проведение уроков;

- ведение классного журнала;

- оказание индивидуальной педагогической помощи детям в изучении обществознания или его политологической составляющей;

- проведение внеклассного мероприятия со школьниками;

 

Отчётная документация по педпрактике:

- дневник педагогической практики с записью и анализом уроков;

- конспект внеклассного мероприятия;

- письменная психолого-педагогическая характеристика ученика и класса.

- три плана-конспекта.

 

 

Организация практики.

Педагогическая практика организуется на базе 5-11 классов средних школ г. Орла и Орловской области. Студенты проходят практику в качестве учителя обществознания, граждановедения и спецкурса – политология. Руководителями практики являются педагоги университета, администрация и учителя школы, которые осуществляют контроль, консультирование, анализ и оценку деятельности студента-практиканта.

Оценкой результатов педпрактики является дифференцированный балл, представляющий комплексную оценку за педагогическую практику.

Требования к организации педагогической практики.

 

Подготовка к педагогической практике включает установочную, промежуточную и итоговую конференции, индивидуальные консультации, обзорные лекции по наиболее трудным и основным вопросам методик работы в основной школе.

Методические кабинеты и библиотека обеспечивают студентов необходимыми методическими материалами в помощь практиканту, составляют графики консультаций по психолого-педагогическим и методическим проблемам.

В организационный аспект работы входит подбор школ и распределение студентов в классы опытных учителей, закрепление за каждой школой педагога, психолога, методистов университета, назначение старост групп из числа студентов. Длительность и календарные сроки педагогической практики регламентируются учебным планом и графиком практик Орловского государственного университета (составляют 4 недели).

Условиями правильной оценки работы студентов в период практики являются: объективность, всесторонний учёт выполненного объёма работы и анализ её качества; единство требований руководителей практики в оценке качества работы студентов; учёт индивидуальных особенностей каждого студента. При оценке работы студентов следует, прежде всего, учитывать уровень теоретической и практической подготовленности будущего учителя к самостоятельности педагогической деятельности, степени овладения педагогическими умениями и навыками, уровень знания основных задач, содержания и методики обучения и воспитания на современном этапе, отношение к педагогической профессии, к детям, к школе.

Общая оценка работы каждого студента является комплексной, учитывающей все стороны его деятельности в период практики.

Немаловажное значение при подведении итогов практики имеет анализ отчётных документов, который позволяет руководителям практики судить о качестве работы студента, о степени осмысления им своего педагогического опыта, его отношении к избранной профессии.

Содержание педагогической практики.

Педагогическая практика на 4 курсе длится 4 рабочие недели и имеет следующие этапы:

1 этап – адаптационный период студентов в 5-11 классах средней
школы (1 неделя);

2 этап - педагогическая практика в 5-11 классах средней школы – подготовка пробных уроков по обществознанию и политологической составляющей (2 недели);

3 этап - проведение уроков и внеклассного мероприятия (1 неделя);

4 этап – оформление отчётной документации.

Содержание первого этапа педпрактики предусматривает следующие виды деятельности:

- ознакомление с системой учебно-воспитательной работы в классе (календарно-тематическое планирование, расписание уроков, план воспитательной работы и др.);

- знакомство с классом, учителем, изучение школьной документации;

- ведение дневника педагогической практики по соответствующей схеме;

наблюдение за деятельностью учителя и ведение детальных записей просмотренных уроков, представление общих выводов по каждому из уроков (не менее 4 уроков); составление графика пробных и зачетных уроков.

Второй этап педагогической практики включает в себя следующие виды деятельности:

- разработку планов-конспектов пробных уроков по обществознанию и политологической составляющей;

- проведение двух - трёх пробных уроков по обществознанию, самоанализ данных уроков; ведение детальных записей просмотренных уроков обществознания, методический анализ данных уроков по соответствующей схеме;

- разработку конспекта воспитательного внеклассного мероприятия,

В третий этап педагогической практики студенты составляют планы-конспекты и проводят зачётные уроки согласно графику, а также внеклассное мероприятие.

Обязательными требованиями на данном этапе являются:

согласование конспекта зачетного урока с групповым руководителем и присутствие его на проводимом уроке; посещение уроков своих товарищей, проведение психолого-педагогического анализа 1 урока студента-практиканта; изготовление дидактических материалов и наглядных пособий; выполнение психологического задания (составление психолого-педагогической характеристики учащегося и класса);

Содержание четвёртого этапа педпрактики включает оформление документации; проведение итоговой конференции, проведение самоанализа и самооценки своей деятельности.

Отчетная документация и критерии оценки результатов.

К отчетной документации относят:

- дневник педагогической практики;

- дневник-журнал с оценками;

- конспект внеклассного мероприятия с анализом и оценкой учителя;

- дневник психологических заданий;

- конспекты пробных и зачётных уроков по обществознанию;

- характеристику на студента-практиканта, составленную

учителем.

 

Критерии оценки результатов:

 

1. Проведение пробных и зачетных уроков согласно графику.

2. Получение положительных оценок за пробные и зачетные уроки.

3. Оформление планов-конспектов уроков и внеклассного мероприятия согласно предъявляемым требованиям.

4. Соблюдение календарных сроков сдачи и необходимого объема
отчетной документации.

5. Выполнение учебной программы практики в полном объеме; оформление отчетной документации в соответствии с предъявленными требованиями: по образцу, аккуратно, грамотно;

6. Соблюдение календарных сроков сдачи документации на проверку (в течение семи дней от последнего дня практики).

7. Оценкой результатов практики является дифференцированный балл. Из каких компонентов складывается итоговая оценка:

- ведение дневника;

- педагогическая оценка одного из уроков студента-практиканта;

- оценка зачетного внеклассного мероприятия;
- оценка задания по психологии (анализ класса, анализ одного ученика по выбору студента);

- оценка конспектов уроков.

 

Оценка внеклассной работы студента в период педпрактики:

ОТЛИЧНО ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком методическом уровне весь намеченный объем внеклассной работы, предусмотренной программой педпрактики данного курса. В работе проявил самостоятельность, творческий подход, соблюдал педагогический такт.

ХОРОШО ставится, если студентом полностью выполнена намеченная на период практики программа внеклассной работы. В работе студент проявлял инициативу, однако в проведении отдельных видов деятельности допустил незначительные методические или педагогические ошибки.

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ставится студенту, который выполнил программу намеченной внеклассной работы, однако не проявил глубокого знания психолого-педагогической теории и умения применять её на практике, допускал серьезные методические и педагогические ошибки в проведении отдельных видов внеклассных занятий, не проявил инициативы в работе.

НЕУДВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ставится студенту, который не выполнил программу педпрактики по внеклассной работе с учащимися, не смог установить правильные взаимоотношения со школьниками и педагогическим коллективом школы, нецелесообразно организовывал свою педагогическую деятельность, не предоставил документацию.

 

После прохождения практики учитель составляет характеристику на студента-практиканта по следующей схеме.

Схема характеристики студента-практиканта

- знание содержания материала;

- умение планировать учебный материал урока;

- умение осуществлять на уроке связь теории с жизнью, решать задачи воспитания;

- умение организовывать детей на работу, привлекать их внимание, активизировать умственную деятельность, вызывать интерес к изучаемому материалу; умение осуществлять индивидуальную работу с учащимися;

- овладение практикантом методиками преподавания предмета;

- умение проводить внеклассную работу с детьми;

- положительные стороны и основные проблемы, возникающие в ходепедагогической практики у студента;

- отношение к работе и дисциплинированность;
- рекомендуемые оценки за учебную и воспитательную работу;

 

Существует несколько вариантов схем педагогического анализа урока. В данном пособии приводятся две: педагогическая характеристика урока и психолого-педагогическая характеристика урока. Студент может воспользоваться схемой по выбору.

План.

Каждая структурная единица дневника оформляется с новой страницы.

Титульный лист:

Дневник

педагогической практики

Страница 2. Лист выходных данных:

Школа № адрес:

Информация о школе: история,

Ф.И.О. директора

Ф.И.О. зам. директора по УВР

Класс

Ф.И.О. классного руководителя

Методисты:

по педагогике -

по психологии -

Сроки прохождения педпрактики:

Страница 3. План индивидуальной работы:

Дата Виды деятельности Отметка Подпись
       
       

Страница 4. Расписание звонков. Расписание уроков.

Страница 5. Образец оформления дневника-журнала:

Дата Тема урока Методические замечания Оценка, подпись
       

 

Страница 6. Психолого-педагогическая характеристика класса.

Страница 7. Психолого-педагогическая характеристика ученика (по выбору студента)

Страница 8. Анализ урока, проведённого одногруппником

 

Например:

Титульный лист.

Дневник педагогической практики студентки 4 курса 2 группы

Ф.И.О.

Страница 2. Лист выходных данных:

Муниципальное Образовательное Учреждение

Средняя школа № 27 с углубленным изучением английского языка имени Н.С. Лескова.

302003 г. Орёл, ул. Набережная Дубровинского д. 40.

Информация о школе: школа начала свою деятельность в 1957 г. Спустя семь лет получила официальный статус специализированной школы с углубленным изучением английского языка. С 1995 г. В классах с повышенной мотивацией обучения введён второй иностранный язык – немецкий. В 1999 – 2000 учебном году в школе:

456 учащихся

66 учителей

17 учителей иностранного языка

14 штатных сотрудников школы (персонал)

Директор школы: Ф.И.О. (учитель немецкого языка)

Завуч по учебной части: Ф.И.О.

Ф.И.О. зам. директора по УВР

Класс 9 «Б»

Классный руководитель: Ф.И.О. (учитель русского языка)

Учитель истории и обществознания: Ф.И.О.

Сроки прохождения педпрактики:

С 8 февраля 2006 г. по 8 марта 2006 г.

Страница 3. Расписание звонков.

8.30 – 9.10

9.20 – 10.00

10.15 – 10.55

11.10 – 11.50

12.05 – 12.45

13.00 – 13.40

Расписание уроков.


Понедельник

1. Алгебра

2. Литература

3. Физика

4. Английский язык

5. Физкультура

Вторник

1. Английский язык

2. Геометрия

3. Биология

4. История

5. Русский язык


6. Немецкий язык


Среда

1. Алгебра

2. Русский язык

3. Литература

4. География

5. Английский язык

Четверг

1. История

2. Черчение

3. Физика

4. ОБЖ

5. Физкультура


6. Музыка


Пятница

1. Английский язык

2. Немецкий язык

3. Биология

4. Обществознание

5. Русский язык

6. Геометрия

Суббота

1. Труд

2. Труд

3. Алгебра

4. Русский язык

5. Литература

6. Геометрия


 

Страница 4.

Список класса 9 «Б»:



Страница 5. План индивидуальной работы:

 

Дата Виды деятельности Подпись
10.02.06 Посещение урока обществознания  
24.02.06 Проведение внеклассного мероприятия  

Страница 6. Образец оформления дневника-журнала:

 

Дата Тема урока Методические замечания Оценка, подпись
11.03 Человек и гражданин Отсутствует методика диктовки, перенасыщенность терминологией, завышение оценок  

 

Страница 7. Психолого-педагогическая характеристика класса.

 

Страница 8. Психолого-педагогическая характеристика ученика.

 

Страница 9. Педагогический анализ урока, проведённого одногруппником.

(Психолого-педагогические характеристики делаются по схемам, указанным выше)

 

Образец плана-конспекта урока.

 

Целеполагание.

После урока учащиеся должны:

· Знать что такое правовое государство

· Уметь анализировать и сравнивать тексты конституций СССР и России

· Дать оценку развитию демократии в Российском государстве

 

План занятия:

 

Мотивация.

Предоставление необходимой информации.

Работа в группах.

Создание и презентация нового продукта.

Рефлексия.

Домашнее задание.

 

Оборудование: учебник, цитаты, тексты конституций

Описание занятия.

 

Этапы

Формы и методы

Ожидаемые результаты

Формы контроля и оценивания

 

1.Мотивация

Мозговой штурм, обсуждение

 

Выход на тему и проблему урока

Запись ассоциаций на доске

 

2. Рассмотрение основной проблемы

Работа с текстом, анализ документов.

Сравнение текстов конституции 1918, 1924, 1936, 1977, 1993 гг.

Ответы на вопросы

 

3.Обсуждение

Работа в группах

Создание нового продукта

Презентация нового продукта

 

4. Подведение итогов

Анализ цитат, эвристическая беседа

Выявление признаков правового государства, размышления на тему было ли и будет ли наше государство правовым.

Ответы на вопросы.

 

Ход занятия.

Мотивация.

1. Какое отношение к теме нашего урока имеют следующие цитаты:

1. «Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать» (Салтыков Щедрин)

2. «…Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (Конституция РФ, ст.1)

2. Мозговой штурм: Что такое демократия?

Текст 1.

Конституция РСФСР

(Российской Социалистической Федеративной Советской Республики)

Принята 10 июля 1918 года

Общие положения: основная задача заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в целях «полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма»...

Конструкция Советской власти: высшей властью обладает Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов;

От городских Советов на съезд делегируется 1 депутат от 25000 жителей и 1гм-с депутат от 125тысяч сельских жителей

Высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (дает общее направление деятельности правительства, согласует работы по законодательству и управлению, издает декреты и распоряжения, образует Совет Народных Комиссаров) Избирательное право: устанавливается равенство в вероисповедании, национальности, оседлости, принадлежности к полу, право избирать получают граждане с 18 лет, ряд категорий населения лишены избирательного права - прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, коммерческие посредники, монахи и духовные служители, служащие и агенты бывшей полиции, душевнобольные, умалишенные, находящиеся под опекой, осужденные за корыстные и порочащие преступления; избиратели в любое время могут отозвать депутата и провести новые выборы.

Правовая доктрина советского государства: право есть инструмент классовой борьбы и служит проведению в жизнь политических решений; политика получает приоритет над правом, право защищает в первую очередь коллективные общности, а не индивидов.

В первые годы Советской власти политика большевиков была основана на идее «отмирания права», в связи с чем раздавались голоса о необходимости ликвидировать это понятие как контрреволюционное. Появляется доктрина «пролетарского права». Нарком юстиции П.И.Стучка в статье «Низвержение права» писал: «Всякая пролетарская революция начинается с того, что на деле разбивает теорию Монтескье о разделении властей».

 

Текст 2.

Текст 3.

Текст 4.

Текст 5.

Рефлексия.

- Существовало ли в нашей стране правовое государство?

- При каких условиях государство может считаться правовым?

- Как вы думаете, является ли современная Россия правовым государством?

Заканчивается урок словами И.Канта: «Правовое государство можно построить лишь тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание».

Умники и умницы

Тип занятия: викторина (повторительно-обобщающая игра)

Цель: определение степени усвоения знаний, полученных учащимися в курсе «Основы правовых знаний».

Задачи:

1. посмотреть какие темы и понятия были усвоены учениками лучше, а какие хуже и требуют доработки;

2. развитие умений учащихся работать самостоятельно и в группе; стимулировать мыслительные и познавательные процессы учащихся;

3. выяснить отношение учащихся к данном учебному предмету.

Оборудование: различные средства наглядности (кроссворд, раздаточный материал)

Подготовительный этап

Класс был разбит на 2 равноценные команды. Ими были выбраны следующие названия:

Команда 1 – «Всезнайки»;

Команда 2 – «Умняшка»

Каждая из команд выбрала себе капитана, который должен руководить действиями своих товарищей и распределять - кто из членов команды будет отстаивать решение каждого задания в конкурсах.

Игровой этап

Всего в данной викторине было проведено 5 конкурсов:

Угадай кто я?»

Командам предлагаются 2 персонажа: президент и милиционер. Каждой из них достаётся какой-то один. Команда выбирает участника, который изобразит «неизвестного». По характерным признакам команды должны узнать представляемых персонажей друг друга.

Конкурс способствует концентрации внимания и развитию мыслительных процессов.

Ромашка»

Команды поочередно отвечают на вопросы «ромашки». Конкурс рассчитан на проверку знаний учащихся. (Каким образом регулировались взаимоотношения в племенах первобытных людей? Каково соотношение понятий «право» и «закон»? Каким важнейшим правом обладает человек. Кто и в каких случаях это право отменяет? Что такое свобода. Чем она ограничена? Объясните значение понятия «равенство». Что вам известно о светском государстве? Назовите основные международные документы, закрепляющие права детей? При отсутствии родителей на кого возлагается ответственность за детей? Наступает ли уголовная ответственность с 14 лет (если да, то за какие преступления)? Какие функции выполняет адвокат?)

Кроссворд»

Кроссворд, состоящий из 9 слов начерчен на доске.

Важно, какая из команд быстрее ответит на вопросы. Этот конкурс направлен на закрепление информации.

 

Подведение итогов.

За каждый конкурс командам выставлялись полученные баллы (от 1 до 5). После проведения всех конкурсов были подведены итоги: 19:22. С небольшим преимуществом победила команда «Умняшки».

Рефлексия: викторина проводилась в неформальной, игровой обстановке. Ребята показали себя дружной сплочённой группой, умеющей проявлять командные качества.

В мероприятие были вовлечены все ученики. Они с интересом участвовали в конкурсах, дали возможность проявить себя всем свои товарищам. Учащиеся показали хороший уровень знаний. Справились практически со всеми предложенными заданиями. Больше всего ребятам понравился конкурс «Перевод с тарабарского языка».

Из статьи Завельского Ю.В.

Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

· четко определить и сформулировать для себя его тему;

· определить место темы в учебном курсе;

· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

· и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

· узнавание нового материала;

· воспроизведение;

· применение знаний в новой ситуации;

· применение знаний в незнакомой ситуации;

· творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

· задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

· задания, способствующие осмыслению материала учеником;

· задания, способствующие закреплению материала учеником.

4. Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

Список литературы

 

1. Боголюбов Л., Кинкулькин А. Концепция обществоведческого
образования. 2002.

2. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

3. Дереклеева И.И. Справочник классного руководителя. Под
ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2005. - 272 с. -
(Педагогика. Психология. Управление).

4. Днепров Э.Д. Четвёртая школьная реформа в России. М., 1997.

5. Касьянов В.В. Обществознание: экзаменационные ответы
(для абитуриентов) Ростов на Дону. 2002.

6. Конституция РФ. М., 1999.

7. Мухаев Р.Т. Политология. Школьный практикум. - М.: Дрофа,
1999.

8. Наумова С.А. Что надо знать о политике. Учебное пособие
для 11 классов. М., МЛРОС, 1997.

9. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007. – 401 с.

10. Педагогика. Учебное пособие для студентов
педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред.
П.И. Пидкассистого. - М.: Педагогическое общество России, -
1998.

11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических
учебных заведений / В.А. Сластёнин М., 1998.

12. Политология. Практикум. Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика М., 1999.

13. Шилобод М.И. Основы политологии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М., 2001.

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Шаненкова И.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Учебно-методическое пособие для студентов философского факультета

Орёл 2007

УДК 37 (075.8) Рекомендовано к печати

ББК 480.276.6 Я73 редакционно-издательским

Ш 202 советом Орловского госу-

дарственного университета

Протокол № 6 от 27.04.06 г.

 

Рецензенты: кандидат философских наук,

доцент Е.И. Хохлова;

кандидат политических наук,

доцент А.И. Кондратенко

 

 

Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие для студентов философского факультета. /Шаненкова И.А. – Орёл: ОГУ. – 2006. – с. 41

 

 

Данное учебно-методическое пособие является универсальным справочником по прохождению студентами 4-х курсов педагогической практики в школе.

Руководствуясь материалами пособия, учащиеся вуза обретут навыки грамотного планирования и проведения уроков, научатся педагогически верно составлять планы-конспекты классных и внеклассных занятий.

Подробно описанные схемы психолого-педагогических характеристик класса и отдельно взятого ученика позволят будущим учителям умело руководить образовательным процессом, без труда находить общий язык со школьниками.

© Шаненкова И.А.

Содержание

Пояснительная записка. 4

Организация практики. 6

Требования к организации педагогической практики. 6

Содержание педагогической практики. 7

Критерии оценки результатов. 8

Схема педагогического анализа урока. 10

Схема психолого-педагогического анализа урока. 11

Схема психолого-педагогической характеристики класса 13

Схема психолого-педагогической характеристики ученика. 15

Схема психолого-педагогического анализа внеклассного мероприятия. 21

Образец оформления педагогического дневника. 22

Образец плана-конспекта урока. 25

Образец внеклассного мероприятия. 35

Как подготовить современный урок. 38

Как правильно оценить результаты работы учащихся в общественных дисциплинах. 41

Список литературы.. 41

Пояснительная записка.

В общей системе подготовки будущего учителя важное место занимает педагогическая практика. Она является связующим звеном между теоретическим обучением студентов и их будущей самостоятельной работой со школьниками.

На четвёртом курсе завершается процесс профессиональной подготовки к работе учителя политологии и обществознания в общеобразовательной школе (студенты изучили такие дисциплины, как история педагогики, введение в педагогическую профессию, научные основы школьного курса политологии, методику преподавания политологии, практикум по политологии). Содержание деятельности студентов в ходе этой практики должно быть максимально приближено к реальной профессиональной деятельности учителя. Особенностью практики является то, что деятельность студентов носит самостоятельный характер.

Основная цель педпрактики для студентов – углубление знаний, приобретённых в процессе теоретического обучения в вузе, овла


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.283 с.