Схема психолого-педагогической характеристики ученика. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Схема психолого-педагогической характеристики ученика.

2017-11-28 178
Схема психолого-педагогической характеристики ученика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из главных методов изучения личности ребёнка является наблюдение. Если педагог (студент-практикант) умеет дать точную характеристику развития личности ребёнка, объективно анализировать причины отклонения в поведении ученика и вовремя использовать результаты изучения в работе с семьёй и педагогическим коллективном, то он может помочь ученику сохранить себя, не растеряться, не озлобиться.

Способность педагога оперативно, всесторонне и глубоко описывать облик и поведение ребёнка является основой для выбора эффективных методов воспитания.

Примерная схема наблюдения за ребёнком.

1. Общее впечатление, физические характеристики, чистота, аккуратность, внешний вид.

В первую очередь необходимо обратить внимание на тело – рост и вес ребёнка и их соответствие возрастной норме. Также необходимо отметить телесные изъяны (дефекты) и какие-либо диспропорции. Некоторые дети выглядят физически более зрелыми, другие – менее зрелыми. Следует обратить внимание на позу. Она может быть оцепенелой, напряжённой, расслабленной, подавленной, жмущейся.

Лицо может быть узким или широким, нежным или грубым, асимметричным, более или менее выразительным, комичным, создавать впечатление здоровья или болезненности, выглядеть интеллигентным, симпатичным или несимпатичным. Следует также отметить отчётливые дефекты (бородавки, родимые пятна), которые могут быть объектом насмешек.

Мимика и пантомимика оценивается в результате общего впечатления: пониженная, живая, преувеличенная, стереотипная, застывшая. Особенно обращаем внимание на то, что выражают глаза и рот, на жесты.

Чистота тела является простым, но важным признаком для диагностики ребёнка. Обращаем внимание на ногти, руки, уши, волосы, шею, зубы, одежду и обувь. Особое внимание – на косметику и причёску. Причёска свидетельствует об аккуратности и вкусе. Обращаем внимание на то, не является ли она слишком бросающейся в глаза. Обращаем внимание на маникюр, на то, о чём говорят украшения (вкус, стоимость, уместность).

В одежде отмечаем аккуратность, наличие вкуса, простоту, соответствие размерам, степень повреждённости или заношенности.

Необходимо обратить внимание на общую подвижность: повышенная двигательная активность, малая активность, пассивность.

2. Речь учащегося.

Много информации можно получить оценивая голос. Приятный голос важен при формировании положительного эмоционального отношения к ребёнку со стороны других детей, и наоборот. Следует отметить, является ли голос ребёнка монотонным или красочным.

Темп речи. Расторможенные или напряжённые дети часто говорят торопливо и ускоренно. У депрессивных детей обращает на себя внимание замедленный темп речи. Отметить, изменяется ли темп речи в процессе разговора. Составить представление о разговорчивости ребёнка: многоречивый – разговорчивый – малоразговорчивый – замкнутый – неразговорчивый. Плохая дикция может быть результатом задержки психического развития.

О культурно-воспитательных влияниях информирует словарь ребёнка и конструкция его вербальных построений. Обратите внимание на богатство или бедность словаря, является ли он разговорным или изысканным, использует ли ребёнок сленг, а также вульгаризмы, инфантильные выражения, иностранные слова (к месту или не к месту). Конструкция предложений: вычурная или высокопарная, точность формулировок, использование длинных предложений, степень грамотности.

Разговор позволяет понять как ребёнок воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно, есть ли в его мышлении задержки, насколько уверенно или неуверенно он говорит, стремится ли менять темпы разговора; естественно, следует выяснить причины такого поведения.

3. Социальное поведение.

Следует обратить внимание на то, как ребёнок устанавливает контакт: торопливо, очень фамильярно, смело, приятельски и охотно, или же сдержанно, недоверчиво, осторожно; была ли тенденция избежать контакта или полностью вас игнорировать.

Полезно наблюдать за ребёнком с точки зрения его социальных навыков и вежливости. Являются ли эти навыки неестественными, утончёнными или только наиболее общими. Отдельные виды поведения прямо оцениваем как невежливые или грубые.

Для выяснения качественного своеобразия социального поведения ребёнка может помочь следующий список прилагательных: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, нерешительный, застенчивый, неуверенный, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, получающий радость от общения, непосредственный, ласковый, доверчивый.

4. Настроение.

Настроение оценивается по следующим категориям: эйфоричное, беззаботное и счастливое, уравновешенное, серьёзное, плохое, тоскливо-тревожное, депрессивное. Отмечают также, насколько настроение подвержено внешним влияниям.

5. Поведение ребёнка при выполнении учебных и неучебных заданий.

Очень важным является отношение к заданиям: от активного неприятия, нежелания, недоверия через равнодушие к высокому интересу и старательности. Обращаем внимание на характер мотивации ребёнка: или его интересует задание само по себе, или оно ему нравится как игра, или привлекает успешность решения, похвала, или боится неуспеха или наказания.

Наблюдаем у ребёнка рабочие навыки: может анализировать проблему, направлен ли на получение запланированного решения или действует хаотично, решает задания последовательно или неожиданно, обычным способом, изобретательно. Другой характеристикой является темп работы: работает быстро, равномерно или неравномерно. К рабочим навыкам относятся старательность и добросовестность, а также настойчивость и терпеливость.

Очень важно понаблюдать как ребёнок реагирует на неуспех: агрессией (вербальной, направленной на учителя или на задание), общим возбуждением, критикой или е потерей самообладания (становится неуверенным, сдаётся, винит себя), воспринимает ли неуспех равнодушно, реалистично или реагирует неадекватно.

Обязательно необходимо отметить признаки невротических проявлений, которые можно наблюдать непосредственно (игра с руками, одеждой, покашливание, гримасы, облизывание губ, сосание пальцев, кусание ногтей, покраснение щёк, появление бледности, подёргивание головой, руками, плечами, плач, пугливость, заикание, запинание в речи, беспокойство, демонстративность и др.).

Важными характеристиками, существенно влияющими на обучение и воспитание, являются темперамент и особенности характера учащегося.

Темперамент – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, обусловливающих типичные способы поведения. Проявляется в отношении человека к разным сторонам жизни: к другим людям, к сверстникам, к взрослым, к делу, к себе, к собственности и т.д.

Для выяснения темперамента школьника, отношения учащегося к учёбе, к школе, к своим одноклассникам и так далее учитель (студент-практикант) может использовать ряд психолого-педагогических тестов, например:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

- не знаю

- остался бы дома

- пошёл бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоём классе?

- мало

- много

- нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

- нравится

- не очень

- не нравится

Для анализа анкеты используют следующий ключ:

Вопросы Оценка за 1 ответ Оценка за 2 ответ Оценка за 3 ответ
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Анализ анкетирования

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладает большинство учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

19-11 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.

10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьёзные трудности в школе. Школа воспринимается ими как враждебная среда.

 

Пронаблюдав за учащимся учитель (студент-практикант) может составить его характеристику.

Первый вариант.

1. Развитие (интеллектуальное, физическое, нравственное).

2. Сфера учёбы (способности и возможности, прилежание, результаты).

3. Интересы (направленность интересов, глубина, постоянство, перспективность).

4. Жизнь в коллективе класса (статус в коллективе).

5. Отношения с товарищами и учителями.

6. Характер (моральные и волевые качества).

7. Направленность личности (убеждение, поведение)

8. Деятельность (общественно полезная, познавательная, трудовая, досуговая).

 

Второй вариант.

1. Состояние здоровья.

2. Социальное положение родителей.

3. Взаимоотношения в семье.

4. Тип темперамента.

5. Черты характера, акцентуации.

6. Волевые черты характера: решительность, смелость, активность, инициативность, целеустремлённость, настойчивость и т.д.

7. Организованность (самоконтроль, выдержанность, самообладание, самокритичность, дисциплинированность).

8. Особенности памяти, речи, эмоции.

9. Успеваемость, интеллектуальное развитие: любимые предметы, нелюбимые предметы.

10. Характер чтения.

11. Отношение к труду (учебному, физическому, общественно-полезному, труду по самообслуживанию).

12. Взаимоотношения в группе, коллективе, положение в коллективе.

13. Отношения к родителям, учителям, сверстникам.

14. Отношения к себе: самокритичное, переоценка собственной личности.

15. Участие в жизни класса, школы.

16. Занятия в свободное время и сведения о том, с кем преимущественно общается школьник.

17. Наиболее типичные проявления недисциплинированности.

Педагогические выводы и рекомендации.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.