История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-11-28 | 2079 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Фрэнсис Бэкон (1561—1626) — английский философ, известный как основоположник современного английского эмпиризма, сыграл большую роль в изучении процесса познания в психологии. Он наметил новую линию исследования души, обозначив переход психологии от науки о душе к науке о сознании. Он призвал отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, и исключить органические функции из ее состава, перейти к эмпирическому описанию ее процессов. Бэкон развивал идею о единой науке о человеке. Это учение он полагал состоящим из двух частей: одна рассматривает человека как такового (философия человека), вторая — в его отношении к обществу (гражданская философия).
Понимание человека, концепция души Ф. Бэкона. Понимание человека у Бэкона носило натуралистический характер. Учение о человеке, по Бэкону, состоит из двух частей. В соответствии с частями, из которых состоит человек (тело и душа), выделяются науки о теле и науки о душе. Науки о душе должны исследовать ее происхождение, способы их развития и укрепления.
Бэкон выделяет два типа души — рациональную, божественную душу (или дух) и чувствующую, нерациональную душу, общую у человека и животных. Каждая из этих душ обладает, по Бекону, своими способностями (функциями). Чувствующая душа обладает способностью к ощущению и способностью выбора, определяемой как стремление к благоприятным и неблагоприятным обстоятельствам и возможностью совершать произвольные движения. Эти способности имеют все тела. От ощущения следует отличать восприятие как функцию души, однако критериев такого различения Бэкон не дает.
Способности рациональной души — память, разум, рассудок, воображение, желание (влечение), воля. Бекон считал чувства исходным элементом познания, но не исчерпывающим. Данные чувств должны обрабатываться разумом.
|
Теория познания Ф. Бэкона. В своей теории познания Бэкон признает объективность существующего мира и определяет чувства как первичный элемент познания, однако они не дают всей полноты и объективности картины мира и должны обрабатываться разумом. Бэкон утверждал, что объективное познание невозможно без совместной работы опыта, эмпирии и рассудка, которая заключается в применении рационального метода к чувственным данным.
В своей теории Бекон заложил основы эмпирического изучения явлений сознания. Он верил в возможность знания и познания (причем эмпирического), но признавал его ограничения. Эти ограничения (ошибки, фундаментальные трудности) он называл призраками, или идолами (заблуждениями), обманывающими человека в силу его общей человеческой или индивидуальной природы. Бэкон выделял четыре типа идолов-ограничений: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади и идолы театра.
1. Идолы рода. Они заложены в самой природе человека, поскольку все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира.
2. Идолы пещеры. Это индивидуальные заблуждения отдельного человека. В частности, люди любят теории, которые они считают своими, или те, к которым они привыкли. Истину же следует искать в свете опыта природы, который вечен.
3. Идолы площади. Эти заблуждения возникают в силу взаимной связанности и сообщества людей. Например, громкие и торжественные диспуты ученых часто превращаются в споры о словах.
4. Идолы театра. Эти заблуждения вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств.
Теория познания Ф. Бэкона оказала большое влияние на дальнейшее развитие психологии вообще и психологии познания в частности. По Бэкону, главным орудием изучения познания является метод, а наиболее подходящим для этого методом является научная индукция, т. е. создание общего на основе изучения частностей, которая была разработана Бэконом как научная теория.
|
Значение философии Ф. Бэкона. Фрэнсис Бэкон своим творчеством завершил этап развития психологии, где предметом изучения являлась душа, и дал начало развитию нового этапа в психологии, где главным предметом изучения становится сознание. Это произошло благодаря отказу Бэкона от изучения души как особого предмета и исключению из состава души органических функций, а также его требованию перейти к описанию процессов души.
Бэкон одним из первых ученых того времени призывал отказаться от пустых теоретических изучений метафизических вопросов о сущности, бессмертии, частях и т. п. души и перейти к непосредственному изучению психических явлений и процессов как таковых. Более того, Бэкон предложил конкретные способы практического изучения предмета: опыт, эксперимент. Он считал, что преимущество этих методов заключается в том, что они усиливают познание, делают доступным то, что недоступно органам чувств.
Важнейшим методом науки психологии Бэкон считал индуктивный метод, позволяющий сделать определенный четкий вывод из множества отдельных посылок. Заслуга Бэкона — в том, что он возвел индуктивный метод в общую теорию, выявил правила перехода от частного к общему. Ориентация в учении Бэкона на эмпирию, познание сделала его родоначальником эмпирической науки, оказав тем самым огромное влияние на все науки в целом.
Бэкон предлагал единую науку о человеке, частью которой является психология: философия человека рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает человека во взаимодействии с другими людьми. В этом усматривается заложение принципа междисциплинарности наук.
Важно то, что в науке о человеке, которую он делит на учение о личности и учение о связи души и тела, Бэкон на основании разделения этих наук предлагает и разделение их задач и мето-
дов. В учении о личности через изучение личностей исторических деятелей рассматриваются человеческие способности, высшие проявления человеческих возможностей (выдающаяся память, мудрость, моральная стойкость и т. д.). В учении о связи души и тела рассматриваются возможности определять душевные состояния по внешним проявлениям, а также последствия влияния болезненных состояний тела на душевную деятельность и, наоборот, влияние души на тело. Таким образом, происходит разделение предмета психологии и его изучение в соответствии с конкретными задачами, например изучение взаимовлияния души и тела впоследствии становится задачей науки психосоматики.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!